Файл: Философия появилась как результат осознания человеком самого себя. Желаешь познать себя философствуй это утверждение справедливо как для отдельного человека, так и для любой эпохи.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 149
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
феномена культуры и разнообразием функций, которые выполняет культура. Социальная философия выделяет следующие функции культуры: Социализирующая функция. Социализацией называется процесс усвоения человеком социальных ролей, умений и навыков. Социализация протекает исключительно в культурном окружении. Именно культура предлагает разнообразие ролей и норм поведения. В социологии и социальной психологии имеется также понятия «девиация» – отказ от социально одобренных норм поведения. Коммуникативная функция, т. е. взаимодействие между людьми, социальными группами и обществами. Функция дифференциации и интеграции общества, поскольку культура – продукт совместного существования людей, который требует обретения общих интересов и целей, т. е. интеграции. В то же время набор форм социального взаимодействия постоянно изменяется, т. е. происходит дифференциация культуры Знаково-коммуникативная функция культуры. Все явления культуры, «артефакты» являются знаками, несущими символическое значение. Особенностью человеческой деятельности является именно ее символическая природа, благодаря которой осуществляется общение между людьми. Знаки и символы упорядочены – образуют системы. Культуру, таким образом, можно рассматривать как систему символов. Игровая функция культуры заключается в том, что в ее рамках существует и свободная, творческая деятельность людей, в основе которой лежат состязательные и развлекательные моменты (например, празднества, соревнования, карнавалы). Понятие «игра» активно используется в современных исследованиях, поскольку позволяет глубже понять особенности человеческой деятельности. Каково место личности в культуре? В философии существует следующее положение: человек – это субъект и объект культуры. Действительно, культура является результатом деятельности людей, но в то же время именно культура воздействует на формирование человека, социализирует его. Культура – это способ внутренней регуляции, требующий рефлексии, а не просто воспроизведения. Понимать мир – значит расширить свое отношение к нему. Если человек проявляет потребительское отношение к культуре, отказывается от творчества, то он культурно «дичает». Наоборот, умение разнообразить свою жизнь, находить возможности для творчества означает умение войти в мир культуры. Одним из сложнейших вопросов социальной философии является вопрос о соотношении культуры и общества. Реальность, выраженная в данных категориях, во многом совпадает, но имеются и различия. Культура и общество не соотносятся как часть и целое, они являются взаимопроникающими. По сути дела, речь идет о двух ракурсах рассмотрения жизни людей. Обращая внимание на способы объединения людей и их исторические формы, мы используем понятие «общество», а категория «культура» дает возможность рассмотреть то, как именно люди действуют, что создают и передают от поколения к поколению в рамках развития общества. Вопросы для самопроверки: 1. Что такое общество? 2. Что такое общественное производство? 3. В чем заключаются основные принципы системного подхода к изучению общества? 4. Каковы особенности подсистем общества? В чем их единство? 5. Что такое культура? Какова её связь с цивилизацией?
Биологическое в человеке – сумма особенностей, присущих телесной организации человека и характеризующих его как органическое существо. Индивид – человек как носитель общих признаков, присущих ему как представителю биологического вида или социальной группы. Индивидуальность – человек как носитель единичных признаков, характеризующих его неповторимость, уникальность среди других людей. Личность – человек как субъект социально-исторического процесса, обладающий внутренней самостоятельностью и несущий ответственность за свое поведение. Социальное в человеке – сумма особенностей, которые развиваются в процессе адаптации человека к социуму и обусловливают его деятельность как члена общества. Сущность человека – совокупность главных признаков, отличающих человека от всех других живых существ и определяющих многообразие его жизненных проявлений. Человек – высшая ступень эволюции жизни на Земле, представитель вида Homo sapiens, субъект социально-исторической деятельности и культурного развития.
Цель изучения темы: рассмотреть точки зрения философов на сущность человека и его жизнедеятельность. Задачи изучения темы: изучить взгляд в философии на соотношение биологического и социального в человеке; изучить влияние трудовой деятельности на выделение человека из животного мира. В результате изучения данной темы Вы будете Знать: взгляды философов на человека и его предназначение с точки зрения философии и других наук; основные причины выделения человека из животного мира с позиции философской науки. Уметь: раскрыть причины антропогенеза; объяснять, чем занимается антропосоциогенез; объяснять соотношение биологических и социальных качеств в человеке. Владеть: основными категориями и понятиями философии. Учебные вопросы темы: 1. Развитие взглядов в философии на сущность человека. 2. Природа человека. Биосоциальная сущность человека. Вопрос 1. Развитие взглядов в философии на сущность человека Современная философская антропология тесно связана с другими науками, изучающими человека: собственно антропологией, исследующей естественноисторическое происхождение человека и человеческих рас; социологией, рассматривающей социальные особенности человеческого существования; педагогикой – наукой о воспитании человека, а также психологией, изучающей особенности индивидуального поведения человека и его личность. Отличие философского учения о человеке от других наук состоит том, что оно исследует наиболее общие проблемы человеческого бытия, специфику существования человека как вида. Такими проблемами являются проблемы антропосоциогенеза (от греч. «genesis» – происхождение, возникновение) – происхождения человека и человеческого общества, смысла существования человека как вида и смысла жизни отдельной личности, свободы и необходимости в человеческих действиях и т. п. На рубеже XX-XXI вв. проблема человека становится центральной в философском знании. Проявляется повышенное внимание к тому, то в философии называется «экзистенциальной проблематикой», вопросам о смысле жизни и ценности человеческого существования. Напротив, интерес к онтологии и гносеологии как частям философского знания заметно снижается. Почему так происходит? Проблема человека приобретает особую актуальность в те периоды развития истории, когда остро встает вопрос о смысле жизни и цели
существования не только отдельного человека, но и всего общества. Именно такой период переживает как отечественная, так и мировая история. Термин «антропология» означает учение о человеке, а философская антропология, соответственно, философское учение о человеке, или философия человека. Философская антропология – направление, занимающееся изучением человека, его природы и сущности. Философы считают, что проблема человека содержит в себе много тайн и загадок. Именно в этих выражениях говорили о человеке многие мыслители. «Человек, – писал Ф. М. Достоевский, – есть тайна… я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком». Для Достоевского, очевидно, не только то, что человек есть тайна, но и то, что соответствовать своему понятию человек может, только занимаясь этой тайной, причем занимаясь ею всю жизнь. Для того чтобы полнее осознать сегодняшнее состояние философской антропологии, необходимо представить себе те результаты, которые были достигнуты в истории философии, поскольку есть некоторая традиция, преемственность взглядов на сущность человека. Какие же образы человека существовали в истории философской мысли? В античной философской мысли человек рассматривался преимущественно как часть космоса, как некий микрокосм, в своих человеческих проявлениях подчиненный высшему началу – судьбе, поэтому можно говорить, что образ человека в античной философии космоцентричен. Само греческое мышление, как отмечают многие исследователи, например, А. Ф. Лосев, было телесным, вещным. Даже основу всего сущего античные философы милетской школы, с которой философия и началась, видели обязательно в чем-то вещественном – в огне, воздухе, воде. Даже на зрелых стадиях развития античной мысли, когда греки не только вырабатывают идеи, но и создают сложные концепции их происхождении и сущности, они не идут в их понимании дальше уподобления внешним вещам. Античные греки открывают «душу», но понимают под ней нечто скрытое внутри вещи и приводящее ее в движение. Поэтому душой обладает не только человек, но и животное, и растение. Неслучайно Аристотель относит науку о душе – психологию – к биологии. Греки говорили, что человеком можно считать того, кто умеет читать и плавать. Для них человек мыслит всем телом, следовательно, для того, чтобы хорошо мыслить, надо уметь бегать, метать диск, стрелять из лука, бороться. Было естественно то, что такой величайший философ, как Платон, мог одновременно быть олимпийским чемпионом. В системе христианского мировоззрения человек стал восприниматься как существо, в котором изначально неразрывно и противоречиво связаны две ипостаси – дух и тело, качественно противоположные друг другу как возвышенное и низменное. Человек, считал Фома Аквинский, существо, промежуточное между ангелами и животными. Плоть человеческая с точки зрения христианства – арена низменных страстей и желаний, порождение дьявола. Бессмертная душа и смертная плоть человека противопоставлены друг другу. Человеку необходимо заботиться только о спасении души, в том числе и при помощи обуздания тела. «Бог и душа влекутся друг к другу» – говорил Святой Августин, и нет ничего кроме этого, ровно ничего. Огромное значение придается промыслу Божьему, проявлению «божественной воли» во всех событиях в мире. Средневековый образ человека теоцентричен, а не космоцентричен, как в античности. Человек не верит в себя, он верит в Бога. Его глаза обращены к потустороннему миру. Идеальным образом человека оказывается образ святого. Посюсторонний мир, как и сам человек, рассматриваются не такими, как в действительности, а лишь как момент движения человека к Богу. Христианство выдвинуло вместо разума античности иной главный признак человека – сердце, и главный признак человечности – любовь, однако не любовь человека к другому человеку, а любовь к Богу. Христианскому сознанию была чужда мысль о конечности человеческого бытия: вера в бессмертие души скрашивала суровое земное существование Философия Нового времени видела в человеке прежде всего его духовную сущность. Естествознание, освободившись от идеологического диктата христианства, преуспело в натуралистических исследованиях природы человека. Но еще большей заслугой этого времени было безоговорочное признание автономии человеческого разума в деле познания собственной сущности. Образ человека Нового времени антропоцентричен. Бог смещается на периферию человеческой жизни. Человек теперь верит в себя. Происходит второе – после античности – рождение рационализма, положившее начало экспериментальной науке. Главная сфера человеческой деятельности в эпоху Нового времени – познание. Главный метод познания – рефлексия. В XIX в. основное внимание философов было сосредоточено на исследовании сознания, духовного начала в человеке, сущность которого могла отождествляться с рациональным (Гегель) или же иррациональным (Шопенгауэр, Ницше). В философии марксизма человек рассматривался как предметное существо: он всегда имеет дело с предметами, поэтому нельзя сводить деятельность человека лишь к мышлению (сознанию). Это лишь одна из способностей целостного человека. Человек, однако, не только природное предметное существо, но и общественное существо, живущее в обществе. Общество, с одно стороны, создается человеком, с другой – формирует человека, социализирует его. Не
только сам человек, но и его чувства – зрение, слух, обоняние – культурно ориентированы. К тому же наряду с этими чувствами возникают принципиально новые чувства, к которым можно отнести волю и любовь. Марксизм отстаивал тезис о социальной природе человека, утверждая, что все, что делает человека человеком, формируется социально. Например, такие качества человека, как способность к прямохождению, мышление и речь, не присущи человеку как представителю биологического вида, они являются социально заученными. Если ребенок волей случая вырастает вне людей, т. е. вне общества и культуры (так называемые маугли), то в своем развитии он остается на уровне психики высших животных: передвигается на четвереньках, не умеет говорить, не способен к абстрактному мышлению. Марксизм в своей трактовке человека во многом сохранил просветительский характер: человек мыслился как существо рациональное. Иррациональность его поведению придают «нечеловеческие» общественные условия, которые Маркс считал «предысторией человечества». Сторонники марксизма надеялись, освободив общество от частной собственности, эксплуатации и социального неравенства, изменить и самого человека, который должен был стать в будущем универсально развитым и гармоничным. В таком «проекте» человека сказался утопизм марксизма, как и всего просветительского подхода в целом. Оптимистическим представлениям Маркса о будущем общества и человека противопоставил свои идеи другой мыслитель, который наряду с Марксом наиболее повлиял на самосознание людей в XX в., а именно З. Фрейд, который свои взгляды разрабатывал на основе своей теории психоанализа. По Фрейду, сознание человека не рационально, а иррационально, т. е. управляется бессознательным. Хотя человеческая культура стремится наложить запреты на основные инстинкты (инстинкт агрессии и сексуальный инстинкт), преодолеть свою биологическую природу человек не в силах, так как источник его проблем не вне его, как считал Маркс, а внутри, и кроется в психике самого человека. Иррационалистическое представление о сущности человека стало наиболее распространенным в XX в. Именно эту позицию занимали представители не только фрейдизма и неофрейдизма, но и русские религиозные философы, а также экзистенциалисты. Согласно экзистенциализму, человек живет в чуждом ему мире. Его бытие иррационально, бессмысленно и непостижимо. Смысл жизни человека – в мистическом общении с Богом, с узким кругом «духовной» аристократии, в переживании «подлинности» индивидуальной жизни. Отказавшись от рационалистических представлений о том, что сознание и поведение человека определяются именно разумом, философы обратили внимание на то, что
Биологическое в человеке – сумма особенностей, присущих телесной организации человека и характеризующих его как органическое существо. Индивид – человек как носитель общих признаков, присущих ему как представителю биологического вида или социальной группы. Индивидуальность – человек как носитель единичных признаков, характеризующих его неповторимость, уникальность среди других людей. Личность – человек как субъект социально-исторического процесса, обладающий внутренней самостоятельностью и несущий ответственность за свое поведение. Социальное в человеке – сумма особенностей, которые развиваются в процессе адаптации человека к социуму и обусловливают его деятельность как члена общества. Сущность человека – совокупность главных признаков, отличающих человека от всех других живых существ и определяющих многообразие его жизненных проявлений. Человек – высшая ступень эволюции жизни на Земле, представитель вида Homo sapiens, субъект социально-исторической деятельности и культурного развития.
Цель изучения темы: рассмотреть точки зрения философов на сущность человека и его жизнедеятельность. Задачи изучения темы: изучить взгляд в философии на соотношение биологического и социального в человеке; изучить влияние трудовой деятельности на выделение человека из животного мира. В результате изучения данной темы Вы будете Знать: взгляды философов на человека и его предназначение с точки зрения философии и других наук; основные причины выделения человека из животного мира с позиции философской науки. Уметь: раскрыть причины антропогенеза; объяснять, чем занимается антропосоциогенез; объяснять соотношение биологических и социальных качеств в человеке. Владеть: основными категориями и понятиями философии. Учебные вопросы темы: 1. Развитие взглядов в философии на сущность человека. 2. Природа человека. Биосоциальная сущность человека. Вопрос 1. Развитие взглядов в философии на сущность человека Современная философская антропология тесно связана с другими науками, изучающими человека: собственно антропологией, исследующей естественноисторическое происхождение человека и человеческих рас; социологией, рассматривающей социальные особенности человеческого существования; педагогикой – наукой о воспитании человека, а также психологией, изучающей особенности индивидуального поведения человека и его личность. Отличие философского учения о человеке от других наук состоит том, что оно исследует наиболее общие проблемы человеческого бытия, специфику существования человека как вида. Такими проблемами являются проблемы антропосоциогенеза (от греч. «genesis» – происхождение, возникновение) – происхождения человека и человеческого общества, смысла существования человека как вида и смысла жизни отдельной личности, свободы и необходимости в человеческих действиях и т. п. На рубеже XX-XXI вв. проблема человека становится центральной в философском знании. Проявляется повышенное внимание к тому, то в философии называется «экзистенциальной проблематикой», вопросам о смысле жизни и ценности человеческого существования. Напротив, интерес к онтологии и гносеологии как частям философского знания заметно снижается. Почему так происходит? Проблема человека приобретает особую актуальность в те периоды развития истории, когда остро встает вопрос о смысле жизни и цели
существования не только отдельного человека, но и всего общества. Именно такой период переживает как отечественная, так и мировая история. Термин «антропология» означает учение о человеке, а философская антропология, соответственно, философское учение о человеке, или философия человека. Философская антропология – направление, занимающееся изучением человека, его природы и сущности. Философы считают, что проблема человека содержит в себе много тайн и загадок. Именно в этих выражениях говорили о человеке многие мыслители. «Человек, – писал Ф. М. Достоевский, – есть тайна… я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком». Для Достоевского, очевидно, не только то, что человек есть тайна, но и то, что соответствовать своему понятию человек может, только занимаясь этой тайной, причем занимаясь ею всю жизнь. Для того чтобы полнее осознать сегодняшнее состояние философской антропологии, необходимо представить себе те результаты, которые были достигнуты в истории философии, поскольку есть некоторая традиция, преемственность взглядов на сущность человека. Какие же образы человека существовали в истории философской мысли? В античной философской мысли человек рассматривался преимущественно как часть космоса, как некий микрокосм, в своих человеческих проявлениях подчиненный высшему началу – судьбе, поэтому можно говорить, что образ человека в античной философии космоцентричен. Само греческое мышление, как отмечают многие исследователи, например, А. Ф. Лосев, было телесным, вещным. Даже основу всего сущего античные философы милетской школы, с которой философия и началась, видели обязательно в чем-то вещественном – в огне, воздухе, воде. Даже на зрелых стадиях развития античной мысли, когда греки не только вырабатывают идеи, но и создают сложные концепции их происхождении и сущности, они не идут в их понимании дальше уподобления внешним вещам. Античные греки открывают «душу», но понимают под ней нечто скрытое внутри вещи и приводящее ее в движение. Поэтому душой обладает не только человек, но и животное, и растение. Неслучайно Аристотель относит науку о душе – психологию – к биологии. Греки говорили, что человеком можно считать того, кто умеет читать и плавать. Для них человек мыслит всем телом, следовательно, для того, чтобы хорошо мыслить, надо уметь бегать, метать диск, стрелять из лука, бороться. Было естественно то, что такой величайший философ, как Платон, мог одновременно быть олимпийским чемпионом. В системе христианского мировоззрения человек стал восприниматься как существо, в котором изначально неразрывно и противоречиво связаны две ипостаси – дух и тело, качественно противоположные друг другу как возвышенное и низменное. Человек, считал Фома Аквинский, существо, промежуточное между ангелами и животными. Плоть человеческая с точки зрения христианства – арена низменных страстей и желаний, порождение дьявола. Бессмертная душа и смертная плоть человека противопоставлены друг другу. Человеку необходимо заботиться только о спасении души, в том числе и при помощи обуздания тела. «Бог и душа влекутся друг к другу» – говорил Святой Августин, и нет ничего кроме этого, ровно ничего. Огромное значение придается промыслу Божьему, проявлению «божественной воли» во всех событиях в мире. Средневековый образ человека теоцентричен, а не космоцентричен, как в античности. Человек не верит в себя, он верит в Бога. Его глаза обращены к потустороннему миру. Идеальным образом человека оказывается образ святого. Посюсторонний мир, как и сам человек, рассматриваются не такими, как в действительности, а лишь как момент движения человека к Богу. Христианство выдвинуло вместо разума античности иной главный признак человека – сердце, и главный признак человечности – любовь, однако не любовь человека к другому человеку, а любовь к Богу. Христианскому сознанию была чужда мысль о конечности человеческого бытия: вера в бессмертие души скрашивала суровое земное существование Философия Нового времени видела в человеке прежде всего его духовную сущность. Естествознание, освободившись от идеологического диктата христианства, преуспело в натуралистических исследованиях природы человека. Но еще большей заслугой этого времени было безоговорочное признание автономии человеческого разума в деле познания собственной сущности. Образ человека Нового времени антропоцентричен. Бог смещается на периферию человеческой жизни. Человек теперь верит в себя. Происходит второе – после античности – рождение рационализма, положившее начало экспериментальной науке. Главная сфера человеческой деятельности в эпоху Нового времени – познание. Главный метод познания – рефлексия. В XIX в. основное внимание философов было сосредоточено на исследовании сознания, духовного начала в человеке, сущность которого могла отождествляться с рациональным (Гегель) или же иррациональным (Шопенгауэр, Ницше). В философии марксизма человек рассматривался как предметное существо: он всегда имеет дело с предметами, поэтому нельзя сводить деятельность человека лишь к мышлению (сознанию). Это лишь одна из способностей целостного человека. Человек, однако, не только природное предметное существо, но и общественное существо, живущее в обществе. Общество, с одно стороны, создается человеком, с другой – формирует человека, социализирует его. Не
только сам человек, но и его чувства – зрение, слух, обоняние – культурно ориентированы. К тому же наряду с этими чувствами возникают принципиально новые чувства, к которым можно отнести волю и любовь. Марксизм отстаивал тезис о социальной природе человека, утверждая, что все, что делает человека человеком, формируется социально. Например, такие качества человека, как способность к прямохождению, мышление и речь, не присущи человеку как представителю биологического вида, они являются социально заученными. Если ребенок волей случая вырастает вне людей, т. е. вне общества и культуры (так называемые маугли), то в своем развитии он остается на уровне психики высших животных: передвигается на четвереньках, не умеет говорить, не способен к абстрактному мышлению. Марксизм в своей трактовке человека во многом сохранил просветительский характер: человек мыслился как существо рациональное. Иррациональность его поведению придают «нечеловеческие» общественные условия, которые Маркс считал «предысторией человечества». Сторонники марксизма надеялись, освободив общество от частной собственности, эксплуатации и социального неравенства, изменить и самого человека, который должен был стать в будущем универсально развитым и гармоничным. В таком «проекте» человека сказался утопизм марксизма, как и всего просветительского подхода в целом. Оптимистическим представлениям Маркса о будущем общества и человека противопоставил свои идеи другой мыслитель, который наряду с Марксом наиболее повлиял на самосознание людей в XX в., а именно З. Фрейд, который свои взгляды разрабатывал на основе своей теории психоанализа. По Фрейду, сознание человека не рационально, а иррационально, т. е. управляется бессознательным. Хотя человеческая культура стремится наложить запреты на основные инстинкты (инстинкт агрессии и сексуальный инстинкт), преодолеть свою биологическую природу человек не в силах, так как источник его проблем не вне его, как считал Маркс, а внутри, и кроется в психике самого человека. Иррационалистическое представление о сущности человека стало наиболее распространенным в XX в. Именно эту позицию занимали представители не только фрейдизма и неофрейдизма, но и русские религиозные философы, а также экзистенциалисты. Согласно экзистенциализму, человек живет в чуждом ему мире. Его бытие иррационально, бессмысленно и непостижимо. Смысл жизни человека – в мистическом общении с Богом, с узким кругом «духовной» аристократии, в переживании «подлинности» индивидуальной жизни. Отказавшись от рационалистических представлений о том, что сознание и поведение человека определяются именно разумом, философы обратили внимание на то, что