Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 343
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
6. Межстрановый товарный рынок - это рынок определенного товара (группы взаимозаменяемых товаров), отличающихся тем, что условия сопоставимости уровня цен и примерно равной возможности приобретения товаров разных продавцов выполняются на территориях, где имеется спрос на рассматриваемые товары, в пределах двух и более, но не всех (в отличие от мирового рынка). То есть приобретение товаров на других территориях, не охваченных географическими границами межстранового товарного рынка, приводит к слишком значительному повышению цен на товары с учетом доставки.
Наличие мирового рынка исключает существование национальных рынков того же товара. Межстрановые товарные рынки не исключают одновременное существование других географических рынков того же товара, в частности национальных (федеральных), региональных и т.д. [7]
Определение состава продавцов и покупателей на отраслевых рынка.
В пределах выявленных границ рынка определяется состав продавцов и покупателей, зависящий от того, на каком этапе воспроизводственного цикла (производства или сферы обращения) рассматриваются экономические взаимоотношения субъектов. Участниками товарного рынка могут выступать как производители товара и услуги, так и торгово – посреднические предприятия, осуществляющие кроме операций купли – продажи широкий спектр других торгово – посреднических услуг.
Оптовая и розничная торговля представляют собой различные в технологическом и содержательном плане способы реализации товара, что определяет разный состав продавцов и покупателей, разные продуктовые и географические границы рынка.
Субъектами товарного рынка являются независимые друг от друга продавцы, так и независимые друг от друга покупатели. При наличии экономической зависимости хозяйствующих субъектов в качестве продавца должна рассматриваться группа лиц. Для определения группы покупателей используется критерий, что каждый из покупателей может приобрести товар у любого из продавцов, реализующих товар на определенном рынке.
-
Классификация отраслевых рынков
Совокупность рынков может быть классифицирована по видам деятельности его участников, то есть рынок может быть представлен следующими типами: производственный, непроизводственный, финансовый, интеллектуальный
1.Производственный рынок – составная часть рынка, обслуживающая совокупность отраслей материального производства, и удовлетворяющая потребность в средствах производства и предметах потребления. В свою очередь, производственный рынок подразделяется на рынок средств производства и потребительский рынок.
Потребительский рынок – рынок товарного обращения, где осуществляется купля продажа предметов потребления, то есть продукции или товаров, которые используются в сфере непроизводственного потребления для личных или коллективных нужд.
2.Рынок рабочей силы – сфера купли-продажи на основе договорных условий между покупателем рабочей силы – работодателем и продавцом способностей человека, которые в дальнейшем используются в процессе материального производства.
3. Финансовый рынок – это совокупность операций по ссудам и займам, купле и продаже иностранной валюты, обмену ценных бумаг и долговых обязательств, закладных и других авуаров. Финансовый рынок включает: рынок капитала, рынок ценных бумаг, валютный и ссудный рынок.
Рынок ценных бумаг удовлетворяет спрос на банковские ссуды для финансирования инвестиций товаропроизводителям, у которых возник дефицит в доходной части. Большое влияние на эффективность рынка ценных бумаг оказывает денежный рынок, который использует свободные денежные средства организаций и частных лиц, обращая их в краткосрочные долговые обязательства с выгодной процентной ставкой.
4.Рынок интеллектуальной продукции включает научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические разработки, а также технические и духовные идеи и завершенные в этой области работы.
По территориально-географическому признаку рынок может быть внешним и внутренним.
Внутренний рынок подразделяется на региональный местный и национальный и т.д., внешний – на глобальный, то есть мировой, пограничный и так далее.
Подразделение товарного обращения на рынок продавцов и покупателей предопределяется экономической ситуацией, сложившейся на рынке.
Рынок покупателя отражает ситуацию, когда предложение определяет спрос, то есть на рынке наблюдается избыток товаров, что вынуждает товаропроизводителя снижать цены. Таким образом, рынок покупателя поддерживает интересы покупателя.
Рынок продавца – функционирует в интересах продавца, так при опережении спроса над предложением создается дефицит товара, а, следовательно, усиливается власть продавца на рынке, который в данной экономической ситуации может по своему усмотрению регулировать рост цен и объем реализации, но только до момента устранения дефицита.
Кроме того, существует еще рынок промежуточных продавцов, поскольку реализация продукции может осуществляться двумя способами. Первый способ предусматривает ее реализацию через собственные торговые организации, в другом случае, право на реализацию товара передается экономическому посреднику, то есть на рынок промежуточных продавцов, который представляет собой совокупность лиц и организаций, приобретающих различные товары для перепродажи или передачи их в аренду на выгодной для арендодателя основе. Иными словами, рынок промежуточных продавцов – это рынок посреднических операций.
Также рынки подразделяются на открытые и замкнутые. Первые предполагают свободный вход на них любого желающего. Если же вход регулируется определенными механизмами, говорят о замкнутости (или закрытости) рынка, а иногда – о наличии барьеров для входа на рынок.
По другому критерию различают рынки стихийные и организованные. К последним, относятся рынки, на которых действуют механизмы спроса и предложения. Если же спрос и предложение уравновешиваются в отсутствие специальных институционализированных форм взаимодействия покупателей и продавцов, имеют место неорганизованные или стихийные рынки.
Отраслевые рынки дифференцируются также по стадиям их зрелости, различаются рынки растущие, зрелые (развитые), и, наконец, затухающие (сжимающиеся). [2]
По организационному признаку (степени ограничения конкуренции) рынки подразделяются на:
Рынок совершенной (свободной) конкуренции – основные черты рынка совершенной конкуренции:
-
значительное число продавцов и покупателей на конкретном рынке -
объемы производства и предложения отдельного производителя составляют столь незначительную долю в общем объеме предложения, что отдельная фирма не может повлиять на цену -
всеми продавцами предлагается однородная, стандартная, унифицированная продукция -
все участники рынка (продавцы и покупатели) обладают одинаковой информацией о положении дел на рынке -
мобильность всех ресурсов, предполагающая свободу вступления в отрасль и выхода из нее: любая фирма может начать производство данного товара или беспрепятственно покинуть рынок
При соблюдении этих условий возникает действительно равноправное положение всех участников рынка. Такой рынок позволяет перераспределять ограниченные ресурсы общества в пользу наиболее эффективно работающих предприятий. На рынке свободной конкуренции производитель может увеличить свои прибыли, лишь снизив издержки производства.
Рынок монополистической конкуренции – это такая рыночная структура, когда множество фирм, выпускающих дифференцированный продукт, конкурирует между собой, но ни одна из них не обладает полным контролем над ценами. Множество продавцов противостоят множеству покупателей.
Вход на рынок монополистической конкуренции относительно свободен, так как эффект масштаба не имеет большого значения, а первоначальный капитал, требующийся для начала дела, относительно невелик;
Олигополистический рынок – это рынок, на котором доминирует несколько крупных фирм, т.е. несколько продавцов противостоят множеству покупателей. Хотя четкого количественного критерия олигополии нет, но обычно на таком рынке присутствует от трех до десяти фирм.
Характерной особенностью олигополистического рынка является взаимозависимость фирм – любой из олигополистов находится под существенным воздействием поведения остальных фирм и вынужден учитывать эту зависимость. Конкурентное поведение каждого отдельного продавца оказывает влияние на поведение всех его конкурентов, вызывая соответствующую реакцию последних.
Монополистический рынок – это рынок, на котором товар, у которого нет близких заменителей, продает один продавец, т.е. один продавец противостоит множеству покупателей. Таким образом, основными признаками такого рынка являются:
-
высокая концентрация хозяйственной деятельности в руках одной или нескольких объединившихся фирм -
доминирующее, то есть преобладающее, положение этих фирм на рынке определенных товаров -
установление монопольных цен (завышенных при продаже и/или заниженных при покупке товаров) и, благодаря этому получение для себя сверхприбылей -
барьеры для вступления в отрасль для других фирм практически непреодолимы
Таким образом, рынки классифицируются:
По организационному признаку: рынок совершенной (свободной) конкуренции; рынок монополистической конкуренции; олигополистический рынок; монополистический рынок.
По пространственному признаку: местный; региональный; национальный; мировой; рынок покупателей; рынок продавцов; рынок государственных учреждений; рынок промежуточных продавцов.
По объектам купли-продажи: рынок товаров и услуг; рынок труда; информационный рынок; рынок капиталов; рынок инноваций; рынок лицензий; рынок жилья.
Помимо перечисленных признаков, рынки можно классифицировать:
-
по степени развития: неразвитый; свободный; регулируемый; деформируемый; -
по характеру ассортимента товаров: замкнутый; насыщенный; рынок широкого ассортимента; смешанный; -
по характеру продаж: оптовый и розничный; -
по уровню насыщения: равновесный; избыточный; дефицитный; -
по соответствию законодательным нормам: легальный и нелегальный; -
по товарным группам: рынок товаров производственного назначения; рынок потребительских товаров; рынок сырья и материалов и др.; -
по отраслевому признаку: рынок автомобилей; рынок нефти; рынок компьютерной техники; текстильный рынок; рынок сельхозпродукции и т.д.
Заключение
Изучение теории организации отраслевых рынков, их классификации, позволяет выявлять воздействие экономических факторов на результаты и предсказывать поведение экономических субъектов.
В итоге формируется современный тип экономического мышления и поведения на основе выработки представлений о структуре и функциях основных звеньев рыночной экономики, логике и эффективности главных экономических процессов, принципах принятия оптимальных экономических решений.
Система организационно-экономических отношений, при которой полезные продукты создаются для их продажи на рынке называется товарным производством, которое является базисом экономического развития общества.
Основу рыночной экономики составляет товарный рынок как совокупность социально-экономических отношений в сфере обмена, посредством которого осуществляется реализация товаров, обеспечивается признание общественного характера создающего их труда.
В рамках товарного рынка протекает процесс товарного обращения, совокупность взаимосвязанных актов купли-продажи массы товаров, создаваемых в различных областях хозяйственной деятельности.
Итак, проследив взаимосвязь товарного производства и труда можно прийти к выводу, что товарное производство является важнейшим фактором мировых экономических отношений и отношений в обществе, а именно:
1.Товарное производство обслуживает самые разные социально-экономические системы.
2.Всякий продукт товарного производства имеет непременное свойство - полезность, то есть удовлетворяет какие-либо потребности людей.
3.Рост объемов товарного производства приводит к увеличению рабочих мест, снижению стоимости товара, а, соответственно, к увеличению благосостояния общества.
4.Увеличение выпуска товаров создает возможность и необходимость обменивать излишнее их количество на большую массу других полезных вещей.
5.Товарное производство является основой существования и развития общества.
Список использованной литературы
-
Гусейнов, Р.М., Семенихина, В.А. Экономическая теория: Учебник. – М.: Издательство «Омега-Л», 2008. – (Высшее экономическое образование) -
Зубец, А.Н. Маркетинг на финансовых рынках. Поведение потребителей / А.Н. Зубец. - М.: Приор, 2020. -
Кузнецова, Г. В. Конъюнктура мировых товарных рынков : учебник и практикум для вузов / Г. В. Кузнецова. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. -
Тумашев А.Р., Котенкова С.Н., Тумашева М.В.Экономическая теория. Часть I. Введение в экономическую теорию. Микроэкономика. -
Федорова А.Ю., Экономика отраслевых рынков: уч.пособие, 2-е издание,измененное и дополненное / А.Ю. Федорова; под ред. проф. С.Б. Смирнова. -
Экономика отраслевых рынков: краткий курс лекций для студентов III Курса специальности (направления подготовки) 38.03.02 Менеджмент Экономика / Сост.: М.А. Болохонов // ФГБОУ ВО «Саратовский ГАУ». –Саратов, 2016.