Файл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования мордовский государственный педагогический институт имени м. Е. Евсевьева.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 110

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ М. Е. ЕВСЕВЬЕВА»

Факультет педагогического и художественного образования

Кафедра методики дошкольного и начального образования
КУРСОВАЯ РАБОТА

АКТИВИЗАЦИЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ


Автор работы________________________________________ А. Е. Ошкина

Специальность 44.03.01 «Преподавание в начальных классах»
Руководитель работы

канд. пед. наук, доцент _______________________________ Е. А. Кулебякина
Оценка _____________
Саранск 2020

Содержание


Введение………………………………………………………………………

4

1 Теоретические основы активизации речевой деятельности младших школьников на уроках русского языка посредством игровых технологий……………………………………………………………………



7

1.1 Основные направления активизации речевой деятельности младших школьников на уроках русского языка……………………….


7

1.2 Сущностная характеристика понятия «игровые технологии» …….

14

2 Методические основы активизации речевой деятельности младших школьников на уроках русского языка посредством игровых технологий…………………………………………………….……………...



18

2.1 Экспериментальное обоснование процесса активизации речевой деятельности младших школьников.........................................................


18

2.2 Методические рекомендации по активизации речевой деятельности младших школьников на уроках русского языка посредством игровых технологий………………….……………………



22

Заключение…………………………………………………………………...

28

Список использованных источников……………………………………….

30

Введение

Актуальность исследования. В сфере образования, как и во всей жизни общества, происходят глубокие изменения, пересматриваются ставшие традиционными и привычными формы и содержание обучения, меняются взаимоотношения учитель – ученик, активно внедряются в учебный процесс новые технологии обучения. Сегодня у школы несколько иные цели и задачи. Основное содержание образования направлено на развитие ребенка – его инициативы, стремления к образованию, умения анализировать, делать выбор и принимать самостоятельные и верные решения. Одной из этих проблем являются речевая деятельность и средства ее активизации.

Изучение учебного процесса в школах показывает, что позиция ученика, занимаемая в учебном процессе, не в полной мере способствует прочному усвоению знаний, умений и навыков. Для того чтобы знания были прочными, необходимо активное отношение к учебной деятельности самого обучаемого. Многие ученики во время урока пассивны, не вникают в содержание урока, вследствие чего они переходят в среднее звено школы, не овладев требуемыми нормами как устной, так и письменной русской речи. Значит, необходимы приемы и средства более эффективные, активизирующие познавательную деятельность младших школьников в обучении русскому языку.

Степень разработанности проблемы. Исследованиям теории речевой деятельности посвящены научные труды следующих психологов: Л. Л. Бодалева, Л. С. Выготского, А. А. Леонтьева, Б. Ф. Ломова, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина; следующих педагогов: В. А. Кан-Калик, Ф. Ф. Советкина; следующих лингвистов: Л. А. Введенской, Б. Н. Головина, К. З. Закирьянова, Т. А. Ладыженской; следующих философов: Б. Г. Ананьева, Н. А. Бердяева, М. С. Кагана; следующих психолингвистов: Н. И. Жинкина, И. А. Зимняя, М. Р. Львова, Л. В. Сахарный, А. С. Штерна.

В настоящее время в разработке проблемы развития речи младших школьников на уроках русского языка существует противоречие между возросшими требованиями к обучению языку и не разработанностью теории и практики активизации речевой деятельности на уроках русского языка в младших классах.

Следовательно, нужно находить наиболее эффективные методы и средства для разрешения возникшего противоречия.

С учётом вышесказанного нами была выбрана тема курсовой работы: «Активизация речевой деятельности младших школьников на уроках русского языка посредством игровых технологий».

Цель исследования – теоретическое и методическое обоснование активизации речевой деятельности учащихся начальных классов.



Объектом исследования является процесс обучения русскому языку учащихся в начальных классах.

Предмет исследования – методика активизации речевой деятельности младших школьников посредством игровых технологий.

Для реализации поставленной цели необходимо было решить следующие задачи исследования:

– проанализировать методическую, педагогическую и психологическую литературу по теме курсовой работы;

– рассмотреть основные направления активизации речевой деятельности младших школьников на уроках русского языка;

– рассмотреть сущностную характеристику понятия «игровые технологии»;

– экспериментально обосновать процесс активизации речевой деятельности младших школьников;

– дать методические рекомендации по активизации речевой деятельности младших школьников на уроках русского языка посредством игровых технологий.

Методологической основой исследования стали основные положения теории речевой деятельности, изложенные в трудах психологов и психолингвистов: Л. С. Выготского, Н. И. Жинкина, И. А. Зимняя, А. А. Леонтьева и др.; психолингвистические и лингводидактические исследования по развитию речи Г. Г. Городилова, Т. А. Ладыженской, М. Р. Львова и других.

В ходе работы применялись различные методы исследования: изучение и анализ методической и психологической литературы по теме работы, беседы, обобщение опыта работы учителей начальных классов.

Практическая значимостьработы определяется тем, что теоретические положения, конкретный материал и выводы проведенного исследования могут быть активно использованы в деятельности педагога в начальной школе.

База исследования: МОУ «Ялгинская СОШ» р. п. Ялга, г. о. Саранск, Республики Мордовия.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

Теоретические основы активизации речевой деятельности младших школьников на уроках русского языка посредством игровых технологий

1.1 Основные направления активизации речевой деятельности

младших школьников на уроках русского языка

Речевое общение происходит в двух формах – устной и письменной. Они находятся в сложном единстве и в речевой практике занимают важное и примерно одинаковое место по своей значимости. В сфере производства, сферах управления, образования, юриспруденции, искусства, в средствах массовой информации имеют место и устная и письменная речь формы речи. В условиях реальной коммуникации наблюдается их постоянное взаимодействие и взаимопроникновение. Любой письменный текст может быть озвучен, то есть прочитан вслух, а устный – записан при помощи технических средств [19].


Основой письменной и устной речи является литературная речь, выступающая как ведущая форма существования русского языка. Литературная речь – это речь, рассчитанная на сознательный подход к системе средств общения, при котором осуществляется ориентация на определенные нормированные образцы. Она является таким средством общения, нормы которого закрепляются как формы образцовой речи, т.е. они фиксируются в грамматиках, словарях, учебниках. Распространению этих норм способствует школа, культурные учреждения, средства массовой коммуникации.

Литературная речь отличается универсальностью в сфере функционирования. На ее основе создаются научные сочинения, публицистические произведения, деловая письменность и др. Устная и письменная формы речи являются самостоятельными, имеют свои характеристики и особенности.

Целесообразное и незатрудненное применение языка в целях общения обеспечивают качество «хорошей» речи: точность, чистота, логичность, выразительность, богатство, уместность.

Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в её основе. Точность речи связывается с точностью словоупотребления, с правильным использованием многозначных слов, синонимов, антонимов, омонимов. Важнейшее условие точности речи – это соблюдение лексических норм. Речь является точной, если говорящий отбирает те слова и конструкции, которые точнее других передают оттенки смысла, существенные именно для данного высказывания.

Чистота означает отсутствие в речи чуждых литературному языку элементов (диалектных, профессиональных, жаргонных и др.)

Логичность – это выражение в смысловых связях компонентов речи связей и отношений между частями компонентами мысли.

Выразительностью речи называется качество, возникающее в результате реализации заложенных в языке выразительных возможностей. Выразительность может создаваться языковыми единицами всех уровней. Кроме того, существуют специфические изобразительные свойства языка (тропы, стилистические фигуры), делающие высказывание ярким, образным, эмоциональным. Экспрессия создаёт также употреблением крылатых слов, пословиц и поговорок. Речевой опыт каждого из нас говорит о том, что по степени воздействия на наше сознание речь не одинакова. Две лекции, прочтенные на одну и ту же тему, оказывают на человека совершенно разный эффект. Эффект зависит от степени выразительности речи.


Богатство – это широкое и свободное использование языковых единиц в речи, позволяющие оптимально выразить информацию.

Уместность – это употребление в речи языковых единиц, соответствующих целям, ситуации, условиям, содержанию общения.

В практике обучения, такие виды работ как изложение и сочинение занимают особое место.Такая связь, конечно, справедлива, но только отчасти. Нельзя получить от этих школьных упражнений желаемый результат, если не сделать их элементами общей системы языковой и речевой работы. Стержнем этой системы может стать определенная задача: открыть те секреты родного языка, которые помогут научиться в устной и письменной форме наилучшим образом выражать свои мысли, доносить их до других.

Сочинения, создаваемые детьми, – это способ их самовыражения, самопознания. С помощью сочинений осмысливается и усваивается содержание изучаемого художественного произведения. Написание сочинений затруднено при бедном словарном запасе, поэтому следует уделять большое внимание обогащению речи школьников новыми словами, поисками языкового оформления мысли. Работа, направленная на обучение школьников умению писать сочинения, является одним из самых активных и результативных методов воспитания.

При четырехлетнем начальном обучении учащиеся начинают писать сочинения со 2 класса.

Успех уже первых сочинений учеников 2 класса будет зависеть от того, насколько глубоко и систематически велась работа по развитию устной речи первоклассников, по формированию умений устного высказывания как необходимого этапа подготовки к будущей работе над сочинениями; насколько пробуждались творческая инициатива учеников, стремление к самостоятельному высказыванию, свободному самовыражению в слове.

В настоящее время специалисты и общество в целом озабочены снижением общего уровня речевой деятельности. Речевая деятельность должна наилучшим образом обслуживать все сферы человеческой деятельности и защищать коммуникативную среду от «загрязнения» неправильными речевыми действиями. Общение предполагает грамотную речь, содержащую полнозначные обороты.

Речевое развитие детей предполагает работу в разных направлениях, на разных уровнях языковой системы – на уровне слова, словосочетания, предложения и текста. Вычленение этих уровней традиционно для отечественной методики, однако сегодня сложились предпосылки для реализации новых методических подходов к решению традиционных задач обучения.