ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 318
Скачиваний: 30
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
294 Глава 12 . Западноевропейские политические учения Х вв . циально-политические воззрения сочетались с самыми различными теоретическими взглядами. Со второй половины х гг.
XIX в. в убеждениях Бернштейна наступает перелом, он критически пересматривает социально-политическое учение марксизма. Считая Маркса волюнтаристом, Бернштейн подверг критике его диалектический метод, который, по его мнению, на практике вел к произвольному конструированию общественно-политического развития. Особенно критиковал он основанную на этом методе программу путей перехода к социализму, ее положения об углублении противоречий капитализма до его всеобщего кризиса, о разрешении политических конфликтов с помощью классовой борьбы и социалистической революции.
В отличие от Маркса, Бернштейн развивает либеральную концепцию защиты личности, выступая против ее подавления большинством, к чему неизбежно может привести марксистская идея диктатуры пролетариата. В 1896–1898 гг. он опубликовал серию статей по проблемам социализма, а также работы Предпосылки социализма и задачи социал-демократии» (1898), Условия возможности социализма и задачи социал-демократии» (1899), Возможен ли научный социализм (Он четко и подробно обосновывает свое видение социал-демо- кратической позиции, исключающей революцию и ломку существующих государственных институтов власти. Помысли Бернштейна, история не ведет к углублению противоречия между буржуазией и пролетариатом, вера и ожидание общего кризиса капитализма безосновательны и должны быть заменены верой в постепенную, эволюционную социализацию общественного строят. е. через совершенствование демократических форм. Как и Каутский, Берн- штейн считал, что в условиях постепенной демократизации государственных институтов политические привилегии господствующего класса утрачивают свое былое значение. Для него борьба классов не единственная альтернатива истории, рядом с ней есть место и для сотрудничества классов.
Выступая против марксистской идеи диктатуры пролетариата как важнейшей формы классовой борьбы, как главного средства завоевания социализма, Бернштейн противопоставляет ей идею совершенной демократии, которая, по его мнению, больше, чем политическое средство она определяет пределы властных полномочий политических партий, классов. В демократии, — пишет
Бернштейн, — ни один класс не пользуется привилегиями, политические партии и стоящие за ними классы вскоре узнают пределы своей власти и берутся всякий раз лишь за такие предприятия, ка
12 .6 . Политические учения основателей социал-демократии
295
кие приданных обстоятельствах они благоразумно могут надеяться осуществить»
1
Обоснование Бернштейном реформистской идеологии отражено в созданной им доктрине демократического социализма как антипода утопическим социально-политическим воззрениям Маркса об объективном характере общественного развития и неизбежности социализма. По его убеждению, социализм как единство теории и практики вообще не может быть обоснован научно. Наука не может быть тенденциозной, — пишет он, — как всякое познание реальности, она не принадлежит никакому классу или партии. Социализм, напротив, — это политическое течение, тенденция. И как доктрина, борющаяся за какие-то свои цели новой партии, он не может исключительно связывать себя стем, что является уже твердо установленным»
2
Признавая реформизм основой социалистической стратегии, результатом последовательной демократизации (демократического давления, Бернштейн был уверен в приспособляемости капитализма к новым условиям. На более высокой ступени развития средств общественного производства он дорастает до необходимости упразднения классовых различий и сам без революционных переворотов эволюционирует в социализм.
По теории демократического социализма, социализм, являясь духовным наследником либерализма, обеспечивает свободу личности как главной цели всех социалистических мероприятий. Важнейшими элементами демократического социализма являются кооперация, профессиональные ассоциации, которые принимают на себя права и полномочия в деле контроля над промышленным производством, организации постепенного обобществления, кооперации частных, коммерческих форм хозяйственной жизни и дальнейшей ее демократизации.
Социалистическая демократия у Бернштейна находит свое выражение в системе государственного правления при социализме. Политическая форма современных государств, по его мнению, со всей очевидностью показывает будущее политическое устройство при социализме, где сохраняются парламент, пропорциональное представительство от оппозиционных партий, всеобщее народное законодательство, все те обстоятельства и условия, при которых
1
Бернштейн Э. Очерки из теории и истории социализма. СПб., 1902. С. 291.
2
Бернштейн Э Возможен ли научный социализм // Полис. 1991. № 4. С. 18–23.
296 Глава 12 . Западноевропейские политические учения Х вв . переход на высшую ступень развития общества мог бы осуществляться мирно и без конвульсионных потрясений».
Идеи Бернштейна оказали огромное влияние на представителей той части социал-демократии, которая искала мирных путей к социализму (без гражданских войн и насилия, через осуществление серии больших и малых реформ. Историческая практика показала, что такой путь возможен. Анархизм. Пьер Жозеф Прудон
Пьер Жозеф Прудон (1809–1865) — французский социалист, теоретик анархизма, философ, экономист, политический деятель. Родился в предместье Безансона в бедной крестьянской семье. По протекции хозяина пивоваренного завода, у которого работал его отец, юноше удалось поступить в местную гимназию. Влет он вынужден был оставить ее из-за отсутствия материальных средств и поступить работать в типографию Готье в Безансоне. Затем Пру- дон работал в типографиях Марселя, Парижа и других городов. Такая работа дала ему возможность познакомиться с различной литературой. Увлечение лингвистикой завершилось написанием сочинения Опыт всеобщей грамматики (1837), после чего Прудон занялся основательным изучением истории, философии, экономики и политики.
Прудон считал себя республиканцем, но противопоставлял свои взгляды республиканскому деспотизму Робеспьера и его последователей. Республика, по его мнению, является естественным следствием социальной эволюции Франции. Но он не считал возможным достигнуть чего-либо путем насильственной революции. В 1840 г. Прудон пишет крупное сочинение Что такое собственность, в котором закладываются первые социально-экономи- ческие основы теории анархизма и элементы политико-экономи- ческого реформаторства. Объявляя крупную капиталистическую собственность кражей, Прудон отстаивал мелкую собственность, несвязанную с эксплуатацией чужого труда. Собственность разрушает равенство, ведет к порабощению слабого сильным, в собственности неравенство условий порождается силой. В тоже время, критикуя капиталистическую эксплуатацию труда, Прудон резко нападали на коммунизм, считая его системой худшего рабства».
В 1846 гон публикует книгу Система экономических противоречий, или Философия нищеты, где пытается объяснить источник классовой эксплуатации существующим в буржуазном обществе неэквивалентным обменом. Его устранение, помысли Прудона,
12 .7 . Анархизм . Пьер Жозеф Прудон возможно только посредством экономических реформ в сфере обращения безденежного обмена товаров и беспроцентного кредита. Труд должен быть для всех свободным, а свобода эта состоит в том, что все одинаково должны трудиться для общества и проходить все ступени производства от ученика и рабочего до хозяина.
В период февральской революции 1848 г, будучи ее противником, он принимал все же некоторое участие в борьбе на стороне восставшего народа, считая необходимым воспользоваться революцией, раз уж она произошла.
Наиболее полно и четко развил теорию анархизма в работе Общая идея революции XIX столетия (1851). Основная мысль этого произведения — осуществить социальную революцию мирными средствами, путем разрушения государства и трансформации общественной организации в экономическую федерацию. В обществе созрели условия для такой революции. Социальная революция начинается с крушения прежней власти, через различные правительственные преобразования, ее. Ее результатом должно быть общество, при котором идея власти исчезает, власти нет закона, выражения воли власти нет, политического порядка нет. Его заменяет порядок экономический или промышленный принцип власти заменен принципом взаимности люди здесь не повинуются закону, те. внешней воле, а соблюдают договоры, свободно обсуждаемые и свободно принятые. Этот порядок есть анархия — безвластие»
1
Идее закона как продукта монархической власти или республиканской власти большинства Прудон противопоставил идею договора, заключенного между членами общества. Социальную реформацию он пытался осуществить не посредством поголовной и безвозмездной экспроприации собственников в пользу общества, а законодательными мерами, в результате которых все крестьяне превратились бы в собственников, а работники промышленности на основе дарового кредита обладали бы орудиями производства. Пру- дон полагал, что в будущем, с укрупнением средств производства, промышленные предприятия могли бы приводиться в действие лишь рабочими, организованными в ассоциации.
Выступая против теории общественного договора Руссо, Прудон находит в ней начало якобинской и конституционной правительственной теории, олицетворявшей принцип власти, погубивший первую революцию. Разрешение социальных противоречий, по его мнению, возможно только без всякого диктата власти, диктата одного класса над другим. Осуществление задач социальной революции
1
Анархия по Прудону. Киев, 1907. С. 22.
298 Глава 12 . Западноевропейские политические учения Х вв . по ликвидации государства и заключению общественного договора между правительством и народом Прудон рассчитывал увидеть уже в ближайшем будущем, еще при жизни.
Вся его последующая литературная деятельность представляет собой безуспешную попытку примирить идеалы свободы и равенства и на этой основе создать свое собственное направление в экономике и политике. В неосуществимости своих замыслов, анархических идеалов Прудон признается в книге О принципах федерации и необходимости реорганизации революционной партии (1863). Проекты ликвидации государств заменяются идеей о федеративном переустройстве. Анархию он заменяет федерацией, которая в своем содержании уже не несет в себе ничего утопического. Все идеи
Прудона оказались утопичными вследствие их формы. Несмотря на критику анархических идей Прудона как со стороны социалистов и коммунистов (слева, таки со стороны клерикальных буржуазных радикалов (справа, он вошел в историю социально-политической мысли как борец за справедливое, равное и свободное сообщество. Политический иррационализм. Артур Шопенгауэр
Немецкий философ Артур Шопенгауэр (1788–1860) родился в Дан- циге (ныне Гданьск, в семье состоятельного купца. Образование получил в гимназиях Готы и Веймара, изучая классические языки, занимаясь математикой и историей. Значительное влияние на формирование философской системы Шопенгауэра оказали идеи индийских философов, учения Платона, Локка, Шеллинга и особенно Канта.
Основные мировоззренческие установки выражены им в докторской диссертации О четверояком корне закона достаточного основания (1813). С выходом в свет первого тома его основного сочинения Мир как воля и представление (1818) была создана новая философская система, которая, по словам самого Шопенгау- эра, не приходила нив одну человеческую голову».
Сущность своего учения Шопенгауэр определил термином пессимизм, выражающим негативное отношение к жизни, встревоженной первыми революциями, в которой невозможно счастье, где торжествует зло и бессмыслица. Кантовское наследие обнаруживается не только в концептуальном построении созданной им системы мироздания, но ив разрабатываемой им этической проблематике (основах морали, моральной мотивации, моральной
12 .8 . Политический иррационализм свободы, природы нравственной необходимости и при логически связанном с ней учении о государстве и праве. По Шопенгауэру, настоящей и единственной вещью в себе выступает мировая воля, иррациональная сила, управляющая миром и человеческой жизнью. Слепая воля, компрометирующая разум, не имеет ни начала, ни конца, тождественна себе всегда и во всеми мир, одушевленный ею, лишен всякого смысла. Расщепленная на множество объек- тиваций воль, со свойственным им стремлением к абсолютному господству, она изнутри раздирается непрерывной войной всех против всех».
На высшем уровне объективации воль — человека, человеческого общества — она проявляется в бесконечной вражде, страданиях индивидов, борющихся из-за беспредельного эгоизма самой человеческой сущности. По мнению философа, ничто неспособно подавить отрицательные последствия эгоизма, поскольку он предопределен внечеловеческим основанием, те. причинно обусловлен мировой волей, вечная сущность которой не зависит от законов и чужеродна разуму. Именно это обстоятельство вызывает необходимость в организации социальной жизни — государством, единственная цель которого — ограждать отдельных лиц друг от друга с помощью правового механизма страха и наказания.
Основные черты философско-политического учения о государстве и праве изложены Шопенгауэром в м параграфе его труда Мир как воля и представление. Отправным пунктом его воззрений на государство и право стал его критический анализ кантовского правового учения. Это учение рассматривало государство как организацию моральной обязанности и долга, направленную против эгоизма, служащую условием свободы в нравственном смысле. Как и Кант, Шопенгауэр признает государство морально допустимым, не аморальным учреждением, в противном случае оно было бы официально признано насильственной организацией, как всякая деспотия. Возникнув из противоречивой сущности общего и частного эгоизма, государство направлено не против эгоизма вообще, как показал Канта против вредных его последствий. Государство, — писал Шопенгауэр, — это шедевр сознательного разумного эгоистического поведения людей, передавших защиту прав каждого в руки известной власти <...> при которой каждый способствует благу всех, так как видит, что в общем благе заключается его собственное 1
Шопенгауэр А Свобода воли и нравственность. С. 194; Мир как воля и представление. Т. I. С. 329.
1 ... 29 30 31 32 33 34 35 36 ... 48
300 Глава 12 . Западноевропейские политические учения Х вв . В реальной жизни чистой морали не существует, иначе государство было бы излишним. Подлинно моральные импульсы добродетели справедливости, человеколюбия и их коренная основа сострадание) сосуществуют в борьбе с антиморальными импульсами (эгоизм, ненавистничество и другие темные силы человеческой природы. В этой борьбе государство и законодательство выступают не как органы мести, воздаяния злом за зло, а как средство, позволяющее сдерживать крепким намордником зубы невиданного чудовища, разрушающего проявления человеческой природы борющихся частных воль»: зависть, лицемерие, жестокость, коварную злобу, надменную жажду наживы, мстительность, властолюбие и т. п. Поэтому, — пишет Шопенгауэр, — если представить себе государственную власть утратившей силу, те. этот намордник сброшенным, то всякий понимающий содрогнется перед зрелищем, какого тогда надлежало ожидать. Помысли философа, государство по необходимости становится предупредительным насильственным средством против анархии, мятежей, особенно когда толпа людей освобождается от всякого закона и порядка»
2
В целом политическая часть учения Шопенгауэра, как и его философия, пронизана глубоким пессимизмом. Уничтожить беды и страдания в обществе невозможно. Мрачное умонастроение, не принятое при жизни Шопенгауэра современниками, оказалось притягательным для последующих поколений кризисных эпох. Политическая философия Шопенгауэра стала пророчеством XX столетия. Фридрих Ницше
Фридрих Вильгельм Ницше (1844–1900) — немецкий философ- иррационалист, волюнтарист, поэт. Родился в саксонской деревне
Реккен (близ Лютцена), в семье лютеранского пастора отдельного прихода. Образование и воспитание получил в знаменитой монастырской школе Пфорты (недалеко от Наумбурга). Учился в Боннском и Лейпцигском университетах. В 1869–1879 гг.— профессор классической филологии Базельского университета.
Творческую эволюцию Ницше можно охарактеризовать как углубление, радикальное заострение воинствующей аристократической мировоззренческой позиции. У него нет систематически разработанного учения о государстве, политике, праве. По Ницше,
1
Шопенгауэр А Свобода воли и нравственность. С. 195.
2
Там же. С. 213.
12 .8 . Политический иррационализм мораль, общество, государство, политика приобретают смысл лишь в широком контексте культурологических положений и идей. По его концепции, государство, законодательство, политика — лишь служебные определения, средства, орудия, инструментарий культуры, проявления космической игры сил и воль».
Мировая воля, подобно кантовской вещи в себе, управляет миром, человеческой жизнью. Если у Шопенгауэра все учение представляет собой морфологию воли, то у Ницше — морфологию воли к власти. Различные воли находятся в постоянном столкновении и борьбе, ибо каждое специфическое тело (общество, государство, обычай, авторитет) стремится к максимуму силы и власти, сталкиваясь с притязаниями других. Итог столкновения — вступление в соглашение сродственными силами, а заговор направляет на завоевание власти.
Вся социально-политическая история характеризуется Ниц- ше как борьба двух воль к власти воли сильных (высших видов, аристократических господ) и воли слабых (массы, рабов, толпы, стада. Средством рождения привилегированного культурного человека и господства его над остальной массой является государство. Именно железные тиски государства создают условия для расцвета гения и искусства. Более высокое, искусство, культура там, — пишет он в книге Человеческое, слишком человеческое, — где существуют различные человеческие касты касты принудительного труда и касты свободного труда. Соответственно этому Ниц- ше различает два основных типа государства аристократический
(высший тип) и демократический (упадническая форма. Современное народное (плебейское) государство не может быть союзником новой аристократической культуры. Только идеальное государство может положить конец демократической разноголосице Смысл ницшеанского антиэтатизма — потеря всяческих надежд на современное государство как на средство создания новой аристократической культуры. Трудности ситуации Ницше выразил словами Бог умер. Это означает, что сверхчувственный мир лишился своей действительной силы созидать, утратил свою обязанность влияния на чувственный мир, высшие ценности обесценились. Нравственный закон, авторитет разума утратили свое назначение, и идеальный мир никогда не удастся осуществить в пределах реального мира.
Провозглашая новую переоценку ценностей вместо старой христианской морали рабов, Ницше, до существу, стремится
1
Ницше Ф Избранные произведения Вт. М, 1994. Т. I. С. 431.
302 Глава 12 . Западноевропейские политические учения Х вв . возродить новую мораль господ в откровенной и жестокой форме, согласно которой высший человек совершенно свободен в поступках по отношению к низшим. Высший человек, или
сверхчеловек, как новый тип человеческой породы выступает у Ницше в качестве субъекта морали господ. Новый господин мира (вождь, фюрер) становится у него основой новой мифо- логии.
В книге Так говорил Заратустра» — в этой своеобразной библии ницшеанства — устами Заратустры (легендарного основателя зороастризма) в притчах, поучениях, афоризмах изложена своеобразная программа преодоления существующего антропологического типа ради торжества сверхчеловека, отличительной чертой которого является творческая мощь, несвязанная никакими моральными ограничениями. Имморализм, по Ницше,— великая политика добродетели, образец которого — макиавеллизм, требующий свободы моралиста от морали, применяющий любые средства (насилие, ложь, клевету, несправедливость) в целях достижения эпохи сверхчеловека».
В период становления и всеобщей борьбы за приближение новой эпохи и самоупразднения современного человека Ницше признает необходимость войн (в духовном и историческом смысле) и большой политики. Политика, по Ницше, растворяется в духовной войне, с помощью которой все формы старого общества, покоящиеся на лжи, взлетят в воздух. Он суверенностью произносил пророческие слова Будут войны, каких еще не было, на земле, только с меня на земле начинается большая политика, и только с достижением новой эпохи, постепенным пересозданием образа мыслей справедливость должна стать во всех большей, инстинкт насилия должен всюду ослабеть»
2
Ницше вряд ли предполагал, что его идеи радикального вызова обществу и пророческий политический пафос могли оказать влияние на его современников. Для одних он был позитивистом, для других — натуралистом. Одни считали его гуманистом, другие — мизантропом, ненавистником человеческого рода. Однако политическая и философская ситуация XX в. действительно характеризовалась постоянным возрастанием влияния идей Ницше.
1
Ницше Ф Избранные произведения Вт. М, 1994. Т. II. С. 763.
2
Там же. Т. I. С. 436.
12 .9 . Социологическая теория политики и государства
303
12.9. Социологическая теория политики и государства. Людвиг Гумплович
Людвиг Гумплович (1838–1909) — польско-австрийский социологи политолог, правовед, профессор государственного права в Австрии. В 1895 г. становится вице-президентом Международного института социологии в Париже. Он — автор многих крупных произведений Расы и государство (1877), Расовая борьба
(1883), в русском переводе — Социология и политика (1885), Общее учение о государстве (1910) и др. Большое влияние на воззрения Гумпловича оказали идеи и теории О. Конта, Г. Спенсера, Т. Мальтуса, Ч. Дарвина. Его биосоциологические взгляды связаны с применением дарвинистской теории борьбы за существование в интерпретации социально-политических явлений.
Центральным пунктом его учения является исследование со- циально-политических явлений и отношений (социального антагонизма, войн, революций, подъема и упадка наций, норм этики и права, государства и общества и др, находящих свое сущностное выражение в законах борьбы за существование и выживание наиболее приспособленных, а также в законах биологического отбора и наследственности и т. п.
Сущность социальных явлений Гумплович определил как отношения, возникающие из взаимодействия социальных групп и обще- ний», обусловленных общими главными жизненными интересами. Основой этих взаимодействий является стремление каждой социальной группы подчинить себе другую социальную группу, встречающуюся на ее пути»
1
Возникновение государства Гумплович связывает с антагонистической борьбой между различными племенами, ордами за овладение собственностью и порабощение побежденных. История не предъявляет нам ни одного примера, — рассуждает он в своей фундаментальной работе Общее учение о государстве, — где бы государство возникало не при помощи акта насилия, а как-нибудь иначе Главные основные части, действительные краеугольные камни государства — в племенах, которые мало-помалу превращаются в классы и сословия. Из этих племен создается государство. Они, и только они предшествуют государству»
2
В античный период государство образуется вследствие подчинения одного класса людей другому. Из потребностей победителей
1
Гумплович Л. Социология и политика. МС Гумплович Л. Общее учение о государстве, СПб., 1910. С. 331.
304 Глава 12 . Западноевропейские политические учения Х вв . обладать живым орудием возникла экономическая основа античной семьи, отношения властвования. На высшей ступени развития борьба групп, классов дополняется борьбой сословий и политических партий. Вовсе времена, делает вывод Гумплович, независимо т уровня, ступени или формы государственного устройства, везде мы находим антагонизм, взаимодействие по меньшей мере двух социальных групп господствующих и управляемых. Везде государство выступает не как орган примирения враждующих социальных групп классов, а как орган насилия и принуждения, как средство подчинения интересов побежденных (слабых групп) интересам победителя (сильных групп)»
1
В системе общества и многообразных общественных отношений
Гумплович четко выделяет следующие отличительные признаки государства) верховенство власти над обществом) превосходство по значению и средствам насилия перед остальным человеческим сообществом) власть над жизнью и смертью своих подданных) государство как высшая ступень, венец всех форм общежития, является фактором всемирно-исторического значения».
По Гумпловичу, образование больших государств связано с несоответствием роста населения предельному росту производительности, это обусловливает необходимость выхода сильнейших групп за пределы своих границ в целях интенсивной эксплуатации соседних народностей. Отсюда причиной войн является не индивидуальные устремления личностей, а закономерное, неизбежно-естественное проявление потребностей мощного социально-экономического развития, а сама война — средство создания больших социальных агломератов».
Согласно концепции Гумпловича, во всех государствах сохраняется принцип борьбы за преобладание в государстве. Как выражение высшего закона социального развития он реализуется ив культурном государстве. Он выделяет три его важнейших признака) осуществление принудительного властвования на законном основании) участие народного представительства в важнейших государственных делах) функции правительства должны способствовать всестороннему расширению народного блага и созданию условий продвижения к высшим идеальным человеческим целям 1
Гумплович Л. Социология и политика. МС Там же. С. 248.
12 .9 . Социологическая теория политики и государства Согласно данной характеристике, даже развитая культурная форма государственности сохраняет свое превосходство по отношению к индивиду, личности.
В Общем учении о государстве Гумплович проанализировали такую важную проблему, как соотношение государства и национальности. Он противник теории, трактующей, что только моно- национальное государство обладает правом на существование. Он против идеи, рассматривающей государство и национальность как идентичные явления. Государство, считает он, — чисто социальное явление, а национальность — социально-психологическое», духовное общение, подобно религии. Государство как организация властвования и хозяйствования имеет строгую территориальную границу. Национальность как создание государства не обусловливается ни общностью языка, ни единством происхождения и как духовная общность не имеет политических границ. По его мнению, полинациональные государства прекрасно могут развиваться, и различные народы могут пользоваться широкой политической свободой.
Таким образом, о каких бы политических проблемах ни рассуждал Гумплович, все его мысли сводятся к апологии государствен- ничества. И если вначале в. политическое учение Гумпловича не пользовалось сочувствием в Австрии, Германии, то позднее оно стало рассматриваться политологами как критическое учение, направленное против создания искусственных политических, юридических конструкций и демагогии в политической науке
ГЛАВА Русская политическая мысль
XIX в. Особенности русского либерализма
Русский либерализм как течение социально-философской и политической мысли представляет собой разновидность классической формы западноевропейского либерализма на русской почве. Его носителями были просвещенные слои русской дворянской интеллигенции (государственные и военные деятели, философы-про- светители, историки. Их целью являлось социально-философское и политическое обоснование правовых границ произвола государственной власти в интересах защиты свободы личности и собственности. В зависимости от теоретического и практического решения проблемы отношения личность — собственность — государство как базовой несущей конструкции либерализма можно судить о степени принадлежности той или иной персоналии к либерализму.
С учетом различных исследовательских позиций можно классифицировать русский либерализм как течение русской либеральной мысли повременными видовым признакам. Раннему периоду русского либерализма (конец XVIII — середина XIX в) соответствовала зарождающаяся форма христианско-демократи- ческого либерализма (М. Сперанский) и демократического либерализма (И. Пнин, А. Куницын, Т. Грановский и др классическому е гг. XIX в) — либеральный консерватизм, консервативный охранительный) либерализм (К. Кавелин, Б. Чичерин); пост-
классическому конец XIX — начало XX в) — новый, или соци-
XIX — начало XX в) — новый, или соци-
— начало XX в) — новый, или соци-
XX в) — новый, или соци- в) — новый, или социальный, либерализм (П. Струве, П. Новгородцев, С. Франки др) сего разновидностями (соборный, либерально-демократический, солидарно-институциональный).
Итак, возникнув на рубеже XVIII–XIX вв. под влиянием идей французских просветителей, русский либерализм, не имея, в отличие от Европы, своей социальной базы, был ограничен небольшим кругом просвещенных умов (включая просвещенного монарха,
XIX в. Особенности русского либерализма
Русский либерализм как течение социально-философской и политической мысли представляет собой разновидность классической формы западноевропейского либерализма на русской почве. Его носителями были просвещенные слои русской дворянской интеллигенции (государственные и военные деятели, философы-про- светители, историки. Их целью являлось социально-философское и политическое обоснование правовых границ произвола государственной власти в интересах защиты свободы личности и собственности. В зависимости от теоретического и практического решения проблемы отношения личность — собственность — государство как базовой несущей конструкции либерализма можно судить о степени принадлежности той или иной персоналии к либерализму.
С учетом различных исследовательских позиций можно классифицировать русский либерализм как течение русской либеральной мысли повременными видовым признакам. Раннему периоду русского либерализма (конец XVIII — середина XIX в) соответствовала зарождающаяся форма христианско-демократи- ческого либерализма (М. Сперанский) и демократического либерализма (И. Пнин, А. Куницын, Т. Грановский и др классическому е гг. XIX в) — либеральный консерватизм, консервативный охранительный) либерализм (К. Кавелин, Б. Чичерин); пост-
классическому конец XIX — начало XX в) — новый, или соци-
XIX — начало XX в) — новый, или соци-
— начало XX в) — новый, или соци-
XX в) — новый, или соци- в) — новый, или социальный, либерализм (П. Струве, П. Новгородцев, С. Франки др) сего разновидностями (соборный, либерально-демократический, солидарно-институциональный).
Итак, возникнув на рубеже XVIII–XIX вв. под влиянием идей французских просветителей, русский либерализм, не имея, в отличие от Европы, своей социальной базы, был ограничен небольшим кругом просвещенных умов (включая просвещенного монарха,
13 .2 . Христианско-демократическая форма либерализма движимых идеями духовного сближения с западноевропейской культурой и цивилизацией. Впервые закладывалась интеллектуальная традиция уважения к свободе, к гражданским правами правам личности, личной инициативе, свободомыслию и веротерпимости. Осмысливался вариант конституционного развития, самоограничения власти по воле самого монарха. Тема взаимоотношения личности, собственности, государства, в либеральной постановке проблемы, была вынесена на обсуждение общества русскими просветителями. Однако эта проблема в условиях крепостничества, дефицита правового сознания была еще весьма далека от возможности ее рассмотрения с позиции реального обеспечения правовой гарантии свобод личности. Христианско-демократическая форма либерализма. Михаил Сперанский
Михаил Михайлович Сперанский (1772–1839) — русский философ, выдающийся государственный деятель, правовед-реформатор, выходец из семьи простого сельского священника Владимирской губернии, возведенный к концу своей жизни в графское достоинство.
После завершения своего образования в немецких университетах он получает должность секретаря генерал-прокурора князя
Куракина, а затем, по протекции последнего, летний магистр богословия в 1797 г. производится в титулярные советники. В 1808 г.
Сперанский назначен товарищем министра юстиции и по указанию императора становится одним из главных разработчиков общего плана государственного реформирования России. Восходя на политический олимп, молодой реформатор, пользуясь покровительством Александра I, который не скрывал своих симпатий к политическим установлениям Наполеона I, идеям Ш. Монтескье, А. Смита, И. Бентама, был убежден, что ему удастся создать новый образ правления в России наподобие ограниченной монархии или умеренной аристократии».
Понимая, что всякое правление самовластное насильственно и никогда не может быть законным, в статье О коренных законах государства Сперанский четко ставит вопросы о том, какая сила могла бы уравновесить или ограничить самодержавную власть, каким образом коренные законы государства сделать неизменными, чтобы никакая власть преступить их не могла, чтобы сила монархии над ними единственно никакого действия не имела. Такой силой, по мнению реформатора, является народ. Именно он имеет
308 Глава 13 . Русская политическая мысль XIX в . в самом себе достаточную силу уравновесить или ограничить силу правительства поэтому коренные государственные законы должны быть творением народа и полагать пределы самодержавной воле»
1
Существо политических прав и свобод Сперанский определил как подчинение всех и каждого законам, предоставление избирательного права, участие подданных в действиях законодательной и исполнительной власти.
В октябре 1809 г. план реформы в полном объеме был представлен императору. Политическая сущность его заключалась в том, что он ставил своей задачей создание правового государства путем эволюционных, постепенных преобразований, через правильные законы, с либеральными принципами разделения властей, совмещения сословной иерархии со свободой личности, в рамках единого самодержавного строя.
План государственных преобразований Сперанского предполагал уравнение русских сословий перед законом, те. предоставление в перспективе всем политической свободы освобождение крестьян без земли, с правом ее приобретения, ибо крепостничество несовместимо с цивилизованной государственностью создание трех высших учреждений 1) законодательного, состоящего из выборного народного представительства от всех сословий, объединенного двухпалатной Государственной думой,
2) исполнительного министерства, власть которого должна быть ответственна перед властью законодательной, и 3) судебного, с высшим судебным органом — Сенатом.
В 1810 г. Сперанский назначается императором государственным секретарем созданного им Государственного совета. По замыслу реформатора, Государственный совет распространяет новые законы по всем отраслям управления, объединяя их деятельность, сообщая им одинаковое направление. В нем, поясняет Сперанский во Введении к уложению государственных законов, все действия части законодательной, судебной и исполнительной в главных их отношениях соединяются и через него восходят к державной власти и от нее изливаются. Государственный совет состоит частично из лиц, назначенных императором, а частично — избранных по избирательному праву. Он заседает под председательством мо-
1
Сперанский ММ. Проекты и записки. МЛ. С. 28–31, 35.
2
План государственного преобразования гр. ММ. Сперанского. МС. Христианско-демократическая форма либерализма
1 ... 30 31 32 33 34 35 36 37 ... 48
309
нарха и обладает правом законодательной инициативы, но законы утверждаются исключительно Государственной думой. В случае противопоставления закона, принятого Думой, воле императора он становится недействительным.
В 1811 г. Сперанский вносит в Государственный совет проект преобразования Сената в два особых учреждения Сенат правительственный, где сосредоточены все правительственные дела, и Сенат судебный, размещенный по четырем кругам империи Петербург, Москва, Киев и Казань. Состав судебного Сената назначается частично от короны, остальная часть выбирается от дворянства. Представители короны в этом праве выбора членов Сената дворянством усмотрели ограничение самодержавной власти, и, несмотря на утверждение этого проекта большинством членов Совета и государем, он был отправлен на доработку и затем отсрочен на неопределенное время. Вследствие этого Сенат сохранил прежнее смешение ведомств, и, таким образом, реформа не коснулась третьей ветви власти.
Говоря о мерах, которые необходимо действительно принять, чтобы постепенно уничтожить рабство, утвердить права и свободы граждан и существенно изменить социально-политический строй России, в разделе О разуме законов и правах подданных
Сперанский предлагает разделить народ России натри класса по степени различия в получении гражданских и политических свобод
1) дворянство 2) купечество, мещанство и прочие люди среднего состояния 3) народ рабочий.
Существо гражданских прав и свобод Сперанский рассматривал в двух аспектах во-первых, никто не может быть наказан без суда, никто не обязан отправлять личную свободу по произволу, а только по закону, во-вторых, каждому подданному гарантирована законом безопасность лица и имущества (те. без суда никто не может быть лишен собственности, каждый обязан отправлять вещественную службу, платить налоги, нести повинности не иначе как по закону, а не по произволу другого).
В 1812 г. Сперанский стал жертвой политических интриги клеветы со стороны окружения императора и консервативного дворянства, недовольного реформой. Обвинения реформатора в измене, в подрыве авторитета императора и правительства, в том, что он финансовыми мерами и увеличением налогов старался расстроить государство, были достаточным основанием, чтобы отправить его в отставку, а затем ив ссылку.
В 1826 г. Сперанский был назначен Николаем I руководителем особого, II отделения Собственной канцелярии, где занимался
310 Глава 13 . Русская политическая мысль XIX в . кодификацией законов. В короткие сроки (1826–1830) было составлено и издано томное Полное собрание законов Российской империи. На основе систематизации и отбора пригодных к действию законов были сформулированы краткие статьи, вошедшие в томный Свод законов Российской империи, изданный в 1833 г. Кроме этого, был составлен свод военных постановлений
(12 т) и специальных местных законов и указов.
Таким образом, была приведена в порядок правовая база для правительственных учреждений, для настоящих и будущих законодателей. Оказалась верной мысль великого реформатора и о том, что реформы не проводят в два-три года, а проводят десятилетиями и веками. Идеи Сперанского оказали огромное влияние на становление и развитие либерализма в России как течения политической мысли, они указали пути и способы постепенной либерализации самодержавной власти, создания правового государства и утверждения гражданских и политических свобод. Его идеи остаются актуальными и посей день. Демократический либерализм. Иван Пнин
Иван Петрович Пнин (один из ранних русских фило- софов-просветителей, выдвинувших вначале вряд социально- философских и политических положений и принципов. По Пнину, философия как система идей должна обосновать мирный переход от самодержавно-крепостнического режима, феодальной абсолютистской власти к обществу гражданских прав и свобод, свободы личности, собственности, к обществу, ограничивающему законом государственную власть.
Одной из важнейших либерально-демократических задач Пнин считал возвращение закрепощенному русскому народу свободы, предлагая снять с него оковы и возвратить людей человечеству, граждан — государству. Он выступил с идеей поэтапной передачи господским крестьянам движимой собственности и частично недвижимого имущества. В дальнейшем, в результате последовательного проведения в жизнь закона против притязаний помещиков, он считал возможным перейти к следующему этапу, используя более радикальные меры передачи в собственность крестьянам той земли, которую они обрабатывают.
Идею передачи земли в собственность крестьянам он выразил словами одного из французских просветителей Нет ничего по
13 .3 . Демократический либерализм
311
лезнее для государства, как дать крестьянину землю в совершенное владение. Именно собственность, по его мнению, является движущей силой социальной жизни. Где нет собственности, — писал он, — там, конечно, не может быть и сей животворной деятельности, сей души общественного тела. Где нет собственности, там все постановления существуют только на одной бумаге»
1
Чтобы заложить основы социальной справедливости, считал
Пнин, необходимо решить главные вопросы — свободы личности, собственности, конституционного ограничения абсолютизма, установления необходимого, справедливого взаимоотношения личностного и государственного начал. Его вера в сознательную мощь человека, независимого ни от Бога, ни от монаршей власти, основана на глубоком знании человеческой природы и ее животворной деятельности. В этой связи интересна его полемика с поэтом П. П. Сумароковым, считавшим человека ничтожным червем по сравнению с Богом. Пнин резко выступил против представления о такой рабской зависимости человека от Бога на земле. Согласно его пониманию, человек на земле сам себе Боги без божественной помощи способен познать действительность и преобразовать ее. В Оде на славу он писал человек природы лучшее создание и на земле — что в небе — бог»
2
Справедливость социальных законов просветитель тесно связывает с признанием законов естественного права, с которыми должны быть согласованы общественное устройство, правосудие и законодательство. Законы природы существовали прежде законов человеческих утверждал Пнин, — они одни только постоянны законы общественные тогда лишь только называться могут справедливыми, когда с оными бывают согласны».
Рассуждая о границах деятельности государства и его главной функции создания условий для общего блага, Пнин в духе
Бентама формулирует цель будущего социально-политического устройства России Величайшее блаженство величайшего числа людей. Однако свобода, вольность, общественное благо, гармония индивидуального и общественного счастья не должны устанавливаться насильственными способами. Как и Сперанский, Пнин хорошо понимал последствия революционных преобразований и резко критиковал основные принципы французских идеологов
1
Пнин И. П Сочинения. МС Пнин И. П. Ода на славу // Журнал для пользы и удовольствия. 1805. Ч. 3.
№ 11.
3
Русские просветители Вт. М, 1966. Т. 1. С. 128.
312 Глава 13 . Русская политическая мысль XIX в . революции, их идеи вольности и равенства. Древо вольности — яд вольность — призрак воспаленного воображения законодателей французской революции. Свободу, вольность он интерпретировал антиреволюционно, антиреспубликански, обосновывая идеологию мирного пути реформирования общества в направлении к конституционной монархии. Александр Куницын
Либерально-демократические идеи вначале в. развивал профессор права Царскосельского лицея и Санкт-Петербургского университета Александр Петрович Куницын (1783–1840). В работах О конституции, Право естественное, Энциклопедия прав он раскрыл свои взгляды наличность, собственность, государство и право.
Социально-философской основой зарождающегося демократического либерализма Куницына являлась идея природного равенства и естественной свободы людей. Как и Пнин, он хорошо понимал, что равенство и свобода не означают, что все люди одинаковы и что индивидуальная жизнедеятельность не может быть регулируема. Речь идет о юридическом равенстве и нивелировке резкого различия, собственности. Куницын выдвинул идею зависимости общественной формы от общественной и частной форм собственности, придавая особое значение последней в изменении форм государства
2
Просветитель был сторонником общественного договора. Люди равны по происхождению, вступая в общественный договор с целью создания общего блага в обществе. Они не утрачивают свое первородное равенство и имеют неотчуждаемые и неотъемлемые права личности. В равном обществе. всякий подлежит только тому закону, которому подчинил себя первоначально при договоре соединения или впоследствии времени. Тоже самое касается и свободы. Каждый человек, писал Куницын, внутренне свободен и зависит только от законов разума, а посему другие люди не должны употреблять его средством для своих целей. Кто нарушает свободу другого, тот поступает противу его природы Пнин И. П Сочинения. МС Куницын А. П. Энциклопедия прав // Избранные социально-полити- ческие и философские произведения декабристов Вт. М, 1951. Т. 1. С. 99–100.
3
Там же. С. 594–595.
13 .3 . Демократический либерализм Будучи сторонником физиократов, он решительно выступал за свободу в экономической сфере, за невмешательство государства в производственную деятельность, ибо введение совершенного равенства и совершенной свободы во всех занятиях есть самое простое средство довести все классы государства до высочайшей степени благоденствия»
1
Исходя из концепции общественного договора, Куницын выступал за равенство всех перед законом. По его мнению, законы должны быть всеобщими, те. для всех, одинаково обязывающими и всем предоставляющие равные права и обязанности. По этим законам должен жить и сам монарх, ибо монархия рассматривалась им как установление самого народа, что, естественно, должно исключать произвол со стороны верховной власти.
Целью общественной жизни Куницын считал общественное благо. Концептуально эта идея находила своих сторонников у известных в то время философов-просветителей И. Пнина, Е. Стане- вича, В. Филимонова, Е. Чиляева, А. Левецкого, И. Воронова и др. Согласно этой концепции, общее благо выражается в законе, а закон рассматривается как юридическое воплощение единства индивидуального и общественного начал.
Большое внимание мыслитель уделял конституционному вопросу. В статье О конституции Куницын резко осуждал французских якобинцев, которые насилием и жестокостью породили ужасы революции, пытаясь этими средствами создать республиканский строй. Рассуждая об условиях установления республики в духе
Констана и Монтескье, он говорит о невозможности республики в современных больших государствах. Для России, имеющей огромную территорию и политическое пространство, более приемлема конституционная монархия, желательно, учрежденная самим монархом. И эта мысль Куницына имела свои основания.
Первые годы правления Александр I действительно подавал надежды на введение сего воли конституции (как и Сперанский,
Куницын верил в эту возможность, однако намерения императора изменились в связи с Отечественной войной 1812 г. Тогда Куницын подверг резкой критике ряд указов монарха.
В условиях жестокой цензуры в статье Изображение взаимной связи государственных сведений (1817) Куницын критикует не только сам деспотизм, но и тех, кто смирился с нарушением своих
1
Куницын А. П. Энциклопедия прав // Избранные социально-полити- ческие и философские произведения декабристов Вт. М, 1951. Т. 1. С. 647.
314 Глава 13 . Русская политическая мысль XIX в . прав, с унижением собственного достоинства до степени животного. Кто неправедно терпит угнетение, тот чувствует побуждение сопротивляться оному и неоспоримо имеет на то право кто препятствует человеку существовать по-человечески, тот механическому подлежит принуждению, как существо над законом разума не состоящее, потому общество принужденно составленное в самом существе своем, содержит семя своего разрушения»
1
Понимая необходимость либерального права на сопротивление тирании, вместе стем считал, что оно неизбежно ведет к разрушению общества. Вольнолюбивые, антимонархистские, антикрепостнические идеи А. Куницына впитывались в сознание передовой молодежи х гг. XIX в. В условиях, совершенно неприемлемых для реализации, они вызывали либерально-демократические настроения в обществе, сочувствие к радикальным действиям. Выводы для практических действий были сделаны декабристами и революционными демократами. Неслучайно АС. Пушкин с восхищением писало значении Куницына для молодой России «Куницыну дар сердца и вина / Он создал нас, он воспитал наш пламень / Заложен им краеугольный камень. / Им чистая лампада вожжена!»
13.4. Политический либерализм. Декабристы. Никита Муравьев
Зародыш настоящего политического либерализма мы находим в самой программе Никиты Михайловича Муравьева (1796–1843). Как известно, существуют три дошедших до нас варианта проекта его конституции 1) текст, найденный в бумагах князя С. П. Трубец- кого 2) текст, сохранившийся в портфеле ИМ. Пущина, вероятно переписанный рукой К. Ф. Рылеева; 3) текст, написанный рукой НМ. Муравьева в Петропавловской крепости в процессе следствия. Последний отражал более радикальную политическую позицию автора и является самой совершенной публикацией текста конституции Н. Муравьева.
В проекте конституции Северного общества выдвигается требование создания конституционной монархии и упразднения самодержавия. Конституционный проект выдвигает идею политического равенства граждан, предоставления им гражданских и политических прав. Несмотря на влияние, оказанное на автора
1
Куницын А. П Изображение взаимной связи государственных сведений.
СПб., 1817. С. 11.
13 .4 . Политический либерализм . Декабристы проектом реформ М. Сперанского, французской Декларацией прав человека, школой естественного права и теорией общественного договора (Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье) сих идеей народного суверенитета, неотчуждаемых прав человека, принципом разделения властей, проект конституции Муравьева — не менее самостоятельное произведение, чем французские конституционные акты и проекты русских политических реформаторов. Он явился выражением современных передовых идей дворянской интеллигенции о творческом переустройстве политического режима власти и изменении социально-экономических условий в самодержавной
России.
Проект конституции давал четкое и более полное представление о будущем государстве и его учреждениях, о методах управления, о порядке изменения конституции. По нему можно судить о правовой регламентации отношения личность — собственность — государство в случае установления власти декабристов. Сам автор проекта хорошо понимал всю сложность перехода от абсолютизма к конституционной монархии.
Еще в 1821 г. Муравьев, корректируя свои мысли о республике, допускал в России установление республиканского правления при условии, что в ней не окажется человека из царствующей династии, достойного политической власти. По-видимому, Александр I как сторонник либеральной конституции в обществе, где половина населения находилась в рабстве, пока еще внушал доверие части руководящего ядра Северного общества.
Проект конституции Муравьева по внутреннему содержанию был республиканскими во многом соответствовал основным принципам классического западноевропейского либерализма. Главные его составляющие отмена крепостного права освобождение крестьян с землей и имуществом (при успешном хозяйствовании предоставление права передавать их по наследству полное гражданское равноправие уничтожение сословных привилегий создание единой налоговой системы введение избирательного права имущественный ценз для избирателей — 500 рублей серебром отмена чинов и классов.
В проекте конституции предусматривалось равенство всех граждан, большое внимание уделялось свободе личности, ее неприкосновенности, свободе слова, собственности, печати, вероисповедания, свободному образу жизни. Однако собственность, имущественные привилегии определяли право на занятие должностей по государ-
1
Дружинин НМ. Декабрист Никита Муравьев. МС Глава 13 . Русская политическая мысль XIX в . ственной службе. Право на участие в общих делах государства имели только привилегированные группы, обладавшие огромным богатством. Это противоречило положению проекта, где отмечалось, что все сословия слились водно общее — гражданство.
Приоритет крупных собственников над большей частью граждан, при отсутствии во власти среднего слоя, ставил под сомнение создание условий для гармоничного формирования отношений личность — государство. Однако в целом это обстоятельство не могло умалить прогрессивного значения проекта конституции Н. Муравьева. Как отметила академик МВ. Нечкина, конституция Никиты Муравьева, будь она введена, пробила бы огромную брешь в твердынях феодально-абсолютистского строя и серьезно расшатала бы его основы и, несмотря на яркие черты классовой дворянской ограниченности, должна быть признана прогрессивной для своего времени. Проект не был идеологическим документом всего Северного общества, ибо, в отличие от Русской правды
Пестеля, не был обсужден и принят всей организацией. Однако его значение как программного варианта, как документа либерально- политической мысли оформленного антикрепостнического, анти- абсолютистского движения было огромно, а по ряду положений он дополнял программу Пестеля.
13.4.2. Павел Пестель
Конституционный проект Павла Ивановича Пестеля (1793–1826) Русская правда — огромный труд социально-политического содержания, созданный на базе десятилетней переработки обширной русской и западноевропейской философско-политической литературы. Он явился вершиной социально-философской и политической мысли своего времени. Его цель — немедленная реализация конституционных прав и свобод граждан после ликвидации само- державия.
В Русской правде Пестель подверг резкой критике самодер- жавно-крепостнический режим и теоретически обосновал неизбежность его гибели. Главная задача временного революционного верховного правления — решительное уничтожение рабства икре- постного состояния, ликвидация сословного строя и института самодержавия (с физическим уничтожением всего царствующего дома, осуществление земельной реформы и создание новой системы государственного управления. Временное верховное правление
1
Нечкина МВ. Декабристы. МС. Политический либерализм . Декабристы устанавливается после переворота и действует до установления республики.
Проект конституции Пестеля, провозглашая уничтожение крепостничества, требовал от дворянства непременно, навеки отречься от гнусных преимуществ обладать другими людьми, ибо крепостное право есть дело постыдное, противное человечеству. По Пестелю, важнейшее право каждого гражданина — его личная свобода. Независимо от имущественного ценза все мужчины, достигшие двадцати лет, получают гражданские права и право на участие в политической жизни. Личная свобода декларируется в Русской правде как важнейшее право каждого гражданина и священнейшая обязанность каждого правительства. На ней основано все сооружение государственного здания».
Важное значение в проекте программы Пестеля придавалось формированию института собственности В соответствии с ним земля становится общественным достоянием. Чтобы сохранить ее от истощения, предоставляется право каждому иметь свой надел. Земля разделялась на две части общественное владение без права купли-продажи (идет в общинный раздели частное, которое являлось частной собственностью с правом продавать и покупать направлено на производство изобилия»).
Для реализации своего аграрного проекта Пестель считал необходимым отчуждение помещичьей земли при частичной ее конфискации. Проект предусматривал передачу крестьянам половины всей обрабатываемой в государстве земли. Это значительно больше, чем спустя три десятилетия дала реформа 1861 г.
1
Осуществить проект, по Пестелю, можно было только с помощью конституционно устроенного государства. В переходный период должна была быть подготовлена конституция республики, в основе которой лежала бы идея народного суверенитета и принцип разделения властей.
Органом верховной законодательной власти в государстве являлось однопалатное народное Вече, состоящее из народных представителей. Высшая исполнительная власть — у Державной думы. Судебная или блюстительная власть — Верховный собор с пожизненно избранными представителями от губерний — осуществляет контроль над органами, ответственными заточное исполнение конституции в стране. Конституция должна обеспечить неприкосновенность частной собственности, свободу промышленности, торговли, печати, вероисповедания ЦГАОР СССР, ф. 48, д. 408, л. 19–20.
1 ... 31 32 33 34 35 36 37 38 ... 48
318 Глава 13 . Русская политическая мысль XIX в . Главную разницу между едиными федеративным государством
Пестель видел в том, что право издавать законы, образовывать общественные учреждения и распоряжаться государственными делами находится в неразделимом государстве — водной только верховной власти, а в федеративном государстве — разделяется между общей верховной властью и частными областными властями Таким образом, конституционный проект Русская правда, по существу, отражал дух преобразований в Европе и Америке, заставляющий, — по выражению Пестеля, — везде умы клокотать».
То, что главной целью конституции являлось уничтожение самодержавия и крепостничества как «наипротивнейших человеческому существу состояний, установление свободы личности, неприкосновенность собственности, обеспечение прав и свобод гражданина, означало осуществление перехода к республиканскому строю путем вооруженного восстания и установления временной революционной диктатуры. Эта программа содержала радикальный компонент либерально-демократических требований, что свидетельствует о соответствии ее либеральным западноевропейским идеям борьбы с тиранией и либерально-демократических преобразований.
Не все декабристы разделяли такой радикальный взгляд на способы перехода к новой форме государственного устройства. Однако, несмотря наряд совершенно радикальных положений (или как раз благодаря этому, конституционный проект Пестеля был важнейшей программой военной интеллектуальной элиты России в борьбе с феодально-абсолютистским режимом, обоснованием пути к гражданской, политической свободе через право на восстание. Это право, как известно, отражено ив концепциях основателей классического либерализма и успешно использовалось народами ряда стран Западной Европы. Россия, несмотря на поражение восстания, не была здесь исключением. Либеральный консерватизм. Константин Кавелин
Константин Дмитриевич Кавелин (1818–1885) — знаменитый писатель, публицист, правовед, историк, философ, политолог, общественный деятель. Родился в Москве в дворянской семье. Образование
1
Избранные социально-политические и философские произведения декабристов Вт. М, 1951. Т. 2. С. 20.
13 .5 . Либеральный консерватизм получил в Московском университете, где изучал право, философию, историю. В 1848 г. Кавелин переезжает в Петербург работая в канцеляриях Министерства внутренних дели учебных заведений, активно занимается публицистической деятельностью в журналах Современник, Отечественные записки. В 1857 г. Кавелина приглашают на кафедру гражданского права Петербургского университета. В ближайшие годы К. Д. Кавелин становится профессором Московского университета по кафедре государственного права.
Центральная проблематика в научных исследований Кавели- на — соотношение личностного и государственного начал, частной и общественной собственности. Изучая особенности, варианты путей исторического развития Запада и России, Кавелин в статье Взгляд на юридический быт древней России (1847) указывает на различные условия, в которых формируется или может формироваться и развиваться личность. По Кавелину, личностное начало получило свое развитие только при Петре I, когда Россия, тесно сближаясь с Европой, стала жить умственно, нравственно, деятель- ностно. Стремясь дать в гражданском обществе свободу, простор человеку, личность, развитая до определенных пределов, пересоз- давала это общество. Преобладание государства над личностью
Кавелин выражал в словах Все делалось у нас сверху вниз. Отсутствие закрепления юридических прав и свобод ставило развитие личностного начала в зависимость от характера правителя, того, кто придет к власти.
В основе развития личности, по Кавелину, лежат потребности индивидуума к свободной деятельности, свободному выбору, свободному выражению своего отношения к общественным интересам, идеалам, своего отношения к миру. Стремление индивида реализовать эти потребности всегда и вовсе времена ограничивались необходимыми рамками конкретных исторических и социально- политических условий.
Как политический мыслитель он большое внимание уделяет анализу сущности современного государства и его права, высказывая свою позицию по актуальному вопросу общественно-политической жизни — освобождения крестьян.
Основные позиции либерала-теоретика по крестьянскому вопросу были изложены в знаменитой Записке об освобождении крестьян в России (1858), а также в статьях Взгляды на русскую сельскую общину (1859), Дворянство и освобождение крестьян
1
Избранные социально-политические и философские произведения декабристов Вт. М, 1951. Т. 2. С. 66–67.