Файл: Философия появилась как результат осознания человеком самого себя. Желаешь познать себя философствуй это утверждение справедливо как для отдельного человека, так и для любой эпохи.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 150
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Античная философия – совокупность философских учений, которые развивались в древнегреческом обществе с к. VII в. до н. э. и в древнеримском обществе, начиная со II в. до н. э. до VI в. н. э. Антропологический материализм – совокупность философских учений, основанных на односторонней трактовке человека как существа природного, не имеющего качественного отличия от животных. Антропоцентризм – воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий. Архэ – термин в досократовской древнегреческой философии, означавший первовещество, первоэлемент, из которого состоит мир. Гуманизм – тип мировоззрения, основу которого составляет защита достоинства и самоценности личности, свободы человека и его права на счастье. Естественная религия – свободное религиозно-философское течение, основанное на отождествлении религии с моралью и критике авторитета откровения и догм. Естественное право – учение о праве, обусловленном природой человеческого разума и вследствие чего независимом от государства. Иррационализм – течение в философии, ограничивающее или отрицающее возможности разума в познании действительности, утверждающие нерациональный, алогичный характер бытия. Космоцентризм – система философских взглядов, в которой космос (как философское понятие) занимает центральное место. Креационизм – творение мира Богом из ничего. Бог – абсолютное начало, Остальной мир – его творение. Механицизм – мировоззрение, объясняющее развитие природы и общества законами механической формы движения материи, которые рассматриваются как универсальные и распространяющиеся на все виды материального движения. Натурфилософия – область философских исследований, которые стремятся рационально постичь целостность природы и ее первоначала. Наукоцентризм – основная черта философии Нового времени, характеризующаяся ориентированием на естественные науки, в частности математику и механику. Откровение – единственный способ познания сверхъестественного – вера. Бог открывает человеку свою волю, истины бытия. Позитивизм – философия конкретно научного знания, отрицающая познавательную и практическую ценность традиционной философской тематики, особенно проблем онтологии. Провиденциализм – понимание истории как осуществление заранее предусмотренного Богом плана спасения человека. Бог управляет миром, история исполнения божественного предначертания. Теоцентризм – основная черта философии Средневековья, согласно которой реальностью, определяющей все сущее, является не природа и не человек, а Бог. Философия Нового времени – период развития философии в западной Европе в XVII-XVIII вв., характеризующийся ориентированием на науку, научную методологию и экспериментально-математическое мировоззрение. Философия эпохи Возрождения – совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Европе в XV-XVI вв., которые объединяла антицерковная направленность, устремленность к человеку, вера в его физический и духовный потенциал. Философия эпохи Просвещения – интеллектуальное движение, возникшее и развивающееся в странах Европы (частично в России и Португалии) в XVIII в., основанное на рационализме и свободомыслии. Экзистенциализм – иррационалистическое направление, в основе которого находится проблема уникальности человеческого существования.
Всеединство – высший принцип, организации бытия, означающий единство Вселенной и взаимопроникновения всех вещей и явлений мира. Русский космизм – особый тип мировоззрения, ставящий в центр исследований проблему космического всеединства всего живого, интерес к мистико-интуитивному познанию внеземных пространств. София – творческая премудрость Божия, в которой заключены все мировые идеи. Экзистенциальный персонализм – философская позиция Бердяева, характеризующаяся вниманием к проблемам личности, свободы, творчества, смысла жизни и смерти.
Вопрос 1. Основные направления и особенности русской философии Русская философия – феномен мировой философской мысли. Ее феноменальность заключается в том, что русская философия развивалась исключительно автономно, самостоятельно, независимо от европейской и мировой философии, не находилась под влиянием многочисленных философских направлений Запада – эмпиризма, рационализма, идеализма и др. В то же время русскую философию отличают глубина, всесторонность, достаточно специфический круг исследуемых проблем, порой непонятных для Запада. Этапы развития русской философии: 1. Становление русской философии в XI-XVII вв. 2. Русская философия XVIII – первой четверти XIX вв. 3. Русская философия XIX – первой половины XX вв. Характерные черты русской философии: Для многих русских философов характерен идеал целостности, т. е. рассмотрение в единстве всех духовных сил человека: чувственных, рациональных, эстетических, нравственных, религиозных. Таково творчество славянофилов В. С. Соловьева, С. Н. и Е. Н. Трубецких, П. А. Флоренского, Н. А. Бердяева, Н. О. Лосского и др. Целостность – единство всех сторон реальности. Русская мысль историософична, т. е. она постоянно обращена к вопросам о смысле и сути истории, конце истории, особенно русской истории в ее широком понимании. Внимание к философии истории, очевидно, коренится в духовных установках, которые исходят из российского прошлого, от общенациональных особенностей «русской души». Характерной чертой русской философии В. В. Зеньковский считал антропоцентризм, поскольку она больше всего занята темой о человеке, о его судьбе, о смысле и цели его жизни. В русской философии всюду доминирует (даже в отвлеченных проблемах) моральная установка. Это один их самых действенных и творческих истоков русской философии. Особое внимание вопросам морали очень ярко проявляется почти у всех русских мыслителей. Из предыдущей особенности вырастает приоритет нравственных ценностей и единство людей на основе их любви к Богу – в русской философии получили название соборности. Принцип соборности использовался многими русскими мыслителями в качестве основы для развития политических и правовых воззрений. Понятие соборности тесно связано с коллективистскими традициями нашего народа. Многие ошибочно считают, что коллективизм появился лишь в советский период российской истории – на самом деле идеи коллективизма коренились (т. е. закреплялись) в наших традициях и менталитете на протяжении всей более чем тысячелетней истории России. Характерной чертой многих российских мыслителей XIX в. является стремление придать философским идеям прикладной характер, т. е. использовать их для быстрейшего преобразования российской действительности. Привнесение в философское творчество некой внутренней цензуры, отбрасывающей то, что представляется «опасным» в прикладной сфере, т. е. в этот период возникает опасность и проблема невозможности «разделить» теоретическую и практическую сферы. Русские философы стремились соединить теоретический и нравственно-религиозный опыт, т. е. истинность сближается с праведностью. В целом русская философия несет на себе отпечаток религиозности. Неслучайно, что даже в советский период, когда все считались атеистами, ни один философ не мог в своих работах обойти тему религии, веры, т. к. православие является одной из основ русского самосознания. Вопрос 2. Русская философия X – XVII вв. С самого начала своего зарождения русская
философия тесно связана с мировой философией, но вместе с тем ей присуща и самобытность. Она возникает в Киевской Руси в процессе христианизации. Изначально русская философия восприняла ряд черт славянского языческого мировоззрения и культуры. Вместе с тем она получила много идей и концепций античной философии через Византию. Напомним, что в 988 году по решению князя Владимира Святого на Руси началось повсеместное принятие восточной версии христианства – православия. Характерным для этого периода явилось выражение «мировоззрения в красках», как писал о русской иконе Е. Трубецкой. Полной глубокого философского смысла и мировоззренческой направленности является иконописная работа А. Рублева «Троица», в которой проявляется триединое начало христианской сущности в понимании православных – Бог-отец, Бог-сын, Бог-Святой Дух. В философском осмыслении судеб человечества и русского народа в частности с самого начала присутствуют патриотизм и историческая глубина. Важно сразу для себя отметить, что вся русская мысль будет посвящена судьбам русского народа (в его широком понимании – как всех живущих в России) и судьбам России – именно это будет беспокоить всех русских философов во все времена. В сочинении первого древнерусского философа – киевского митрополита Иллариона (XI в.) – «Слово о законе и благодати», – содержатся глубокие размышления о судьбе России, о высоком предназначении русского народа и русского государства в мире. Сопоставляя Ветхий и Новый Заветы (закон и благодать), он построил богословскоисторическую теорию, согласно которой русская земля включилась в процесс творчества божественного света. Набором правил практической философии является «Поучение» князя Владимира Мономаха (1053-1125), изложившего этический кодекс поведения, следуя которому можно жить в согласии с Богом. В начале XVI в. монах Филофей изложил в послании царю Василию III свою теорию: «Москва – третий Рим». В ней утверждалось, что два Рима пали, третий, т. е. Москва (а в дальнейшем это трактовалось как Россия в целом) стоит, а четвертому не бывать – по концепции Филофея, если Москва (то есть Россия) падет, то наступит конец света и начнется Страшный суд Господа. Эта концепция означила, что Москва унаследовала от Рима и Константинополя традиции государства, цементируемого не столько силой, сколько культурой и религией. Поэтому русские, жившие в то время, стали испытывать ответственность за весь христианский мир ввиду угрозы исламизации Европы, исходившей от Османской Турции. Россия объявляется центром православия, а светская власть его оплотом. Отсюда, с XVI в., с концепции «Москва – Третий Рим» берет свое начало и идея русского религиозного мессианства, особой миссии русского царства и народа – идея «Святой Руси». Она явилась первым идеологическим оформлением национального самосознания русского народа. Это первый этап становления такого мировоззренческого, идеологического и социально-психологического феномена, который впоследствии получит название «Русская идея». Наряду с историофилософской идеей «Святой Руси» русскую мысль интересуют отношения между церковью и государством. Русская церковь взяла от Византии идею священной миссии царской власти. Coгласно ей, царь подобен всевышнему Богу. В царствование Ивана IV получили дальнейшее развитие принципы неограниченного самодержавия как в практике и трудах самого царя, так и в работах его современников. Именно с эпохи Ивана Грозного начинается становление института самодержавия (аналог европейского абсолютизма) в России. Первые философские сочинения на Руси были во многом подражательными. В них продолжались традиции древнегреческой философии, в том числе неоплатонизма, пришедшего на Русь уже из Византии. Развитие философии шло в рамках религиозной традиции. Основными проблемами древнерусской философии были премудрость Божия, богопознание и его сущность, борьба добра и зла в природе и в человеке, ответственность человека за зло, идея божьего блага и мировой гармонии. В то же время в русской философии вырабатывается идея правды как истины, где были объединены рациональный, моральный и эстетический подходы к бытию. Вопрос 3. Русская философия XVIII – первой четверти XIX вв. Второй этап развития русской философии (XVIII – первой четверти XIX вв.) совпадает с европейским периодом Просвещения. А также совпадает с переходом от Руси московской к Руси петровской и связан с реформами Петра I. Процесс секуляризации (т. е. обмирщения, отделения от церкви от повседневной жизни людей) происходил не только во всей общественной жизни, но и в философии. Раскол русской церкви положил начало разрушению идеала «Святой Руси». В XVIII в., когда Московское государство становится Российской империей, старый идеал «Святой Руси» замещается идеалом «Великой Руси». Эти перемены нашли свое отражение в том, что
русская философия, еще сохраняя известные черты средневековой, шаг за шагом преодолевает религиозные границы. Традиционная философия еще сохранялась, например в КиевоМогилянской академии, эта академия станет основой развития самостоятельного украинства, противопоставляющего себя всему русскому и общей истории. Огромное значение для развития духовной культуры Руси имело основание в 1755 г. Московского университета. С этого времени философия отходит от схоластики и становится свободной от церкви. В Москве раздавались призывы к отказу от преподавания философии на латыни и переходу на русский язык. Но следует отметить и то, что Россия была очень восприимчива и к философской культуре Запада. Основным течением русской философии XVIII в. было русское «вольтерьянство» и «вольнодумство». Это течение шло по линии секуляризации и определялось потребностью создать новую национальную идеологию «ввиду крушения прежней церковной идеологии». Пропагандистами научного знания и философии Нового времени в России, выходящей за рамки богословской традиции, были А. Д. Кантемир, В. Н. Татищев, М. В. Ломоносов, Г. С. Сковорода, А. Н. Радищев. А. Д. Кантемир (1708-1744) – писатель и философ, перевел произведения Монтескье и Фонтенеля. Он философию определяет как «основательное и ясное значение дел естественных и преестественных». Философия подразделяется на логику, физику, этику, метафизику. В. Н. Татищев (1686-1750) – историк, государственный и общественный деятель, сподвижник Петра I, написал работы по экономике, языку, внес большой вклад в развитие науки. Его общественно-политические и философские взгляды изложены в таких работах, как «Разговор о пользе наук и училищ», «Духовная моему сыну», «Предызвещение к «Истории Российской». Особое место в развитии русских философии и науки в целом занимает имя М. В. Ломоносова (1711-1765) – ученого-энциклопедиста (здесь нужно пояснить, что в XVIII энциклопедистами называли ученых, занимавшихся разными науками), основоположник светского философского образования в России, реформатор русского языка и литературы, особенно велики его заслуги в развитии физики и химии. Ломоносов в философии был сторонником механистического материализма, заложил традиции материализма в русской философии. Он отводил большое место роли этики, морали и нравственности. Им была выдвинута теория атомической природы строения вещества. Ломоносов в противовес западнической «норманнской» теории образования разработал свою «антинорманскую» теорию, в рамках которой доказывал, что русская государственность развивалась в рамках естественного процесса развития государственности у восточных славян, а норманны во главе с Рюриком были только инструментами этого процесса. Радищев Александр Николаевич (1749-1802) – писатель, философ. Хорошо знал труды западной философии (Т. Гоббса, Г. Лейбница, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро, Н. Гердера, И. Канта). Радищев большое внимание уделил социально-политической философии. Социально-философские взгляды мыслителей того времени носили просветительско-гуманный характер. Главными произведениями являются: «Слово о Ломоносове»; «Письмо к другу, живущему в Тобольске», ода «Вольность», философское произведение «О человеке», но ключевым, сыгравшим важную роль как в русской философской мысли, так и в жизни самого Радищева, стал философско-публицистический трактат «Путешествие из Петербурга в Москву». После выхода этой книги, в которой он беспощадно обличает крепостничество и самодержавие, Радищев становится первым русским философом, провозглашавшим идею человечности не в лоне религиозной философии, а в
качестве основного стержня секуляризованной, светской общественной мысли. Центральная проблема миропонимания Радищева – человек, его сущность, место и роль в мире. Радищев обосновал принципы народовластия (демократии), свободы слова и вероисповедания. Вопрос 4. Особенности развития русской философии XIX – ХХ вв. Особенность третьего исторического периода развития русской философии (XIX-XX вв.) обусловила и задачи, которые решала русская философия в этом историческом промежутке. В философских и литературно-критических работах этого периода осмысливались события Отечественной войны 1812 г., восстание декабристов 1825 г., отмена крепостного права 1861 г., проведение либеральных реформ, развитие капиталистических отношений, начало революционнодемократического движения. Значимым этапом русской философии был этап развития философскосоциальной мысли декабристами. П. Пестель, Н. Муравьев, И. Якушкин, В. Кюхельбекер в своих сочинениях рассматривали проблемы движущих сил в историческом процессе, социальной структуры и ее развития, роли личности в истории. Первым, кто положил начало самостоятельному философскому творчеству в России, был П. Я. Чаадаев (1794-1856) – мыслитель, публицист, участник Отечественной войны 1812 г. Свои взгляды он изложил в знаменитых «Философических письмах». После публикации в 1836 г. первого из них Чаадаев был объявлен сумасшедшим и посажен под домашний арест. Основная тема философии Чаадаева – историческая судьба России. Она явилась первым словом пробудившегося русского национального самосознания, на формирование которого в первой четверти XIX в. решающее влияние оказали победа России в войне с Наполеоном и поражение декабристов в 1825 г. на Сенатской площади. Оценка исторического процесса в России и ее исторической миссии носит у Чаадаева двойственный и даже противоречивый характер. С одной стороны, он страстно обличает Россию и ее историческую роль, но, с другой стороны, он пишет, что именно в силу своего отличия от Запада Россия имеет особую, «вселенскую миссию», заключающуюся в осуществлении «интересов человечества». Жизненность русской философии, ее желание разобраться в социальнополитических процессах, происходящих в России, в причинах социальных столкновений и политической борьбы разделили ее представителей на два лагеря: с одной стороны – религиозно-идеалистический, славянофильский, реформистский, с другой – материалистический, атеистический, западнический, революционнорадикальный. Видными представителями западников являлись А. И. Герцен (1812-1870), Н. П. Огарев (1813-1877), М. А. Бакунин (1814-1876), В. Г. Белинский (1811-1848). По их мнению, Россия отстала от западной цивилизации, и большим благом для ее народов станет освоение западных ценностей. Западники делали ставку на науку, демократию, утопический социализм и революционное действие. В русскую философию они пытались внести идеи и положения материализма и эмпиризма. Лидерами славянофилов были А. С. Хомяков (1804-1860), И. В. Киреевский (1806-1856), К. С. Аксаков (1817-18601). Критикуя существующие порядки, славянофилы отстаивали идею самобытности России, самостоятельного пути российской государственности. В качестве ее идеальных устоев рассматривали православие как мировоззренческую базу, монархию – как наилучшее государственное устройство, крестьянскую общину – как сочетание личного и коллективного начал, как особый «русский» менталитет людей. Они утверждали, что попытки провести реформы и привести Россию к западному подобию закончатся трагедией для русского народа. Ортодоксально-монархическая философия отстаивала интересы самодержавия, его общественно-политический и нравственный порядок, религиозные устои, представителями этого направления являются Н. Ф. Федоров (1828-1903) и К. Н. Леонтьев (1831-1891). Представителями философского религиозного направления были русские писатели Ф. М. Достоевский и Л. Н. Толстой, которые оставили большое литературное и философское наследие. Они видели будущее России в развитии национальных традиций, обычаев, религии и духовности. Особую роль в философии Ф. М. Достоевского (1821-1881) занимает проблема человека, его места в жизни. Он утверждал, что в своих поступках человек должен следовать путем, указанным ему Богом. Л. Н. Толстой (1829-1910) особое внимание уделяет религиозно нравственным проблемам. Он является автором философской доктрины, называемой толстовством, в которой он призывал отказаться о насилия, преобразовать религию через