Файл: Особенности формирования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 60

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Приведем несколько примеров разнообразных заданий, при помощи которых на уроках литературного чтения можно формировать логические универсальные учебные действия [6, с. 60]:

Установление причинно-следственных связей: при составлении плана текста; между текстом и художественной иллюстрацией к нему.

На уроках развития речи учащиеся выполняют задания для осознания структуры речевого высказывания, его логической последовательности (событий в тексте-повествовании или причинно-следственных связей в тексте-рассуждении), например «Восстанови деформированный текст»; анализируют тексты, подбирают к ним заголовки, подбирают пропущенные слова. Например: задай вопросы к тексту; вставь пропущенные слова в художественном тексте; прочитай и проанализируй текст. Выбери из предложенных заголовков заголовок к тексту.

Формирование действия анализа и синтеза. На уроках литературного чтения ученикам предлагается выполнить анализ художественных текстов (анализ развития действия, проблемный анализ, анализ художественного образа, лексический анализ). Для анализа объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных): прочитать текст и определить, что отсутствует на картинке; прочитать текст и выявить мораль; прочитать текст и ответить на вопросы. Например, анализ докучных сказок с целью выделения повтора как жанровой основы; анализ композиционных особенностей сказки-цепочки (кумулятивной сказки) с целью обнаружения ее жанровых признаков: каждое следующее звено цепочки повторяет предыдущее, обогащенное очередным новым элементом [9]. Анализ может выполняться с целью установления аналогий между литературными произведениями разных авторов. Чаще всего ученикам задается перечень вопросов, направленных на выявление последовательности явлений и действий поступков героя.

Овладение логическими действиями синтеза, то есть составление целого из частей: составление слов из букв; составление предложений из слов; восстановление диалога, расставляя по порядку реплики.

На уроках развития речи учащиеся выполняют сравнительное описание реальных объектов, сравнение различных образных средств, текстов и др. Вот несколько заданий [6, c. 62]:

В разных сборниках одна и та же известная вам сказка имеет


различные названия и обложки – «Лиса и журавль» и «Как аукнулось, так и откликнулось». Сравни заголовки, обложки сказки и определи, какой из них выражает основную мысль, а какой – тему текста.

Сравнение произведений по жанру, теме, авторской принадлежности; сравнение героев. Например: Сравнительный анализ докучной и кумулятивной сказок с целью обнаружения сходства (повтор как главная композиционная фигура обоих жанров) и различий [12].

На уроках развития речи ученики классифицируют ошибки, находят лишние предложения, тексты и т.п. Например: найди лишний текст (например, даются три текста описания и один рассуждение); сделай анализ текста с ошибками. Раздели все ошибки на три группы: неправильное употребление слов, неправильные формы слов, нарушение границ предложения.

Эти задания и приёмы позволяют формировать у младших школьников познавательные универсальные учебные действия.

Проанализировав опыт учителей, мы пришли к выводу, что необходимо обобщить и систематизировать всю имеющиеся в арсенале учителя методические приёмы работы с волшебными сказками которые будут формировать логические универсальные учебные действия.

Таким образом, формирование логических универсальных учебных действий – важная составная часть психолог - педагогического процесса. Формирование логических универсальных действий у школьников способствует развитию у них познавательной деятельности и продуктивных мыслительных процессов. Логические универсальные действия результативно формируются и развиваются, если их процесс становления отвечает следующим методическим требованиям: учет возрастных 32 особенностей умственного развития младших школьников; последовательность и системность; непрерывность и преемственность в методике формирования логических универсальных действий в учебной и внеурочной деятельности младших школьников.

Основными причинами не сформированности логических универсальных действий у школьников, являются: отсутствие учебных заданий на закрепление полученного умения; не хватает количества повторений для отработки какого-либо компонента; немало важным является сниженная учебная мотивация обучающихся; не умение интегрировать знания из одной области в другую, а так же многие учебные задания необходимо выполнять по образцу, что, в свою очередь, не позволяет обучающимся рассмотреть проблему с разных сторон. Формирование логических универсальных учебных умений у младших школьников, изложенных в работах В.П.Беспалько, В.В.Давыдова, Л.В.Занкова, Е.Н.Кабановой-Меллер , Н.А.Менчинской, Д.Б.Эльконина и др. М. Хакбердыев предлагает систему конкретных упражнений как 33 «средство формирования логических знаний и умений, изучения понятий и действий, раскрытия связей между ними».



Современный стандарт образования [68] дает нам дополнительные способы развития личности ребенка, что имеет большое отличие от государственного стандарта с традиционной формой обучения. Хотелось бы обратить внимание на то, что в учебном процессе для развития логических умений есть дополнительная форма работы. Ею является внеурочная деятельность. Используя различные формы работы (кружки, секции, конференции и т.д.) мы можем подобрать способ развития в соответствии с возрастными нормами, личностными интересами, индивидуально – личностными особенностями. Так же при этом применить современные педагогические технологии, которые позволят нам полноценно развивать логические универсальные учебные действия наших обучающихся.


1.2.Анализ литературных произведений как средство формирования логических универсальных учебных действий

Анализ произведения это процесс, предполагающий проведение углубленного, тщательного исследования произведения, а также извлечение наиболее значимой и полезной информации из анализируемого текста. Литературный анализ подразумевает:

-изучение основных поворотов сюжета;

-оценку характера главных и второстепенных персонажей;

-разбор переломных событий и сопутствующей им обстановки. Это позволяет читателю лучше понять написанное, отследить не только сюжетную линию, но и внутренний смысл, ключевую идею и основной посыл, который автор намеревался передать. Анализ должен производиться исключительно после прочтения творческой работы.

Цель анализа текста - читательское освоение литературного произведения, создание его читательской интерпретации и корректировка её объективным авторским смыслом. Таким образом, основная задача учителя – помочь ребёнку увидеть в тексте автора: «вычитать» его отношение к героям, к ситуации; решить проблему «писатель и действительность», а это возможно только в ходе вдумчивого (аналитического, изучающего, «медленного»)  чтения.

На данный момент работа по формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников должна носить системный характер к чему призывает нас федеральный государственный образовательный стандарт системно – деятельностным походом, об этом говорили ученые Е. В. Веселовская, Е. Е. Останина, А. А. Столяр, Л. М. Фридман и др.


Ю. С. Марикова В своей научной статье «Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников в процессе организации групповой работы» говорит: « …исследования 21 психологов позволяют сделать вывод о том, что результативность процесса формированию логических познавательных универсальных учебных действий зависит от способа организации специальной развивающей работа» [38].

Развитие проблемы формирования логических учебных действий у детей младшего школьного возраста получила в работах П.Я. Гальперина. Его теория поэтапного (планомерно-поэтапного) формирования умственных действий и понятий сыграла значительную роль в понимании мышления как процесса, происходящего на разном уровне «свёрнутости» [14]. Также П.Я. Гальперин разработал теорию формирования и развития интеллектуальных операций. В основу данной теории было положено представление о генетической зависимости между внутренними интеллектуальными операциями и внешними практическими действиями [14]. Процесс переноса внешнего действия вовнутрь, по П.Я. Гальперину, совершается поэтапно, проходя строго определенные стадии [16, с. 24]. На каждом из этапов действие выполняется изначально в развернутой форме, но постепенно «свертывается» (сокращается).

Формирование логических универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте имеет психолого-педагогические особенности. В первую очередь, они связаны с особенностями мышления детей этого возраста. Основываясь на возрастных особенностях умственного развития младших школьников, рассмотрим особенности формирования логических универсальных учебных действий у младших школьников.

На младший школьный возраст (6-7 лет – 10-11 лет) в теории Ж. Пиаже приходится конкретно-операциональная стадия, которая характеризуется появлением логических операций, которые Ж. Пиаже считал ядром умственного развития ребенка [53, с. 89]. Индикатором возникновения операциональных структур на данной стадии является представления детей о сохранении (инвариантности количества вещества, длины, площади, массы, веса и объема), которое свидетельствует об обратимости умственных действий. Обратимость характеризует способность ребенка менять направление мысли, т.е. мысленно вернуться к исходным данным и предвидеть результаты планируемых преобразований. В свою очередь представления о сохранении и, главное, обратимость (внутренняя подвижность мышления) образуют необходимые условия для появления таких базовых (по терминологии Пиаже – «элементарных логических операций»), как операции сериации, т.е. упорядочивания предметов по какому-либо признаку, и классификации – группировки предметов, явлений и событий [53, с. 90].


Ж.-Ж. Пиаже установил, что мышление ребенка 6-7 лет характеризуется двумя основными особенностями: во-первых, несформированностью представлений о постоянстве основных свойств вещей – непонимание принципа сохранения; а во-вторых, неспособностью учесть сразу несколько признаков предмета и сопоставить их изменения – центрация [53, с. 91] по мнению швейцарского психолога Ж. Пиаже, дети до 7 лет не способны к построению логического рассуждения, они не в состоянии оценить точку зрения другого человека.

Синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов. Синтез – это необходимый этап познания, с помощью которого можно рассматривать его как процесс практического или мысленного воссоединение целого из частей [68]. Обучающимся необходимо не только умение собрать из частей целое, но и разделить целое на части. Так же необходимо обратить внимание на умение самостоятельно достраивать или дополнять целое. То есть дополнить высказывание, или переформулировать какое-либо понятие. Данное умение позволит учащемуся рассмотреть любой предмет (задачу, ситуацию) с разных сторон и увидеть не достающие элементы. А так же из разных компонентов выделить подходящие части, и обличить их в единое[27].

Как показывает педагогическая практика синтез – это сложное логическое умение, которое осваивают не все обучающиеся начальной школы. Основная проблема в том, что ребенок не может справиться с этой задачей, так как у него не сформировано умение анализировать. Анализ и синтез два взаимосвязанных понятия. Хотя весь курс математических задач требует умение отделять части целого и проводить логический анализ. Но так как ребенок часто подменяет понятия, он не может осуществить синтез даже в простых на наш взгляд заданиях.

Н.Ф. Талызина в педагогическом словаре дает следующее определение «Подведение под понятие - отнесение любого объекта к тому или иному понятию предполагает установление наличия у этого объекта признаков данного понятия, достаточных или необходимых и одновременно достаточных».

Формирование логических универсальных учебных действий необходимо начинать с младшего школьного возраста. Так как именно в этом возрасте ученики должны научиться выделять понятие, под которое требуется подвести данный объект. Так же немало важно установить, при каких условиях данный объект может относиться к данному понятию. Познавательное логическое универсальные учебные действия «подведение под понятие, выведение следствий» формируется у младших школьников в процессе обучения постепенно. С 6-7 лет формируются абстрактные понятия о временных отношениях, причине и следствии, пространстве, количестве, мере и т.д. По наблюдениям М.Н. Шардакова, на первой ступени изучения предметных понятий обучающихся обычно выделяют функциональные признаки предметов, т. е. признаки, связанные с назначением предмета, например: «корова – она дает молоко, лошадь – на ней ездят». На второй ступени усвоения предметных понятий обучающиеся просто перечисляют известные им признаки и свойства, не отличая существенные от несущественных, общие от частных. Например: «огурец – плод, он растет в огороде, зеленый, в нем много воды, вкусный, внутри у него семечки». На третьей, высшей ступени овладения предметными понятиями обучающиеся выделяют общие, существенные признаки и свойства у ряда единичных предметов, синтезируют и обобщают их [Цит. по: 26, с. 58].