Файл: Философия сущность и предназначение (Занятие 1).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 174

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. Дать представление об онтологии как учении о бытии и субстанции и ее категориях

2. Выявить специфику философского понимания материи.

3. Охарактеризовать атрибуты материи и их свойства
4. Сформировать представление о бытии и материи как основных категориях философского мировоззрения.

5. Показать единство материи и ее атрибутов.

Учебная карта занятия: опрос; обсуждение докладов.

Вопросы для подготовки к занятию:

1. Основные категории онтологии. Бытие и ничто. Небытие. Субстанция. Атрибут.

2. Понятие материи. Специфика философского понимания материи. Онтологический и гносеологический аспекты понятия материи.

3. Материя как субстанция: причина самой себя, носитель атрибутов, причина всех своих изменений. Материя как абсолютное бытие. Смысл понятия «объективная реальность».

4. Материя и ее атрибуты: движение, пространство, время, отражение. Движение как способ существования материи. Движение и покой.

Вопросы по теме для самостоятельного изучения:

  1. Мировоззренческое и методологическое значение понятия материи для современной науки и медицины.

  2. Философское и аксиологическое значение понятий «бытие» и «ничто».

  3. Бытие и ничто Ж.-П. Сартра.

  4. Материя как абсолютное бытие. Смысл понятия «объективная реальность».

Темы докладов:

1. Мировоззренческое и методологическое значение понятия материи для современной науки и медицины.

2. Философское и аксиологическое значения понятий «бытие» и «ничто».
Методические указания к практическому занятию № 16

Тема: «Онтология как учение о бытии и субстанции» (Занятие № 2).

Цели занятия:

  1. Дать представление о современной философской картине мира.

  2. Дать представление о формах и уровнях организации материи.

  3. Дать представление об основных формах движения материи: механической, физической, химической, биологической и социальной.

  4. Сформировать представление о единстве и многообразии мира.

  5. Определить соотношение социального и биологического в человеке.

Учебная карта занятия: опрос; обсуждение докладов.

Вопросы для подготовки к занятию:

  1. Формы и виды материи. Уровни организации неживой и живой материи. Иерархичность материи и проблема элементарности.

  2. Современные науки об основных формах движения материи. Взаимосвязь физической, химической, биологической и социальной форм движения материи.

  3. Единство и многообразие мира. Проблема единства мира.

  4. Человек как биосоциальное существо. Соотношение социального и биологического в человеке. Будущее человека и человечества.


Вопросы по теме для самостоятельного изучения:

  1. Уровни организации неживой и живой материи.

  2. Соотношение социального и биологического в человеке. Будущее человека и человечества.

  3. Проблема человека в эпоху биотехнологий в медицине.

  4. Взаимосвязь биологического и социального в здоровье человека.

  5. Антропный принцип в современной картине мира.

Темы докладов:

1. Проблема человека в эпоху биотехнологий и НТР.

2. Антропный принцип в современной картине мира.
Методические указания к семинарскому занятию № 17

Тема: «Философские концепции сознания и духовной реальности» (Занятие № 1).

Цели занятия:

  1. Дать представление об отражении как всеобщем свойстве материи и его формах;

  2. Выявить различия подходов к сознанию в основных философских концепциях;

  3. Выяснить специфику философского подхода к феномену сознания;

  4. Охарактеризовать «идеальное» как философскую категорию.

Учебная карта занятия: опрос; обсуждение докладов.

Вопросы для подготовки к занятию:

  1. Отражение как всеобщее свойство материи. Формы отражения и их эволюция. Психика и мозг. Психическое здоровье человека. Проблема происхождения сознания и речи.

  2. Понятие сознания. Критика идеалистических, метафизических и дуалистических концепций сознания. Вульгарный материализм в понимании сознания.

  3. Специфика философского подхода к феномену сознания. Сознание как высшая форма отражения и субъективный образ объективного мира.

  4. Понятие «идеального», его сущность, структура и значение. «Идеальное» и материальное. Образ и предмет.

Вопросы по теме для самостоятельного изучения:

  1. Формы отражения и их эволюция.

  2. Психика и мозг. Психическое здоровье человека.

  3. Медицина в аспекте духовности.

  4. Проблема формирования психики и сознания у слепоглухонемых детей.

Темы докладов:

  1. Медицина в аспекте духовности.

  2. Проблема формирования психики и сознания у слепоглухонемых детей.


Методические указания к семинарскому занятию № 18

Тема: «Философские концепции сознания и духовной реальности» (Занятие № 2).

Цели занятия:

  1. Дать представление о структуре сознания, его компонентах;

  2. Выявить особенности теории З. Фрейда о природе психики, роли бессознательного;

  3. Выяснить специфику различных подходов к вопросу о структуре сознания (Иванов А.В., Фрейд З., Юнг К.);

  4. Проанализировать и дать оценку основных трудов З. Фрейда и К. Юнга.

  5. Выявить особенности формирования сознания и психики у слепоглухонемых детей;

  6. Рассмотреть свойства сознания: активность, интенциональность, самосознание, рефлексия.


Учебная карта занятия: опрос; обсуждение докладов.

Вопросы для подготовки к занятию:

  1. Структура сознания: телесно-перцептивная, логико-понятийная, чувственно-эмоциональная и ценностно-мотивационная компоненты.

  2. Понятие бессознательного. Теория бессознательного З. Фрейда. Соотношение сознательного и бессознательного в психике человека. Чувство и воля. Интуиция и установка. Интуиция врача.

  3. Коллективное бессознательное. Понятие «архетип» и его виды (К. Юнг). Индивидуальное и коллективное (архетипичное) в сознании. Архетипы и здоровье.

  4. Активность сознания. Сознание и самосознание. Рефлексия. Творческая сущность сознания. Интенциональность сознания (Э. Гуссерль).

Вопросы по теме для самостоятельного изучения:

  1. Соотношение сознательного и бессознательного в психике человека.

  2. Чувство и воля.

  3. Интуиция и установка. Интуиция врача.

  4. Архетипы и здоровье.

  5. Творческая сущность сознания.

  6. Психосоматическая проблема в медицине.

  7. Сознание человека и психотропные вещества.

Темы докладов:

  1. Сознание человека и психотропные вещества.

  2. Психосоматическая проблема в медицине.


Методические указания к практическому занятию № 19

Тема: «Диалектика как учение о развитии» (Занятие № 1).

Цели занятия:

  1. Сформировать знания о материалистической диалектике как научно-познавательном методе и возможности его применения в медицинской практике.

  2. Показать глубокую связь диалектического способа мышления с естествознанием и медициной, его достижениями;

  3. Сравнить диалектический и метафизический способы философского мышления;

  4. Раскрыть содержание основных принципов диалектики;

  5. Рассмотреть специфику применения учения о всеобщей связи и развитии явлений природы, общества, мышления в сфере медицины.

Учебная карта занятия: опрос; обсуждение докладов.

Вопросы для подготовки к занятию:

1. Понятие диалектики. Диалектика и метафизика. Софистика, эклектика, догматизм, релятивизм. 2. Структура диалектики: субъективная и объективная диалектика.

3. Основные принципы диалектики. Принцип всеобщей связи. Принцип развития. Соотношение движения и развития. Соотношение прогресса и регресса. Парадокс развития. Критерии прогресса.

4. Понятие и место закона в философии и системе диалектики. Классификация законов. Особенности законов диалектики.


Вопросы по теме для самостоятельного изучения:

1. Диалектика как способ мышления.

2. Здоровье и болезнь в системе диалектики.

Темы докладов:

1. Диалектика как способ мышления.

2. Здоровье и болезнь в системе диалектики.
Методические указания к практическому занятию № 20

Тема: «Диалектика как учение о развитии» (Занятие № 2)

Цели занятия:

1. Дать понятие закона, количества, качества, скачка, меры, противоречия, отрицания, тезиса, антитезиса, синтеза;

2. Определить проблемы всеобщности и универсальности законов диалектики;

3. Изучить законы перехода количественных изменений в качественные, единства и борьбы противоположностей и отрицания отрицания с целью применения их научно-познавательных возможностей для исследования и объяснения явлений медицинской теории и практики;

4. Выявить основные компоненты для формирования диалектико-материалистического мировоззрения и личности будущего врача.

5. Выявить диалектические закономерности в предметной области медицины.

Учебная карта занятия: опрос; обсуждение докладов.

Вопросы для подготовки к занятию:

1. Закон перехода количественных изменений в качественные. Определение понятий качество и количество. Понятие меры. Скачок. Типы скачков. Мера и норма. Мера и норма в медицине и фармации.

2. Закон единства и борьбы противоположностей. Понятия: тождество, различие, противоположность, противоречие. Противоречие как источник развития. Антагонистическая регуляция функций в медицине.

3. Закон отрицания отрицания. Диалектическое и метафизическое понимание отрицания. Основные элементы закона: тезис, антитезис, синтез, преемственность, поступательность, цикличность, трехступенчатость, спиралевидность. Отрицание отрицания в медицине.

Вопросы по теме для самостоятельного изучения:

1. Антагонистическая регуляция функций в медицине.

2. Диалектическое и метафизическое понимание отрицания.

3. Отрицание отрицания в медицине.

4. Человек – мера всех вещей.

5. Законы диалектики и медицина.

Темы докладов:

1. Человек – мера всех вещей.

2. Законы диалектики и медицина.
Методические указания к практическому занятию № 21

Тема: «Диалектика как учение о развитии» (Занятие № 3).

Цели занятия:

1. Дать представление об особенностях и сущности категорий диалектики;


2. Выявить методологическую роль категорий диалектики в осмыслении явлений медицины, в становлении её новых понятий, в выработке всеобщих познавательных принципов;

3. Сформировать основы научного мировоззрения и категориального мышления будущего врача.

Учебная карта занятия: опрос; обсуждение докладов.

Вопросы для подготовки к занятию:

1. Общая характеристика категорий диалектики. Группы категорий. Общее и единичное. Сущность и явление. Феномен «кажимость-видимость». Необходимость и случайность. Форма и содержание. Часть и целое. Принцип целостности.

2. Система, элемент, структура. Классификация систем. Системные объекты («неорганические» и «органические» системы). Принцип системности. Самоорганизация и системность мира.

3. Причина и следствие. Принцип детерминизма. Индетерминизм. Детерминизм и индетерминизм в живой природе и обществе.

4. Проблема причинности в медицине. Этиология.

Вопросы по теме для самостоятельного изучения:

1. Диалектика и синергетика. Синергетика как новое мировидение.

2. Категории диалектики в предметной области медицины.

Темы докладов:

1. Диалектика и синергетика. Синергетика как новое мировидение.

2. Категории диалектики в предметной области медицины.
Методические указания к практическому занятию № 22

Тема: «Познание как предмет философского анализа» (Занятие № 1).

Цели занятия:

  1. Дать представление о теории познания, ее принципах и формах;

  2. Дать представление о проблеме разграничения знания и незнания (Л. Витгенштейн).

  3. Сформировать основы активного, самостоятельного и творческого мышления.

Учебная карта занятия: опрос; обсуждение докладов.

Вопросы для подготовки к занятию:

1. Теория познания и ее предмет. Принципы теории познания. Проблема познаваемости мира. Агностицизм и скептицизм.

2. Знание как гносеологический таксон. Условия адекватности, обоснованности, убежденности. Мнение – вера – знание (И. Кант).

3. Проблема разграничения знания и незнания (Л. Витгенштейн).

4. Эпистемологический фундаментализм. Проблема базисного (первичного) знания.

5. Виды знания. Перцептивное (чувственное) знание. Повседневное (здравый смысл) знание. Научное знание. Наивный и научный реализм.

Вопросы по теме для самостоятельного изучения:

1. Виды знания. Перцептивное (чувственное) знание. Рациональное знание. Повседневное (здравый смысл) знание.