Файл: Типы физических нагрузок и основные зоны их интенсивности в зависимости от мощности работы по курсу физическая культура.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 1210

Скачиваний: 49

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


По составу отдыхающих

  • Коллективный (группа друзей, коллег по учёбе или работе, единомышленников со схожими интересами и увлечениями, семейный отдых и тому подобное);

    • молодёжный

    • семейный

    • школьный

    • пенсионеров

  • Индивидуальный: иногда нужно отдохнуть ото всех;

  • Парный: романтический.

По месту отдыха

  • отдых на море

  • сельский отдых

  • отдых в горах

  • дачный

По целям

  • познавательный

  • спортивный

  • оздоровительно-лечебный

  • ностальгический

  • событийный (фестивали, концерты популярных артистов, спортивные соревнования в качестве болельщиков и т. п.)

По отдалённости

  • местный

  • пригородный

  • дальний

  • международный

По организации

  • организованный

  • неорганизованный


Типы интервалов отдыха

Интервалы между занятиями зависят от уровня тренировочной нагрузки. Они предназначены для обеспечения полного восстановления производительности до исходного уровня или до фазы суперкомпенсации (перекомпенсации). Тренировки в фазе неполного восстановления не допускаются для спортсменов-любителей, поскольку адаптивные возможности человека ограничены. Чем больше тренировочная нагрузка, тем дольше должны быть периоды отдыха.

Различают три типа интервалов отдыха: полный (ординарный), сокращенный (жесткий) и оптимизированный (экстремальный).

Полный (ординарный) интервал отдыха – это отдых такой длительности, когда следующая порция нагрузки приходится на фазу полного восстановления работоспособности организма. Упражнения с полным интервалом отдыха характерны, например, для развития силовых и скоростно-силовых способностей.

Сокращенный (жесткий) интервал отдыха характеризуется тем, что следующая порция нагрузки приходится на состояние неполного восстановления. Он чаще всего используется для развития выносливости.

Оптимизированный (экстремальный) интервал отдыха - это отдых такой длительности, когда следующая нагрузка 
совпадает с фазой сверхвосстановления(суперкомпенсации) работоспособности. В этих случаях можно и нужно давать увеличенную нагрузку, что приведет к повышению уровня физической подготовленности.

Эффект, полученный с тем или иным интервалом, не является постоянным. Он изменяется в зависимости от общей нагрузки, заданной определенным методом. С другой стороны, в зависимости от характеристик установленных интервалов отдыха, влияние как одиночной нагрузки, так и всего упражнения в целом значительно варьируется. 

Отдых как компонент спортивной тренировки

Как известно, отдых также является частью тренировочного процесса. Но отдых может считаться по-настоящему органичной частью обучения только в том случае, если он организован в соответствии с его законами. Слишком короткий или, наоборот, слишком длинный отдых нарушает структуру тренировочного занятия и в таких случаях превращается из его неотъемлемой части в фактор переподготовки или отстранения от занятий . В связи с этим возникает проблема оптимального, регламентированного восстановления в спортивной тренировке. Рационально организованный (активный и пассивный) отдых выполняет две основные функции в тренировке:

  • обеспечивает восстановление работоспособности после тренировочных нагрузок, позволяя тем самым их повторное использование;

  • это средство оптимизации эффекта от тренировок.

Как фаза восстановления восстановление в процессе тренировки рационализируется с помощью таких средств и методов, как использование его различных форм (в том числе переключение на другую деятельность, не вызывающую усталость); комплексообразование в определенных вариантах активного и пассивного восстановления; введение элементов психорегуляторной подготовки в паузы между серией упражнений, направленных на успокоение и тонизирование спортсмена, восстановительные массажи, термические воздействия (например например, кратковременная разминка в сауне в перерывах между плавательными упражнениями), другие гигиенические процедуры и т.д. 

Использование отдыха как средства оптимизации эффекта тренировочных нагрузок основано на том, что его продолжительность в промежутках между упражнениями и характеристики его содержания (активный или пассивный) зависят от "пост-эффекта" предыдущей нагрузки и эффекта последующей. Известно, что достаточно короткий интервал покоя, или "жесткий", увеличивает эффект следующей нагрузки, так как совпадает с фазой неполного восстановления работоспособности и остаточной функциональной активности, сохраненной от предыдущей нагрузки. Остаток, достаточный для простого восстановления производительности до начального уровня, или "порядковый" интервал, позволяет использовать многократную нагрузку без уменьшения параметров, но и без их увеличения. Пауза, создающая условия для "чрезмерного восстановления" производительности, или "экстремальный" интервал, дает возможность увеличить следующую нагрузку. 



Интенсивность нагрузки

Интенсивность нагрузки — это напряжение, которое испытывает организм при мышечной работе. К интенсивности можно отнести, например, скорость бега, силу отталкивания при прыжках, силу броска мяча, координационная сложность упражнений.

Небольшие нагрузки или длительные перерывы между занятиями не приводят к развитию фитнеса. Чрезмерные нагрузки и короткие перерывы между тренировками могут привести к превышению адаптивных возможностей организма и перетренировке. Упражнения и отдых следует чередовать таким образом, чтобы каждая последующая сессия следовала по стопам предыдущей, углубляя и закрепляя положительные физиологические изменения. Таким образом, последовательность дискретных тренингов создает преемственность в учебном процессе.

Воздействие физических упражнений на человека связано с нагрузкой на его организм, вызывающей активную реакцию функциональных систем. Чтобы определить степень напряженности этих систем при нагрузке, используются показатели интенсивности, которые характеризуют реакцию организма на выполенную работу. Общей чертой всех циклических движений является то, что выполнение работы может характеризоваться различными интенсивностью и продолжительностью. Физиологи определяют четыре зоны интенсивности нагрузок: максимальную, субмаксимальную, большую и умеренную.

      • Работа максимальной интенсивности.

Продолжительность этой работы обычно не превышает 20 сек. При такой максимальной работе явления утомления наступают уже через 10-15 сек., что проявляется в некотором снижении интенсивности. Работа совершается в анаэробных условиях. Интенсивность работы настолько велика, что организм не в состоянии обеспечить ее за счет аэробных процессов. Поэтому кислородный запрос организма удовлетворяется только по окончании нагрузки. Во время же самой работы образуется значительный кислородный долг.

      • Работа субмаксимальной интенсивности. 

Предельная ее продолжительность не менее 20-30 сек., но не более 3-5 мин. При такой работе образуется значительное количество молочной кислоты, которая растворяется в крови. Помимо анаэробных процессов, интенсивно развертывающихся при этой работе, включаются также и аэробные процессы. Резко усиливаются дыхание и кровообращение. Это обеспечивает увеличение количества кислорода, притекающего с кровью к мышцам. Потребление кислорода непрерывно возрастает
, но максимальных величин оно достигает почти в конце работы. Образующийся кислородный долг очень велик - он значительно больше, чем после работы максимальной мощности, что объясняется продолжительностью работы.

      • Работа большой интенсивности.

 Она характеризуется длительностью не менее 3-5 мин. и не более 20-30 мин. Здесь уже вполне достаточно времени для того, чтобы дыхание и кровообращение могли усилиться в полной мере. Поэтому работа, выполняемая через несколько минут после старта, происходит при потреблении кислорода, близком к максимально возможному. Вместе с тем кислородный запрос при такой работе больше, чем возможное потребление кислорода. Интенсивность анаэробных процессов превышает интенсивность аэробных реакций. В связи с этим в мышцах накапливаются продукты анаэробного распада, и происходит образование кислородного долга.

Во время работы большой интенсивности заметную роль играют выделительные процессы. Потоотделение, усиливающееся в первые минуты работы, полностью включается в терморегуляторную функцию, предохраняя организм от перегревания. Помимо этого, с потом удаляется часть молочной кислоты и других продуктов обмена, поступивших из мышц в кровь.

  • Работа умеренной интенсивности. 

Она может продолжаться от 20-30 мин. до нескольких часов. Особенностью, отличающей зону умеренной интенсивности от всех трех вышеперечисленных зон, является наличие устойчивого состояния (равенство величин кислородного запроса и потребления кислорода). Лишь в начале работы кислородный запрос превышает потребление кислорода. Однако уже через несколько минут потребление кислорода достигает уровня кислородного запроса. Накопление молочной кислоты при устойчивом состоянии отсутствует или же невелико. Функции дыхания и кровообращения увеличены сильно, однако не максимально.

В физическом воспитании объем и частота выполнения упражнений зависят, главным образом, от уровня физической подготовки, физических характеристик, возраста и пола участников.

Существует четыре основных варианта структуры урока, в зависимости от уровня, на котором выполняется нагрузка.

  • повторная практика на стадии невосстановления работоспособности. Этот вариант используется на двух-трех тренировочных занятиях в день и предусматривает проведение подготовки на этапе невозврата, что создает компенсационные условия для общего тренировочного эффекта. Его применение особенно полезно при разработке выносливости.

  • неоднократные учения на стадии относительно полного восстановления оперативного работоспособного потенциала. Этот вариант предполагает, что следующее упражнение должно выполняться на стадии относительно полного восстановления организма и обеспечивать поддержание определенного уровня физической работоспособности.

  • повторное обучение на этапе повышения эксплуатационной работоспособности (суперкомпенсация). Данный вариант предусматривает использование типа суперкомпенсирующего отдыха, который обеспечивает выполнение следующих нагрузок на стадии повышенной работоспособности.

  • повторные учения на стадии полного восстановления работоспособности. Этот вариант предусматривает проведение следующего занятия через длительный отдых, когда структурные следы предыдущего занятия почти исчезли. Эта форма организации деятельности используется в основном при активном досуге (физическом отдыхе), так как обеспечивает стабильный оздоровительный эффект.


Упомянутые варианты чередования работы и отдыха имеют место как в профессии, так и в системе профессий.

Заключение

Физическое развитие человека создает условия для полноценной умственной работы. Физически здоровый человек лучше проявляет себя в продуктивной работе, справляется с тяжелыми нагрузками, меньше устает. Помимо осуществления физического развития, физическое воспитание должно пробуждать в человеке потребность и интерес к физической активности и спорту, способствовать более глубокому пониманию психофизиологических основ физического развития и укрепления здоровья, а также духовного, нравственного и эстетического развития. В этом смысле физическое воспитание функционирует как многогранный процесс организации активной физкультурно-оздоровительной деятельности, направленной на усиление потребности в занятиях физической культурой и спортом, понимание их психофизиологических основ, развитие физической силы и здоровья, а также развитие гигиенических навыков, привычек и здорового образа жизни.

В целом, следует отметить, что влияние преподавания на физическое развитие и образование молодежи зависит от эффективного использования разнообразных инструментов и методов, способствующих решению этой задачи.

Список литературы

  1. Лисицкая Т.С. Принципы оздоровительного отдыха. // Теория и практика физической культуры. -- Москва, 2003. -- № 8. -- С. 6-14.

  2. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. Учебник для институтов физической культуры. -М. -Фис, 2004.

  3. Фармакология спорта / Горчаков Н.А., Гудивок Я.Я. С., Гунина Л.М.; в целом, С.А. Олейник, Л.М. Гунина, Р.Д. Сейфулла. -- К.; Олимп. Л-ра, 2017. - 640 с., илл., табл. - Библиография: стр. 631 - 639.

  4. Теория физической культуры и спорта. Учебник / Сиб. кормили. Университет. ? Красноярск: СФУ ИПК, 207. - 342 с.

  5. Пособие учителя физкультуры: Ссылка. -Методическое руководство/ Составлено Б.И. Мишиным. Б.И. Мишин. - М.: ООО "Издательство "Издательство АСТ", 2004.

  6. Озолин Н.Г. Учебник тренера: наука о победе/ Н.Г. озолин. - М.: ООО "Издательство Астр'л": ООО "Издательство АСТ", 2004. -861с.

  7. Пособие учителя физкультуры /аут. П.А.Киселев, С.Б.Киселева. Волгоград: учитель, 2016. -251 с.

  8. Теория и методика физического воспитания / под ред. Л.П. Матвеева. -М.: Физкультура и спорт, 2006.