Файл: Программа Моделирование из пластичных материалов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 35

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

«Моделирование из пластичных материалов»

Направленность: техническая

Возраст детей: 7-12 лет

Срок реализации-2 года


ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Название программы

«Моделирование из пластичных материалов»

Направленность программы

Техническая

Классификация программы

Общеразвивающая, модульная

Ф.И.О. составителя

программы

Мичурина Ирина Викторовна,

педагог дополнительного образования

Год разработки

2023

Территория

Свердловская обл. г.Нижняя Тура

Юридический адрес учреждения

Российская Федерация, Свердловская обл. г.нижняя Тура, ул.Чкалова , дом11


Цель

формирование технических и художественных компетенций посредством работы с пластичным материалом

Задачи

Образовательные:

-формировать умения и навыки владеть приемами лепки из разных пластичных материалов;

-научить свободно пользоваться необходимыми  инструментами и материалами  при моделировании;

развивающие:

-развивать навыки работы над изделием по собственному замыслу и уметь передавать характерные особенности объектов, пропорцию, комбинацию содержание и форму предметов живой и неживой природы;

-развивать художественно-эстетический вкус, наблюдательность, фантазию, творческие способности, моторику мелких мышц кистей рук, глазомер;

-конструктивное мышление, техническое творчество;

воспитательные:

-воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, целеустремленность, умения работать в коллективе, создавать атмосферу взаимопонимания;

-прививать детям интерес и уважительное отношение к декоративно-прикладному искусству, интерес к бумаготворчеству.

Документы, послужившие основанием для разработки проекта

-Конституция Российской Федерации.

-Конвенция о правах ребенка.

-Федеральный закон № 273-ФЗ от 21.12.2012 года «Об образовании Российской Федерации».

-Приказ Министерства просвещения РФ от 09 ноября 2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

-Концепция развития дополнительного образования и молодежной политики в Свердловской области.

-Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (Минобрнауки РФ ФГАУ «ФИРО» г. Москва, 2015 г.).

-Постановление от 04.07.2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 (Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей)

Срок реализации программы

2 года  (336 часов )

Возраст обучающихся

7-12 лет

Формы занятий

Лекция, беседа, практикумы, видео занятия, индивидуальная работа, игра, конкурсы, групповая дискуссия, защита идеи-проекта, мастер-классы

Условия реализации программы (оборудование, инвентарь, специальные помещения, ИКТ и др.)

-Пластилин, рамки, иллюстрированные пособия, образцы готовых изделий.

- Глина, кисти, краски, иллюстрации народных глиняных игрушек, глиняной посуды, Образцы готовых изделий, технологические карты, иллюстрации и фотографии поделок, картин, панно, иллюстрации к сказкам, иллюстрации диких и домашних животных, цветов, деревьев, иллюстрированные книжные издания о поделках из соленого теста. Образцы аппликаций из различного материала (пластилина, солёного теста, бумаги и других материалов).


«Творчество – один из основных источников радости»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Модульная дополнительная общеобразовательная программа «Моделирование из пластичных материалов» имеет техническую направленность.В данной программе используется лепка из пластилина, солёного теста,  голубой глины, бумаги.

Программа        разработана        на        основании        законодательных        инормативно-правовых документов:

  • Федеральный закон №273-ФЗ от 21.12.2012 года «Об образовании Российской Федерации»;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г.1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

  • Постановление от 04.07.2014г. № 41 « Об утверждении СанПин 2.2.4.3172-14 (Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей);

  • Концепция развития дополнительного образования детей в Свердловской области до 2024 года; Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Минобрнауки г. Москва, АНО ДПО «Открытое образование», 2015 г.).

Содержание данной программы соответствует целям и задачам, стоящим перед дополнительным образованием на сегодняшний день. Её реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развития личности ребенка, обеспечить его эмоциональное благополучие, приобщить к общечеловеческим ценностям, создать условия для творческой самореализации, уважению и терпимости.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Моделирование из пластичных материалов состоит из четырёх  модулей:

1-ый модуль «Мир пластики». 

Образовательная задача модуля: способствовать приобщению обучающихся к  лепке,  формировать умения и навыки владения приемами лепки из пластичного материала.

2-ой модуль  «Аппликация».

Образовательная задача модуля:  формировать умения и навыки владения приемами лепки из пластичного материала, интерес к народному искусству, в развитии у детей чувства патриотизма, развитии эстетического вкуса, в повышении интеллектуального уровня и творческой активности, привитие общечеловеческих ценностей.

3-ий модуль «Парад глиняных игрушек».



Образовательная задача  модуля: формировать знания в области глины,  практические умения и навыки  при изготовлении поделок из глины. Развить творческие способности обучающихся в процессе  приготовления и оформления декоративных изделий.

4-ый модуль «Творческая мастерская».

Образовательная задача  модуля - Формировать знания в области солёного теста,  практические умения и навыки  при изготовлении поделок из теста. Развить творческие способности обучающихся в процессе  приготовления и оформления декоративных изделий.

Модули могут быть реализованы в течение двух лет.

              Актуальность программы заключается в том, что работа с различными материалами в разнообразных техниках будит фантазию, развивает эстетический вкус, творческую активность, мелкую моторику кистей рук, имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, а также в востребованности обучающимися.

Общеобразовательная программа «Моделирование из пластичных материалов» отличается от других программ тем, что в ней используются в процессе лепки нетрадиционные техники и материалы, такие как лепка из полимерной глины, голубой глины и соленого теста, пластилина, бумаги.

            Педагогическая целесообразность. Настоящая программа призвана научить детей не только репродуктивным путём осваивать сложные и трудоёмкие приёмы изготовления изделий из солёного теста, пластилина, голубой глины, бумаги, но и формировать у детей знания о декоративно-прикладном искусстве, познакомить с различными техниками выполнения изделий декоративно-прикладного творчества, побудить творческую деятельность, направленную на постановку и решение проблемных ситуаций при выполнении работы из соленого теста по мотивам  народного творчества.

Новизна данной программы состоит в том, что на занятиях обучающиеся не только лепят из солёного теста, пластилина, глины, но и овладевают техникой росписи изделий, учатся моделировать изделия, составления композиций, оформления панно.

Цель обучения: формирование технических и художественных компетенций посредством работы с пластичным материалом.

Задачи обучения:

  • формировать умения и навыки владеть приемами лепки из разных пластичных материалов;

  • научить свободно пользоваться необходимыми для лепки инструментами и материалами;

  • развивать навыки работы над изделием по собственному замыслу и уметь передавать характерные особенности объектов, пропорцию, комбинацию содержание и форму предметов живой и неживой природы;

  • развивать художественно-эстетический вкус, наблюдательность, фантазию, творческие способности, моторику мелких мышц кистей рук, глазомер;

  • воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, целеустремленность, умения работать в коллективе, создавать атмосферу взаимопонимания;

  • прививать детям интерес и уважительное отношение к декоративно-прикладному искусству.


Программаадресованадетям 7-12 лет.

Набор в группы осуществляется на общих основаниях.

Количество учащихся в группе: 10-15 человек.

Программа обучения рассчитана: на 2 года (336 часов)

Режим занятий

  • 1 год обучения – 168 часов: 4 часа в неделю (2 раза по 2 часа)

  • 2 год обучения – 168 часов: 4 часа в неделю (2 раза по 2 часа)

Режим занятий обучающихся соответствует санитарным нормам, установленным для детей возраста 7-12 лет.

Методы обучения:

  • словесный (рассказ-объяснение, беседа, сказка);

  • наглядный (демонстрация педагогом приемов работы, наглядных пособий, самостоятельные наблюдения учащихся, экскурсии);

  • практический (выполнение упражнений, овладение приемами работы, приобретение навыков, управление технологическими процессами);

  • объяснительно-иллюстративный метод(педагог объясняет и наглядно иллюстрирует учебный материал; осуществляется в форме лекции, беседы, демонстрации опытов, экскурсии);                  

  • репродуктивный метод (воспроизведение знаний, воспроизведении опытов);

  • метод проблемного обучения (реализуется в форме проблемного изложения учебного материала с использованием проблемных вопросов и решением проблемных задач, моделирования объектов и процессов);

  • частично-поисковый метод обучения реализуется при выполнении практических работ, работа с  дидактическим рисунком или иллюстрациями, с условными обозначениями, таблицами и схемами, с различными моделями.  

Формы организации деятельности учащихся на занятии:

  • -фронтальная;

  • -групповая;

  • -индивидуальная.

Основные формы подведения итогов  реализации программы:

  • открытые занятия;

  • участие в мероприятиях и праздниках учреждения;

  • олимпиады;

  • выставки.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.

Основным результатом деятельности обучающихся при завершении курса обучения является защита  творческих работ обучающихся.

Образовательные результаты:

  • умение планировать процесс познавательно-трудовой деятельности;

  • определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;

  • проявление творческого подхода к решению практических задач в процессе моделирования деятельности;

  • самостоятельная организация и выполнение различных творческих заданий;

  • получение навыков работы с литературой, интернетом, с фактическими материалами, с архивными источниками;

  • обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых процессах;

  • соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.


Предметные результаты

К концу освоения первого модуля  дети овладевают знаниями:

  • названия и назначение инструментов  и материалов, их использование, применение и доступные способы обработки;

  • правила техники безопасности; 

  • исторические сведения и свойства пластичных материалов (пластилина, полимерной глины);

  • технологическую последовательность выполняемой работы; 

  • основные приемы лепки из пластилина, полимерной глины;

  • законы цветоведения;

  • технику пластилинографии,

К концу освоения первого модуля дети погружаются в практики и умеют:

  • правильно организовать рабочее место;

  • пользоваться инструментами  необходимыми для лепки;

  • смешивать пластичную массу до однородного  цвета;

  • выполнять базовые формы (шар, лепёшка, яйцо, колбаска, жгутик)

  • лепить  плоские и объемные фигуры из пластилина и полимерной глины;

  • анализировать готовое изделие;

  • творчески подходить к выполнению работы;

  • работать над композицией по собственному замыслу;

  • использовать колорит и гармонию цвета;

  • передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии;

  • уметь  выполнять коллективные композиции.

К концу освоения второго модуля  дети овладевают знаниями:

  • названия и назначение инструментов  и материалов, их использование, применение и доступные способы обработки;

  • правила техники безопасности; 

  • исторические сведения и свойства бумаги;

  • технологическую последовательность выполняемой работы; 

  • основные приемы  работы с бумагой и пластичным материалом;

  • законы цветоведения.

К концу освоения второго модуля дети погружаются в практики и умеют:

  • правильно организовать рабочее место;

  • пользоваться инструментами  необходимыми для работы с бумагой;

  • выполнять плоские и объемные аппликации из бумаги;

  • анализировать готовое изделие;

  • творчески подходить к выполнению работы;

  • работать над композицией по собственному замыслу;

  • использовать колорит и гармонию цвета;

  • уметь  выполнять коллективные композиции.