Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 342
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Информационная. Через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит рынок дает участникам производства объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве товаров и услуг, поставляемых на рынок.
Стимулирующая. При понижении цен производители сокращают производство, одновременно изыскивая возможности снижения издержек путем внедрения новой техники, технологии, совершенствования организации труда.
Санирующая. С помощью рыночных механизмов воздействия происходит освобождение общественного производства от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, наоборот, рынок поощряет развитие эффективных, предприимчивых, перспективных предприятий.
Ценообразующая. Поступающие на рынок товары и услуги одного назначения содержат неодинаковое количество материальных и трудовых затрат, но рынок признает лишь общественно необходимые затраты, только их согласен оплатить покупатель.
Посредническая, т.е. рынок выступает своеобразным посредником между товаропроизводителями и потребителями.
1.3 Виды товарного рынка и их характеристика
Субъектами товарного рынка являются продавцы и покупатели товара, его объектом - товар (продукция, работы, услуги).
Продавец товара и покупатель товара являются сторонами сделки, передающей право собственности на товар, то есть право на владение, пользование и распоряжение товаром. Продавцами товаров могут быть ХС, реализующие продукцию собственной деятельности, а также торговые и посреднические организации, оказывающие услуги по продвижению товара от производителей к конечным потребителям. Покупателями товара могут быть потребители конечной продукции, оптовые и мелкооптовые и розничные торговые посредники, ХС, приобретающие товары для производственного потребления.
Наряду с термином "товар" применяется термин "товарная группа", под которым подразумеваются разновидности товара, обладающие близкими к нему потребительскими свойствами (товары - заменители). По своему содержанию используемое понятие "товарная группа" (товар плюс товары - заменители) идентично термину "товар", определенному Законом РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
При классификации рынков выделяют рынки рабочей силы, финансовый, средств производства, товаров (продуктов и услуг), технологий. В свою очередь, эти рынки подразделяются на более узкие. Например, рынок товаров (продуктов и услуг) складывается из самостоятельных, хотя и связанных между собой рынков:
-
природного сырья, сельскохозяйственных продуктов, промышленной продукции; -
потребительских товаров, в том числе продовольственных и непродовольственных; -
услуг, в том числе производственного характера и потребительских
В свою очередь, каждый из этих сегментов подразделяется на рынки отдельных товаров.
Рынки могут быть классифицированы по различным критериям:
-
по функциональному назначению объектов рыночных отношений – потребительских товаров и услуг, товаров промышленного назначения, промежуточных товаров, «ноу-хау», сырья, труда, ценных бумаг, теневой, вторичного сырья и т. д.; -
географическому положению – местный, региональный, национальный, мировой; -
степени ограничения конкуренции – монополистический, олигополистический, монопсонический, свободный, смешанный и др.; -
отраслям – автомобильный, нефтяной, сельскохозяйственного сырья, продуктов питания и др.; -
характеру продаж: оптовый, розничный.
По степени ограничения конкуренции рынки могут быть поделены, исходя из количественных и качественных параметров.
Количественными показателями являются:
1. численность продавцов, действующих на данном рынке;
2. доли, занимаемые продавцами на рынке;
3. показатели рыночной концентрации.
К числу качественных показателей относятся:
1. наличие или отсутствие барьеров выхода на рынок для потенциальных конкурентов;
2. открытость рынка для межрегиональной и международной торговли;
Классификация и характеристика рынков по количественным параметрам осуществляется, исходя из количественного состава партнеров на рынке (покупающие и продающие субъекты) и значимости его участников (табл. 2.).
Таблица 2.Формы рынка по количественным параметрам
По данному признаку рыночные партнеры различаются по принципу «много – несколько – один». Путем различных комбинаций этих трех признаков под действием спроса и предложения определяются различные формы рынка. [3]
Полиполия – тип рыночной структуры, при которой на рынке определенного товара может действовать неограниченное количество продавцов и покупателей.
Олигополия – тип рыночной структуры, при которой несколько крупных фирм монополизируют производство и сбыт основной массы определенного вида товаров и ведут между собой преимущество неценовую конкуренцию.
Монополия – тип рыночной структуры, при которой только одна крупная фирма, обладающая полным контролем над ценами, обеспечивает всех покупателей определенным видом товара.
Олигопсония – тип рыночной структуры, при которой существует группа покупателей определенного товара.
Монопсония – тип рыночной структуры, при которой существует монополия единственного покупателя определенного товара. [2]
При характеристике схемы ценообразования на рынках аграрных продуктов в большинстве случаев необходимо использовать форму «полиполия»: многие хозяйствующие субъекты (сельскохозяйственные товаропроизводители) предлагают продукцию достаточно большому числу покупающих субъектов (продавцов или потребителей).
Классификация и характеристика рынков по качественным параметрам:
-
совершенные и несовершенные; -
организованные и неорганизованные; -
с ограниченным и неограниченным входом; -
свободные и регулируемые.
Таблица 3. Классификационные признаки рынка
Существующие рынки принято классифицировать по следующим признакам:
-
по экономическому назначению (рынок потребительских товаров и услуг, рынок труда, ранок ценных бумаг, рынок денег, рынок средств производства, рынок земли, рынок технологий, рынок информации и т.д.); -
по географическому положению (рынок местный, региональный, национальный, мировой); -
по видам участников рыночных сделок (розничный рынок, оптовый рынок, рынок государственных закупок); -
по степени соблюдения законности (рынок легальный и рынок теневой); -
по степени зрелости рыночного механизма (рынок формирующийся, развитый рынок).
Функционирующие рынки, прежде всего, принято разделять на рынки ресурсов и рынки продуктов. Рынки ресурсов – это рынки, на которых продаются и покупаются экономические ресурсы: рынок труда, рынок земли, рынок капитала. Рынки продуктов – это рынки, на которых домохозяйства приобретают товары и услуги, произведенные фирмами.
Так, например, рынок потребительских товаров включает в себя следующие виды рынков: рынок продовольственных товаров
, рынок одежды, рынок обуви, рынок мебели и т.д. Рынок услуг, в свою очередь, включает в себя рынки образовательных, медицинских, туристических услуг и т. д.
Рассматривая данные виды рынков, следует иметь в виду, что основополагающее значение для анализа функционирования рыночной экономики имеет классификация рынков с точки зрения их экономического назначения (объекта обращения). Каждый из этих рынков играет свою особую роль, имеет свое самостоятельное значение. Однако только тесное взаимодействие между ними обеспечивает эффективное функционирование рыночной экономики. Важно отметить, что каждый из рассматриваемых рынков имеет определенную специфику, обусловленную, прежде всего, спецификой самого объекта купли-продажи, объекта обмена. Вместе с тем, фундаментальные закономерности функционирования рынков являются общими.
Таким образом, современный рынок имеет достаточно сложную структуру и представляет собой целостную систему взаимосвязанных рынков.
Глава 2. Продукт Рынок. Граница рынка
2.1 Типы границ рынка
Определение товарных границ рынка - это процедура определения формирования товаров, альтернативных товаров и товарных групп (товарных групп, рынки которых считаются одним товарным рынком).
Основой для определения товарных границ на рынке должно быть мнение клиента об эквивалентности или совместимости продуктов, составляющих одну товарную группу. Это мнение определяется в результате непрерывного или выборочного опроса клиентов (в зависимости от количества) и подтверждается данными экспертных испытаний. Опрос должен проводиться по группе покупателей, которые различаются по тому, как они участвуют в распределении товаров (оптовики, мелкооптовые покупатели, покупатели одного количества товара).
При определении товаров сначала устанавливается, что они относятся к классификационной группе (рекомендуется использовать классификаторы: номенклатура товаров для ВЭД-ТН ВЭД, классификатор основных продуктов-ОКП, товары словарь). Исследование продукта определяется характеристиками потребителя продукта, уровнем новизны продукта, состоянием потребления (эксплуатации) продукта покупателем, состоянием продажи продукта и характеристиками удовлетворения спроса. Его состав зависит от вида и цели производства. [4]
Определение заменяющих продуктов, включенных в определенную группу продуктов, выполняется в соответствии со стандартом совместимости коммерческих продуктов. В этом случае необходимо учитывать два аспекта совместимости продукта. С точки зрения их использования, совместимости потребления (спроса), а также с точки зрения производства, совместимости производства.
Одно из наиболее полных определений товарному рынку дано в Законе «О защите конкуренции»: «Товарный рынок – это сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или сфера обращения взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе и географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами».
Таким образом, критериями релевантного рынка считаются товарные (продуктовые) и географические границы, в пределах которых для конкретного субъекта рыночных отношений складываются отношения конкуренции и монополии. [6]