ВУЗ: Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского
Категория: Книга
Дисциплина: Медицина
Добавлен: 09.02.2019
Просмотров: 24589
Скачиваний: 28
набельности пациента, при отсутствии которой или низкой ее выраженности
применение гипнотерапии проблематично (хотя некоторые авторы считают
возможным развитие гипнабельности). Перед гипнотерапией необходимо
проведение беседы для выяснения отношения больного к этому методу
лечения и устранения возможных опасений.
После введения пациента в состояние гипноза произносятся формулы
собственно лечебных внушений. Фразы должны быть короткими, понятны-
ми, наполненными смыслом и исключающими ятрогенное воздействие.
Продолжительность одного сеанса гипнотерапии обычно составляет 15—30
мин. Количество сеансов колеблется от 1 до 15, что определяется характером
болезненного состояния и терапевтической эффективностью гипнотерапии.
Частота сеансов — от ежедневных до проводимых 1 раз в неделю. Иногда
возникает необходимость повторного курса гипнотерапии спустя несколько
недель или месяцев.
Гипнотерапия может проводиться индивидуально или с группой паци-
ентов. Существует множество вариантов гипнотерапии. Ее можно проводить
и дробным способом — фракционный гипноз, ступенчатый гипноз по
E.Kretschmer, гипноз-отдых. Малогипнабельным пациентам с целью углуб-
ления гипнотического сна предварительно могут даваться снотворные сред-
ства (наркогипноз). Психоаналитики, занимающиеся гипнозом, применяют
наркотические средства в расчете на ускорение аналитического процесса
(наркоанализ). Существуют также методики
сочетания
самовнушения с гипнозом и др. Особое место среди методов гипнотерапии
занимает эриксоновский гипноз, отличающийся нестандартностью гипно-
тизации.
Основные осложнения при гипнотерапии — это потеря раппорта, исте-
рические припадки, спонтанный сомнамбулизм, переход глубокого сомнам-
булического гипноза в гипнотическую летаргию и др. Эти осложнения при
спокойном поведении врача, понимании характера состояния и знании техни-
ки гипноза не приводят к серьезным последствиям. Причины неудач гипно-
терапии иногда могут быть связаны с упорным применением врачом одной
лишь гипнотерапии при игнорировании им общих психотерапевтических
подходов, рациональной психотерапии, тренировочных приемов и других
показанных в том или ином конкретном случае методов психотерапии.
Семейная психотерапия
Это особый вид психотерапии, направленный на коррекцию межличностных
отношений и устранение конфликтов и связанных с ними эмоциональных
расстройств у членов семьи, наиболее выраженных у больного. В семейной
психотерапии выделяют психодинамическое, системное, или стратегичес-
кое, и эклектическое направления. В составе участников Второй междуна-
родной конференции (Краков, 1990), Третьего (Юваскюля, 1991) и Шестого
(Иерусалим, 1992) международных конгрессов по семейной психотерапии
представители психодинамического направления составляли 25 %, сторон-
ники системного направления — около 60 %, остальная их часть, по-види-
мому,
к представителям эклектического направления.
Продолжительность семейной психотерапии может колебаться от не-
скольких недель до нескольких лет, что зависит от тяжести психических
расстройств у больного члена семьи, выраженности межличностных кон-
фликтов в семье, мотивации членов семьи к достижению терапевтических
304
изменений. Вначале семейная психотерапия обычно проводится с частотой
1—2 сеанса в неделю, а затем встречи происходят 1 раз в 2 нед, а далее —
1 раз в 3 нед.
В семейной психотерапии принято выделять 4 этапа: 1) диагностический
(семейный диагноз); 2) ликвидация семейного конфликта; 3) реконструктивный;
4) поддерживающий. По
и В.В.Юстицкому (1989) понятие "этап
семейной психотерапии" и выбор адекватной ему психотерапевтической методики —
взаимосвязанные между собой явления.
Под "семейным диагнозом" понимается типизация нарушенных семейных от-
ношений с учетом индивидуально-личностных свойств членов семьи и характерис-
тик болезни одного из них. Диагностика семейных отношений осуществляется в
процессе присоединения к семейной группе психотерапевта, выдвигающего и про-
веряющего проблемные диагностические гипотезы. Особенность процедуры семей-
ной диагностики заключается в том, что она носит как бы сквозной характер, т.е.
продолжается на всех этапах, предопределяя выбор психотерапевтических воздейст-
вий. Другая особенность диагностики семейных отношений заключается в стерео-
скопическом ее характере. Это означает, что в случае, если информация о происхо-
дящем получена от одного из членов семьи, на односторонних встречах, то она
должна быть сопоставлена с информацией от других членов семьи и тем впечат-
лением, которое сложилось у психотерапевта на основании расспроса и наблю-
дения за поведением участников процесса психотерапии ("семья глазами ребен-
ка", "семья глазами родителей", "семья глазами психотерапевта", "какие мы на
самом деле").
На втором этапе в ходе односторонних встреч психотерапевта с пациентом и
членами его семьи выявляются истоки семейного конфликта и ликвидация его
посредством эмоциональной переработки каждым членом семьи в постоянном кон-
такте с психотерапевтом. Психотерапевт помогает участникам конфликта научиться
говорить на языке, понятном всем. Кроме того, он берет на себя роль посредника
и передает в согласованном объеме информацию о конфликте от одного члена семьи
к другому. Затем общая ситуация обсуждается на сеансе совместной встречи членов
семьи, во время которой психотерапевт выявляет сенситивность и толерантность
отдельных участников к существу конфликта. На этой стадии ведущими оказываются
следующие психотерапевтические методы: недирективная психотерапия, нацеленная
в основном на вербализацию неосознаваемых отношений личности, а также специ-
ально разработанные методы воздействия членов семьи друг на друга.
На этапе реконструкции семейных отношений осуществляется групповое об-
суждение актуальных семейных проблем либо в отдельно взятой семье, либо в
параллельных семейных группах со сходными проблемами. В этих же группах про-
водятся ролевой поведенческий тренинг и обучение правилам конструктивного
спора.
На поддерживающем этапе, или этапе фиксации, в естественных семейных
условиях закрепляются навыки эмпатического общения и возросший диапазон ро-
левого поведения, приобретенные на предыдущих этапах. Заслушиваются ответы о
динамике внутрисемейных отношений, проводятся консультирование и коррекция
приобретенных навыков общения применительно к реальной жизни.
К психотерапевтическим приемам, наиболее часто применяемым вра-
чами в семейной психотерапии, относят следующие: эффективное исполь-
зование молчания, умение слушать, обучение с помощью вопросов, повто-
рение (резюмирование), суммарное повторение, уточнение (прояснение) и
отражение аффекта, конфронтация, проигрывание ролей, создание "живых
скульптур", анализ видеомагнитофонных записей [Мишина Т.М., 1983; Рег-
rez
1979].
Сторонники расширенного понимания содержания семейной психоте-
рапии считают, что любое индивидуальное психотерапевтическое воздейст-
305
на членов семьи, преследующее цель позитивного влияния на семью в
целом, можно расценивать в качестве одного из вариантов семейной пси-
хотерапии. С этим положением можно согласиться, хотя оно размывает
границы понятия собственно семейной психотерапии.
ПСИХОТЕРАПИЯ
В ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ КЛИНИКЕ
В психиатрической клинике психотерапия во всех ее вариантах наиболее
широко применяется при пограничных психических расстройствах (невро-
зах, психопатиях, ситуационных реакциях и др.), алкоголизме. Но вместе с
тем она используется и в комплексном лечении психозов.
На значение психотерапии в лечении психозов в разное время указы-
вали многие отечественные психиатры — С.С.Корсаков (1911), Ю.В.Канна-
бих (1934),
(1962), М.М.Кабанов (1985), В.Д.Вид (1991) и
др. Наибольший опыт в этом отношении накоплен при шизофрении и
эндогенных депрессиях. В этих случаях психотерапия входит в общий ком-
плекс лечебных воздействий, включающий биологическую терапию и соци-
ально-реабилитационные мероприятия.
Говоря о психотерапии в психиатрической клинике, H.Weise (1979)
отмечала, что ее успех в большей степени зависит от того, насколько точна
диагностика заболевания в ее нозологическом и синдромологическом ас-
пектах, насколько определены индивидуальные особенности исходной си-
туации пациента, условия его жизни, возможности, социальное положение
и главное — особенности его личности. Но, по ее мнению, психотерапевти-
ческая работа может быть эффективна только тогда, когда она входит в
повседневную жизнь врача и пациента, а это в свою очередь зависит от
организации лечебного процесса в целом.
Психотерапию, начатую в стационаре, необходимо продолжать длитель-
ное время в амбулаторных условиях. В настоящее время многие специалисты
разделяют мнение о том, что методами психотерапии можно стабилизиро-
вать состояние больных, достигнутое психофармакологическими средства-
ми, и повысить их противорецидивный эффект, а иногда и снизить дози-
ровки психотропных препаратов.
и И.ОАксенова (1982) обраща-
ют, в частности, внимание на то, что при терапевтически резистентных за-
тяжных депрессиях, помимо истинной резистентности к психотропным
средствам, связанной с индивидуальными особенностями фармакокинети-
ки и психопатологического процесса, существенное значение в некоторых
случаях могут приобретать и личностно-психогенные факторы. В этих слу-
чаях необходимо проведение не только лекарственного лечения, но и пси-
хотерапии.
До сих пор дискутируется вопрос о показаниях и противопоказаниях
групповой психотерапии для больных психозами. Существует мнение, что
не должно быть никаких ограничений для участия пациента в группе, и в
то же время указывается, что необходим предварительный отбор больных.
Так, не рекомендуется включать в группу больных, находящихся в остром
психотическом состоянии, с выраженным слабоумием, агрессивностью,
тревожностью. В некоторых работах приводятся сведения о том, что
окончательное решение о включении больного в психотерапевтическую
группу можно принять после проведения его через первичную ("оценоч-
ную") группу. Основной задачей такого предварительного этапа
306
вой психотерапии является определение способности пациента к межлич-
ностному функционированию. В течение 8—10 занятий психотерапевт
получает информацию, позволяющую оценить адекватность психотерапии
состоянию больного и выбрать наиболее адекватную тактику дальнейшего
лечения.
Говоря о клиническом значении психотерапии, следует указать также
на ее диагностический аспект. На это в свое время обратил внимание
известный психотерапевт К.И.Платонов в клинике нервных болезней: эф-
фективность психотерапии свидетельствовала о функциональном характере
неврологической симптоматики. В психиатрической клинике выраженная
эффективность нейролептиков и антидепрессантов при
сивных или обсессивно-фобических расстройствах и резистентность послед-
них к психотерапии должны настораживать в отношении эндогенной при-
роды нарушений.
Психотерапия при отдельных заболеваниях излагается в соответствую-
щих разделах руководства.
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПСИХОТЕРАПИИ
Оценка эффективности психотерапии представляет значительные трудности,
поэтому разработкой соответствующих критериев и методов занимаются
специалисты многих стран.
Считают, что критерии эффективности психотерапии должны соответ-
ствовать следующим условиям: во-первых, достаточно полно характеризо-
вать наступившие изменения в клинической картине и адаптации пациента
с учетом трех аспектов терапевтической динамики — соматического, психо-
логического и социального. Во-вторых, они должны не только позволять
производить оценку с точки зрения объективного наблюдения, но и вклю-
чать субъективную оценку с позиций самого пациента. И в-третьих, эти
критерии должны быть достаточно независимы друг от друга.
Для оценки эффективности личностно-ориентированной (реконструк-
тивной) психотерапии при неврозах можно использовать несколько крите-
риев, которые до некоторой степени могут рассматриваться и как показатели
"глубины" лечения. При проведении психотерапии на первом этапе дости-
гается определенная степень понимания больным связи между имеющейся
симптоматикой и невротическим конфликтом, между симптоматикой и соб-
ственными проблемами. Изменения (в ожидаемом направлении) степени
понимания больным психологических механизмов его заболевания приняты
в качестве первого из дополнительных
крите-
риев оценки эффективности лечения. На следующем этапе психотерапии
перестраиваются отношения больного, вследствие чего он приобретает боль-
шую способность к восприятию нового реального опыта и более адекватных
способов реагирования. Обычно эта перестройка захватывает сферу не толь-
ко межличностных отношений, но и отношений больного к самому себе,
приводя к уменьшению разрыва между идеальными и реальными представ-
лениями о себе. Объективно регистрируемые (наблюдаемые окружением)
изменения, характеризующие степень восстановления нарушенных отноше-
ний личности, т.е. изменения в поведении, в контактах с людьми, жизнен-
ных планах, целях, рассматриваются в качестве второго критерия. На пос-
леднем этапе психотерапии происходит реализация больным нового
опыта, новых стереотипов поведения, перестроенных отношений. Это
307
приводит к нормализации социального функционирования больного на
работе, в обществе, в семье. В качестве третьего критерия используется
субъективно и объективно (в том числе катамнестически) определяемая
степень нормализации социального функционирования в различных сферах
деятельности.
Возрастает интерес к разработке критериев и методов оценки эффек-
тивности психотерапии при ряде других заболеваний. Так,
(1982) предлагает применять для оценки эффективности психотерапии (в
частности, в групповой форме) при алкоголизме следующие 4 критерия:
1) степень преодоления пациентом анозогнозии (неспособности признать
себя больным алкоголизмом, нежелание лечиться и т.д.); 2) степень объек-
тивности оценки больным своих личностных особенностей, способность к
восстановлению самоуважения и др.; 3) степень
реадаптации, которая определяется характером восстановления нарушенных
семейных, производственных и иных отношений пациента; 4) длительность
ремиссии.
В исследованиях
(1979) анализируются вопросы эффек-
тивности психотерапии в системе лечебно-реабилитационных воздействий
у больных с малопрогредиентными формами шизофрении. В дополнение к
клиническому здесь также выступают психологический и социальный кри-
терии, содержательные аспекты которых, естественно, определяются целями
проводимой индивидуальной и групповой психотерапии. Основные направ-
ления оценки действия психотерапевтического вмешательства: 1) субъектив-
ная оценка болезни и отношение к лечению; 2) наличие трудностей и
конфликтов в иных значимых сферах отношений личности и степень их
осознания; 3) искажение социальной перцепции, самооценки и уровня
притязаний; 4) недостаток индивидуального опыта и наличие вторично
усвоенных форм поведения, дезадаптирующих больного.
В настоящее время отчетливо выражено стремление к разработке таких
методов оценки эффективности психотерапии, которые могли бы дать воз-
можность получения количественных показателей для их последующего
статистического анализа.
В этом случае, как и при других видах терапии, применяются различ-
ные шкалы, используемые в психиатрической клинике, эксперименталь-
но-психологические тесты, соответствующие социально-психологичес-
кие, психофизиологические и физиологические методики (тесты, шкалы,
опросники).
Психофизиологические и физиологические методы оказались особенно
эффективными при оценке психотерапии у больных неврозами [Мягер
1971; Карвасарский
1990]. Установлено, что улучшению состояния
больного сопутствует нормализация (или тенденция к ней) психофизиоло-
гической реактивности. Для определения эффективности преимущественно
симптоматических психотерапевтических методов регистрируются измене-
ния
физиологических и психических функций
[Платонов
1962; Буль
1974; Свядощ A.M., 1976].
Помимо оценки эффективности психотерапии у отдельных больных или
групп пациентов, сравниваются и разные методы психотерапии. Так,
K.Grawe и соавт. (1994) обобщили результаты 41 исследования, опублико-
ванного до 1991 г. Сопоставлялись те методы, которые хорошо известны и
допускали статистические подходы: клиент-центрированная психотерапия
C.Rogers, психоанализ, семейная психотерапия (системная и поведенчес-
кая), собственно поведенческая психотерапия. Оказалось, что методы пси-
308