ВУЗ: Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского
Категория: Книга
Дисциплина: Медицина
Добавлен: 09.02.2019
Просмотров: 24588
Скачиваний: 28
ствует собственно когнитивная психотерапия
A. Beck. Но они очень
близки по своим теоретическим позициям и используемым приемам. При
этом рационально-эмоциональная психотерапия в целом отличается боль-
шей структурированностью и последовательностью работы с пациентом.
Гуманистическая
(экзистенциально-гуманистическая) психотерапия
Это направление в психотерапии наименее однородно. К нему относят
экзистенциальную психотерапию, дазайнанализ, логотерапию, клиент-цент-
рированную психотерапию, гештальттерапию, психоимажинативную тера-
пию J.Shorr, эмпирическую психотерапию A.Whitaker, эмпирическую пси-
хотерапию E.Gendlin, первичную терапию A.Janow, биоэнергетический ана-
лиз A.Lowen, структурную интеграцию J.Rolf, аутогенную тренировку (выс-
шей ступени), трансцендентальную медитацию, дзен- и психоделическую
психотерапию.
Представители гуманистического направления в психотерапии склонны
видеть человека существом прирожденно активным, борющимся, самоут-
верждающимся, постоянно повышающим свои возможности, с почти без-
граничной способностью к позитивному росту. Поэтому усилия психотера-
певта в этом случае направлены на пациента, а не просто на лечение
болезни. Представители этого направления используют такие широкие по-
нятия, как самоопределение, творчество, и методологию, стремящуюся к
максимальной интеграции ума, тела и души человека.
Терапевтический союз психотерапевта и объекта психотерапии не яв-
ляется отношениями врача и пациента (как в динамической психотерапии)
или учителя и студента (как в поведенческой психотерапии), а представляет
отношение одного человеческого существа к другому. Представители этого
направления, в особенности экзистенциально-ориентированные, касаясь
методов и технических приемов психотерапии, подчеркивают, что для этого
ее вида важнее не то, что психотерапевт делает, а смысл (контекст) психо-
терапии, и не то, что психотерапевт говорит, а то, что он из себя представ-
ляет (кем он является). В связи с этим сами методы психотерапии в рас-
сматриваемом ее направлении отличаются достаточной неопределенностью.
Цель всех технических приемов может быть сформулирована как стремление
к проникновению в феноменологический мир пациента.
Психотерапевты школы C.Rogers и классического экзистенциализма
имеют по сути вербальные взаимоотношения с пациентом. Другие школы
гуманистического направления в психотерапии часто невербальны в своем
подходе. Они (например, гештальттерапия) видят сверхинтеллектуализацию
как часть проблемы пациента, т.е. проявление защиты против переживаний
и чувств, и не принимают ее в качестве терапевтического приема. Психоте-
рапевты пытаются сосредоточить активность на рефлексии, предпочитают
действие слову или как минимум комбинируют действие с интроспекцией.
Их цель заключается в развитии осведомленности пациента о телесных
ощущениях, позах, напряжении и движениях с акцентом на соматических
процессах. Приемами, выражающими самопереживания в таких школах,
является сочетание прямой конфронтации с драматизацией, т.е. разыгрыва-
ние ролей, переживание фантазий в терапевтической обстановке. В боль-
шинстве методов тренировки воли и внимания центральное место занимает
сосредоточенность на специальном произнесении слов, что, например, слу-
299
жит основанием для возникновения трансцендентального состояния. Сход-
ны с этим и методики медитации.
В гуманистическом направлении в психотерапии может быть выделено
3 основных подхода: 1) философский подход, когда используются экзистен-
циальные принципы как основа для проведения психотерапии. В процессе
взаимного диалога врача и пациента проводится вербальная психотерапия
(например, клиент-центрированная терапия и логотерапия); 2) сомати-
ческий подход, который основывается на применении невербальных
методов, ведущих к сосредоточению внимания пациента на субъектив-
ных телесных стимулах и сенсорных реакциях; 3) духовный подход, в
центре которого конечное утверждение Я как трансцендентального или
трансперсонального опыта, расширение опыта человека до космического
уровня, что в конечном счете, по мнению представителей этого подхода,
ведет к объединению человека со Вселенной (Космосом). Достигается это
с помощью, например, трансцендентальной медитации или духовного
синтеза, который может осуществляться различными приемами самодис-
циплины, тренировки воли и практики деидентификации (например, пси-
хосинтез).
Клиент-центрированная психотерапия
Клиент-центрированная психотерапия относится к числу концепций экзис-
тенциально-гуманистического направления. Она была разработана C.Rogers
(1951). Использование автором понятия "клиент" наряду с понятием "па-
циент" подчеркивает признание потенциала самостоятельности и активнос-
ти последнего на всех этапах психотерапии, начиная с постановки задачи.
Суть метода заключается в том, что психотерапевт входит в такой контакт
с пациентами, который воспринимается ими не как лечение и изучение их
с целью диагностики, а как глубоко личный контакт.
Условия психотерапевтического процесса при этом виде лечения пред-
усматривают следующие моменты: два индивида состоят в контакте; пациент
находится в состоянии неконгруэнтности, являясь ранимым или тревож-
ным; психотерапевт является конгруэнтным в отношениях; психотерапевт
переживает безусловную положительную оценку по отношению к пациенту;
психотерапевт переживает
понимание внутренней системы ко-
ординат пациента; пациент переживает безусловную положительную оценку
и эмпатическое понимание его психотерапевтом.
Общение психотерапевта и больного может иметь как вербальную, так
и невербальную природу; важно то, чтобы такая коммуникация была эф-
фективной.
Наиболее часто используемые приемы
психо-
терапии:
— вербализация — высказывание другими словами того, что сообщил
пациент, избегая истолкования, привнесения своего материала. Это
перефразирование, имеющее целью выделить наиболее существенное
и обратить внимание на "острые углы", а также показать пациенту,
что его не только слушают, но и слышат;
— умелое использование молчания, молчаливое принятие;
— отражение эмоций — повторение тех слов пациента, в которых непо-
средственно выражаются эмоции.
300
Для самого процесса психотерапии характерны следующие особенности:
— пациент все более свободен в выражении своих чувств, которое
происходит по вербальным и моторным каналам;
— выраженные чувства пациента имеют все большее отношение к Я и
все реже остаются безликими;
— пациент все чаще дифференцирует и распознает объекты своих чувств
и восприятий, включающие среду окружающих лиц, собственное Я,
переживания и взаимоотношения между ними;
— выраженные чувства пациента все больше относятся к несоответст-
вию между каким-то из его переживаний и его концепцией Я;
— пациент начинает осознавать угрозу такого несоответствия;
— пациент осознает переживание чувств, в отношении которых в про-
шлом отмечались отказы или искажения;
— концепция Я реорганизуется таким образом, чтобы ассимилировать
и включить эти ранее искажаемые и подавляемые переживания;
— по мере реорганизации концепция Я включает такие переживания,
которые ранее были слишком угрожающими, чтобы осознаваться
(ослабляются механизмы защиты);
— пациент приобретает все большую способность переживать безуслов-
ное положительное отношение со стороны психотерапевта, без какого
бы то ни было чувства угрозы;
— пациент все отчетливее чувствует безусловную положительную само-
оценку;
— источником представления о себе у пациента все больше являются
собственные ощущения;
— пациент реже реагирует на опыт, исходя из оценок, даваемых значи-
мым окружением; чаще как удовлетворительные расцениваются те
стимулы или поведенческие акты, которые сохраняют и усложняют
организм и Я, как в непосредственном настоящем, так и в отдален-
ном будущем.
Развивая клиент-центрированную психотерапию, C.Rogers неоднократ-
но модифицировал свое понимание роли психотерапевта. Если в первый
период, недирективной психотерапии, он акцентировал внимание на созда-
нии климата невмешательства, то во второй период подчеркивал, что задачей
психотерапевта является отражение эмоций пациента (роль "зеркала") и
избегание угрозы в отношениях с ним, а в третий период он выделял
осмысление самого процесса психотерапии и опыта психотерапевтических
групп. Подчеркивается роль выражения чувств самим психотерапевтом,
более полного их выражения, что способствует более быстрому психотера-
певтическому эффекту. Таким образом, происходит развитие клиент-цент-
рированной психотерапии в направлении увеличения личностной включен-
ности врача в психотерапевтический процесс.
Основателем гештальттерапии считается американский психолог и психоте-
рапевт
На созданный им метод оказали влияние идеи экзистенциа-
лизма, гештальтпсихологии и теория W.Reich о физиологических проявле-
ниях вытесненного психологического материала. Гештальттерапия возникла
301
в русле феноменологического подхода, подчеркивающего необходимость
осознания пациентом настоящего и важность непосредственного эмоцио-
нального переживания. Информацию, необходимую для терапевтического
изменения, получают из непосредственного поведения пациента. Феноме-
нологический подход гештальттерапии противопоставляется традиционному
каузальному подходу, при котором усилия психотерапевта направлены на
поиски причин расстройств у пациента в его прошлом.
Perls перенес закономерности образования фигуры, установленные
гештальтпсихологией в сфере восприятия, в область мотивации человечес-
кого поведения. При этом функционирование мотивационной сферы осу-
ществляется по принципу саморегуляции организма, а поскольку саморегу-
ляция осуществляется в настоящем, гештальт возникает в "данный момент",
то психотерапевтическая работа проводится в ситуации "сейчас".
Психотерапевт внимательно следит за изменением в функционировании
пациента, побуждает его к расширению осознания того, что происходит с
ним в данный момент, чтобы замечать, как он препятствует процессу само-
регуляции. Большое внимание психотерапевт уделяет "языку тела", явля-
ющемуся более информативным, чем вербальный язык, которым часто
пользуются для
самоопределений и уклонения от реше-
ния проблем. Психотерапевта интересует, что делает пациент в данный
момент и как он это делает. Например, сжимает ли кулаки, совершает
мелкие стереотипные движения, отводит в сторону взгляд, задерживает
дыхание. Таким образом, в гештальттерапии акцент смещается с вопроса
"почему" на вопрос "что и как". Фрагментирование личности часто уста-
навливается по рассогласованию между вербальным и невербальным про-
явлениями.
Феноменологический подход обусловливает некоторые принципы и техничес-
кие процедуры в гештальттерапии:
— принцип "сейчас" — это функциональная концепция того, что и как делает
индивид в данный момент;
— принцип "Я — Ты" выражает стремление к открытому и непосредственному
контакту между людьми (в этом случае речь идет обычно о работе психоте-
рапевтической группы);
— принцип субъективизации высказываний;
— континуум сознания — концентрация на спонтанном потоке содержания
переживаний, — который пациент должен постоянно осознавать или отда-
вать себе отчет в том, что происходит с ним в данный момент. Осознание
чувств, телесных ощущений и наблюдения за движениями тела (понимание
"языка тела") способствуют ориентации человека в самом себе и в своих
связях с окружением.
Технические процедуры в гештальттерапии называются играми. Это разнооб-
разные действия, выполняемые пациентами по предложению психотерапевта. Эти
игры представляют возможность экспериментирования с самим собой и другими
участниками группы. В процессе игр пациенты " примеривают" различные роли,
входят в различные образы, отождествляются со значимыми чувствами и пережива-
ниями. Цель игр-экспериментов — достижение эмоционального и интеллектуально-
го прояснения, приводящего к интеграции личности. Число игр не ограничено, так
как каждый психотерапевт, пользуясь принципами гештальттерапии, может созда-
вать новые игры или модифицировать уже известные.
Наиболее известны следующие игры: "диалог" между фрагментами собственной
личности (в виде беседы с воображаемым собеседником); совершение кругов (обра-
щение пациента к каждому участнику психотерапевтической группы "по кругу" с
302
волнующей его темой);
дело"; проективная игра (пациенту предла-
гают "разыграть проекцию", т.е. "примерить" на самого себя какое-то чувство или
черту); выявление противоположного (реверсия), когда пациенту предлагается разы-
грать роль, противоположную той, которую он демонстрирует в группе (например,
пациентке с манерами "душечки" предлагают разыграть роль агрессивной,
мерной, задевающей других женщины); упражнение на воображение в форме иден-
тификации себя с предметами, когда пациенты проецируют на них какие-то свои
личностные проблемы.
В гештальттерапии большое внимание уделяется работе со сновидения-
ми пациентов. В отличие от психоаналитиков, в гештальттерапии сны не
интерпретируются, а используются для интеграции личности.
считал,
что различные части сна являются фрагментами нашей личности. Для того
чтобы достичь интеграции личности, необходимо совместить фрагменты
сновидений.
вначале применял свой метод в виде индивидуальной
психотерапии, но в последующем полностью перешел на групповую форму,
находя ее более эффективной и экономичной.
В последние годы отмечается явная тенденция отхода от ортодоксаль-
ной модели гештальттерапии
с ее непримиримостью к каузальности,
в пользу сочетания с каузальными методами психотерапии. Так, в отечест-
венной психотерапии отдельные приемы гештальттерапии используются в
системе личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии.
ДРУГИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОТЕРАПИИ
При наличии трех общепризнанных направлений в психотерапии, основы-
вающихся на концепции личности, здоровья и болезни, а также на разра-
ботанных лечебных методиках, в широкой психотерапевтической практике
используются методы, в основу которых положены главным образом техни-
ческие приемы и условия проведения психотерапии. К ним прежде всего
относятся гипнотерапия и семейная психотерапия.
Гипнотерапия
Гипнотерапия — метод психотерапии, использующий гипнотическое состо-
яние в лечебных целях.
История развития научных представлений о природе гипноза и методах
его применения в медицине достаточно полно представлена в работах
(1962), П.И.Буля (1974), В.Е.Рожнова (1985), A.Katzenstein
(1971), L.Chertok (1992) и др. Ввиду того, что явления внушения и гипноза
тесно переплетаются, может использоваться понятие
психотерапия".
Гипнотерапия у опытных специалистов находит применение в самых
разных областях медицины — при различных заболеваниях нервной систе-
мы, в клинике психических расстройств, при болезнях внутренних органов,
в акушерско-гинекологической практике, при хирургических вмешательст-
вах и кожных заболеваниях. Противопоказаниями к гипнотерапии являются
только бредовые формы психозов (особенно те случаи, когда больной счи-
тает, что его "загипнотизировали", и просит врача
его) и гипноманические установки истерических личностей.
При использовании гипнотерапии приходится учитывать степень гип-
303