Файл: Отчет о практике (краткая характеристика проделанной работы, полученные результаты и выводы).pdf
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 82
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ряду значений всех наблюдений по переменной 1; R
2
i - ранг, который имеет значение наблюдения i по переменной 2 в ряду значений всех наблюдений по переменной 2.
Коэффициент ранговой корреляции Спирмана мы вычисляли по формуле: где n - число наблюдений.
Корреляция между факторами не превышает уровня статистической значимости (r= 0,73, r кр
= 0,54 при р < 0,05, r кр
= 0,68 при р < 0,01; р эмп
> р кр
.), что свидетельствует о различиях в личностных профилях среди студентов этих этнических групп. Отмечаются различия по факторам: замкнутость - общительность (А), низкий интеллект - высокий интеллект (В), подчиненность - доминантность (Е).
Русские и армяне более социально приспособлены, что обусловлено условиями жизни, обучения и воспитания. По фактору В показатели выше у студентов России, что отражает хороший уровень вербального интеллекта, таких его функций, как обобщение, выделение частного из общего, легкость усвоения новых знаний. Индусы более конформны, зависимы, руководствуются мнением окружающих, не могут отстоять свою точку зрения, осторожны, скромны, послушны (фактор Е).
Мы обнаружили небольшие различия по факторам G -
«недобросовестность-добросовестность», Н - «робость-смелость», Q3 -
«импульсивность - контроль желаний».
По фактору G у индусов отмечается более развитое чувство ответственности, добросовестность, они стремятся соблюдать моральные требования, обладают хорошим самоконтролем. На выраженность этого
2
i - ранг, который имеет значение наблюдения i по переменной 2 в ряду значений всех наблюдений по переменной 2.
Коэффициент ранговой корреляции Спирмана мы вычисляли по формуле: где n - число наблюдений.
Корреляция между факторами не превышает уровня статистической значимости (r= 0,73, r кр
= 0,54 при р < 0,05, r кр
= 0,68 при р < 0,01; р эмп
> р кр
.), что свидетельствует о различиях в личностных профилях среди студентов этих этнических групп. Отмечаются различия по факторам: замкнутость - общительность (А), низкий интеллект - высокий интеллект (В), подчиненность - доминантность (Е).
Русские и армяне более социально приспособлены, что обусловлено условиями жизни, обучения и воспитания. По фактору В показатели выше у студентов России, что отражает хороший уровень вербального интеллекта, таких его функций, как обобщение, выделение частного из общего, легкость усвоения новых знаний. Индусы более конформны, зависимы, руководствуются мнением окружающих, не могут отстоять свою точку зрения, осторожны, скромны, послушны (фактор Е).
Мы обнаружили небольшие различия по факторам G -
«недобросовестность-добросовестность», Н - «робость-смелость», Q3 -
«импульсивность - контроль желаний».
По фактору G у индусов отмечается более развитое чувство ответственности, добросовестность, они стремятся соблюдать моральные требования, обладают хорошим самоконтролем. На выраженность этого
фактора большое влияние оказывают
«религиозные убеждения»,
«представления о соответствии определенной социальной группе», которые накладывают ограничения на наследственные свойства индивида.
По фактору H студенты из Армении более смелы, решительны, импульсивны, не испытывают трудностей в общении, легко вступают в контакты, быстро принимают решения. Индусы более скромны, застенчивы, неуверенны, сдержанны, проявляют заботу и внимание к окружающим, хуже поддерживают контакты с широким кругом людей. Анализ фактора Q3
(импульсивность-контроль желаний) свидетельствует о том, что индусы умеют владеть собой, пытаются усвоить признанные нравственные нормы.
Результаты по фактору D (флегматичность - возбудимость) у студентов из Индии ниже нормы. Низкие показатели по фактору D указывают на наличие таких характеристик, как сдержанность, спокойствие, самокритичность, флегматичность, тактичность.
Формирование вышеуказанных качеств связано как с особенностями темперамента, так и с условиями воспитания. Армяне имеют самые высокие показатели по этому фактору.
Высокая оценка интерпретируется как энергетическая возбужденность, которая требует определенной разрядки; иногда это состояние может превратиться в психосоматическое нарушение: снижается эмоциональная устойчивость, нарушается равновесие, может проявляться агрессивность.
По фактору Q2 (социабельность - самодостаточность) у индусов результаты ниже нормы, что свидетельствует о несамостоятельности, привязанности к группе. В поведении они ориентируются на мнение группы, нуждаются в поддержке и одобрении окружающих. У них отсутствуют инициатива и смелость в выборе собственной линии поведения. В формировании такой модели поведения существенную роль играют как семейные, так и общественные традиции.
Опросник "Взаимодействие родитель - ребенок"
Эмпирическое исследование с целью выявления особенностей
«религиозные убеждения»,
«представления о соответствии определенной социальной группе», которые накладывают ограничения на наследственные свойства индивида.
По фактору H студенты из Армении более смелы, решительны, импульсивны, не испытывают трудностей в общении, легко вступают в контакты, быстро принимают решения. Индусы более скромны, застенчивы, неуверенны, сдержанны, проявляют заботу и внимание к окружающим, хуже поддерживают контакты с широким кругом людей. Анализ фактора Q3
(импульсивность-контроль желаний) свидетельствует о том, что индусы умеют владеть собой, пытаются усвоить признанные нравственные нормы.
Результаты по фактору D (флегматичность - возбудимость) у студентов из Индии ниже нормы. Низкие показатели по фактору D указывают на наличие таких характеристик, как сдержанность, спокойствие, самокритичность, флегматичность, тактичность.
Формирование вышеуказанных качеств связано как с особенностями темперамента, так и с условиями воспитания. Армяне имеют самые высокие показатели по этому фактору.
Высокая оценка интерпретируется как энергетическая возбужденность, которая требует определенной разрядки; иногда это состояние может превратиться в психосоматическое нарушение: снижается эмоциональная устойчивость, нарушается равновесие, может проявляться агрессивность.
По фактору Q2 (социабельность - самодостаточность) у индусов результаты ниже нормы, что свидетельствует о несамостоятельности, привязанности к группе. В поведении они ориентируются на мнение группы, нуждаются в поддержке и одобрении окружающих. У них отсутствуют инициатива и смелость в выборе собственной линии поведения. В формировании такой модели поведения существенную роль играют как семейные, так и общественные традиции.
Опросник "Взаимодействие родитель - ребенок"
Эмпирическое исследование с целью выявления особенностей
семейных взаимоотношений студентов первых курсов Университета в количестве 428 человек.
Опросник "Взаимодействие родитель - ребенок" является "зеркальным" и содержит две параллельных формы: для родителей и для детей. Текст опросника включает 10 шкал - критериев для оценки взаимодействия родителей с детьми.
На каждую шкалу варианта опросника для студентов приходится равное количество вопросов, кроме двух, которые выделяет большинство исследователей, и которые могут считаться базовыми в родительско - детских отношениях. Это шкалы "автономия-контроль" и "отвержение - принятие", в них вошло по 10 утверждений, а в остальные шкалы - по 5 утверждений.
При заполнении опросника студентам и их родителям предлагается оценить степень согласия с каждым утверждением по 5-балльной системе: 1 балл - совершенно не согласен, это утверждение совсем не подходит; 5 баллов - совершенно согласен, это утверждение абсолютно подходит. Для того чтобы выразить это количественно, используют три вида показателей моду, медиану и среднюю.
Мода (Мо) - это самый простой из всех трех показателей. Она соответствует либо наиболее частому значению, либо среднему значению класса с наибольшей частотой.
Медиана
(Me) соответствует центральному значению в последовательном ряду всех полученных значений. В случае если число данных n, четное, медиана равна средней арифметической между значениями, находящимися в ряду на n/2-м и n/2+1-м местах.
Средняя арифметическая (М) - это наиболее часто используемый показатель центральной тенденции. Ее применяют, в частности, в расчетах, необходимых для описания распределения и для его дальнейшего анализа. Ее вычисляют, разделив сумму всех значений данных на число этих данных.
Если теперь сравнить все эти три параметра, то будет видно, что при
Опросник "Взаимодействие родитель - ребенок" является "зеркальным" и содержит две параллельных формы: для родителей и для детей. Текст опросника включает 10 шкал - критериев для оценки взаимодействия родителей с детьми.
На каждую шкалу варианта опросника для студентов приходится равное количество вопросов, кроме двух, которые выделяет большинство исследователей, и которые могут считаться базовыми в родительско - детских отношениях. Это шкалы "автономия-контроль" и "отвержение - принятие", в них вошло по 10 утверждений, а в остальные шкалы - по 5 утверждений.
При заполнении опросника студентам и их родителям предлагается оценить степень согласия с каждым утверждением по 5-балльной системе: 1 балл - совершенно не согласен, это утверждение совсем не подходит; 5 баллов - совершенно согласен, это утверждение абсолютно подходит. Для того чтобы выразить это количественно, используют три вида показателей моду, медиану и среднюю.
Мода (Мо) - это самый простой из всех трех показателей. Она соответствует либо наиболее частому значению, либо среднему значению класса с наибольшей частотой.
Медиана
(Me) соответствует центральному значению в последовательном ряду всех полученных значений. В случае если число данных n, четное, медиана равна средней арифметической между значениями, находящимися в ряду на n/2-м и n/2+1-м местах.
Средняя арифметическая (М) - это наиболее часто используемый показатель центральной тенденции. Ее применяют, в частности, в расчетах, необходимых для описания распределения и для его дальнейшего анализа. Ее вычисляют, разделив сумму всех значений данных на число этих данных.
Если теперь сравнить все эти три параметра, то будет видно, что при
нормальном распределении они более или менее совпадают, а при асимметричном распределении нет.
Для количественной оценки разброса результатов относительно средней в том или ином распределении существуют более точные методы, чем измерение диапазона. Чаще всего для оценки разброса определяют отклонение каждого из полученных значений от средней (М-М), обозначаемое буквой d, а затем вычисляют среднюю арифметическую всех этих отклонений. Чем она больше, тем больше разброс данных и тем более разнородна выборка. Напротив, если эта средняя невелика» то данные больше сконцентрированы относительно их среднего значения и выборка более однородна.
Итак, первый показатель, используемый для оценки разброса, - это среднее отклонение. Его вычисляют следующим образом. Собрав все данные и расположив их в ряд, находят среднюю арифметическую для выборки.
Затем вычисляют отклонения каждого значения от средней и суммируют их. где S(сигма) означает сумму; |d| - абсолютное значение каждого индивидуального отклонения от средней;
n
- число данных.
Однако абсолютными значениями довольно трудно оперировать в алгебраических формулах, используемых в более сложном статистическом анализе.
Поэтому статистики решили пойти по «обходному пути», позволяющему отказаться от значений с отрицательным знаком, а именно
возводить все значения в квадрат, а затем делить сумму квадратов на число
Формула для вычисления вариансы (дисперсии), таким образом, следующая
Для количественной оценки разброса результатов относительно средней в том или ином распределении существуют более точные методы, чем измерение диапазона. Чаще всего для оценки разброса определяют отклонение каждого из полученных значений от средней (М-М), обозначаемое буквой d, а затем вычисляют среднюю арифметическую всех этих отклонений. Чем она больше, тем больше разброс данных и тем более разнородна выборка. Напротив, если эта средняя невелика» то данные больше сконцентрированы относительно их среднего значения и выборка более однородна.
Итак, первый показатель, используемый для оценки разброса, - это среднее отклонение. Его вычисляют следующим образом. Собрав все данные и расположив их в ряд, находят среднюю арифметическую для выборки.
Затем вычисляют отклонения каждого значения от средней и суммируют их. где S(сигма) означает сумму; |d| - абсолютное значение каждого индивидуального отклонения от средней;
n
- число данных.
Однако абсолютными значениями довольно трудно оперировать в алгебраических формулах, используемых в более сложном статистическом анализе.
Поэтому статистики решили пойти по «обходному пути», позволяющему отказаться от значений с отрицательным знаком, а именно
возводить все значения в квадрат, а затем делить сумму квадратов на число
Формула для вычисления вариансы (дисперсии), таким образом, следующая
Наконец, чтобы получить показатель, сопоставимый по величине со средним отклонением, статистики решили извлекать из вариансы квадратный корень.
При этом получается так называемое стандартное отклонение:
Следует еще добавить, что для того, чтобы более точно оценить стандартное отклонение для малых выборок, в знаменателе выражения под корнем надо использовать не n, а n-1:
Стандартное отклонение для популяции обозначается маленькой греческой буквой сигма (σ), а для выборки - буквой s. Это касается и вариансы, т.е. квадрата стандартного отклонения: для популяции она обозначается σ
2, а для выборки - s
2
.)
Результаты расчетов представили в таблице 2.
Согласно данным диагностики взаимоотношений родитель-ребенок (в связи с тем, что многие испытуемые из неполных семей диагностировались отношения студента и матери) в целом по выборке испытуемые, удовлетворены сложившимися отношениями с родителями (среднее = 12; медиана = 12; мультимодальное распределение).
Таблица 2 Данные описательной статистики взаимоотношений родитель-ребенок по выборке
Хар акт ер ист ик а
С
редн ее
Ме ди ан а
Мо да
Час то та
Д
исп ер си я
С
та ндар тн ое от кл он ен ие
Ошиб ка ср едн его
Требовательность родителей
11,42 12,00 13,00 10 10,28 3,20641 0,413946
Строгость родителей
11,78 12,00 16,00 13 9,43 3,07032 0,396376
Контроль со стороны родителей
10,07 10,00 9,000 12 4,74 2,17744 0,281106
Эмоциональная близость с родителями
10,7 10,00 9,000 13 8,89 2,98187 0,384957
Принятие ребенка родителями
10,87 10,00 8,000 12 8,35 2,89047 0,373158
Сотрудничество
9,75 9,00 9,000 19 4,05 2,01372 0,259971
Согласие между ребенком и родителями
10,1 10,00 9,000 14 4,29 2,07242 0,267548
Последовательность родителей
10,23 11,00 12,00 16 4,18 2,04497 0,264005
Авторитет родителей
10,58 10,00
Multiple
10,15 3,18520 0,411207
Удовлетворенность отношениями с родителями
12,47 12,00
Multiple
20,73 4,55277 0,587760
Идеальными свои отношения с родителями склонны считать 33,3% студентов, остальная часть считает, что их отношения с родителями требуют коррекции.
Модульный тест Анцупова
Основной методикой изучения межличностных отношений в группе исследуемых студентов выступил «Модульный тест Анцупова». Он имеет модульную структуру и тем самым позволяет оценивать в рамках одной
методики и межличностные отношения, и некоторые другие характеристики группы, интересующие психолога.
Вариант опросного листа для студентов был сформирован из 2-х основных и 4-х дополнительных модулей. Студентам предлагалось оценить их отношение к каждому и оценить то, как к ним, на их взгляд, относится другой.
Два базовых модуля - «Мое отношение к...» и «Отношение ко мне» - дают возможность оценить реальное отношение студентов к конкретному человеку и воспринимаемое ими отношение конкретного человека к ним.
Усредненная оценка по базовым модулям отражает межличностные отношения студента. Усредненная оценка по всем модулям отражает статус студента. На основе первичных оценок по базовым модулям рассчитывались индексы конфликтности межличностных отношений. Оценки выставлялись на специальном бланке, разработанном таким образом, чтобы исключить всякое подозрение опрашиваемых относительно возможности их идентификации по почерку. Процедура опроса занимала около 40-50 минут.
Для проверки значимости и статистической достоверности различий межличностных отношений студентов в рассчитывался 1-критерий
Стьюдента. Рассмотрим общую характеристику межличностных отношений студентов (табл. 3).
Тест Стьюдента - это простейший параметрический критерий, когда речь идет о задачах однородности одной и двух выборок. При нахождении критерии Стьюдента использовали формулу: где X - среднее выборки; N - количество наблюдений в выборке; S - стандартное отклонение; а
0
- гипотетическое значение среднего. Число степеней свободы равно N-1.
Вариант опросного листа для студентов был сформирован из 2-х основных и 4-х дополнительных модулей. Студентам предлагалось оценить их отношение к каждому и оценить то, как к ним, на их взгляд, относится другой.
Два базовых модуля - «Мое отношение к...» и «Отношение ко мне» - дают возможность оценить реальное отношение студентов к конкретному человеку и воспринимаемое ими отношение конкретного человека к ним.
Усредненная оценка по базовым модулям отражает межличностные отношения студента. Усредненная оценка по всем модулям отражает статус студента. На основе первичных оценок по базовым модулям рассчитывались индексы конфликтности межличностных отношений. Оценки выставлялись на специальном бланке, разработанном таким образом, чтобы исключить всякое подозрение опрашиваемых относительно возможности их идентификации по почерку. Процедура опроса занимала около 40-50 минут.
Для проверки значимости и статистической достоверности различий межличностных отношений студентов в рассчитывался 1-критерий
Стьюдента. Рассмотрим общую характеристику межличностных отношений студентов (табл. 3).
Тест Стьюдента - это простейший параметрический критерий, когда речь идет о задачах однородности одной и двух выборок. При нахождении критерии Стьюдента использовали формулу: где X - среднее выборки; N - количество наблюдений в выборке; S - стандартное отклонение; а
0
- гипотетическое значение среднего. Число степеней свободы равно N-1.
Были выявлены различия на достоверно значимом уровне в показателях объема индивидуального вклада студента в общее дело группы
(1=9,270), преобладания групповых интересов над личными (1=9,004), статуса (1=8,353), способности работать в команде (1=5,350), реальных отношений (1=5,259), межличностных отношений в целом (1=4,680) и воспринимаемых отношений (1=3,868).
Таблица 3 Общая характеристика межличностных отношений студентов
Показатель
Девушки
Юноши
Критич. (р=0,05)
Среднее Станд. откл. Среднее Станд. откл.
Реальные отношения
8,79 0,94 7,98 1,16
5,259
1,980
Воспринимаемые отношения
8,53 0,91 8,00 0,95
3,868
1,980
Межличностные отношения в целом
8,65 0,88 7,99 1,00
4,680
1,980
Способность работать в команде
7,99 1,32 6,92 1,31
5,350
1,980
Групповые интересы- личные интересы
8,12 1,48 6,13 1,38
9,004
1,980
Индивидуальный вклад в общее дело группы
8,85 0,84 7,07 1,34
9,270
1,980
Статус
8,57 0,65 7,20 1,21
8,353
1,980
По сравнению с мальчиками девушки-студентки характеризуются качественно более высоким уровнем реальных отношений, воспринимаемых отношений и межличностных отношений в целом, а также большей способностью работать в команде, более ярко выраженным преобладанием групповых интересов над личными, большим объемом индивидуального вклада в общее дело и более высоким статусом студентов.
Тест на определение творческого потенциала С.Д. Резнина, С. Н.
Соколова «Каков ваш творческий потенциал?»
Для определения уровня творческого потенциала студентов мы использовали методику С.Д. Резина. При изучении творческой активности студентов были получены результаты для девушек и юношей. Для определения различий между двумя группами мы применили критерий
Колмогорова - Смирнова. Критерий Колмогорова-Смирнова - статистический критерий, использующийся для определения того, подчиняются ли два эмпирических распределения одному закону, либо того, подчиняется ли полученное распределение предполагаемой модели. Являются ли значимыми различия между 2 исследуемыми группами?
Таблица 4 Творческий потенциал студентов по методике С.Д. Резнина,
С. Н. Соколова «Каков ваш творческий потенциал?»
Уровень усвоения
Частота в 1 группе (девушки)
Частота в 2 группе (юноши)
Хороший
172 чел.
120 чел.
Приблизительный
36 чел.
49 чел.
Плохой
15 чел.
36 чел.
Объём выборки n
1
=172+36+15=223 n
2
=120+49+36=205
Вычисляем относительные частоты f, равные частному от деления частот на объём выборки, для двух имеющихся выборок. Далее определяем модуль разности соответствующих относительных частот для 2 выборок.
Таблица 5 Модуль разности соответствующих относительных частот для 2 выборок
Относительная частота 1 группы (f
1
)
Относительная частота 2 группы (f
2
)
Модуль разности частот |f
1
– f
2
|
172/223≈0.77 120/205≈0.59 0.18 36/223≈0.16 49/205≈0.24 0.08 15/223≈0.07 36/205≈0.17 0.1
Среди полученных модулей разностей относительных частот выбираем наибольший модуль, который обозначается d max
. В рассматриваемом примере
0.18>0.1>0.08, поэтому d max
=0.18.
Эмпирическое значение критерия λ
эмп определяется с помощью формулы:
Чтобы сделать вывод о схожести по рассматриваемому критерию между двумя группами, сравним экспериментальное значение критерия с его критическим значением, определяемым по специальной таблице, исходя из уровня значимости . В качестве нулевой гипотезы примем утверждение о том, что сравниваемые группы незначительно отличаются друг от друга по уровню усвоения. При этом нулевую гипотезу следует принять в том случае, если наблюдаемое значение критерия не превосходит его критического значения.
Считая, что
, по таблице определяем критическое значение критерия: λ
кр
(0,05)=1,36.
Таким образом, λ
эмп
=1,86>1,36= λ
кр
. Следовательно, нулевая гипотеза отвергается, и группы по рассмотренному признаку отличаются существенно.
Заметим, что объёмы рассматриваемых выборок должны быть достаточно большими: n
1
≥50, n
2
≥50.
2.5. Выводы по результатам исследования психологических
особенностей студентов вуза статистическими методами
При изучении психических явлений психология не может ограничиться исследованием единичных фактов, как бы интересны они сами по себе ни были. Психические процессы - массовое явление, и поэтому присущие им закономерности могут быть выявлены лишь путем исследования массовых фактов.
Статистические методы применяются при анализе полученных в исследовании материалов. Однако правильное применение методов статистики выдвигает серьезные требования и к методике собирания материала в процессе исследования. Обоснованные статистические выводы могут быть сделаны только при наличии достаточного количества подмеченных фактов и при достаточной однородности собранного материала.
Статистический метод опирается на законы больших чисел, а это в ряде случаев требует не менее ста наблюдений. Полученные при статистической обработке материала выводы могут отличаться различной степенью вероятности (объективной возможности повторения или обнаружения при данных условиях). Вероятность сделанного вывода зависит от количества произведенных наблюдений и колеблется от 0 (невозможность данного факта) до 1 (полная достоверность, обязательное наступление при определенных условиях). Математически выведенная зависимость степени вероятности вывода от числа наблюдений представлена в следующей таблице.
Статистические методы исследования теряют свое научное значение, если они применяются для обработки качественно неоднородного материала, например если исследователь будет объединять в одну группу данные, полученные при изучении лиц разного возраста, разной квалификации, разных специальностей и т. д.