Файл: Отчет о практике (краткая характеристика проделанной работы, полученные результаты и выводы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Краткий отчет о практике
(краткая характеристика проделанной работы, полученные результаты и выводы)
2.1. Характеристика организации
В настоящем отчете представлены результаты ознакомления с различными аспектами организационно-правовой деятельности структурного подразделения организации на основе которой осуществлялось прохождение практики – ООО «СтарСинема»
Основные сведения
Дата создания образовательной организации: 7 ноября 2006 года
423457, республика Татарстан, Альметьевский район, г. Альметьевск, ул. Ленина, д. 100, этаж 3 пом. 68
2.2. Анализ направлений деятельности кафедры психологии в вузе
Психология изучает индивидуальные и групповые психические явления, их сущность, закономерности развития и формирования, место и роль в деятельности и поведении человека. Психология высшей школы изучает психику и психологические особенности деятельности студентов, преподавателей и руководителей вуза.
Психика отдельного человека включает психические процессы, состояния и свойства. Психические процессы подразделяют на познавательные, эмоциональные и волевые.
Познавательные процессы — ощущения, восприятия, представления, память, воображение, мышление и речь — дают возможность овладевать знаниями и решать задачи, ориентироваться в обстановке, изучать отдельные объекты и среду в целом, предвидеть события.
Эмоциональные процессы окрашивают всю внутреннюю жизнь человека, участвуют в активизации его сил, «дают знать» о соответствии или несоответствии происходящего потребностям и целям.
Волевые процессы выражаются в саморегуляции, сознательном, мобилизующем усилии и управлении своим поведением. Наиболее ярко они проявляются при преодолении трудностей и препятствий.

Психические процессы включены в поведение и деятельность людей.
Нет ни одной задачи, которая могла бы быть решена ими без проявления психических процессов.
Психические состояния — это временные состояния психики в целом
(подъем, уверенность, готовность, удовлетворенность, сомнение, угнетенность, подавленность и т. д.), от которых зависят уровни функционирования познавательных процессов, успехи практических действий, а также результаты внешних воздействий на человека, в том числе управляющих и воспитательных. Личность начинает складываться и проявляется тогда, « когда на основе сознания и самосознания появляется избирательное отношение к действительности, когда человек становится субъектом поведения и деятельности с определенной жизненной позицией, оценками, притязаниями, социально обусловленными качествами и свойствами.
Важнейшими психическими свойствами являются направленность, характер, темперамент и способности.
Направленность как свойство личности — это глубоко мотивированная целеустремленность. Мотивы выполняют в основном функции побуждения и смыслообразования. Вместе с тем они направляют поведение, участвуют в
«энергетическом» обеспечении психической активности человека. Основа направленности — потребности, интересы, склонности, идеалы, убеждения, мировоззрение. Именно цели, мотивы и отношения к действительности раскрывают направленность личности, ее жизненную позицию.
На форму проявления характера и все поведение человека влияет темперамент, который выражает динамику его психики и сказывается на гибкости и подвижности взаимодействия с внешней средой, на быстроте мышления, памяти, приспособлении к новым условиям жизни.
Важным психическим свойством, отличающим одного человека от другого, являются способности, т. е. такие психические особенности, которые позволяют успешно заниматься одной или несколькими видами

деятельности и, что важно подчеркнуть, совершенствоваться в них, овладеть ими.
По психическим свойствам можно судить об индивидуальных особенностях человека. От свойств зависит протекание и проявление психических процессов и состояний, постоянство психической активности, типичной для данного человека. Психологию интересуют особенности его знаний, навыков, умений, привычек, которые условно можно назвать психическими образованиями. Они складываются благодаря фиксированию в сознании результатов функционирования психических процессов, состояний, свойств. Психические образования — важное условие успешности решения профессиональных и других задач.
Наряду с индивидуальной психикой есть еще возникающие у групп и коллективов людей социально-психологические явления: традиции, оценки, интересы, вкусы и и т. п. Психология группы и коллектива характеризуется взаимоотношениями людей, их настроениями, мнениями, уровнем сознательности, товарищества, сплоченности, симпатиями, антипатиями и т. д. Личность и коллектив находятся в единстве, оказывают взаимное влияние друг на друга, мера которого зависит от их качеств. Социально- психологические явления играют важную роль в жизни вуза, в решении задач воспитания и обучения студентов, в работе кафедр и общественных организаций.
Предметом психологии высшей школы являются индивидуальные, а также и социально-психологические явления, порождаемые условиями вузов.
Психология высшей школы изучает место и роль психических процессов, состояний, свойств, опыта, их проявление, развитие и функционирование в деятельности студентов, преподавателей и руководителей вузов.
В отличие от общей психологии, изучающей общие закономерности, сущность психической жизни людей, психологию высшей школы интересуют прежде всего функционирование, изменение, развитие и
формирование психики студентов, психологические особенности деятельности преподавателей.
Психология высшей школы — сравнительно новая отрасль психологической науки. Она синтезирует в определенных отношениях достижения педагогической, социальной, возрастной психологии, психологии труда и т. д. По своему основному содержанию она является педагогической психологией применительно к вузу. К числу ее основных задач можно отнести:
1. Участие в разработке «модели» современного специалиста с высшим образованием.
2. Проведение психологического анализа деятельности студентов, преподавателей, кафедр, руководящего состава вузов и выявление на этой основе психологических предпосылок повышения эффективности учебного процесса, вузовского воспитания и обучения.
3. Изучение психологии студенческого коллектива, его влияния на учение, общественную, научную и производственную деятельность студентов.
4.
Выявление закономерностей формирования личности и профессионально важных качеств будущего специалиста с высшим образованием (с учетом профиля вуза и курса, возрастных и социальных особенностей).
5. Разработку проблемы психологической подготовки студентов к практической деятельности после окончания вуза.
6. Изучение психологии личности и труда преподавателя вуза, психологических основ его педагогического мастерства и творчества.
7. Исследование проблемы профориентации и профотбора в высшие учебные заведения.
8. Анализ процесса адаптации бывших школьников к вузовскому обучению, а выпускников вузов — к условиям трудовой деятельности.


Наиболее значительной задачей психологии высшей школы является проведение психологического анализа деятельности студентов. Поскольку личность студента проявляется и формируется в деятельности, то изучение ее особенностей, организации и содержания, темпа, уровня напряжения и т. д. выступает ключевым моментом в решении всех других психологических проблем высшего образования.
Изучение функционирования и проявления психики студентов и психологии студенческих коллективов в различных видах деятельности, на различных курсах, с учетом профиля вуза необходимо для успешного управления процессом формирования личности будущего специалиста, решения вопросов планирования учебного процесса, применения технических средств обучения. Велико теоретическое и практическое значение вузовской психологии. Она содействует вскрытию закономерностей развития и формирования психики студентов в условиях высшего учебного заведения, их психологической подготовки к профессиональной деятельности. Психология высшей школы соотносит задачи и процесс формирования личности студента с содержанием образования, оказывает помощь руководству вуза в организации и планировании учебного процесса, в решении вопросов научной организации труда студентов и преподавателей.
Исследование данных психологии высшей школы способствует улучшению методики преподавания различных научных дисциплин, повышению успеваемости и эффективности воспитания и обучения студентов, привлечению средств наглядности и ТСО.
Овладение основами вузовской психологии положительно сказывается на педагогическом мастерстве преподавателя, позволяет ему рационально организовать свой труд, работу над собой.
Таким образом, психология высшей школы может оказать помощь преподавателям в нахождении средств интенсификации учебного процесса, в отыскании новых методов обучения и воспитания студентов, вместе с тем она может обогатить содержание преподавания ряда предметов. В
психологии высшей школы используются различные методы на основе конкретного учета особенностей деятельности студентов, преподавателей, руководящего состава вузов, целей и задач формирования личности специалиста с высшим образованием.
2.3. Обоснование эмпирического исследования в рамках
прохождения практики
Актуальность. Впервые термин «математическая или статистическая психология» был предложен И. Гербартом в 1822 г., позже его ученик М.
Дробиш написал книгу «Первоосновы учения о математической психологии». Однако дальнейшее развитие статистическая психология получила лишь в 1963 г. уже в США, где появился учебник по математической психологии. Там же была организована первая лаборатория по математической психологии, и стал издаваться журнал «Математическая психология», который является единственным и в настоящее время.
В России математическая психология начала развиваться в семидесятых годах XX в., и одним из ее основателей был В.Ю. Крылов.
Применение статистических методов в психологии началось практически с момента выделения психологии как экспериментальной дисциплины.
Применение математических моделей уже на ранних этапах становления психологии неслучайно и является следствием общей тенденции математизации наук.
Первая стадия характеризовалась применением статистических методов анализа результатов экспериментального исследования, а также выведением простых законов (период с конца XIX до начала XX в.); в это время в психологии начал использоваться метод факторного анализа, были разработаны различные модификации метода кластерного анализа, был предложен психофизический закон, построена кривая научения и др.


Вторая стадия (период 1940-1950-х годов) была связана с разработкой множества моделей психических процессов и поведения человека с использованием уже известного математического аппарата.
Третий этап (с 1960-х годов по настоящее время) характеризуется выделением математической психологии как отдельной психологической дисциплины, основной целью которой является разработка математического аппарата для моделирования психических процессов и анализа данных психологического эксперимента.
Четвертый этап (еще не наступил), возможно, будет характеризоваться становлением теоретической и отмиранием математической психологии
(Леонтьев, 1974). Часто математическую психологию (МП) отождествляют с статистическими методами, что является ошибочным. Можно сказать, что математическая психология и статистические методы соотносятся друг с другом так же, как психология теоретическая и экспериментальная.
Применение статистических методов уже на ранних этапах развития психологической науки неслучайно и является следствием общей тенденции математизации науки. С этой точки зрения в современной науке математическая психология является важной для вновь становящихся областей психологии.
Объектами математической психологии являются индивидуальный и коллективный субъекты, обладающие психическими свойствами, а также содержательные психологические теории и математические модели.
Предметом математической психологии является разработка и применение формального аппарата для адекватного моделирования систем, обладающих психическими свойствами, а методом - математическое моделирование.
В основе любого статистического метода анализа данных лежит теоретическая модель изучаемого процесса или явления. В настоящее время статистические методы все больше проникают и в гуманитарные области знаний: в экономику, психологию, социологию, лингвистику.

Благодаря развитию информационных технологий и широкому использованию персональных компьютеров математические методы, казалось бы, должны становиться все более доступными для людей с гуманитарным образом мышления. Однако складывается парадоксальная ситуация. Математическая культура не растет, а падает.
Непрерывное и быстрое расширение областей исследования, в которых удается эффективно использовать математические методы, составляет одну из характерных черт развития современной науки.
Цель исследования: исследовать психологические особенности студентов вузов разных этнических групп, используя статистические методы.
Задачи исследования:
1.
Раскрыть сущность статистических методов и их использование в психологии.
2.
Определить уровень эмоциональной устойчивости, ригидности, уровень волевой регуляции и т.д. (Многофакторный личностный опросник
Кеттелла) исследуемых студентов, с использованием математических методов.
3.
Выявить особенности отношений студентов с родителями, с использованием математических методов.
4.
Определить межличностные отношения студентов, с использованием математических методов.
5.
Определить уровень творческого потенциала студентов, с использованием математических методов.
Объектом изучения являются студенты вуза первых курсов.
Предмет исследования: статистические методы и их применение в психологии.
В ходе исследования были использованы следующие методики:

Многофакторный личностный опросник Кеттелла.

Опросник "Взаимодействие родитель - ребенок".

Модульный тест Анцупова.



Тест на определение творческого потенциала С.Д. Резнина, С. Н.
Соколова и В. В. Бондаренко «Каков ваш творческий потенциал?».
Методы исследования: теоретический анализ литературы по данной теме, психолого-педагогический эксперимент, наблюдение, синтез, обобщение, абстрагирование, статистические методы.
Теоретической базой исследования послужили работы таких исследователей как, Гласс Дж., Стенли Дж., Митина О.В., Бусыгина A.JI.,
Ведерникова Л.В., Горностаев П.В., Левитская Е.Ю., Легран П.,
Матушанский Г.У., Менг Т.В., Соломко Л.И. и др.
Экспериментальная база исследования. В исследовании приняли участие студенты первых курсов Университета «Синергия», в количестве 428 человек.
2.4. Исследование психологических особенностей студентов вуза
статистическими методами
Многофакторный личностный опросник Кеттелла
Опросник Кеттела является одним из наиболее распространенных анкетных методов оценки индивидуально-психологических особенностей личности. Отличительной чертой данного опросника является его ориентация на выявление относительно независимых 16 факторов личности.
Каждый фактор образует несколько поверхностных черт, объединенных вокруг одной центральной черты.
Опросник Кеттела включает в себя все виды испытаний - и оценку, и решение теста, и отношение к какому-либо явлению. Предлагаемый опросник состоит из 105 вопросов (форма С) на каждой из которых предлагается три варианта ответов (a, b, c).
Мы провели исследование личностных особенностей группы студентов разных этнических групп (индусы, армяне, русские) первых курсов
Университета в количестве 428 человек по методике Кеттелла. Усредненные результаты для студентов разных этнических групп по всем факторам
опросника Кеттелла представлены в таблице 1.
Таблица 1 Сопоставление средних значений по факторам теста
Кеттелла у студентов разных этнических групп (индусы, армяне, русские)
Факторы
Русские
Индусы
Армяне
А - замкнутость-общительность
6 ±0,6 5,6 ±0,9 6,5 ±0,5
В - низкий интеллект-высокий интеллект
5,8 ±0,3 4,6 ±0,9 5,3 ±0,3
С - эмоц. неустойчивость - эмоц. устойчивость
6,8 ±0,3 6,9 ±0,9 6,8 ±0,3
D -флегматичность-возбудимость
5,4 ±0,1 4,4 ±0,1 5,4 ±0,1
Е - подчиненность-доминантность
6,3 ±0,3 5,2 ±0,7 6,2 ±0,3
F - озабоченность-беспечность
5,0 ±0,0 4,7 ±0,8 4,7 ±0,0
G - недобросовестность-добросовестность
6,0 ±0,5 6,6 ±1,1 6,3 ±0,5
Н - робость-смелость
6,4 ±0,9 5,8 ±0,3 6,5 ±0,9
I - жесткость-мягкость
5,5 ±0,6 5,2 ±0,2 5,6 ±0,6
J - интерес к участию в общих делах-индивидуализм
5,3 ±0,2 5,5 ±1,0 5,5 ±0,2
О - низкая тревожность-высокая тревожность
2,5 ±0,6 3,0 ±0,0 3,0 ±0,6
Q2 - социабельность-самодостаточность
2,5 ±0,4 2,5±1,8 2,0 ±0,4
Q3 - импульсивность-контроль желаний
5,0±0,5 5,6 ±0,6 5,3±0,5
Q4 - расслабленность-напряженность
5,5 ±0,1 5,2 ±0,2 5,8 ±0,1
Результаты исследования мы сравнили с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена между армянами, русскими и индусами.
Различные меры взаимосвязи между переменными
(корреляции) используются для интервальных данных (параметрические) и ранговых
(непараметрические).
В качестве графического представления используют изображение наблюдений в координатных осях, одна из которых соответствует первой переменной, а вторая - второй. Мы использовали формулу для вычисления разности рангов: где R
1
i - ранг, который имеет значение наблюдения i по переменной 1 в