Файл: Обоснование путей выхода предприятия из экономического кризиса вопросы.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 33
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Под стадией кризиса понимают степень угрозы превалирующей цели. Знание стадий кризиса является обязательной предпосылкой адекватной реакции. По стадиям кризисы подразделяют на обратимые и необратимые.
Оценить стадию кризиса до завершения преобразований невозможно. Даже полностью нежизнеспособная организация может быть куплена и реанимирована. В случае необратимого кризиса неликвидность уже существует. Тогда организация не в силах самостоятельно решить проблему. К требованиям кредиторов по возврату кредиторской задолженности присоединяются требования партнеров по возврату вложенного капитала и выходу из организации.
Среди экономических кризисов в странах с рыночной экономикой главное место занимают регулярные циклические кризисы общего перепроизводства. К нерегулярным экономическим кризисам относятся: промежуточные, частичные, отраслевые и структурные.
Общая основа возможности кризисов — присущее простому товарному производству противоречие между частным характером производства и общественным характером потребления произведенной продукции.
Несмотря на то что предприятие производит товары с детальным изучением возможности их реализации и на эти цели тратятся огромные денежные средства, в ряде случаев выпущенная на рынок продукция не находит конкретного покупателя.
Под антикризисным управлением деятельностью предприятия понимается управление, которое направлено на вывод предприятия из возникшей кризисной ситуации, а также предотвращение ее в будущем. Высший уровень этого творчества проявляется в умении разрабатывать и своевременно применять профилактические меры против несостоятельности предприятия. Они представляют собой процесс постоянных и последовательных инноваций во всех звеньях и областях деятельности предприятия.
В современных условиях успешная деятельность предприятий невозможна без инноваций и инвестиций.
Инновации — это разработка и освоение производства новых или усовершенствованных продуктов, технологий и процессов. Рыночные условия развития экономики постоянно выдвигают требования не только количественных, но и качественных преобразований. Эти преобразования можно осуществить, используя самую передовую технику, технологию, непрерывно развивая научно-исследовательскую базу в целях обеспечения высокого качества нововведений, для чего требуются значительные инвестиции.
Инвестиции — это денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, лицензии, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, а также интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли и достижения положительного социального эффекта. Различают технологические, продукт-инновации, процесс-инновации.
Под технологическими инновациями подразумевается деятельность предприятия, связанная с разработкой и освоением новых технологических процессов. Продукт-инновация включает разработку и внедрение новых или усовершенствованных продуктов. При этом предприятие стремится к производству принципиально новой продукции, для которой предполагаемая область применения (или использования), функциональные характеристики, признаки, конструктивное выполнение, дополнительные услуги, а также состав применяемых материалов и компонентов новые или в значительной степени отличающиеся от ранее выпускавшейся продукции.
Такие инновации, как правило, основаны на принципиально новых технологиях или на сочетании новых применений действующих технологий.
Процесс-инновация предполагает разработку и освоение новых или значительное изменение существующего производственного процесса или их совокупность. Процесс-инновация может также представлять собой новые или усовершенствованные методы производства, уже реализованные в производственной практике других предприятий, и распространяемые улучшенные производственные методы, включающие применение нового, более современного производственного оборудования, новых методов организации путем технологического обмена.
В области инновационной деятельности предприятия ставят перед собой задачи выпуска нового продукта, освоения новых, прогрессивных технологий, методов управления, реструктуризации, т.е. замены старой организационной структуры на новую, новой логистики финансовых потоков и др.
Инновационная деятельность включает в себя не только собственно инновационные процессы, но и маркетинговые исследования рынков сбыта товаров, их потребителя и многие другие вопросы, ответы на которые позволяют повысить эффективность деятельности предприятия и предотвратить банкротство.
Антикризисный процесс начинается с комплексной оценки финансово-экономического состояния предприятия. Без диагностики причин неплатежеспособности предприятия могут быть назначены неправильные антикризисные процедуры, что может привести к ликвидации вполне перспективных предприятий, к санации явно несостоятельных предприятий, обострению интересов должников и кредиторов.
Этот путь как финансовые инвестиции подходит не всем организациям, так как проблемы кризиса может обуславливаться различными факторами.
Важным показателем антикризисного управления является его эффективность. Она характеризуется соотношением эффекта, т. е. степени достижения целей смягчения, локализации или позитивного использования кризиса, и затраченных ресурсов.
На эффективность антикризисного управления влияют следующие факторы.
Профессионализм антикризисного управления и специальная подготовка. Профессионализм формируется в ходе специального обучения, целенаправленного аккумулирования опыта и развития искусства антикризисного управления. Сегодня в стране создана система обучения антикризисных управляющих, которые способны выводить предприятие из кризиса с наименьшими потерями. Антикризисное управление должно стать необходимым элементом любого управления: стратегического, креативного, производственного, экологического, финансового и пр.
Искусство управления, данное природой и приобретенное в процессе специальной подготовки, следует выделить особо в перечне факторов эффективности антикризисного управления. Поэтому для антикризисного управления крайне важен психологический анализ в отборе специалистов, которые способны чутко реагировать на приближение кризиса и управлять в экстремальных ситуациях.
Оперативность и гибкость управления заключаются в изменении управления в соответствии с ситуациями, адаптации управления к условиям кризиса.
Стратегия и качество антикризисных программ. Во многих ситуациях возможна потребность в изменении стратегии управления и в разработке специальных программ антикризисного развития. Отдельным пунктом следует выделить человеческий фактор. Здесь подразумевается обязательное наличие антикризисной команды - ближайших помощников антикризисного менеджера, которые могут пользоваться его особым доверием.
Система мониторинга кризисных ситуаций является крайне важным фактором эффективности антикризисного управления. Это организованные действия по непрерывному постоянному определению вероятности и реальности наступления кризиса для его своевременного обнаружения и распознавания.
Качество управленческих решений зависит от множества факторов, наиболее значимыми из которых можно назвать следующие.
Общая последовательность создания управленческих решений включает 10 блоков:
подготовка управленческих решений, разработка системы мер по выводу организации из кризисной ситуации;
сбор первоначальных данных о состоянии дел в компании;
подготовка управленческих решений по выводу организации из кризисной ситуации, проводится структурно морфологический анализ;
определение целесообразности и путей вывода организации из кризисной ситуации. Целесообразно или нецелесообразно и как возможно выводить организацию из кризисной ситуации зависит от того, насколько сильно кризис повлиял на деятельность;
на основе полученных данных разрабатываются управленческие решения по выводу организации (предприятия) из кризисной ситуации. Для того чтобы определить стратегию будущей деятельности предприятия необходимо провести структурно-морфологический анализ кризисной ситуации.
Анализ конкурентного успеха служит основанием для корректировки рыночной стратегии предприятия, обоснования конкретных шагов по одержанию победы в конкурентной борьбе. Рыночные позиции предприятия характеризуют доля на рынке, относительная цена, качество продукта, относительные издержки по сравнению с лидерами рынка. Успех предприятия на рынке определяется рентабельностью инвестиций, оборотом средств и др.