Файл: Понятие товарного рынка. Границы товарного рынка.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 340

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и науки Российской Федерации 

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ДИЗАЙНА» 

ВЫСШАЯ ШКОЛА ТЕХНОЛОГИИ И ЭНЕРГЕТИКИ 

 

Институт управления и экономики 

 

Кафедра экономики и организации производства

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Теория отраслевых рынков»

 

на тему: «Понятие товарного рынка. Границы товарного рынка»
 


 

 

Выполнил 

 

студент учебной группы №331

Алексеева Анастасия Юрьевна

 

(фамилия, имя, отчество) 

Проверил 

к.э.н., доц. Ежова В.А.

                                          (должность, фамилия, имя, отчество) 

 

 

 

 

 

 

 

 


Санкт-Петербург 

2023
Содержание

Введение ………………………………………………………………….…...….3

Глава 1. Понятие, виды и характеристики рынка.........................................4

    1. Товарный рынок: понятие, сущность………………………………...…4

    2. Товарный рынок и его роль в развитии рыночной экономики……......6

1.3 Виды товарного рынка и их характеристика …..................................…8

Глава 2. Продукт Рынок. Граница рынка......................................................12

2.1 Типы границ рынка………………………………….…………..……...12

    1. Классификация отраслевых рынков…………………..……..…..……18

Заключение………………………………………………………............….…..22

Список используемой литературы……………………………………….......23

Введение

Во всех странах, где создана цивилизованная рыночная экономика, ее эффективное функционирование предполагает, прежде всего, наличие условий свободы предпринимательства, свободы конкуренции и свободы установления цен, однако существует определенная степень вмешательства государства в экономическую жизнь общества, при этом процессы приватизации, либерализации внешне экономических связей, антимонопольного и монопольного регулирования имеют место. В каждой стране эти процессы протекают по-разному и с разной интенсивностью. Содержание государственного вмешательства в экономику в значительной степени зависит от специфики той или иной экономической системы.


Изучение рынка является первым шагом в понимании внешней среды, в которой будет работать компания. Попытка выйти на рынок с товарами по меньшей мере нецелесообразна и расточительна. Поэтому необходимо выполнить аналитическую работу для выбора из потенциальных рынков.

Потенциальные рынки являются наиболее перспективными рынками для компаний, которые могут достичь коммерческого успеха при низких затратах.

Исследование рынка является наиболее распространенным и необходимым направлением маркетинговых исследований. Без данных, полученных в ходе исследования, систематически собирайте, анализируйте и сравнивайте информацию, необходимую для рыночной деятельности, выбора рынка, решений о продажах и решений, связанных с прогнозированием и планированием рыночной деятельности.

Целью курсовой работы является изучение товарного рынка, рынка финансовых услуг и связанных с его применением практических проблем. Изучение типов границ рынка и их классификацию.

Актуальность темы работы состоит в роли рынка в экономике. Рынок возникает и развивается в процессе эволюции товарного производства, расширения сферы эквивалентного обмена.

Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Понятие, виды и характеристики рынка

1.1 Товарный рынок: понятие, сущность

Важнейшим условием применения коммерческого подхода в современных условиях является наличие рынка. Если общество не имеет свободного рынка для продавцов и покупателей, никто не заинтересован в изучении рыночного спроса. Если у покупателей нет выбора при покупке товаров, их желания и потребности не будут рассматриваться кем-либо, если качество и цена определяются производителем (только для эксклюзивного владельца).

Рынок - совокупность существующих и потенциальных покупателей товаров.

Рынок представляет собой не только комбинацию существующих потребителей и потенциальных потребителей, но и совокупность взаимосвязанных элементов - предложение, цена, спрос на продукцию.

Рынки существуют, когда люди встречаются лично или через посредников, чтобы купить или продать товары или услуги. На свободном рынке процесс обмена, покупки и продажи определяет, кто производит какой продукт, что и как его покупать.



Товарный рынок - сфера обращения товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров на территории Российской Федерации или ее части, определяемой исходя из экономической возможности покупателя приобрести товар на соответствующей территории и отсутствия этой возможности за ее пределами.

Взаимозаменяемые товары - группа товаров, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что покупатель действительно заменяет или готов заменить их друг другом в процессе потребления (в том числе производственного)/

Рынок можно рассматривать как систему, а любая система представляет собой взаимосвязь элементов. Основными элементами рынка являются:

1) производители и потребители, которые формируются в процессе общественного разделения труда, когда одни производят товар, а другие – потребляют его;

2) экономическая обособленность (хозяйственная автономия) товаропроизводителей, которая обусловлена частной или смешанной формами собственности;

3) рыночные цены, которые, во-первых, складываются в результате спроса и предложения, соотношение которых колеблется в зависимости от действующей конъюнктуры, а, во-вторых, определяют сферу действия рыночных отношений на данный товар, производимый в данном географическом районе. Границы этой сферы определяются трансакционными издержками, т.е. издержками обращения, связанными с обменом;

4) спрос и предложение. Спрос – фундаментальное понятие рыночной экономики, означающее подкрепленное денежной возможностью желание покупателя приобрести товар; предложение – это полное количество товаров, выносимых на рынок.

5) конкуренция. А. Смит назвал ее «невидимой рукой» рынка, благодаря которой «эгоистические побуждения отдельных индивидов в виде собственной экономической выгоды обращаются на благо всего общества, служат поступательному движению экономики». Основная функция конкуренции заключается в том, чтобы определить величину экономических регуляторов, которыми выступают цены, норма прибыли, процента и т.д.;

6) рыночная инфраструктура. [2]

К основным показателям функционирования товарного рынка можно отнести емкость товарного рынка, динамику развитию отдельных товарных рынков, степень диверсифицированности товарного рынка, качество и конкурентоспособность товаров на рынке.


Емкость товарного рынка – показатель, характеризующий максимально возможный объем реализации товаров за определенный период времени при данном уровне цен, платежеспособном спросе и товарном предложении.

Степень диверсифицированности товарного рынка – это степень охвата различными видами товарной продукции с учетом географических, этнических и платежеспособных особенностей населения страны.

Качество товара представляет собой совокупность свойств и характеристик товара, которые придают ему способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. Наиболее универсальными требованиями к качеству, то есть применимыми к большинству товаров, являются требования назначения, безопасности, экологичности, надежности, эргономики, ресурсосбережения, технологичности и эстетичности.

Под конкурентоспособностью товара понимают способность продукции соответствовать сложившимся требованиям данного рынка на рассматриваемый период.

Развитие товарных рынков привело к разделению их на рынки реального товара и рынки прав на товар. Хотя рынок прав на товар – это своего рода надстройка над рынком реального товара, первый является необходимым условием для нормального функционирования второго в современных сложных международных товарно-денежных отношениях.



Таблица 1. Виды товарного рынка

Классификация по типу продукции проводится в зависимости от вида и назначения товаров. Например, рынки пищевых товаров, текстильных товаров и одежды, хозяйственных товаров, мебели, товаров длительного пользования и др.

Основными отраслями деятельности, составляющими рынок товаров промышленного назначения, являются:

  1. сельское, лесное и рыбное хозяйство

  2. горнодобывающая промышленность

  3. обрабатывающая промышленность

  4. строительство

  5. транспорт

  6. связь

  7. коммунальное хозяйство

  8. банковское, финансовое и страховое дело

  9. сфера услуг

По размерам товарной номенклатуры и денежного оборота рынок товаров промышленного назначения превосходит соответствующие показатели рынка товаров широкого потребления.

1.2 Товарный рынок и его роль в развитии рыночной экономики
Состояние инфраструктурного комплекса товарных рынков России вызывает сегодня серьезное беспокойство. Правительство страны, объективно оценивая задачи и проблемы, стоящие перед инфраструктурным комплексом товарных рынков приняло Постановление № 936 «О комплексной программе развития инфраструктуры товарных рынков РФ». [6]
Теоретические исследования, убедительно доказывают объективность и многогранность организационных форм торговли в условиях рынка.

Отсюда можно сформулировать цель современного рынка.

Цель регулирования современного рынка - обеспечение соответствия предложения спросу (по объему и структуре). Достижение такого соответствия есть объективная необходимость создания условий нормального функционирования товарного рынка, его развития, а также обеспечения взаимосвязи производства с неуклонно развивающимся потреблением.

Экономическая природа торговли раскрывается не только и не столько в продукте ее производства, сколько в совокупности присущих ей функций, дополняемых соответствующим инфраструктурным потенциалом.

Это обусловлено тем, что, во-первых, торговля, являясь посредником между производителем и потребителем, организует процесс обмена продуктами труда. Во-вторых, сообразуясь с конъюнктурной рынка, торговцы накапливают определенные запасы, тем самым компенсируя неизбежные колебания спроса и предложения. В-третьих, в поисках наиболее выгодных продаж торговля перераспределяет ресурсы по отраслям, территориям, странам и континентам, создавая предпосылки для их нормального развития. В-четвертых, как побочный эффект торговли, происходят экономическая интеграция стран и народов, ценовая стратификация региональных, национальных и международных рынков, и многое другое. [5]

Конечно, всякой торговле, а она базируется на законах рынка, присуще обострение конкурентной борьбы и, как результат, - насильственное завоевание рынков, недобросовестная конкуренция. Но эти недостатки обусловлены не только сущностью торговли, а в большей мере – особенностями преломления ее форм и альтернатив толкования и употребления контрагентами рынка: продавцами, покупателями и посредниками.

Сущность рынка наиболее полно проявляется в его функциях.

Регулирующая функция. С помощью рынка устанавливаются основные микро- и макропропорции в экономике, в производстве и обмене. Эта функция проявляется в том, что при росте спроса на товар производители расширяют масштабы производства и повышают цены и наоборот.