ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 174
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. Дать представление об онтологии как учении о бытии и субстанции и ее категориях
2. Выявить специфику философского понимания материи.
3. Охарактеризовать атрибуты материи и их свойства
4. Сформировать представление о бытии и материи как основных категориях философского мировоззрения.
5. Показать единство материи и ее атрибутов.
Учебная карта занятия: опрос; обсуждение докладов.
Вопросы для подготовки к занятию:
1. Основные категории онтологии. Бытие и ничто. Небытие. Субстанция. Атрибут.
2. Понятие материи. Специфика философского понимания материи. Онтологический и гносеологический аспекты понятия материи.
3. Материя как субстанция: причина самой себя, носитель атрибутов, причина всех своих изменений. Материя как абсолютное бытие. Смысл понятия «объективная реальность».
4. Материя и ее атрибуты: движение, пространство, время, отражение. Движение как способ существования материи. Движение и покой.
Вопросы по теме для самостоятельного изучения:
-
Мировоззренческое и методологическое значение понятия материи для современной науки и медицины. -
Философское и аксиологическое значение понятий «бытие» и «ничто». -
Бытие и ничто Ж.-П. Сартра. -
Материя как абсолютное бытие. Смысл понятия «объективная реальность».
Темы докладов:
1. Мировоззренческое и методологическое значение понятия материи для современной науки и медицины.
2. Философское и аксиологическое значения понятий «бытие» и «ничто».
Методические указания к практическому занятию № 16
Тема: «Онтология как учение о бытии и субстанции» (Занятие № 2).
Цели занятия:
-
Дать представление о современной философской картине мира. -
Дать представление о формах и уровнях организации материи. -
Дать представление об основных формах движения материи: механической, физической, химической, биологической и социальной. -
Сформировать представление о единстве и многообразии мира. -
Определить соотношение социального и биологического в человеке.
Учебная карта занятия: опрос; обсуждение докладов.
Вопросы для подготовки к занятию:
-
Формы и виды материи. Уровни организации неживой и живой материи. Иерархичность материи и проблема элементарности. -
Современные науки об основных формах движения материи. Взаимосвязь физической, химической, биологической и социальной форм движения материи. -
Единство и многообразие мира. Проблема единства мира. -
Человек как биосоциальное существо. Соотношение социального и биологического в человеке. Будущее человека и человечества.
Вопросы по теме для самостоятельного изучения:
-
Уровни организации неживой и живой материи. -
Соотношение социального и биологического в человеке. Будущее человека и человечества. -
Проблема человека в эпоху биотехнологий в медицине. -
Взаимосвязь биологического и социального в здоровье человека. -
Антропный принцип в современной картине мира.
Темы докладов:
1. Проблема человека в эпоху биотехнологий и НТР.
2. Антропный принцип в современной картине мира.
Методические указания к семинарскому занятию № 17
Тема: «Философские концепции сознания и духовной реальности» (Занятие № 1).
Цели занятия:
-
Дать представление об отражении как всеобщем свойстве материи и его формах; -
Выявить различия подходов к сознанию в основных философских концепциях; -
Выяснить специфику философского подхода к феномену сознания; -
Охарактеризовать «идеальное» как философскую категорию.
Учебная карта занятия: опрос; обсуждение докладов.
Вопросы для подготовки к занятию:
-
Отражение как всеобщее свойство материи. Формы отражения и их эволюция. Психика и мозг. Психическое здоровье человека. Проблема происхождения сознания и речи. -
Понятие сознания. Критика идеалистических, метафизических и дуалистических концепций сознания. Вульгарный материализм в понимании сознания. -
Специфика философского подхода к феномену сознания. Сознание как высшая форма отражения и субъективный образ объективного мира. -
Понятие «идеального», его сущность, структура и значение. «Идеальное» и материальное. Образ и предмет.
Вопросы по теме для самостоятельного изучения:
-
Формы отражения и их эволюция. -
Психика и мозг. Психическое здоровье человека. -
Медицина в аспекте духовности. -
Проблема формирования психики и сознания у слепоглухонемых детей.
Темы докладов:
-
Медицина в аспекте духовности. -
Проблема формирования психики и сознания у слепоглухонемых детей.
Методические указания к семинарскому занятию № 18
Тема: «Философские концепции сознания и духовной реальности» (Занятие № 2).
Цели занятия:
-
Дать представление о структуре сознания, его компонентах; -
Выявить особенности теории З. Фрейда о природе психики, роли бессознательного; -
Выяснить специфику различных подходов к вопросу о структуре сознания (Иванов А.В., Фрейд З., Юнг К.); -
Проанализировать и дать оценку основных трудов З. Фрейда и К. Юнга. -
Выявить особенности формирования сознания и психики у слепоглухонемых детей; -
Рассмотреть свойства сознания: активность, интенциональность, самосознание, рефлексия.
Учебная карта занятия: опрос; обсуждение докладов.
Вопросы для подготовки к занятию:
-
Структура сознания: телесно-перцептивная, логико-понятийная, чувственно-эмоциональная и ценностно-мотивационная компоненты. -
Понятие бессознательного. Теория бессознательного З. Фрейда. Соотношение сознательного и бессознательного в психике человека. Чувство и воля. Интуиция и установка. Интуиция врача. -
Коллективное бессознательное. Понятие «архетип» и его виды (К. Юнг). Индивидуальное и коллективное (архетипичное) в сознании. Архетипы и здоровье. -
Активность сознания. Сознание и самосознание. Рефлексия. Творческая сущность сознания. Интенциональность сознания (Э. Гуссерль).
Вопросы по теме для самостоятельного изучения:
-
Соотношение сознательного и бессознательного в психике человека. -
Чувство и воля. -
Интуиция и установка. Интуиция врача. -
Архетипы и здоровье. -
Творческая сущность сознания. -
Психосоматическая проблема в медицине. -
Сознание человека и психотропные вещества.
Темы докладов:
-
Сознание человека и психотропные вещества. -
Психосоматическая проблема в медицине.
Методические указания к практическому занятию № 19
Тема: «Диалектика как учение о развитии» (Занятие № 1).
Цели занятия:
-
Сформировать знания о материалистической диалектике как научно-познавательном методе и возможности его применения в медицинской практике. -
Показать глубокую связь диалектического способа мышления с естествознанием и медициной, его достижениями; -
Сравнить диалектический и метафизический способы философского мышления; -
Раскрыть содержание основных принципов диалектики; -
Рассмотреть специфику применения учения о всеобщей связи и развитии явлений природы, общества, мышления в сфере медицины.
Учебная карта занятия: опрос; обсуждение докладов.
Вопросы для подготовки к занятию:
1. Понятие диалектики. Диалектика и метафизика. Софистика, эклектика, догматизм, релятивизм. 2. Структура диалектики: субъективная и объективная диалектика.
3. Основные принципы диалектики. Принцип всеобщей связи. Принцип развития. Соотношение движения и развития. Соотношение прогресса и регресса. Парадокс развития. Критерии прогресса.
4. Понятие и место закона в философии и системе диалектики. Классификация законов. Особенности законов диалектики.
Вопросы по теме для самостоятельного изучения:
1. Диалектика как способ мышления.
2. Здоровье и болезнь в системе диалектики.
Темы докладов:
1. Диалектика как способ мышления.
2. Здоровье и болезнь в системе диалектики.
Методические указания к практическому занятию № 20
Тема: «Диалектика как учение о развитии» (Занятие № 2)
Цели занятия:
1. Дать понятие закона, количества, качества, скачка, меры, противоречия, отрицания, тезиса, антитезиса, синтеза;
2. Определить проблемы всеобщности и универсальности законов диалектики;
3. Изучить законы перехода количественных изменений в качественные, единства и борьбы противоположностей и отрицания отрицания с целью применения их научно-познавательных возможностей для исследования и объяснения явлений медицинской теории и практики;
4. Выявить основные компоненты для формирования диалектико-материалистического мировоззрения и личности будущего врача.
5. Выявить диалектические закономерности в предметной области медицины.
Учебная карта занятия: опрос; обсуждение докладов.
Вопросы для подготовки к занятию:
1. Закон перехода количественных изменений в качественные. Определение понятий качество и количество. Понятие меры. Скачок. Типы скачков. Мера и норма. Мера и норма в медицине и фармации.
2. Закон единства и борьбы противоположностей. Понятия: тождество, различие, противоположность, противоречие. Противоречие как источник развития. Антагонистическая регуляция функций в медицине.
3. Закон отрицания отрицания. Диалектическое и метафизическое понимание отрицания. Основные элементы закона: тезис, антитезис, синтез, преемственность, поступательность, цикличность, трехступенчатость, спиралевидность. Отрицание отрицания в медицине.
Вопросы по теме для самостоятельного изучения:
1. Антагонистическая регуляция функций в медицине.
2. Диалектическое и метафизическое понимание отрицания.
3. Отрицание отрицания в медицине.
4. Человек – мера всех вещей.
5. Законы диалектики и медицина.
Темы докладов:
1. Человек – мера всех вещей.
2. Законы диалектики и медицина.
Методические указания к практическому занятию № 21
Тема: «Диалектика как учение о развитии» (Занятие № 3).
Цели занятия:
1. Дать представление об особенностях и сущности категорий диалектики;
2. Выявить методологическую роль категорий диалектики в осмыслении явлений медицины, в становлении её новых понятий, в выработке всеобщих познавательных принципов;
3. Сформировать основы научного мировоззрения и категориального мышления будущего врача.
Учебная карта занятия: опрос; обсуждение докладов.
Вопросы для подготовки к занятию:
1. Общая характеристика категорий диалектики. Группы категорий. Общее и единичное. Сущность и явление. Феномен «кажимость-видимость». Необходимость и случайность. Форма и содержание. Часть и целое. Принцип целостности.
2. Система, элемент, структура. Классификация систем. Системные объекты («неорганические» и «органические» системы). Принцип системности. Самоорганизация и системность мира.
3. Причина и следствие. Принцип детерминизма. Индетерминизм. Детерминизм и индетерминизм в живой природе и обществе.
4. Проблема причинности в медицине. Этиология.
Вопросы по теме для самостоятельного изучения:
1. Диалектика и синергетика. Синергетика как новое мировидение.
2. Категории диалектики в предметной области медицины.
Темы докладов:
1. Диалектика и синергетика. Синергетика как новое мировидение.
2. Категории диалектики в предметной области медицины.
Методические указания к практическому занятию № 22
Тема: «Познание как предмет философского анализа» (Занятие № 1).
Цели занятия:
-
Дать представление о теории познания, ее принципах и формах; -
Дать представление о проблеме разграничения знания и незнания (Л. Витгенштейн). -
Сформировать основы активного, самостоятельного и творческого мышления.
Учебная карта занятия: опрос; обсуждение докладов.
Вопросы для подготовки к занятию:
1. Теория познания и ее предмет. Принципы теории познания. Проблема познаваемости мира. Агностицизм и скептицизм.
2. Знание как гносеологический таксон. Условия адекватности, обоснованности, убежденности. Мнение – вера – знание (И. Кант).
3. Проблема разграничения знания и незнания (Л. Витгенштейн).
4. Эпистемологический фундаментализм. Проблема базисного (первичного) знания.
5. Виды знания. Перцептивное (чувственное) знание. Повседневное (здравый смысл) знание. Научное знание. Наивный и научный реализм.
Вопросы по теме для самостоятельного изучения:
1. Виды знания. Перцептивное (чувственное) знание. Рациональное знание. Повседневное (здравый смысл) знание.