Файл: Философия появилась как результат осознания человеком самого себя. Желаешь познать себя философствуй это утверждение справедливо как для отдельного человека, так и для любой эпохи.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 152
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
синтез христианства и восточных религий, сделав ее доступной простым людям. Государство в рамках толстовства признается отжившим институтом, так как является аппаратом насилия, а смысл человеческой жизни – в усовершенствовании. Самый яркий представитель революционно-демократической философии XIX в. – Н. Г. Чернышевский (1828-1889), фактически представитель антропологического материализма. Он считал, что природа развивается от низшего к высшему, а человек – биологическое существо и часть природы. С его точки зрения, познание осуществляется в чувственных и логических формах. Практика определяется как деятельность по преобразованию природы. Ядром этической доктрины Чернышевского была теория «разумного эгоизма», отдающая предпочтение разуму перед волей. Эгоизм рассматривается как природное свойство, а добро – свойство, полезное большинству людей. Его социальные взгляды радикальны и утопичны: идеализировал крестьянскую общину, а крестьянина считал главной революционной силой. Основные тенденции русской религиозной философии XIX в. впитала в себя философия В. С. Соловьева (1853-1900). Центральной в учении В. Соловьева является идея «всеединого сущего». Необходимость принципа всеединства (т. е. целостности) обусловлена тем, что все предметы и явления не существуют отдельно друг от друга. «Безусловное всеединство» как совершенный синтез истины, добра и красоты постигается, по Соловьеву, лишь «цельным знанием», которое является органическим единством трех компонентов: теологии, философии и опытной науки. В обществе идея «всеединства» раскрывает себя как свободная теократия или вселенская церковь, объединяющая православие, католицизм и протестантизм и утверждающая тем самым конечную стадию истории – богочеловечество. Выдвигая и отстаивая идею всеединства, синтеза веры и знания, науки и религии и т. д. Соловьев выступил против тезиса Л. Толстого о непротивлении злу насилием. Он призывал не только видеть и выявлять зло, но и противостоять ему. В дальнейшем философия всеединства разрабатывалась последователями В. Соловьева: П. А. Флоренским (1882-1937), С. Н. Трубецким (1862-1905) и Е. Н. Трубецким (1863-1920), С. Н. Булгаковым (1871-1944), С. Л. Франком (1877-1950) и др. Конец XIX – начало XX вв. ознаменовались расцветом русской литературы, искусства и философии. Для этого периода русской философии характерно возникновение систем, характеризующихся антропоцентризмом, гуманизмом и религиозным характером. Проблемы, поставленные философией в это время, чрезвычайно важны для русского самосознания и культуры, поскольку в их осмыслении уделялось внимание вопросам познания, смысла и цели жизни, человеческой свободы и ответственности личности, соотношению божественного и земного в человеке. В этот период возникает философия русского космизма, в которой на первый план выдвигаются проблемы единства человека с космосом. Космизм с самого начала разделился на два направления. Первое – мистическо-теологическое (Н. Ф. Федоров, В. С. Соловьев), где превалирует установка «единство всего сущего», т. е. земного и небесного миров. Второе направление – естественно-научное (К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский, А. Л. Чижевский). Яркий представитель космизма – Н. Ф. Федоров (1828-1903) – основу своего учения изложил в труде «Философия общего дела», где он обратился к вопросам творческих возможностей человека, заключающихся в постоянном расширении его поля деятельности вплоть до космических масштабов. Основной вопрос его философии – найти смысл жизни, понять цель человеческого существования и обустроить жизнь сообразно этой цели. Задача философии – объяснить мир, дать проект его преобразования. Более того, он утверждал, что на новое использование достижений науки и техники человечество должно включиться в «общее дело» по преодолению смерти, достижению бессмертия и воскрешению предков. В. И. Вернадский (1863-1945) внес большой вклад в разработку многих философских и методологических проблем естествознании: Вернадский развил учение о биосфере и коэволюции биосферы и человека, обосновал переход биосферы в ноосферу. К. Э. Циолковский (1857-1935) явился одним из первых теоретиков освоения человеком космического пространства. Он верил в возможность освоения околоземного пространства, был
сторонником идеи вечности, несотворимости материи. Составной частью философии Циолковского является «космическая этика». А. Л. Чижевский (1897-1964) – основатель философской системы космической биологии, по его теории жизнь на земле находится под сильнейшим влиянием космоса. В XX в. религиозная философия получила дальнейшее развитие в трудах целой плеяды видных религиозных философов: Н. А. Бердяев (1874-1948), С. Н. и Е. Н. Трубецких, С. Н. Булгакова, С. Л. Франка и др. Н. А. Бердяев – один из виднейших представителей русской религиозной философии. Он называет себя философом «экзистенциального типа». Суть «экзистенциальной философии» Бердяева – «познание смысла бытия через субъекта», т. е. человека. Проблема человека – философская антропология – является центральным звеном его творчества. Бердяев делает акцент на примате свободы над бытием. Равнопорядковыми, по Бердяеву, выступают такие понятия, как творчество, личность, дух, Бог. Одним из видов свободы является рациональная; свобода, которая подчиняет человека моральным законам. Согласно Бердяеву, свобода есть проявление божественной любви. В русской философии XX в. господствуют идеи марксизма. В этот период происходит становление философии диалектического и исторического материализма. Российский марксизм отразил всю сложность процесса развития России на рубеже веков. Его особенность – в практической направленности на решение задач, связанных с изменением общественно-политического строя. Первым теоретиком марксизма в России считается Г. В. Плеханов (1856- 1918). В своих работах он уделил внимание вопросам материалистического понимания истории, исторической необходимости, свободы, теории классовой борьбы, взаимоотношений общественного бытия и общественного сознания. Он был непримиримым противником философского идеализма, и ему принадлежит оценка диалектического материализма как «алгебры революции». В понимании истории Г. В. Плеханов считает всеобщей причиной общественного движения развитие производительных сил, а творцом истории с его точки зрения выступают народные массы. Его взгляды во многом разделял В. И. Ленин (1870-1924). Он является основателем политического движения, которое называется большевизм. Ленин занимался разработкой проблем социального развития, связав их с практикой революционной деятельности, разработкой теории государства; исследовал сущность революции, демократии, диктатуры пролетариата. Решая философские проблемы, Ленин обращается к проблемам диалектики природы, исследует причины кризиса в естествознании, возникшего в начале XX в., дает определение материи, исследует теорию познания. В. И. Ленин внес серьезный вклад в развитие исторического материализма, исследуя роль объективных условий и субъективных факторов в истории, диалектику революции и эволюции в общественном развитии, проанализировал империализм как внутриформационную ступень капитализма. Постоянно занимался изучением политической системы, политической организации общества и роли классов в поступательном развитии истории. Большое значение имеет его теория государства. Наконец, самостоятельным этапом в развитии философии в России было советское время в нашей истории (1917-1991). На этом этапе философия развивалась в рамках диалектико-материалистической концепции, сформулированной в трудах К. Маркса, Ф. Энгельса, Г. В. Плеханова, В. И. Ленина. Согласно этой концепции, которую критики называли «наивным материализмом»,
материя лежит в основе всего сущего, в том числе в основе жизни общества и человека. Мир развивается согласно законам диалектики от простого к сложному через противоречия, борьбу противоположностей. Социальный прогресс происходит только эволюционно, но прежде всего благодаря скачкам, или революциям. Человек как личность живет и развирается в обществе, коллективе, который и есть условие его индивидуальной свободы. Конечной целью всей природной и социальной эволюции является достижение всеобщей гармонии в коммунистическом обществе, формируемом за счет интенсивного развития производительных сил. В этой социальной утопии преобладает моральная идея высшей справедливости и равенства, которые достигаются в процессе труда, освобожденного от всех форм отчуждения. Русская философская мысль, как и русская духовность, всегда находилась в оппозиции к буржуазному рационализму с его прагматизмом и желанием подавить законами логики в человеке индивидуальность и духовность. В одностороннем рационализме западной философской мысли русские философы видели ее кризис – измену гуманистическому духу философского сознания в целом.
Бытие – философская категория, обозначающая реальность в ее объективном и целостном существовании. Взаимодействие – философская категория, обозначающая взаимную связь, обусловленность объектов, их взаимовлияние друг на друга. Движение – способ существования материи, обозначающий все происходящие изменения в самом общем виде. Единство мира – универсальная связь всех элементов и уровней бытия, которая обусловливает его целостность. Идеальное – философская категория для обозначения реальности, противоположной и соотносимой с материальным бытием. Материя – материальная субстанция, представляющая сущность всех объективно существующих в мире предметов, явлений и процессов. Небытие – философская категория, означающая абсолютное или относительное отсутствие, отрицание бытия. Объективный идеализм – учение о первенстве идеальной реальности, которая существует объективно, то есть независимо от материального бытия и человеческого сознания, и порождает их. Онтология (греч. «ontos» – сущее, «logos» – учение) – философская наука о бытии, основных видах и свойствах бытия. Термин «онтология» в 1613 г. предложил Р. Гоклениус, а закрепил его в науке немецкий философ и ученый Х. Вольф. Отражение – способность одних объектов воспроизводить признаки, свойства и отношения других объектов. Пространство и время – формы существования материи, которые характеризуют ее в аспектах протяженности и длительности. Сознание – сложнейшая функция человеческого мозга, высшая форма психической активности человека как общественного существа. Субстанция – первооснова бытия, придающая ему внутреннее единство и являющаяся причиной многообразия и изменчивости вещей. Субъективный идеализм – учение о приоритете идеального бытия, внутренне присущего человеческому субъекту и придающего всем объектам форму, в которой мы их воспринимаем. Трансцендентальное – понятие, обозначающее такие аспекты или вид бытия, которые выходят за границы нашего мира и познания человека.
Вопрос 1. Понятие бытия. Концепции бытия Понятие «бытие» является центральной категорией в философии. Становление философии начиналось именно с изучения проблемы бытия. Древнеиндийская, древнекитайская, античная философии в первую очередь заинтересовались онтологией, пытались понять сущность бытия, а уж потом философия расширила свой предмет и включила в себя гносеологию (учение о познании), логику, иные философские проблемы. Бытие – это самое широкое и абстрактное понятие, означающее наличествование, существование. В настоящее время в мировой философии нет единой точки зрения по вопросу о том, что такое бытие. Но наиболее распространенной точкой зрения является та, что бытие – это философская категория, обозначающая независимое от сознания существование объективной реальности – космоса, природы, человека. Один из центральных разделов философии, изучающих проблему бытия, называется онтологией. Чтобы разобраться в сложном устройстве мира, вводится категория «действительность» («реальность»), под которой понимается совокупность всех состояний и объектов мира в прошлом, настоящем и будущем. Она существует в двух разновидностях: 1. объективная реальность – действительное существование каких-либо предметов, явлений независимо от сознания человека; 2. субъективная реальность –
сознание и все те процессы и события, которые в нем происходят. Бытие – это единство субъективной и объективной реальности. Человек – точка пересечения субъективной и объективной реальности, центр бытия, ядро философской проблемы бытия в целом. Впервые понятие «бытие» как специфическую категорию для обозначения существующей реальности использовал древнегреческий мыслитель Парменид (ок. 540-470 гг. до н.э.). Согласно Пармениду, бытие существует, оно непрерывно, однородно и совершенно неподвижно. Ничего другого, кроме бытия, нет. Значительное внимание проблеме бытия уделял Платон. Бытие отождествляется Платоном с миром идей, которые выступают подлинными, неизменными, вечно существующими. Платон вводит понятие «истинного, небесного» бытия – это идея, мысль всякой души, которая подобно мысли Бога «питается разумом и чистым знанием». Истинное бытие противопоставляется им «неподлинному, производному» бытию, под которым подразумеваются реальный, чувственно воспринимаемый мир. Существенный вклад в развитие учения о бытии вносит Аристотель. Основу всякого бытия, по Аристотелю, составляет первичная материя – это бытие, которое существует, является началом, отделено от чувственных вещей. Утверждал, что потенциальное бытие становится реальным бытием и доступным для познания благодаря форме, образу, в которых потенциальное бытие представляется человеку. Впервые реально существующее бытие предстает как единство материи и формы. Французский мыслитель Рене Декарт закладывает основы дуалистической трактовки бытия. Первичную достоверность всего сущего Декарт признает прежде всего в мыслящем Я, в осознанности человеком своей деятельности. Здесь в качестве бытия выступает духовное начало, и в частности – мыслящее Я. Одновременно с этим Декарт признает и другое начало всего сущего, которым у него выступает не зависящая от сознания и духа материя. Ее основным признаком, атрибутом становится протяженность. Таким образом, движение и протяженность будут убедительными характеристиками материального мира. Следовательно, бытие у Декарта представлено дуалистически: в форме духовной субстанции и в форме материальной. Английский философ Джордж Беркли (1685-1753) с позиций субъективного идеализма объясняет сущность бытия. Он утверждает, что все вещи – это лишь «комплексы наших ощущений», которые изначально даны нашим сознанием. По Беркли, реальное бытие, т. е. вещи, идеи объективно, в реальности, в своем земном воплощении не существуют – их прибежищем является человеческая мысль. Основоположники философии марксизма Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895) с позиций диалектического материализма трактуют проблему бытия. Марксизм понимает под бытием материю, существующую бесконечно, в пространстве и времени и независимую от человеческого сознания. Бытие не существует без материи, они вечны и существуют одновременно. Небытие означает не исчезновение бытия, а переход из одной формы бытия в другую. В ХХ столетии принципиальных «прорывов» в толковании бытия практически не произошло. В качестве примера можно привести понимание бытия одним из наиболее известных философов ХХ века Мартина Хайдеггера (1883-1976). Как философэкзистенциалист он дает противоречивые высказывания: «Бытие – вещь, с которой мы имеем дело, но не нечто сущее. Время – вещь, с которой мы имеем дело, но не нечто временное. О сущем мы говорим: оно есть. Вглядываясь в эту вещь, «бытие», вглядываясь в эту вещь, «время», сохраним осмотрительность. Будем говорить не: бытие есть, время есть, но: бытие имеет место и время имеет место». Хайдеггер говорил, что бытие возникает из отрицательности ничто, и в него «погружается» сущее, раскрывая бытие. Он показывает, как бытие обнаруживается в существовании (экзистенции). Проблема бытия по-разному трактуется в философских концепциях: 1. Монизм утверждает единое начало бытия – материальное или идеальное. 2. Дуализм связан с признанием равноправного существования двух начал: материального и духовного. 3. Плюрализм признает существование множества независимых друг от друга и несводимых друг к другу начал или видов бытия. В философии существуют две философские категории (парадигмы): 1. философия бытия 2. философия небытия Небытие – это то, что реально не существует, что пока еще не возникло или уже прекратило свое существование. Форма проявления бытия – нечто, а небытия – ничто. Под небытием понимается также и отсутствие некоторых классов, объектов, их свойств и связей в определенной области действительности. Обе парадигмы по-разному решают проблему отношения бытия и небытия. Первая исходит из того, что бытие изначально, мир в той или иной форме всегда существовал, а потому небытие относительно, производно от бытия по принципу «из ничего не может возникнуть ничего». Вторая признает первичным небытие («все из ничего») и полагает бытие производным от него и даже иллюзорным. В современный понятийный аппарат онтологии вводится категория «виртуальное бытие» как следствие развития информационных технологий. В результате возникают новые интерпретации этого понятия, способы его обоснования, например,
сторонником идеи вечности, несотворимости материи. Составной частью философии Циолковского является «космическая этика». А. Л. Чижевский (1897-1964) – основатель философской системы космической биологии, по его теории жизнь на земле находится под сильнейшим влиянием космоса. В XX в. религиозная философия получила дальнейшее развитие в трудах целой плеяды видных религиозных философов: Н. А. Бердяев (1874-1948), С. Н. и Е. Н. Трубецких, С. Н. Булгакова, С. Л. Франка и др. Н. А. Бердяев – один из виднейших представителей русской религиозной философии. Он называет себя философом «экзистенциального типа». Суть «экзистенциальной философии» Бердяева – «познание смысла бытия через субъекта», т. е. человека. Проблема человека – философская антропология – является центральным звеном его творчества. Бердяев делает акцент на примате свободы над бытием. Равнопорядковыми, по Бердяеву, выступают такие понятия, как творчество, личность, дух, Бог. Одним из видов свободы является рациональная; свобода, которая подчиняет человека моральным законам. Согласно Бердяеву, свобода есть проявление божественной любви. В русской философии XX в. господствуют идеи марксизма. В этот период происходит становление философии диалектического и исторического материализма. Российский марксизм отразил всю сложность процесса развития России на рубеже веков. Его особенность – в практической направленности на решение задач, связанных с изменением общественно-политического строя. Первым теоретиком марксизма в России считается Г. В. Плеханов (1856- 1918). В своих работах он уделил внимание вопросам материалистического понимания истории, исторической необходимости, свободы, теории классовой борьбы, взаимоотношений общественного бытия и общественного сознания. Он был непримиримым противником философского идеализма, и ему принадлежит оценка диалектического материализма как «алгебры революции». В понимании истории Г. В. Плеханов считает всеобщей причиной общественного движения развитие производительных сил, а творцом истории с его точки зрения выступают народные массы. Его взгляды во многом разделял В. И. Ленин (1870-1924). Он является основателем политического движения, которое называется большевизм. Ленин занимался разработкой проблем социального развития, связав их с практикой революционной деятельности, разработкой теории государства; исследовал сущность революции, демократии, диктатуры пролетариата. Решая философские проблемы, Ленин обращается к проблемам диалектики природы, исследует причины кризиса в естествознании, возникшего в начале XX в., дает определение материи, исследует теорию познания. В. И. Ленин внес серьезный вклад в развитие исторического материализма, исследуя роль объективных условий и субъективных факторов в истории, диалектику революции и эволюции в общественном развитии, проанализировал империализм как внутриформационную ступень капитализма. Постоянно занимался изучением политической системы, политической организации общества и роли классов в поступательном развитии истории. Большое значение имеет его теория государства. Наконец, самостоятельным этапом в развитии философии в России было советское время в нашей истории (1917-1991). На этом этапе философия развивалась в рамках диалектико-материалистической концепции, сформулированной в трудах К. Маркса, Ф. Энгельса, Г. В. Плеханова, В. И. Ленина. Согласно этой концепции, которую критики называли «наивным материализмом»,
материя лежит в основе всего сущего, в том числе в основе жизни общества и человека. Мир развивается согласно законам диалектики от простого к сложному через противоречия, борьбу противоположностей. Социальный прогресс происходит только эволюционно, но прежде всего благодаря скачкам, или революциям. Человек как личность живет и развирается в обществе, коллективе, который и есть условие его индивидуальной свободы. Конечной целью всей природной и социальной эволюции является достижение всеобщей гармонии в коммунистическом обществе, формируемом за счет интенсивного развития производительных сил. В этой социальной утопии преобладает моральная идея высшей справедливости и равенства, которые достигаются в процессе труда, освобожденного от всех форм отчуждения. Русская философская мысль, как и русская духовность, всегда находилась в оппозиции к буржуазному рационализму с его прагматизмом и желанием подавить законами логики в человеке индивидуальность и духовность. В одностороннем рационализме западной философской мысли русские философы видели ее кризис – измену гуманистическому духу философского сознания в целом.
Бытие – философская категория, обозначающая реальность в ее объективном и целостном существовании. Взаимодействие – философская категория, обозначающая взаимную связь, обусловленность объектов, их взаимовлияние друг на друга. Движение – способ существования материи, обозначающий все происходящие изменения в самом общем виде. Единство мира – универсальная связь всех элементов и уровней бытия, которая обусловливает его целостность. Идеальное – философская категория для обозначения реальности, противоположной и соотносимой с материальным бытием. Материя – материальная субстанция, представляющая сущность всех объективно существующих в мире предметов, явлений и процессов. Небытие – философская категория, означающая абсолютное или относительное отсутствие, отрицание бытия. Объективный идеализм – учение о первенстве идеальной реальности, которая существует объективно, то есть независимо от материального бытия и человеческого сознания, и порождает их. Онтология (греч. «ontos» – сущее, «logos» – учение) – философская наука о бытии, основных видах и свойствах бытия. Термин «онтология» в 1613 г. предложил Р. Гоклениус, а закрепил его в науке немецкий философ и ученый Х. Вольф. Отражение – способность одних объектов воспроизводить признаки, свойства и отношения других объектов. Пространство и время – формы существования материи, которые характеризуют ее в аспектах протяженности и длительности. Сознание – сложнейшая функция человеческого мозга, высшая форма психической активности человека как общественного существа. Субстанция – первооснова бытия, придающая ему внутреннее единство и являющаяся причиной многообразия и изменчивости вещей. Субъективный идеализм – учение о приоритете идеального бытия, внутренне присущего человеческому субъекту и придающего всем объектам форму, в которой мы их воспринимаем. Трансцендентальное – понятие, обозначающее такие аспекты или вид бытия, которые выходят за границы нашего мира и познания человека.
Вопрос 1. Понятие бытия. Концепции бытия Понятие «бытие» является центральной категорией в философии. Становление философии начиналось именно с изучения проблемы бытия. Древнеиндийская, древнекитайская, античная философии в первую очередь заинтересовались онтологией, пытались понять сущность бытия, а уж потом философия расширила свой предмет и включила в себя гносеологию (учение о познании), логику, иные философские проблемы. Бытие – это самое широкое и абстрактное понятие, означающее наличествование, существование. В настоящее время в мировой философии нет единой точки зрения по вопросу о том, что такое бытие. Но наиболее распространенной точкой зрения является та, что бытие – это философская категория, обозначающая независимое от сознания существование объективной реальности – космоса, природы, человека. Один из центральных разделов философии, изучающих проблему бытия, называется онтологией. Чтобы разобраться в сложном устройстве мира, вводится категория «действительность» («реальность»), под которой понимается совокупность всех состояний и объектов мира в прошлом, настоящем и будущем. Она существует в двух разновидностях: 1. объективная реальность – действительное существование каких-либо предметов, явлений независимо от сознания человека; 2. субъективная реальность –
сознание и все те процессы и события, которые в нем происходят. Бытие – это единство субъективной и объективной реальности. Человек – точка пересечения субъективной и объективной реальности, центр бытия, ядро философской проблемы бытия в целом. Впервые понятие «бытие» как специфическую категорию для обозначения существующей реальности использовал древнегреческий мыслитель Парменид (ок. 540-470 гг. до н.э.). Согласно Пармениду, бытие существует, оно непрерывно, однородно и совершенно неподвижно. Ничего другого, кроме бытия, нет. Значительное внимание проблеме бытия уделял Платон. Бытие отождествляется Платоном с миром идей, которые выступают подлинными, неизменными, вечно существующими. Платон вводит понятие «истинного, небесного» бытия – это идея, мысль всякой души, которая подобно мысли Бога «питается разумом и чистым знанием». Истинное бытие противопоставляется им «неподлинному, производному» бытию, под которым подразумеваются реальный, чувственно воспринимаемый мир. Существенный вклад в развитие учения о бытии вносит Аристотель. Основу всякого бытия, по Аристотелю, составляет первичная материя – это бытие, которое существует, является началом, отделено от чувственных вещей. Утверждал, что потенциальное бытие становится реальным бытием и доступным для познания благодаря форме, образу, в которых потенциальное бытие представляется человеку. Впервые реально существующее бытие предстает как единство материи и формы. Французский мыслитель Рене Декарт закладывает основы дуалистической трактовки бытия. Первичную достоверность всего сущего Декарт признает прежде всего в мыслящем Я, в осознанности человеком своей деятельности. Здесь в качестве бытия выступает духовное начало, и в частности – мыслящее Я. Одновременно с этим Декарт признает и другое начало всего сущего, которым у него выступает не зависящая от сознания и духа материя. Ее основным признаком, атрибутом становится протяженность. Таким образом, движение и протяженность будут убедительными характеристиками материального мира. Следовательно, бытие у Декарта представлено дуалистически: в форме духовной субстанции и в форме материальной. Английский философ Джордж Беркли (1685-1753) с позиций субъективного идеализма объясняет сущность бытия. Он утверждает, что все вещи – это лишь «комплексы наших ощущений», которые изначально даны нашим сознанием. По Беркли, реальное бытие, т. е. вещи, идеи объективно, в реальности, в своем земном воплощении не существуют – их прибежищем является человеческая мысль. Основоположники философии марксизма Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895) с позиций диалектического материализма трактуют проблему бытия. Марксизм понимает под бытием материю, существующую бесконечно, в пространстве и времени и независимую от человеческого сознания. Бытие не существует без материи, они вечны и существуют одновременно. Небытие означает не исчезновение бытия, а переход из одной формы бытия в другую. В ХХ столетии принципиальных «прорывов» в толковании бытия практически не произошло. В качестве примера можно привести понимание бытия одним из наиболее известных философов ХХ века Мартина Хайдеггера (1883-1976). Как философэкзистенциалист он дает противоречивые высказывания: «Бытие – вещь, с которой мы имеем дело, но не нечто сущее. Время – вещь, с которой мы имеем дело, но не нечто временное. О сущем мы говорим: оно есть. Вглядываясь в эту вещь, «бытие», вглядываясь в эту вещь, «время», сохраним осмотрительность. Будем говорить не: бытие есть, время есть, но: бытие имеет место и время имеет место». Хайдеггер говорил, что бытие возникает из отрицательности ничто, и в него «погружается» сущее, раскрывая бытие. Он показывает, как бытие обнаруживается в существовании (экзистенции). Проблема бытия по-разному трактуется в философских концепциях: 1. Монизм утверждает единое начало бытия – материальное или идеальное. 2. Дуализм связан с признанием равноправного существования двух начал: материального и духовного. 3. Плюрализм признает существование множества независимых друг от друга и несводимых друг к другу начал или видов бытия. В философии существуют две философские категории (парадигмы): 1. философия бытия 2. философия небытия Небытие – это то, что реально не существует, что пока еще не возникло или уже прекратило свое существование. Форма проявления бытия – нечто, а небытия – ничто. Под небытием понимается также и отсутствие некоторых классов, объектов, их свойств и связей в определенной области действительности. Обе парадигмы по-разному решают проблему отношения бытия и небытия. Первая исходит из того, что бытие изначально, мир в той или иной форме всегда существовал, а потому небытие относительно, производно от бытия по принципу «из ничего не может возникнуть ничего». Вторая признает первичным небытие («все из ничего») и полагает бытие производным от него и даже иллюзорным. В современный понятийный аппарат онтологии вводится категория «виртуальное бытие» как следствие развития информационных технологий. В результате возникают новые интерпретации этого понятия, способы его обоснования, например,