Файл: Обоснование путей выхода предприятия из экономического кризиса вопросы.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 32

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


показатели прибыльности продаж и рентабельности продукции,

и реализацию продукции;

показатели рентабельности активов, исчисляемые как отношение соответствующих видов прибыли к той или иной группе активов;

показатели рентабельности финансовых источников капитала, определяемые как отношение соответствующих видов прибыли к той или иной группе финансовых источников.

Рентабельность продаж является одним из важнейших показателей эффективности деятельности предприятия и характеризует его деловую деятельность. Рентабельность продаж (продаж) указывает, сколько прибыли упало на единицу проданного продукта. Традиционно этот показатель рассчитывается либо из прибыли от продажи продукции, либо из чистой прибыли. Определение уровня рентабельности в первую очередь отражает изменения в ценовой политике и способность предприятия контролировать затраты на продажу продукции. E. Часть средств, необходимых для оплаты текущих расходов. Динамика коэффициентов может указывать на необходимость дальнейшего контроля над пересмотром цен или использованием материальных запасов. При анализе этого фактора следует учитывать, что используемый метод учета запасов оказывает значительное влияние на этот показатель. При расчете показателя чистой прибыли вы определяете, в какой валюте достигает чистая прибыль каждого проданного продукта, сколько денег осталось на предприятии после покрытия себестоимости продукции, выплаты процентов по кредитам и уплаты налогов. Показатель рентабельности характеризует важнейший аспект деятельности организации, продажи основной продукции и позволяет оценить долю затрат в продажах.

Рентабельность продукции – отношение прибыли от реализации к полной себестоимости продукции. Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит от изменения средних реализационных цен и себестоимости единицы продукции.

В процессе анализа следует изучить динамику перечисленных показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню, провести факторный анализ и межхозяйственные сравнения с предприятиями-конкурентами.

Разработки в области факторного анализа имеют большое значение для расширения возможностей использования аналитических

коэффициентов для внутрифирменного анализа и управления.

Прежде всего, это касается развития в 1919 году. Схемы факторного анализа, предложенные специалистами Дюпона (The DuPont System of Analysis). К этому времени показатели рентабельности продаж и оборота активов стали довольно распространенными. Однако эти показатели использовались сами по себе без привязки к производственным факторам. Эти модели были у фирмы Dupont, первые несколько показателей были выровнены в виде треугольной структуры, расположенной выше коэффициента рентабельности общего капитала (активов), характеризующего основную базу деятельности взаимных фондов с доходностью на корпоративных основаниях с двумя индикаторами - коэффициентом оборачиваемости капитала (активов) рентабельности продаж.


В дальнейшем эта модель была помещена в модифицированную факторную модель, представленную в виде древовидной структуры, выше которой были признаки рентабельности собственного капитала и признаки, характеризующие в основном факторы производственной и финансовой деятельности предприятия. Основное различие между этими моделями заключается в более дробном распределении факторов и изменении приоритетов в соответствии с декретом эффективности. Важность выделенных факторов в некотором смысле обусловлена тем, что они обобщают все аспекты, статику и динамику финансовой деятельности предприятия, в частности бухгалтерскую отчетность (баланс и отчет о прибылях и убытках). Цель модели Дюпон - выявить факторы, определяющие эффективность функционирования бизнеса, оценить их влияние и тенденции в их изменении и важности. Эта модель также используется для сравнительной оценки инвестиционного или кредитного риска бизнеса.

Всем факторам модели и по уровню значимости, и по тенденциям изменения присуща отраслевая специфика, которую аналитик должен учитывать. Так, коэффициент общей оборачиваемости капитала может иметь относительно невысокое значение в высокотехнологичных отраслях, отличающихся капиталоемкостью, напротив, показатель рентабельности хозяйственной деятельности в них будет относительно высоким. Высокое значение коэффициента финансовой зависимости могут позволить себе организации, имеющие стабильное и прогнозируемое поступление денег за свою продукцию. Это же относится к предприятиям, имеющим большую долю ликвидных активов (предприятия торговли и сбыта, банки). Следовательно, в зависимости от отраслевой специфики, а также конкретных финансово-хозяйственных условий, сложившихся на данном предприятии, оно может делать ставку на тот или иной фактор повышения рентабельности собственного капитала.

Платежеспособность подразумевает под собой способность своевременно обеспечивать оплату по своим обязательствам, обусловленная определенным договором или контрактом.

Рентабельность показывает эффективность использования ресурсов организации: денежных, трудовых и т.п. Коэффициент рентабельность производиться от отношения прибыли к активам.

Одним из важнейших критериев оценки финансового состояния организации является ее платежеспособность. Она определяется возможностью организации своевременно погасить свои платежные обязательства наличными денежными ресурсами. Анализ платежеспособности необходим не только для самой организации с целью оценки и прогнозирования ее дальнейшей финансовой деятельности, но и для внешних партнеров и потенциальных инвесторов.



Оценка платежеспособности осуществляется на основе анализа ликвидности текущих активов организации, их способности превращаться в денежную наличность. При этом в отличие от платежеспособности понятие ликвидности является более широким и означает не только текущее состояние расчетов, но и характеризует соответствующие перспективы развития. В теории и практике применения финансового анализа, различают долгосрочную и текущую платежеспособность.

Под долгосрочной платежеспособностью понимается способность организации рассчитываться по своим обязательствам в долгосрочной перспективе. При этом в качестве показателя, отражающего долгосрочную платежеспособность организации, принимают отношение заемного капитала к собственному, или коэффициент финансового рычага.

Способность организации рассчитывается по своим краткосрочным обязательствам принято называть текущей платежеспособностью. То есть организация считается платежеспособной, когда она в состоянии выполнить свои краткосрочные обязательства, используя оборотные активы. Основные средства, если только они не приобретаются в качестве источников погашения, в большинстве случаев не рассматриваются в качестве источников погашения текущих обязательств.

На текущую платежеспособность организации непосредственное влияние оказывает ликвидность активов, представляющая собой время превращения активов в денежную форму. Чем меньше времени требуется, чтобы данный вид активов обрел денежную форму, тем выше его ликвидность.

Под ликвидностью баланса организации понимается способность покрывать обязательства активами, срок превращения которых в денежную форму соответствует сроку погашения обязательств.

Ликвидность означает безусловную платежеспособность организации и предполагает постоянное равенство между его активами и обязательствами одновременно по двум параметрам:

по общей сумме;

по срокам превращение в деньги и срокам погашения.

Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени их ликвидности и расположенных в порядке убывания ликвидности, с обязательствами по пассиву, сгруппированными по срокам их погашения и расположенными в порядке возрастания сроков.

Анализ ликвидности баланса сводится к проверке того, покрываются ли обязательства в пассиве баланса активами, срок превращения которых в денежные средства равен сроку погашения обязательств.


Более детальным является анализ платежеспособности при помощи финансовых коэффициентов.

Для анализа платежеспособности организации рассчитываются финансовые коэффициенты платежеспособности. Они рассчитываются парами (на начало и конец анализируемого периода). Если фактическое значение коэффициента не соответствует нормальному ограничению, то оценить его можно по динамике (увеличение или снижение значения).

вопрос 3

В условиях кризиса многие компании уходят с рынка, так как теряют свою платежеспособность. Антикризисное управление применяется для сохранения и укрепления позиций предприятия. В независимости от экономического положения и стадии жизненного цикла компании требуется разрабатывать программы антикризисного управления. Такие программы направлены на предотвращение банкротства, вывод организации из кризиса и восстановление конкурентоспособности.

Существует два противоположных взгляда на понимание стратегии. Первый вариант понимания стратегии базируется на следующем процессе. Достаточно точно определяется конечное состояние, которое должно быть достигнуто через длительный промежуток времени. Далее обозначается, что необходимо сделать, для того чтобы достичь этого конечного состояния. Следующим этапом является составление плана действий с разбивкой по временным интервалам (пятилеткам, годам и кварталам), его реализация должна привести к достижению конечной цели.

Данный подход основан на предсказуемости изменений, что все происходящие в среде процессы детерминированы и поддаются полному контролю и управлению.

Экономическая стратегия в период осуществления финансового оздоровления предприятия направлена на максимальную адаптацию производственного процесса к требованиям рынка. Основные задачи маркетинга в антикризисном управлении:

комплексное изучение рынка;

оценка спроса и неудовлетворённых потребностей;

разработка маркетинговой стратегии и комплекса маркетинговых средств (товар, цена, каналы распределения, коммуникации) для её реализации.

В реальной экономике неопределенность становится источником либо выигрыша, либо убытка. Причем выигрыш и сверхприбыль более удачливых предприятий образуются за счет убытков менее удачливых. Взаимообусловленность фактора риска и прибыли формирует механизм возникновения банкротства.

Акционеры и кредиторы рассчитывают на вознаграждение, соответствующее сложившимся рыночным условиям, процентным ставкам и дивидендам по облигациям, акциям и другим видам финансовых обязательств. Их расчеты могут оправдаться лишь при наличии прибыли от деятельности данного предприятия для осуществления ожидаемых платежей. Средневзвешенные ожидаемые платежи в процентах к акционерному капиталу и являются стоимостью капитала. Так как ожидаемые акционерами вознаграждения обеспечиваются соответствующей фактической прибыльностью предприятия, эффективностью использования его активов, то одним из первых признаков банкротства является падение прибыльности предприятия, в частности, ниже стоимости его капитала.


В связи с относительным уменьшением прибыльности предприятия и возможными трудностями в оплате расходов возникает дефицит наличных средств. Он усугубляется, если кредиторы сочтут слишком опасным возобновлять кредитование даже при повышенном проценте, так как с уменьшением стоимости собственного капитала предприятия риск не возврата средств увеличивается. Поэтому весьма проблематичной становится возможность пролонгирования кредитных договоров и их реструктуризации, и предприятию придется выплатить не только проценты, но и сумму основного долга. В этом случае может возникнуть кризис ликвидности, и предприятие войдет в состояние «технической» неплатежеспособности. Уже на этой ступени возможно обращение кредиторов в суд для признания факта банкротства.

Снижение прибыльности предприятия означает снижение его цены.

Цена предприятия — это приведенные к настоящему времени потоки выплат кредиторам и акционерам.

Цена может упасть ниже суммы обязательств кредиторам. Это означает, что акционерный капитал исчезает, наступает полное банкротство — банкротство акционеров. В связи с уменьшением прибыльности и цены предприятия последняя может упасть ниже ликвидационной стоимости активов, которая будет рассматриваться в качестве цены предприятия, т.е. ликвидация предприятия становится выгоднее его эксплуатации.

Банкротство предприятия является результатом одновременного совместного негативного действия внешних и внутренних факторов, доля «вклада» которых может быть различной

Внешние факторы платежеспособности. Внешние факторы могут быть международными, национальными и рыночными. Наиболее сильным внешним фактором банкротства является так называемый технологический разрыв — изменение или усовершенствование технологий, в результате чего лидеры рынка могут стать аутсайдерами, если во время не смогут улучшить технологии и сохранить свое техническое превосходство.

Внутренние факторы платежеспособности. Не менее многочисленны и внутренние (эндогенные) факторы, определяющие развитие предприятия и являющиеся результатом его деятельности.

Кризис ликвидности может развиться по различным причинам:

временный недостаток платежных средств в связи с их иммобилизацией или непоступлением;

недостаток платежных средств, вызванный стратегическим кризисом;

Кризис ликвидности очевиден, когда банки отказывают предприятию в дальнейшей выдаче кредитов, кредиторы отказываются ждать по оплате за поставленные товары и услуги и выполнять работы или поставлять продукцию без предоплаты. Кризис «успеха» находит выражение в снизившемся размере собственного капитала. Дальнейшие исследования всех кризисов приводят к обнаружению стратегического кризиса.