ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 317
Скачиваний: 30
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
93
ден бежать из этого города и поселиться в Халкиде (о. Эвбея, где и умер в 322 г. дон. э. Политико-философские взгляды Аристотеля политическое искусство охватывает область права, социальных и экономических институтов в широком смысле включает в себя этику) продолжают сократовско-платоновскую традицию, однако отличаются от взглядов Платона большей гибкостью, реалистичностью и ориентированностью на исторически сложившиеся формы социально-политической жизни греков, что, в частности, объясняется его теорией естественного происхождения государства (подобно живым организмами мнением, что человек от природы есть политическое животное. Политическое учение Аристотеля имеет чрезвычайно большую теоретическую и не меньшую историческую ценность. Главным образом, оно изложено в работах Политика, Афинская полития» в тесной органической связи с Этикой. Согласно учению Аристотеля, этика входит в политику как ее часть, которая по праву может называться не этикой, а политикой».
Этика и политика Аристотеля изучают один и тот же вопрос — вопрос о воспитании добродетелей и формировании привычки жить добродетельно для достижения счастья, доступного человеку враз- ных аспектах в аспекте природы отдельного человека ив аспекте социально-политической жизни граждан полиса. Именно поэтому Политика и Этика — ценнейшие документы как для изучения политических взглядов самого Аристотеля, таки для изучения древнегреческого общества классического периода и имевшихся в нем в то время политических теорий.
На основе единства этики и политики Аристотель раскрывает сущность политических добродетелей. Одной из основных из них он считал политическую справедливость, в содержании которой наиболее четко проявляется соотношение этики и политики, собственности и гражданства, государства и гражданского общества.
Справедливость, по Аристотелю, — это общее благо, счастье. Их достижению и должна служить политика, ставящая целью не воспитание нравственно совершенных граждан, а обучение умению повиноваться властями законам, быть гражданами. Умение подчиняться и властвовать является добродетелями каждого нравственно совершенного человека. Добродетели — это приобретенные свойства души. Аристотель делит их на дианоэтические (интеллектуальные) и этические (волевые. Этические добродетели достигаются путем воспитания хороших привычек и во многом зависят от восприятия их душой человека Аристотель Соч Вт. М, 1983. Т. 4 (Политика, а, 9).
94 Глава 2 . Политические учения Древней Греции В структуре человеческой души Аристотель видит две части разумную (разум) и неразумную (рассудок. Разумная делится на рассудочную (практическую, направленную на деятельность) и созерцательную (теоретическую, она не мыслит ничего относящегося к деятельности и не говорит о том, чего следует избегать или добиваться. Неразумная подразделяется на растительную, которая не содержит добродетелей и пороков, и страстную, которая путем воспитания достигает добродетели. Аристотель ищет мудрую середину между крайностями добродетелей, исходящую из души человеческой. Например, он определяет место этической добродетели щедрости между скупостью и расточительностью.
Аристотель, говоря о добродетелях, с достаточной полнотой излагает вопрос о наилучшей жизни, указывая признаки таковой наличие трех видов благ, которые должны быть у счастливых людей, а именно внешние, физические и духовные. Он ставит и разрешает проблему свободы и политического равенства, показывая, из каких форм властвования и способов организации жизни можно вывести принципы политической справедливости».
Равенство понимается Аристотелем как суть справедливости, которую он разделяет на уравнивающую и распределяющую, поскольку устроение человека в отношении к другим может быть двоякое в отношение к частным лицами в отношении к обществу людей. В случае уравнивающей справедливости каждому отдается то, что ему принадлежит (те. воздаяние каждому равное, и совершается это посредством арифметического равенства, которое уравнивает вещь вещью. В случае распределяющей справедливости каждому дается столько, насколько он имеет участие целом (равному равное. Здесь уравниваются вещи в отношении не к другим вещам, а к неравным лицам. Это совершается посредством геометрической пропорции. Из этих двух видов справедливости высшим видом Аристотель считает справедливость распределяющую как высшее мерило добродетели, поскольку благо каждого члена должно быть устроено в пользу целого.
Исходя из понимания относительного, а не абсолютного равенства, Аристотель делает вывод по своему достоинству люди благородного происхождения — с большим правом граждане, чем люди низшего происхождения, отсюда претензии лучших по достоинству на привилегии опираются направо как явление политическое частью естественное, частью условное, на законодательство. Поэтому в институт гражданства он включает не всех свободных лиц полиса, как Платона только тех, кто непосредственно занимается государственными делами, выполняя властные функции (участву-
2 .7 . Аристотель о науке политике
95
ет в суде ив народном собрании и носит оружие. Политический деятель, занимающий высшие должности, по Аристотелю, должен обладать тремя качествами во-первых, сочувствовать существующему строю во-вторых, иметь большие способности к выполнению обязанностей, сопряженных с должностью в-третьих, отличаться добродетелью и справедливостью, соответствующими каждому виду государственного строя. Получается, что полноправно властвует выборная духовная аристократия.
По Аристотелю, гражданами не являются ремесленники, земледельцы, ремесленники, моряки, торговцы, имеющие статус свободных, но которые породу занятий не в состоянии вести государственные дела.
Принцип гражданства связан с формой политического устройства, состоящего из трех частей — законодательной, административной и судебной — и может меняться вместе с ней.
Формы правления Аристотель делит на правильные и неправильные. К первым он относит царство, аристократию и политию; ко вторым — тиранию, олигархию, демократию. Наилучшей формой правления Аристотель считает труднодостижимую форму — по- литию (смешанный строй, сочетающий только положительные признаки олигархии и демократии, которая является наиболее устойчивой, опирающейся на самодостаточные средние слои общества, обладающие частной собственностью, умеренным богатством, исключающим бедность. Чаще всего скопление чрезмерного богатства у одних немногих и бедность большинства других приводит к государственным переворотам. В числе причин государственных переворотов Аристотель также называет межплеменную рознь в период образования государства, непригодность территории для создания государства, мелкие неурядицы между высокопоставленными лицами, порождающие распри из-за прибыли и почестей, опасения народа относительно утраты гражданских прав, притеснение олигархами народных масс, необузданность демагогов в демократических формах государственного устройства.
Главная причина крушений аристократий и политий — в отклонении от справедливости, в самой их социальной структуре. Ведь бедные завистливы, а богатые своекорыстны. Полития, разрушаясь, трансформируется либо в олигархию (когда победили богатые, разбогатевшие за счет средних слоев, либо в демократию с охлократическими признаками (когда победили обедневшие средние слои.
1
Аристотель Соч Вт. М, 1983. Т. 4 (Политика, а, 9). а, 33.
2
Там же. 1309.
96 Глава 2 . Политические учения Древней Греции В последнем случае происходит передел собственности богатых, поскольку демос становится деспотом и действует тиранически, не опираясь на закон. Что касается собственности, то, по Аристотелю, лучше, чтобы собственность была частной, а пользование ею — общим»
1
Уделяя большое внимание системе политического правления, Аристотель связывает ее с правлением закона, а нелюдей. Кто требует, чтобы закон властвовал, требует, кажется, того, чтобы властвовало только божество и разума кто требует, чтобы властвовал человек, привносит в это свое требование своего рода животный элемент, ибо страстность есть нечто животное, да и гнев совращает с истинного пути правителей, хотя бы они были наилучшими людьми напротив, закон — уравновешенный разум. Право носит политический характер в той мере, в какой соответствует принципу справедливости. Понятие справедливости связано у Аристотеля с представлением о государстве как о носителе права, служащем мерилом справедливости, регулирующей нормой политического общения»
2
Аристотель не допускает отступления закона от права как основы политической справедливости. Закон разумен, поскольку в нем правильно выражена его политическая природа. Всякий закон в основе предполагает своего рода право. Отступление закона от права означает вырождение закона в средство деспотии и отход от политических форм к деспотическому насилию Не может быть делом закона властвование не только по праву, но и вопреки праву, стремление же к насильственному подчинению, конечно, противоречит идее права. Соответственно и человек, живущий вне закона и права, — наихудший из всех».
Аристотель указывает на несколько аспектов философско-по- литического анализа закона и права:
совпадение закона и справедливости, всецело относящегося к политическим отношениям равных и свободных граждан (ноне крабами свободным, лишенным гражданских прав);
наличие писаных и неписаных (условных, опирающихся на обычай, законов божественного происхождения, устанавливавших естественное право, которые нельзя было нарушать, даже если бы они стояли в противоречии с писаными) законов;
всякий закон в основе своей предполагает право. Закон справедлив, если опирается на соответствующее право. Закон как
1
Аристотель Соч Вт. М, 1983. Т. 4 (Политика, а, 9). а, 39.
2
Там же. а
2 .7 . Аристотель о науке политике уравновешенный разум олицетворяет верховную власть, не- политический порядок, ибо порядок и есть своего рода закон»;
законы, соответствующие правильным формам государственного строя, справедливы, законы, соответствующие неправильным формам, — несправедливы (но они все же имеют законную и принудительную силу);
закон регламентирует все стороны общественной, политической и частной жизни, то, что закон не предписывает, то он запрещает запрещено то, что не разрешено).
Итак, правление через законы — общее для всех форм государственных устройств. Система законодательства, по Аристотелю, существенная часть политики, искусство умелого отражения в законах государственного строя и его стабилизации в системе общественных отношений.
По сравнению с Платоном Аристотель сделал большой шаг в направлении рационализации анализа эмпирических политико-право- вых отношений, при этом сохранив влияние априорно-этических конструкций Платона. К последним, в частности, относятся идеи:
об определяющей роли закона в жизни общества и каждого гражданина, охранение которого (закона) является высшим проявлением гражданской доблести;
о доминирующем начале разумного в управлении как соединении государственной силы с интеллектуальной силой правительства о сотрудничестве субъектов управления, находящихся на различных ступенях иерархии общественного управления (высших и низших ступенях, властвующих и оппозиционных, управляющих и управляемых);
о соединения политики и нравственности и т. п.
Говоря в целом о значении Платона и Аристотеля для современной цивилизации, важно подчеркнуть, что они стали первыми в истории систематизаторами политического знания и его концептуального оформления. Политические учения Платона и Аристотеля значительно расширили горизонты политической культуры человечества
3 .1 . Политическая система и политические режимы в Древнем Риме за равные политические права утратили свое значение. Трибут- ные и центуриатные комиции не имели права законодательной инициативы и могли только дать ответ на запрос должностного лица.
Подчеркнем, что Римская республика не знала деления власти на законодательную, исполнительную и судебную. Законы принимались на комициях, ноу них не было законодательной инициативы. Всей текущей политикой, государственным управлением заправляли выборные должностные лица — магистраты. Высшие магистраты имели империй (права, включающие управление войском, юридическую власть, созыв сената и народного собрания, издание указов. Полный империй имели два консула, избираемые на один год. Преторы тоже получали империй на годно в основном руководили судопроизводством. Два цензора избирались на пять летно их империй длился 18 месяцев и заключался в ревизии ценза (имущества) высших сословий — сенатского и всаднического. Низшие магистраты — квесторы, которые исполняли функции казначеев, и эдилы, которые надзирали за состоянием города и устройством зрелищ и праздников. Народные трибуны, избиравшиеся в количестве 10 человек, империя не получали, но имели право вносить законопроекты и налагать вето (лат. запрещаю) на решения всех магистратов и сената. Кроме всех перечисленных ординарных магистратов (избираемых обычным путем на обычный срок) в чрезвычайных обстоятельствах назначались экстраординарные во главе с диктатором. Он назначался настрого ограниченный срок в шесть месяцев из числа консулов по решению сената и обладал всей полнотой власти как монарх. Против власти диктатора не действовало вето народных трибунов.
Римский сенат формировался из высших магистратов, отслуживших свой сроки формально считался консультативным органом действующих магистратур, но фактически (учитывая ежегодную смену магистратов) превратился в правительство. Сенаторы преимущественно занимались распределением финансов, внешней политикой, военным строительством и делами религии. Сенат выступал также арбитром в спорах между магистратами, решал некоторые судебные дела. Он состоял примерно из 300 се- наторов.
В период развитой республики сточки зрения полноты прав население Рима делилось натри категории сенаторы, всадники, плебеи. Сословная принадлежность, за исключением положения раба, не наследовалась. Общественный статус определялся цензовым (имущественным) положением и, что более существенно,
100 Глава 3 . Политические учения Древнего Рима занимаемой государственной должностью. Каждый полноправный римский гражданин имел право:
владения имуществом (лат. jus аренды общественной земли (лат. aqer вступления в брак с представителем любого сословия (лат. jus активное и пассивное избирательное право лат. jus suffragii и jus Такая политическая система, весьма напоминавшая греческую полисную демократию, получила название республика (лат. res
publica — дело народа).
С расширением границ, ростом населения, увеличением коммуникаций Римская республика вступила в период политической нестабильности, который достиг своего апогея в I в. дон. э. и завершился гражданской войной (49–45 дон. э) между армиями
Помпея и Цезаря. Победивший Цезарь изменил республиканскую политическую систему на систему принципата. Но гражданские войны продолжались последнее сражение у мыса Акций между
Антонием и Октавианом (31 дон. э, завершившееся победой последнего, ознаменовало собой не только окончание гражданских войн и политических потрясений, но и окончательный отход от республиканской формы правления и переход на новую политическую систему — систему принципата.
Действительное изменение республиканской политической системы, состоявшей из власти консулов (монархическая власть, сената (аристократическая власть) и народного собрания (демократическая власть, на императорскую, при которой власть интегрировалась путем сложения консульского империя (военная власть, управление провинциями, дипломатия) и трибунских прерогатив вето на решения любой власти, право инициативы в гражданских делах, проходило в два этапа. На первом этапе (реформы Юлия Цезаря и Октавиана Августа, I в. дон. э) республиканская политическая система была трансформирована, как уже упоминалось, в систему принципата, в которой республиканские институты (сенат, консулы, комиции) еще не разрушены, но ведущая роль принадлежит принцепсу (первому сенатору, узурпировавшему право определять повестку дня и выступать в сенате последним. Принцепс мог быть избран консулом или нет, но его власть, державшаяся сначала на авторитете Цезаря и Августа, стала политической нормой. Эту систему Теодор Моммзен назвал еще «диархия (те. двоевластие) принцепса и сената. Таким образом, политическая система
3 .1 . Политическая система и политические режимы в Древнем Риме
101
принципата означала равновесие между единоличной властью принцепса и коллегиальной властью сената и просуществовала почти 200 лет (середина I в. н. э. — начало III в. н. э, вплоть до реформы Диоклетиана.
В конце III в. римское общество переживало очередной период политической нестабильности. Внешние войны и давление варваров отнимали значительные ресурсы, восстания рабов, расходы назрели- ща и бесплатные раздачи хлеба подтачивали государственную казну. Выборы императора войском давали ему только империум на управление легионами и завоеванными территориями — провинциями, ноне означали еще единоличной власти в государстве. Вот, например, как пришел к власти Диоклетиан. Сын сенаторского раба, получившего свободу и ставшего писцом, Диоклетиан использовал армию как фактически единственную возможность карьеры. Он дослужился до должности губернатора провинции Мезия, был возведен (в то время уже не избирали) в звание консула и, наконец, стал начальником дворцовой стражи, те. гвардии императора. Вовремя победоносного персидского похода умер император Нумериан, и Диокле- тиана на военном совете преторов и трибунов избрали императором.
Для утверждения своего положения Диоклетиан привлек к управлению империей своего боевого товарища, недалекого иже- стокого Максимиана, который железной рукой наводил порядок в провинциях, подавляя любое недовольство граждан и рабов. Задача спасения империи от тиранов и варварства была выполнена, ив г. Диоклетиан решился на политическую реформу.
Максимиану было поручено привлечь к суду и уничтожить наиболее авторитетных сенаторов. Сенат вообще был лишен властных функций и имиджа хранителя республиканских ценностей. Статус сенатора стал чисто номинальным, фактически почетным званием, даваемым императором. А титул император стал означать не генерала армии, а владыку империи. К титулу император теперь стал прилагаться титул «доминус» (лат. господин, который означал власть государя над своими подданными, а не власть, как ранее, командира над солдатами. Кроме того, Диоклетиан перенес столицу империи на восток, в город Никомедию, который отстроил с восточной пышностью ив котором возобладали восточное почитание и даже обожествление монарха. Такая политическая система получила название домината, или империи.
Интересно, что Диоклетиан добивался беспрекословного единовластия императора не для собственного тщеславия, а ради укрепления государства и процветания общества. После завершения политической реформы он отрекся от власти (303) и еще девять лет
102 Глава 3 . Политические учения Древнего Рима жил как частное лицо в роскошном дворце, занимаясь садоводством и огородничеством. Именно он ответил отказом на предложение
Максимиана вернуться к власти словами Если бы ты знал, какая у меня в огороде капуста. Особенности политических воззрений Древнего Рима
Развитие политических воззрений Древнего Рима находилось под заметным влиянием древнегреческой философско-политической мысли. Фундаментально отправные политические концепции (особенно платоновские и аристотелевские идеи о смене форм государственного правления, о единстве закона и справедливости, морали и политики, идеи о государственном управлении на основе учета обычаев и традиций) получили свое конкретное воплощение в зачаточных формах в теориях естественного и договорного права.
Творческое использование этих теорий сочеталось с развитием оригинальных новых положений с учетом собственно римских традиций.
Так, у известного греческого историка Полибия (210–112 дон. э.)
в его монументальном труде Всеобщая история в сорока книгах мы находим первое представление о совершеннейшей государственной форме правления — смешанной, образованной из соединения элементов монархии, аристократии, демократии, которая, по его мнению, могла стать прообразом государственного устройства Римской республики.
У Тита Лукреция Кара (99–55 дон. э) мы находим мысли о социальной роли политической деятельности как главного условия сохранения договорного права и укрепления этических норм человеческого сообщества. Как сторонники естественного и договорного права, Полибий и Лукреций связывали их возникновение с определенной стадией развития государственности. Естественное право (неписаный закон, основанное на общей для всех природе разума, формирует сообщество людей — государство. Конструктивным материалом его устойчивости и зрелости все более становятся совершенствующиеся нравы (мужество, долг, способность выстоять во всесокрушающих превратностях судьбы и т. п, добрые обычаи и законы общества. Именно они и составили суть справедливости как синонима общепризнанного естественного права — высшего мерила регулирования сложившихся политических отношений между гражданами государства. Это в конечном итоге определяло и достоинство государственного образования
3 .1 . Политическая система и политические режимы в Древнем Риме Развитие Полибием и Лукрецием на римской почве исходных древнегреческих идей о естественном и договорном путях общественного устройства (правда, в зачаточной форме) получили свое конкретное воплощение в философско-правовом учении Цицерона, в теории римского права, ставшей к тому времени специфической наукой — юриспруденцией.
В условиях римской действительности юриспруденция приобретает не только научное достоинство, но и значение политической практики. Особенно в эпоху эллинизации Рима (I в. дон. э, в эпоху интенсивной интеграции римской и греческой культур (греческой духовности и римской гражданственности, она все глубже проникает в зарождающее политическое сознание римского общества, становится главным руководством государственного строительства Римской империи, инструментом создания ее институциональных политических структур.
Учитывая обусловленность политических воззрений римских мыслителей, с одной стороны, развитием социально-полити- ческих отношений различных слоев римского населения (патрициями и плебеями, нобилитетом и неимущими, оптиматами и популяра ми, свободными и рабами, с другой — перестройкой политического механизма в имперскую эпоху, связанной с заменой республиканской формы правления (VI–I вв. дон. э) режимом императорской власти и государственным культом правящего императора (I в. дон. э, попытаемся разобраться с вопросом о том, какое влияние оказали ведущие политические силы в том числе и оппозиция — в лице раннего христианства) на формирование структур власти в политической системе римского общества. В связи с этим проанализируем политические идеи одного из крупных идеологов римской аристократии — Марка Тулия Цицерона В отличие от Аристотеля, философия политики у Цицерона больше направлена на выполнение гражданских функций, на воспитание патриотических мотивов поведения конкретных граждан общества (особенно молодежи. Философско-полити- ческие размышления великого оратора и политического деятеля несут в себе элементы рационалистического, прагматического начала. Рассматривая конкретного человека в связи и зависимости от общественных, политических отношений, а государство как достояние народа, опираясь на римскую героическую традицию с ее нормами долга, он подчиняет философию политике, видя в ней средство возделывания души — формирования у граждан чувства долга, обязанностей перед державой (трактат Об обязанностях Глава 3 . Политические учения Древнего Рима Вначале тысячелетия н. э. Луций Сенека с позиции чистой нравственности и нравственного долга обосновал идеал свободного человека. Его знаменитые Нравственные письма к Луцилию», Облаженной жизни оказали нравственно-политическое влияние на формирование христианской теологии. Цицерон
Марк Тулий Цицерон (106–43 дон. э, как известно, был не только выдающимся оратором, государственным деятелем, но и видным политическим мыслителем. Он происходил из богатого римского сословия всадников. Получив отличное по тем временам образование, он в совершенстве овладел греческим, латинским языками, создав классический язык, язык Цицерона».
Начало ораторской, политической и судейской деятельности приходится на годы тирании Суллы (82–79 дон. эВ г. дон. э, когда Цицерону было 26 лет, ему пришлось выступить против одного из любимцев римского тирана, чего было достаточно, чтобы на молодого адвоката пала грозная тень Суллы. Цицерон оставляет Рим и отправляется в Грецию и Малую Азию. После смерти Суллы он вновь возвращается в Рим (76 дон. э. Его избирают квестором помощником консулов в финансовых и судейских делах) и отправляют на Сицилию.
Вершина политической деятельности Цицерона — его консульство в 64–63 гг. дон. э, когда он смело и красноречиво выступает против Катилины — нового претендента в тираны. Четыре речи Цицерона против Катилины — лучшие из его дошедших до нас пятидесяти восьми речей. Разоблачив заговор Катилины против республики, Цицерон приобретает большое политическое влияние. Его активная политическая деятельность неоднократно сменялась вынужденной бездеятельностью вследствие игры враждебных Цицерону политических сил. Однако это создавало условия для писательской работы. Как политика, общественного деятеля его волнуют главным образом государственные вопросы. Результатом его писательской деятельности являются политические трактаты О государстве, О законах, Об ораторе (50–51 дон. э. Позднее, в 44 г. дон. э, Цицерон пишет популярный политический трактат Об обязанностях».
В связи с этим попытаемся уяснить себе суть основных аспектов анализа Цицероном политических институтов власти, эволюции и образования их модифицированных форм
3 .2 . Цицерон В диалоге О государстве большое внимание он уделяет анализу теории кругооборота государственных форм власти, логически породившей идею смешанного типа государственного правления, подобную той, которая в зачаточном виде в свое время возникла у Полибия. Впервой и второй книгах трактата дано юридическое обоснование государства и его наилучшего устройства, в третьей и четвертой — философско-политическое толкование идеи справедливости как правовой основы государственности, в пятой и шестой анализируется идеальный вид государственного деятеля.
В диалоге О законах Цицерон делает попытку согласовать природные законы, естественное право с одобряемым им государственным строем и указывает наряд принципов, в соответствии с которыми осуществляется государственное управление. В трактате раскрываются сущность естественного права (1 кн, божественного права (2 кн) и значение магистратов в системе государственного управления (3 кн. Реализация правовых гражданских норм в обществе рассмотрена в трактате Об обязанностях».
Философско-политические идеи Цицерона, во многом заимствованные от предшественников, в его творческой интерпретации имели четкую практическую направленность и применялись исключительно в целях поиска и создания юридического механизма закрепления в общественной жизни лучших сторон римской республиканской государственности. Вместе стем эти идеи Цицерона не лишены оригинальности и представляют собой своеобразное претворение на римской социально-культурной основе наиболее гуманистических и реалистических идей греков.
Обосновывая государство как выражение общего интереса всех его свободных членов, как согласованное правовое общение, Цицерон стоял у истоков понимания идеи правового государства. Интерес к идеям Цицерона проявляли мыслители эпохи Возрождения, а затем и французские просветители, видевшие в нем своего великого предтечу и гуманиста.
Имя и идеи Цицерона как убежденного республиканца, борца за свободу и справедливость пользовались большим авторитетом у деятелей Великой французской революции. Наибольшее внимание у многочисленных авторов в истории философской, политической и правовой мысли привлекали идеи Цицерона о формах государства, о смешанном правлении, о государстве как правовом сообществе, о естественном праве, о гражданине как субъекте права и др. Суждения Цицерона поэтому кругу проблем находятся в поле внимания и многочисленных современных его исследователей Глава 3 . Политические учения Древнего Рима Диалог Цицерона О государстве»
В этом диалоге Цицерон впервые осуществил попытку дать юридическое обоснование государству как институту политической власти. Согласно Цицерону, первооснову гражданского единства, единомыслия составляют не нравственные отношения, как полагали греки, а отношения правовые. Это дает основание отнести имя Цицерона к политическим мыслителям, стоящим у истоков идеи правового государства в ее современном виде.
Согласно Цицерону, истинное государство есть дело, состояние народа. Народ — нелюбое соединение людей. а соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общности интересов. Происхождение государства он связывал с врожденной потребностью людей жить вместе. Как и Аристотель, Цицерон считал семью главной ячейкой общества, из совокупного единства семей естественно возникает государство. Главная его цель и назначение — общее благо, охрана частных имущественных интересов семьи, граждан, сохранение традиций и обычаев отцов. Государство — это общий правопорядок, согласованные правовые отношения его членов, основанные на всеобщих разумных законах и справедливости. Оно, как и право, по своей сущности и природе божественного происхождения и должно быть устроено так, чтобы быть вечным».
В диалоге О государстве он рассматривает кругооборот форм правления, и здесь важно обратить внимание наследующие моменты исследования и выводы Цицерона. В зависимости от числа правящих он различает три крайние формы правления царская власть, власть оптиматов (аристократия, народная власть (демократия. Неустойчивость и несовершенство этих простых форм неизбежно ведет их к вырождению.
В отличие от Платона и Аристотеля, которые рассматривали смену государственных форм правления как закономерный круговорот простых форм в пределах замкнутого цикла (в рамках одного какого-то этапа развития государственности, Цицерон, вслед за Полибием, нарушает эту традицию, считая, что целостная структура новой, самой совершенной государственности, течет- вертый вид государственного устройства, может сформироваться путем смешения трех его видов, сплавленных из них всех взятых вместе».
Смешанный вид государственного устройства применительно к практике римской государственности, по Цицерону, означает дополнение простых форм ив тоже время их взаимное ограничение а именно в меру царская власть (монархия, консулы, в меру власть
3 .2 . Цицерон
107
оптиматов (аристократия и сенат, в меру народная власть (трибуны, комиции). Желательно, — пишет он, — чтобы в государстве было нечто выдающееся царственное, чтобы одна часть власти была уделена и вручена авторитету первенствующих людей, а некоторые дела представлены суждению и воле народа. Такая модель может быть сформирована на различных этапах развития государства независимо от его формы правления, но при наличии мудрого правителя, хорошо знающего простые формы и владеющего искусством меры их сочетать, интегрировать в системе управления обществом. Это принципиально отличает концепцию Цицерона от традиционной древнегреческой политической мысли о кругообороте форм, склоняющей к пассивному ожиданию завершения цикла смены форм правления. Помысли Цицерона, концепция смешанного типа государства, в отличие от концепции платоновского идеального государства, реально осуществима, ее контуры ощутимо просматривались в различные периоды возвышения Римской республики.
Далее Цицерон логично переходит к анализу идеи справедливости как правовой основы государственности. Согласно его учению, идея справедливости является главной конструктивной основой, идейным материалом правового государства и системы его правления, ибо невозможно править без величайшей справедливости. Источником справедливости и права выступает сама природа, природные чувства социальной общности людей. Государство может быть справедливым или несправедливым в зависимости оттого, в какой степени оно выражает природу равенства людей.
Выступая за строй сенатской республики, выражая интересы всаднического, аристократического сословия, Цицерон в тоже время решительно боролся против чрезмерной и исключительной роли сената, против злоупотреблений магистратов властью, против стремлений к тирании, к режиму личного или группового полновластия, держащего государство в своих руках благодаря своему богатству или происхождению. По его словам, государство, которое полностью находится во власти клики, не может по справедливости называться государством многие вредные, пагубные постановления заслуживают названия закона не больше, чем решения, с общего согласия принятые разбойниками».
Естественно, возникает вопрос какое государство по своей природной сущности можно назвать справедливым Цицерон дает свое понимание справедливости на уровне истинного (неизменного) закона. Из текста диалога О государстве нетрудно выделить основные положения цицероновской идеи справедливости, лежащей
108 Глава 3 . Политические учения Древнего Рима в основе гражданского права и межгосударственного общения. Вот некоторые из них:
воздаяние каждому того, чего он достоин;
единство народа и могущественного сословия в условиях имущественного неравенства и социального расслоения;
неприкосновенность государственной или частной собственности проявление заботы о людях, защита их интересов;
руководство благоразумным желанием каждого умножить свое достояние, богатство, расширить границы державы;
наличие мудрого правления одного или нескольких человек;
неприемлемость демократического равенства, полной власти толпы;
необходимость рабского состояния для определенной категории людей;
ведение войн, имеющих основание (необходимости отразить нападение, защиты своего благополучия, отмщения, возмещения ущерба, защиты союзников).
Идея справедливости в своем воплощении в образцовой государственной форме означает, по Цицерону, одновременно и реализацию в обществе истинного закона, естественного права, согласно которому каждый его гражданин живет, руководствуясь при исполнении своего гражданского долга вечным, разумным, соответствующим природе правилом, положением, созданным его творцом, повелителем всех людей — богом, автором закона.
Большое значение Цицерон придавал в своем учении роли личности политического деятеля. В разделе Сновидение Сципиона» кн. 6) автор говорит о наиболее важных обязанностях правителя и мерах, стимулирующих его деятельность, через которые со всей ясностью просматривается цицероновский идеал политического деятеля. В соответcтвии сего представлениями, правитель обязан не только хорошо владеть основами права, без знания которых никто не мог быть справедливым, но и обладать таким же опытом, каким в движении звезд обладает кормчий, а в естестве врач. В своей деятельности он должен руководствоваться не чувством страха перед карой, определяемой законами, а нравственным чувством стыда как нарушения справедливых общепринятых норм поведения и общественного мнения. Важной обязанностью правителя является умение проявлять мужество, ум и мудрость,
3 .2 . Цицерон особенно в чрезвычайных условиях, в момент опасности, угрозы благополучию государства, когда требуется взять на себя даже диктаторскую функцию, чтобы установить в государстве порядок. Согласно политическому учению Цицерона, только избранный правитель может осуществить такие функции, и тоне на длительный срок, в противном случае диктатор превращается в тирана. Для тех, кто доблестью и достоинствами своими, сохранив отечество, помог ему расширить его пределы, назначено определенное место на небе, чтобы они жили там вечно, испытывая блаженство. Именно такими общественными мерами (почестями и привилегиями, помысли Цицерона, можно стимулировать их деятельность. Идея бессмертия душ, вечного возвращения с некоторыми особенностями была заимствована им у пифагорейцев и Платона в качестве главного аргумента необходимости упорядочения человеческой жизни, общества, государства.
ден бежать из этого города и поселиться в Халкиде (о. Эвбея, где и умер в 322 г. дон. э. Политико-философские взгляды Аристотеля политическое искусство охватывает область права, социальных и экономических институтов в широком смысле включает в себя этику) продолжают сократовско-платоновскую традицию, однако отличаются от взглядов Платона большей гибкостью, реалистичностью и ориентированностью на исторически сложившиеся формы социально-политической жизни греков, что, в частности, объясняется его теорией естественного происхождения государства (подобно живым организмами мнением, что человек от природы есть политическое животное. Политическое учение Аристотеля имеет чрезвычайно большую теоретическую и не меньшую историческую ценность. Главным образом, оно изложено в работах Политика, Афинская полития» в тесной органической связи с Этикой. Согласно учению Аристотеля, этика входит в политику как ее часть, которая по праву может называться не этикой, а политикой».
Этика и политика Аристотеля изучают один и тот же вопрос — вопрос о воспитании добродетелей и формировании привычки жить добродетельно для достижения счастья, доступного человеку враз- ных аспектах в аспекте природы отдельного человека ив аспекте социально-политической жизни граждан полиса. Именно поэтому Политика и Этика — ценнейшие документы как для изучения политических взглядов самого Аристотеля, таки для изучения древнегреческого общества классического периода и имевшихся в нем в то время политических теорий.
На основе единства этики и политики Аристотель раскрывает сущность политических добродетелей. Одной из основных из них он считал политическую справедливость, в содержании которой наиболее четко проявляется соотношение этики и политики, собственности и гражданства, государства и гражданского общества.
Справедливость, по Аристотелю, — это общее благо, счастье. Их достижению и должна служить политика, ставящая целью не воспитание нравственно совершенных граждан, а обучение умению повиноваться властями законам, быть гражданами. Умение подчиняться и властвовать является добродетелями каждого нравственно совершенного человека. Добродетели — это приобретенные свойства души. Аристотель делит их на дианоэтические (интеллектуальные) и этические (волевые. Этические добродетели достигаются путем воспитания хороших привычек и во многом зависят от восприятия их душой человека Аристотель Соч Вт. М, 1983. Т. 4 (Политика, а, 9).
94 Глава 2 . Политические учения Древней Греции В структуре человеческой души Аристотель видит две части разумную (разум) и неразумную (рассудок. Разумная делится на рассудочную (практическую, направленную на деятельность) и созерцательную (теоретическую, она не мыслит ничего относящегося к деятельности и не говорит о том, чего следует избегать или добиваться. Неразумная подразделяется на растительную, которая не содержит добродетелей и пороков, и страстную, которая путем воспитания достигает добродетели. Аристотель ищет мудрую середину между крайностями добродетелей, исходящую из души человеческой. Например, он определяет место этической добродетели щедрости между скупостью и расточительностью.
Аристотель, говоря о добродетелях, с достаточной полнотой излагает вопрос о наилучшей жизни, указывая признаки таковой наличие трех видов благ, которые должны быть у счастливых людей, а именно внешние, физические и духовные. Он ставит и разрешает проблему свободы и политического равенства, показывая, из каких форм властвования и способов организации жизни можно вывести принципы политической справедливости».
Равенство понимается Аристотелем как суть справедливости, которую он разделяет на уравнивающую и распределяющую, поскольку устроение человека в отношении к другим может быть двоякое в отношение к частным лицами в отношении к обществу людей. В случае уравнивающей справедливости каждому отдается то, что ему принадлежит (те. воздаяние каждому равное, и совершается это посредством арифметического равенства, которое уравнивает вещь вещью. В случае распределяющей справедливости каждому дается столько, насколько он имеет участие целом (равному равное. Здесь уравниваются вещи в отношении не к другим вещам, а к неравным лицам. Это совершается посредством геометрической пропорции. Из этих двух видов справедливости высшим видом Аристотель считает справедливость распределяющую как высшее мерило добродетели, поскольку благо каждого члена должно быть устроено в пользу целого.
Исходя из понимания относительного, а не абсолютного равенства, Аристотель делает вывод по своему достоинству люди благородного происхождения — с большим правом граждане, чем люди низшего происхождения, отсюда претензии лучших по достоинству на привилегии опираются направо как явление политическое частью естественное, частью условное, на законодательство. Поэтому в институт гражданства он включает не всех свободных лиц полиса, как Платона только тех, кто непосредственно занимается государственными делами, выполняя властные функции (участву-
2 .7 . Аристотель о науке политике
95
ет в суде ив народном собрании и носит оружие. Политический деятель, занимающий высшие должности, по Аристотелю, должен обладать тремя качествами во-первых, сочувствовать существующему строю во-вторых, иметь большие способности к выполнению обязанностей, сопряженных с должностью в-третьих, отличаться добродетелью и справедливостью, соответствующими каждому виду государственного строя. Получается, что полноправно властвует выборная духовная аристократия.
По Аристотелю, гражданами не являются ремесленники, земледельцы, ремесленники, моряки, торговцы, имеющие статус свободных, но которые породу занятий не в состоянии вести государственные дела.
Принцип гражданства связан с формой политического устройства, состоящего из трех частей — законодательной, административной и судебной — и может меняться вместе с ней.
Формы правления Аристотель делит на правильные и неправильные. К первым он относит царство, аристократию и политию; ко вторым — тиранию, олигархию, демократию. Наилучшей формой правления Аристотель считает труднодостижимую форму — по- литию (смешанный строй, сочетающий только положительные признаки олигархии и демократии, которая является наиболее устойчивой, опирающейся на самодостаточные средние слои общества, обладающие частной собственностью, умеренным богатством, исключающим бедность. Чаще всего скопление чрезмерного богатства у одних немногих и бедность большинства других приводит к государственным переворотам. В числе причин государственных переворотов Аристотель также называет межплеменную рознь в период образования государства, непригодность территории для создания государства, мелкие неурядицы между высокопоставленными лицами, порождающие распри из-за прибыли и почестей, опасения народа относительно утраты гражданских прав, притеснение олигархами народных масс, необузданность демагогов в демократических формах государственного устройства.
Главная причина крушений аристократий и политий — в отклонении от справедливости, в самой их социальной структуре. Ведь бедные завистливы, а богатые своекорыстны. Полития, разрушаясь, трансформируется либо в олигархию (когда победили богатые, разбогатевшие за счет средних слоев, либо в демократию с охлократическими признаками (когда победили обедневшие средние слои.
1
Аристотель Соч Вт. М, 1983. Т. 4 (Политика, а, 9). а, 33.
2
Там же. 1309.
96 Глава 2 . Политические учения Древней Греции В последнем случае происходит передел собственности богатых, поскольку демос становится деспотом и действует тиранически, не опираясь на закон. Что касается собственности, то, по Аристотелю, лучше, чтобы собственность была частной, а пользование ею — общим»
1
Уделяя большое внимание системе политического правления, Аристотель связывает ее с правлением закона, а нелюдей. Кто требует, чтобы закон властвовал, требует, кажется, того, чтобы властвовало только божество и разума кто требует, чтобы властвовал человек, привносит в это свое требование своего рода животный элемент, ибо страстность есть нечто животное, да и гнев совращает с истинного пути правителей, хотя бы они были наилучшими людьми напротив, закон — уравновешенный разум. Право носит политический характер в той мере, в какой соответствует принципу справедливости. Понятие справедливости связано у Аристотеля с представлением о государстве как о носителе права, служащем мерилом справедливости, регулирующей нормой политического общения»
2
Аристотель не допускает отступления закона от права как основы политической справедливости. Закон разумен, поскольку в нем правильно выражена его политическая природа. Всякий закон в основе предполагает своего рода право. Отступление закона от права означает вырождение закона в средство деспотии и отход от политических форм к деспотическому насилию Не может быть делом закона властвование не только по праву, но и вопреки праву, стремление же к насильственному подчинению, конечно, противоречит идее права. Соответственно и человек, живущий вне закона и права, — наихудший из всех».
Аристотель указывает на несколько аспектов философско-по- литического анализа закона и права:
совпадение закона и справедливости, всецело относящегося к политическим отношениям равных и свободных граждан (ноне крабами свободным, лишенным гражданских прав);
наличие писаных и неписаных (условных, опирающихся на обычай, законов божественного происхождения, устанавливавших естественное право, которые нельзя было нарушать, даже если бы они стояли в противоречии с писаными) законов;
всякий закон в основе своей предполагает право. Закон справедлив, если опирается на соответствующее право. Закон как
1
Аристотель Соч Вт. М, 1983. Т. 4 (Политика, а, 9). а, 39.
2
Там же. а
2 .7 . Аристотель о науке политике уравновешенный разум олицетворяет верховную власть, не- политический порядок, ибо порядок и есть своего рода закон»;
законы, соответствующие правильным формам государственного строя, справедливы, законы, соответствующие неправильным формам, — несправедливы (но они все же имеют законную и принудительную силу);
закон регламентирует все стороны общественной, политической и частной жизни, то, что закон не предписывает, то он запрещает запрещено то, что не разрешено).
Итак, правление через законы — общее для всех форм государственных устройств. Система законодательства, по Аристотелю, существенная часть политики, искусство умелого отражения в законах государственного строя и его стабилизации в системе общественных отношений.
По сравнению с Платоном Аристотель сделал большой шаг в направлении рационализации анализа эмпирических политико-право- вых отношений, при этом сохранив влияние априорно-этических конструкций Платона. К последним, в частности, относятся идеи:
об определяющей роли закона в жизни общества и каждого гражданина, охранение которого (закона) является высшим проявлением гражданской доблести;
о доминирующем начале разумного в управлении как соединении государственной силы с интеллектуальной силой правительства о сотрудничестве субъектов управления, находящихся на различных ступенях иерархии общественного управления (высших и низших ступенях, властвующих и оппозиционных, управляющих и управляемых);
о соединения политики и нравственности и т. п.
Говоря в целом о значении Платона и Аристотеля для современной цивилизации, важно подчеркнуть, что они стали первыми в истории систематизаторами политического знания и его концептуального оформления. Политические учения Платона и Аристотеля значительно расширили горизонты политической культуры человечества
ГЛАВА Политические учения Древнего Рима. Политическая система и политические режимы в Древнем Риме
Римская ранняя республиканская политическая система весьма напоминала греческую систему полисной демократии.
После царского периода, в который, впрочем, имели место и совет старейшин, и народное собрание, составлявшие монархическую политическую систему, в период республики (IV–I вв. дон. э) по римской традиции вместо двух царей ежегодно избирались два консула. Народное собрание в это время стало действительно решающим законодательным институтом. Сенат, продолжая оставаться сословным органом, как и другие государственные институты, тем не менее функционировал на демократическом принципе коллегиальности. Народное собрание в республиканском Риме собиралось по комициям. Существовало три типа комиций: куриатные собрание членов всех трехсот римских родов по своим куриям), центуриатные (по признаку службы в армии) и трибутные (потер- риториальным округам — трибам. Всего в республиканском Риме было 35 триб (4 городские и 31 сельская. По центуриатному признаку все население раннереспубликанского Рима состояло из пяти классов. По закону Сервия Туллия I класс выставлял 80 центурий сотен воинов в полном вооружении, II, III, IV — по 20, V класс —
30 центурий. Кроме того, римское войско включало 18 центурий всадников, 4 центурии ремесленников и музыкантов и одну центурию пролетариев, не принадлежавших ник какому классу, обладавших имуществом ниже ценза в 12,5 тысяч сестерциев.
Основными считались трибутные комиции, где обсуждались базовые, главные законы и избирались низшие магистраты: квесторы, эдилы и др. Центуриатные комиции решали вопросы войны и мира и выбирали высших магистратов: консулов, преторов, цензоров. Куриатные комиции в процессе борьбы плебеев с патрициями
Римская ранняя республиканская политическая система весьма напоминала греческую систему полисной демократии.
После царского периода, в который, впрочем, имели место и совет старейшин, и народное собрание, составлявшие монархическую политическую систему, в период республики (IV–I вв. дон. э) по римской традиции вместо двух царей ежегодно избирались два консула. Народное собрание в это время стало действительно решающим законодательным институтом. Сенат, продолжая оставаться сословным органом, как и другие государственные институты, тем не менее функционировал на демократическом принципе коллегиальности. Народное собрание в республиканском Риме собиралось по комициям. Существовало три типа комиций: куриатные собрание членов всех трехсот римских родов по своим куриям), центуриатные (по признаку службы в армии) и трибутные (потер- риториальным округам — трибам. Всего в республиканском Риме было 35 триб (4 городские и 31 сельская. По центуриатному признаку все население раннереспубликанского Рима состояло из пяти классов. По закону Сервия Туллия I класс выставлял 80 центурий сотен воинов в полном вооружении, II, III, IV — по 20, V класс —
30 центурий. Кроме того, римское войско включало 18 центурий всадников, 4 центурии ремесленников и музыкантов и одну центурию пролетариев, не принадлежавших ник какому классу, обладавших имуществом ниже ценза в 12,5 тысяч сестерциев.
Основными считались трибутные комиции, где обсуждались базовые, главные законы и избирались низшие магистраты: квесторы, эдилы и др. Центуриатные комиции решали вопросы войны и мира и выбирали высших магистратов: консулов, преторов, цензоров. Куриатные комиции в процессе борьбы плебеев с патрициями
3 .1 . Политическая система и политические режимы в Древнем Риме за равные политические права утратили свое значение. Трибут- ные и центуриатные комиции не имели права законодательной инициативы и могли только дать ответ на запрос должностного лица.
Подчеркнем, что Римская республика не знала деления власти на законодательную, исполнительную и судебную. Законы принимались на комициях, ноу них не было законодательной инициативы. Всей текущей политикой, государственным управлением заправляли выборные должностные лица — магистраты. Высшие магистраты имели империй (права, включающие управление войском, юридическую власть, созыв сената и народного собрания, издание указов. Полный империй имели два консула, избираемые на один год. Преторы тоже получали империй на годно в основном руководили судопроизводством. Два цензора избирались на пять летно их империй длился 18 месяцев и заключался в ревизии ценза (имущества) высших сословий — сенатского и всаднического. Низшие магистраты — квесторы, которые исполняли функции казначеев, и эдилы, которые надзирали за состоянием города и устройством зрелищ и праздников. Народные трибуны, избиравшиеся в количестве 10 человек, империя не получали, но имели право вносить законопроекты и налагать вето (лат. запрещаю) на решения всех магистратов и сената. Кроме всех перечисленных ординарных магистратов (избираемых обычным путем на обычный срок) в чрезвычайных обстоятельствах назначались экстраординарные во главе с диктатором. Он назначался настрого ограниченный срок в шесть месяцев из числа консулов по решению сената и обладал всей полнотой власти как монарх. Против власти диктатора не действовало вето народных трибунов.
Римский сенат формировался из высших магистратов, отслуживших свой сроки формально считался консультативным органом действующих магистратур, но фактически (учитывая ежегодную смену магистратов) превратился в правительство. Сенаторы преимущественно занимались распределением финансов, внешней политикой, военным строительством и делами религии. Сенат выступал также арбитром в спорах между магистратами, решал некоторые судебные дела. Он состоял примерно из 300 се- наторов.
В период развитой республики сточки зрения полноты прав население Рима делилось натри категории сенаторы, всадники, плебеи. Сословная принадлежность, за исключением положения раба, не наследовалась. Общественный статус определялся цензовым (имущественным) положением и, что более существенно,
100 Глава 3 . Политические учения Древнего Рима занимаемой государственной должностью. Каждый полноправный римский гражданин имел право:
владения имуществом (лат. jus аренды общественной земли (лат. aqer вступления в брак с представителем любого сословия (лат. jus активное и пассивное избирательное право лат. jus suffragii и jus Такая политическая система, весьма напоминавшая греческую полисную демократию, получила название республика (лат. res
publica — дело народа).
С расширением границ, ростом населения, увеличением коммуникаций Римская республика вступила в период политической нестабильности, который достиг своего апогея в I в. дон. э. и завершился гражданской войной (49–45 дон. э) между армиями
Помпея и Цезаря. Победивший Цезарь изменил республиканскую политическую систему на систему принципата. Но гражданские войны продолжались последнее сражение у мыса Акций между
Антонием и Октавианом (31 дон. э, завершившееся победой последнего, ознаменовало собой не только окончание гражданских войн и политических потрясений, но и окончательный отход от республиканской формы правления и переход на новую политическую систему — систему принципата.
Действительное изменение республиканской политической системы, состоявшей из власти консулов (монархическая власть, сената (аристократическая власть) и народного собрания (демократическая власть, на императорскую, при которой власть интегрировалась путем сложения консульского империя (военная власть, управление провинциями, дипломатия) и трибунских прерогатив вето на решения любой власти, право инициативы в гражданских делах, проходило в два этапа. На первом этапе (реформы Юлия Цезаря и Октавиана Августа, I в. дон. э) республиканская политическая система была трансформирована, как уже упоминалось, в систему принципата, в которой республиканские институты (сенат, консулы, комиции) еще не разрушены, но ведущая роль принадлежит принцепсу (первому сенатору, узурпировавшему право определять повестку дня и выступать в сенате последним. Принцепс мог быть избран консулом или нет, но его власть, державшаяся сначала на авторитете Цезаря и Августа, стала политической нормой. Эту систему Теодор Моммзен назвал еще «диархия (те. двоевластие) принцепса и сената. Таким образом, политическая система
3 .1 . Политическая система и политические режимы в Древнем Риме
1 ... 7 8 9 10 11 12 13 14 ... 48
101
принципата означала равновесие между единоличной властью принцепса и коллегиальной властью сената и просуществовала почти 200 лет (середина I в. н. э. — начало III в. н. э, вплоть до реформы Диоклетиана.
В конце III в. римское общество переживало очередной период политической нестабильности. Внешние войны и давление варваров отнимали значительные ресурсы, восстания рабов, расходы назрели- ща и бесплатные раздачи хлеба подтачивали государственную казну. Выборы императора войском давали ему только империум на управление легионами и завоеванными территориями — провинциями, ноне означали еще единоличной власти в государстве. Вот, например, как пришел к власти Диоклетиан. Сын сенаторского раба, получившего свободу и ставшего писцом, Диоклетиан использовал армию как фактически единственную возможность карьеры. Он дослужился до должности губернатора провинции Мезия, был возведен (в то время уже не избирали) в звание консула и, наконец, стал начальником дворцовой стражи, те. гвардии императора. Вовремя победоносного персидского похода умер император Нумериан, и Диокле- тиана на военном совете преторов и трибунов избрали императором.
Для утверждения своего положения Диоклетиан привлек к управлению империей своего боевого товарища, недалекого иже- стокого Максимиана, который железной рукой наводил порядок в провинциях, подавляя любое недовольство граждан и рабов. Задача спасения империи от тиранов и варварства была выполнена, ив г. Диоклетиан решился на политическую реформу.
Максимиану было поручено привлечь к суду и уничтожить наиболее авторитетных сенаторов. Сенат вообще был лишен властных функций и имиджа хранителя республиканских ценностей. Статус сенатора стал чисто номинальным, фактически почетным званием, даваемым императором. А титул император стал означать не генерала армии, а владыку империи. К титулу император теперь стал прилагаться титул «доминус» (лат. господин, который означал власть государя над своими подданными, а не власть, как ранее, командира над солдатами. Кроме того, Диоклетиан перенес столицу империи на восток, в город Никомедию, который отстроил с восточной пышностью ив котором возобладали восточное почитание и даже обожествление монарха. Такая политическая система получила название домината, или империи.
Интересно, что Диоклетиан добивался беспрекословного единовластия императора не для собственного тщеславия, а ради укрепления государства и процветания общества. После завершения политической реформы он отрекся от власти (303) и еще девять лет
102 Глава 3 . Политические учения Древнего Рима жил как частное лицо в роскошном дворце, занимаясь садоводством и огородничеством. Именно он ответил отказом на предложение
Максимиана вернуться к власти словами Если бы ты знал, какая у меня в огороде капуста. Особенности политических воззрений Древнего Рима
Развитие политических воззрений Древнего Рима находилось под заметным влиянием древнегреческой философско-политической мысли. Фундаментально отправные политические концепции (особенно платоновские и аристотелевские идеи о смене форм государственного правления, о единстве закона и справедливости, морали и политики, идеи о государственном управлении на основе учета обычаев и традиций) получили свое конкретное воплощение в зачаточных формах в теориях естественного и договорного права.
Творческое использование этих теорий сочеталось с развитием оригинальных новых положений с учетом собственно римских традиций.
Так, у известного греческого историка Полибия (210–112 дон. э.)
в его монументальном труде Всеобщая история в сорока книгах мы находим первое представление о совершеннейшей государственной форме правления — смешанной, образованной из соединения элементов монархии, аристократии, демократии, которая, по его мнению, могла стать прообразом государственного устройства Римской республики.
У Тита Лукреция Кара (99–55 дон. э) мы находим мысли о социальной роли политической деятельности как главного условия сохранения договорного права и укрепления этических норм человеческого сообщества. Как сторонники естественного и договорного права, Полибий и Лукреций связывали их возникновение с определенной стадией развития государственности. Естественное право (неписаный закон, основанное на общей для всех природе разума, формирует сообщество людей — государство. Конструктивным материалом его устойчивости и зрелости все более становятся совершенствующиеся нравы (мужество, долг, способность выстоять во всесокрушающих превратностях судьбы и т. п, добрые обычаи и законы общества. Именно они и составили суть справедливости как синонима общепризнанного естественного права — высшего мерила регулирования сложившихся политических отношений между гражданами государства. Это в конечном итоге определяло и достоинство государственного образования
3 .1 . Политическая система и политические режимы в Древнем Риме Развитие Полибием и Лукрецием на римской почве исходных древнегреческих идей о естественном и договорном путях общественного устройства (правда, в зачаточной форме) получили свое конкретное воплощение в философско-правовом учении Цицерона, в теории римского права, ставшей к тому времени специфической наукой — юриспруденцией.
В условиях римской действительности юриспруденция приобретает не только научное достоинство, но и значение политической практики. Особенно в эпоху эллинизации Рима (I в. дон. э, в эпоху интенсивной интеграции римской и греческой культур (греческой духовности и римской гражданственности, она все глубже проникает в зарождающее политическое сознание римского общества, становится главным руководством государственного строительства Римской империи, инструментом создания ее институциональных политических структур.
Учитывая обусловленность политических воззрений римских мыслителей, с одной стороны, развитием социально-полити- ческих отношений различных слоев римского населения (патрициями и плебеями, нобилитетом и неимущими, оптиматами и популяра ми, свободными и рабами, с другой — перестройкой политического механизма в имперскую эпоху, связанной с заменой республиканской формы правления (VI–I вв. дон. э) режимом императорской власти и государственным культом правящего императора (I в. дон. э, попытаемся разобраться с вопросом о том, какое влияние оказали ведущие политические силы в том числе и оппозиция — в лице раннего христианства) на формирование структур власти в политической системе римского общества. В связи с этим проанализируем политические идеи одного из крупных идеологов римской аристократии — Марка Тулия Цицерона В отличие от Аристотеля, философия политики у Цицерона больше направлена на выполнение гражданских функций, на воспитание патриотических мотивов поведения конкретных граждан общества (особенно молодежи. Философско-полити- ческие размышления великого оратора и политического деятеля несут в себе элементы рационалистического, прагматического начала. Рассматривая конкретного человека в связи и зависимости от общественных, политических отношений, а государство как достояние народа, опираясь на римскую героическую традицию с ее нормами долга, он подчиняет философию политике, видя в ней средство возделывания души — формирования у граждан чувства долга, обязанностей перед державой (трактат Об обязанностях Глава 3 . Политические учения Древнего Рима Вначале тысячелетия н. э. Луций Сенека с позиции чистой нравственности и нравственного долга обосновал идеал свободного человека. Его знаменитые Нравственные письма к Луцилию», Облаженной жизни оказали нравственно-политическое влияние на формирование христианской теологии. Цицерон
Марк Тулий Цицерон (106–43 дон. э, как известно, был не только выдающимся оратором, государственным деятелем, но и видным политическим мыслителем. Он происходил из богатого римского сословия всадников. Получив отличное по тем временам образование, он в совершенстве овладел греческим, латинским языками, создав классический язык, язык Цицерона».
Начало ораторской, политической и судейской деятельности приходится на годы тирании Суллы (82–79 дон. эВ г. дон. э, когда Цицерону было 26 лет, ему пришлось выступить против одного из любимцев римского тирана, чего было достаточно, чтобы на молодого адвоката пала грозная тень Суллы. Цицерон оставляет Рим и отправляется в Грецию и Малую Азию. После смерти Суллы он вновь возвращается в Рим (76 дон. э. Его избирают квестором помощником консулов в финансовых и судейских делах) и отправляют на Сицилию.
Вершина политической деятельности Цицерона — его консульство в 64–63 гг. дон. э, когда он смело и красноречиво выступает против Катилины — нового претендента в тираны. Четыре речи Цицерона против Катилины — лучшие из его дошедших до нас пятидесяти восьми речей. Разоблачив заговор Катилины против республики, Цицерон приобретает большое политическое влияние. Его активная политическая деятельность неоднократно сменялась вынужденной бездеятельностью вследствие игры враждебных Цицерону политических сил. Однако это создавало условия для писательской работы. Как политика, общественного деятеля его волнуют главным образом государственные вопросы. Результатом его писательской деятельности являются политические трактаты О государстве, О законах, Об ораторе (50–51 дон. э. Позднее, в 44 г. дон. э, Цицерон пишет популярный политический трактат Об обязанностях».
В связи с этим попытаемся уяснить себе суть основных аспектов анализа Цицероном политических институтов власти, эволюции и образования их модифицированных форм
3 .2 . Цицерон В диалоге О государстве большое внимание он уделяет анализу теории кругооборота государственных форм власти, логически породившей идею смешанного типа государственного правления, подобную той, которая в зачаточном виде в свое время возникла у Полибия. Впервой и второй книгах трактата дано юридическое обоснование государства и его наилучшего устройства, в третьей и четвертой — философско-политическое толкование идеи справедливости как правовой основы государственности, в пятой и шестой анализируется идеальный вид государственного деятеля.
В диалоге О законах Цицерон делает попытку согласовать природные законы, естественное право с одобряемым им государственным строем и указывает наряд принципов, в соответствии с которыми осуществляется государственное управление. В трактате раскрываются сущность естественного права (1 кн, божественного права (2 кн) и значение магистратов в системе государственного управления (3 кн. Реализация правовых гражданских норм в обществе рассмотрена в трактате Об обязанностях».
Философско-политические идеи Цицерона, во многом заимствованные от предшественников, в его творческой интерпретации имели четкую практическую направленность и применялись исключительно в целях поиска и создания юридического механизма закрепления в общественной жизни лучших сторон римской республиканской государственности. Вместе стем эти идеи Цицерона не лишены оригинальности и представляют собой своеобразное претворение на римской социально-культурной основе наиболее гуманистических и реалистических идей греков.
Обосновывая государство как выражение общего интереса всех его свободных членов, как согласованное правовое общение, Цицерон стоял у истоков понимания идеи правового государства. Интерес к идеям Цицерона проявляли мыслители эпохи Возрождения, а затем и французские просветители, видевшие в нем своего великого предтечу и гуманиста.
Имя и идеи Цицерона как убежденного республиканца, борца за свободу и справедливость пользовались большим авторитетом у деятелей Великой французской революции. Наибольшее внимание у многочисленных авторов в истории философской, политической и правовой мысли привлекали идеи Цицерона о формах государства, о смешанном правлении, о государстве как правовом сообществе, о естественном праве, о гражданине как субъекте права и др. Суждения Цицерона поэтому кругу проблем находятся в поле внимания и многочисленных современных его исследователей Глава 3 . Политические учения Древнего Рима Диалог Цицерона О государстве»
В этом диалоге Цицерон впервые осуществил попытку дать юридическое обоснование государству как институту политической власти. Согласно Цицерону, первооснову гражданского единства, единомыслия составляют не нравственные отношения, как полагали греки, а отношения правовые. Это дает основание отнести имя Цицерона к политическим мыслителям, стоящим у истоков идеи правового государства в ее современном виде.
Согласно Цицерону, истинное государство есть дело, состояние народа. Народ — нелюбое соединение людей. а соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общности интересов. Происхождение государства он связывал с врожденной потребностью людей жить вместе. Как и Аристотель, Цицерон считал семью главной ячейкой общества, из совокупного единства семей естественно возникает государство. Главная его цель и назначение — общее благо, охрана частных имущественных интересов семьи, граждан, сохранение традиций и обычаев отцов. Государство — это общий правопорядок, согласованные правовые отношения его членов, основанные на всеобщих разумных законах и справедливости. Оно, как и право, по своей сущности и природе божественного происхождения и должно быть устроено так, чтобы быть вечным».
В диалоге О государстве он рассматривает кругооборот форм правления, и здесь важно обратить внимание наследующие моменты исследования и выводы Цицерона. В зависимости от числа правящих он различает три крайние формы правления царская власть, власть оптиматов (аристократия, народная власть (демократия. Неустойчивость и несовершенство этих простых форм неизбежно ведет их к вырождению.
В отличие от Платона и Аристотеля, которые рассматривали смену государственных форм правления как закономерный круговорот простых форм в пределах замкнутого цикла (в рамках одного какого-то этапа развития государственности, Цицерон, вслед за Полибием, нарушает эту традицию, считая, что целостная структура новой, самой совершенной государственности, течет- вертый вид государственного устройства, может сформироваться путем смешения трех его видов, сплавленных из них всех взятых вместе».
Смешанный вид государственного устройства применительно к практике римской государственности, по Цицерону, означает дополнение простых форм ив тоже время их взаимное ограничение а именно в меру царская власть (монархия, консулы, в меру власть
3 .2 . Цицерон
107
оптиматов (аристократия и сенат, в меру народная власть (трибуны, комиции). Желательно, — пишет он, — чтобы в государстве было нечто выдающееся царственное, чтобы одна часть власти была уделена и вручена авторитету первенствующих людей, а некоторые дела представлены суждению и воле народа. Такая модель может быть сформирована на различных этапах развития государства независимо от его формы правления, но при наличии мудрого правителя, хорошо знающего простые формы и владеющего искусством меры их сочетать, интегрировать в системе управления обществом. Это принципиально отличает концепцию Цицерона от традиционной древнегреческой политической мысли о кругообороте форм, склоняющей к пассивному ожиданию завершения цикла смены форм правления. Помысли Цицерона, концепция смешанного типа государства, в отличие от концепции платоновского идеального государства, реально осуществима, ее контуры ощутимо просматривались в различные периоды возвышения Римской республики.
Далее Цицерон логично переходит к анализу идеи справедливости как правовой основы государственности. Согласно его учению, идея справедливости является главной конструктивной основой, идейным материалом правового государства и системы его правления, ибо невозможно править без величайшей справедливости. Источником справедливости и права выступает сама природа, природные чувства социальной общности людей. Государство может быть справедливым или несправедливым в зависимости оттого, в какой степени оно выражает природу равенства людей.
Выступая за строй сенатской республики, выражая интересы всаднического, аристократического сословия, Цицерон в тоже время решительно боролся против чрезмерной и исключительной роли сената, против злоупотреблений магистратов властью, против стремлений к тирании, к режиму личного или группового полновластия, держащего государство в своих руках благодаря своему богатству или происхождению. По его словам, государство, которое полностью находится во власти клики, не может по справедливости называться государством многие вредные, пагубные постановления заслуживают названия закона не больше, чем решения, с общего согласия принятые разбойниками».
Естественно, возникает вопрос какое государство по своей природной сущности можно назвать справедливым Цицерон дает свое понимание справедливости на уровне истинного (неизменного) закона. Из текста диалога О государстве нетрудно выделить основные положения цицероновской идеи справедливости, лежащей
108 Глава 3 . Политические учения Древнего Рима в основе гражданского права и межгосударственного общения. Вот некоторые из них:
воздаяние каждому того, чего он достоин;
единство народа и могущественного сословия в условиях имущественного неравенства и социального расслоения;
неприкосновенность государственной или частной собственности проявление заботы о людях, защита их интересов;
руководство благоразумным желанием каждого умножить свое достояние, богатство, расширить границы державы;
наличие мудрого правления одного или нескольких человек;
неприемлемость демократического равенства, полной власти толпы;
необходимость рабского состояния для определенной категории людей;
ведение войн, имеющих основание (необходимости отразить нападение, защиты своего благополучия, отмщения, возмещения ущерба, защиты союзников).
Идея справедливости в своем воплощении в образцовой государственной форме означает, по Цицерону, одновременно и реализацию в обществе истинного закона, естественного права, согласно которому каждый его гражданин живет, руководствуясь при исполнении своего гражданского долга вечным, разумным, соответствующим природе правилом, положением, созданным его творцом, повелителем всех людей — богом, автором закона.
Большое значение Цицерон придавал в своем учении роли личности политического деятеля. В разделе Сновидение Сципиона» кн. 6) автор говорит о наиболее важных обязанностях правителя и мерах, стимулирующих его деятельность, через которые со всей ясностью просматривается цицероновский идеал политического деятеля. В соответcтвии сего представлениями, правитель обязан не только хорошо владеть основами права, без знания которых никто не мог быть справедливым, но и обладать таким же опытом, каким в движении звезд обладает кормчий, а в естестве врач. В своей деятельности он должен руководствоваться не чувством страха перед карой, определяемой законами, а нравственным чувством стыда как нарушения справедливых общепринятых норм поведения и общественного мнения. Важной обязанностью правителя является умение проявлять мужество, ум и мудрость,
3 .2 . Цицерон особенно в чрезвычайных условиях, в момент опасности, угрозы благополучию государства, когда требуется взять на себя даже диктаторскую функцию, чтобы установить в государстве порядок. Согласно политическому учению Цицерона, только избранный правитель может осуществить такие функции, и тоне на длительный срок, в противном случае диктатор превращается в тирана. Для тех, кто доблестью и достоинствами своими, сохранив отечество, помог ему расширить его пределы, назначено определенное место на небе, чтобы они жили там вечно, испытывая блаженство. Именно такими общественными мерами (почестями и привилегиями, помысли Цицерона, можно стимулировать их деятельность. Идея бессмертия душ, вечного возвращения с некоторыми особенностями была заимствована им у пифагорейцев и Платона в качестве главного аргумента необходимости упорядочения человеческой жизни, общества, государства.
1 ... 8 9 10 11 12 13 14 15 ... 48