Файл: Вид работы Курсовая работа Название дисциплины Гражданское право (курс 2) Тема Возникновение (создание) юридического лица в современном гражданском праве Фамилия студента.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 207

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3 Правовая форма и организация государственной регистрации юридического лица в РФ



3.1 Государственная регистрация юридических лиц: понятие, цели, правовая природа и значение
Государственная регистрация юридических лиц - это сочетание совокупности регистрационных процедур, заканчивающихся актом органа государственной регистрации о регистрации юридического лица. Осуществляется она в настоящее время Федеральной налоговой службой РФ, а также Министерством юстиции в отношении некоммерческих организаций и Банком России в отношении кредитных организаций. Регулируется государственная регистрация основной массы юридических коммерческих лиц законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Впоследствии был принят Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 107-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (вступил в силу 5 мая 2014 г.).

В Законе о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей предусмотрен единый порядок регистрации юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и сферы деятельности. Срок государственной регистрации юридических лиц в настоящее время сокращен до пяти рабочих дней.

Государственная регистрация юридических лиц - это некий процесс, т.е. совокупность следующих определенных в законодательстве процедур:

1) приема заявления (уведомления об изменении учредительных документов) и прилагаемых к нему документов, в том числе учредительных, на регистрацию с фиксацией даты приема документов;

2) выдачи заявителю расписки о принятии документов на регистрацию;

3) проведения правовой экспертизы на предмет соответствия учредительных документов законодательству и выявления нарушений установленного законом порядка образования юридического лица;

4) принятия по результатам правовой экспертизы регистрирующим органом решения о государственной регистрации или мотивированного решения об отказе в таковой;

5) внесения в Единый государственный реестр юридических лиц на бумажном и магнитном носителе необходимых сведений о создании или прекращении регистрируемого юридического лица (о внесении изменений в его учредительные документы) с фиксацией даты регистрации;


6) регистрации самих учредительных документов юридического лица (изменений к ним), либо признания данных документов недействительными (погашенными) в связи с прекращением юридического лица;

7) подготовки документа, подтверждающего факт государственной регистрации (свидетельство о государственной регистрации, паспорт юридического лица, выписка из государственного реестра и т.п.);

8) выдаче заявителю документа, подтверждающего факт государственной регистрации и зарегистрированных учредительных документов (изменений к ним) с подтверждением заявителем факта выдачи документов;

9) архивации, хранения и пользования сведениями и документами государственного реестра.

Основные этапы прохождения государственной регистрации выглядят так:



Рисунок 3-Схема государственной регистрации нового юридического лица или индивидуального предпринимателя

Юридическое лицо может быть зарегистрировано только в той организационно-правовой форме, которая предусмотрена ГК. Это правило касается как коммерческих, так и некоммерческих организаций. Как отмечено, в решении ФНС России от 30 января 20151 в соответствии с пунктом 4 статьи 5 ФЗ от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ записи вносятся в Единый государственный реестр юридических лиц на основании документов, представленных при государственной регистрации. При государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются документы, предусмотренные статьей 12 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ, в том числе соответствующее заявление о государственной регистрации.

В указанном заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица (подпункт "а" статьи 12 указанного Федерального закона). Закон не допускает возможности требования регистрирующими органами представления иных, кроме установленных Законом, документов.



Это не только упрощает процедуру регистрации, но и лишает регистрирующие органы на местах возможности необоснованных требований о представлении дополнительных документов.

Согласно пункту 4.1 статьи 9 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных указанным Федеральным законом. Отказ в государственной регистрации допускается в случаях, определенных в пункте 1 статьи 23 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129- ФЗ.

Перечень этих оснований достаточно велик, однако по существу он сводится к несоответствию представляемых документов предъявляемым формальным требованиям. За представление недостоверных сведений ответственность, установленную законодательством Российской Федерации, несут заявители и юридические лица (пункт 1 статьи 25 указанного Федерального закона).

В то же время, анализ действующего законодательства позволяет выявить определенное противоречие между положениями п. 4.1 ст. 9, п. 1 ст. 23 Закона о регистрации по вопросу должен ли управомоченный орган осуществлять проверку представленных документов.

В этой связи Верховный Суд РФ в п. 23 постановления Пленума N 251 указал, что "уполномоченный государственный орган не осуществляет проверку представленных документов на их соответствие федеральным законам или иным нормативным правовым актам, за исключением случаев, предусмотренных указанным законом. Например, названный орган по общему правилу не уполномочен проверять содержание учредительных документов юридического лица на соответствие их закону, как при учреждении юридического лица, так и при его реорганизации. Однако, согласно п. 3 ст. 51 ГК РФ до государственной регистрации юридического лица, изменений его устава или до включения иных данных, не связанных с изменениями устава, в ЕГРЮЛ, уполномоченный государственный орган обязан провести в порядке и в срок, которые предусмотрены законом, проверку достоверности данных, включаемых в указанный реестр.

Таким образом, представляется, что положения законодательства относительно необходимости уполномоченного органа осуществлять проверку достоверности представленных для регистрации юридического лица сведений, нуждаются в совершенствовании.


В связи с чем, полагаем целесообразным закрепить положение в ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» о необходимости проверки законности представленных документов и корпоративных решений (с обязательной одновременной проверкой личности учредителей в органах Министерства юстиции), что позволит укрепить принцип достоверности данных государственного реестра юридических лиц и исключить распространенные у нас случаи регистрации юридических лиц по потерянным и украденным паспортам, созданием "фирм-однодневок" для их участия в незаконном отчуждении имущества, переложения на них ответственности по обязательствам, уклонения от уплаты налогов и прочие злоупотребления.

Далее, анализ действующего гражданского законодательства позволяет выделить случаи уплаты государственной пошлины, за осуществление государственной регистрации, документ о чем должен быть приложен к комплекту документов.

Как нам известно, государственная пошлина взимается в следующих размерах:

1) за государственную регистрацию юридического лица, за исключением государственной регистрации ликвидации юридических лиц, государственной регистрации политических партий и региональных отделений политических партий, государственной регистрации общероссийских общественных организаций инвалидов и отделений, являющихся их структурными подразделениями, - 4 000 рублей;

2) за государственную регистрацию политической партии, а также каждого регионального отделения политической партии - 3 500 рублей.

В связи с чем, считаем целесообразным, ввести дифференцированный подход в установлении размеров государственной пошлины за регистрацию юридического лица в зависимости от его организационно-правовой формы. Это в свою очередь, положительно скажется на количестве отказов в государственной регистрации, а значит, количество компаний в РФ может увеличиться, что безусловно будет способствовать развитию предпринимательской деятельности и стабильности гражданского оборота.

В завершении подчеркнем, что в настоящее время сложились практически уникальные условия для всестороннего обсуждения вопросов связанных с государственной регистрации юридических лиц в целях дальнейшего совершенствования гражданского законодательства.
3.2 Основания отказа в государственной регистрации при создании юридического лица

Отказом в государственной регистрации при создании юридического лица следует считать юридический акт регистрирующего органа, на основании которого правоспособность юридического лица не возникает и юридическое лицо не считается созданным. Отказ в государственной регистрации при регистрации изменений учредительных документов следует считать юридический акт, на основании которого юридическая сила изменений, внесенных в учредительные документы, будет ничтожна для третьих лиц.

Отказ в государственной регистрации при регистрации прекращения существования юридического лица в результате завершения его ликвидации будет являться юридическим актом, на основании которого юридическое лицо сохраняет свою правоспособность, а регистрация не будет считаться завершенной. Для заявителя, таким образом, отказ в государственной регистрации будет являться санкцией за нарушения, перечень которых содержится в законе. Если заявитель посчитает, что мотивы отказа в государственной регистрации не могут служить причиной для вынесения такого решения, то ему дается право подать иск в суд на регистрирующий орган.

Отказ допускается только по формальным признакам:

а) в случае отсутствия в числе представленных на регистрацию документов одного или нескольких таких документов, необходимых для государственной регистрации;

б) в случае представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

Данная ситуация возможна, если заявление подано в тот орган, на территории регистрационного округа которого не располагается: постоянно действующий исполнительный орган юридического лица; иной орган юридического лица; место постоянного проживания лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Орган государственной регистрации также может быть признан ненадлежащим, если регистрируемое лицо относится к тем отдельным видам юридических лиц, для которых установлен специальный порядок регистрации, включающий в себя регистрацию в специализированных органах. Дополнительно установлены случаи, когда также не допускается регистрация создания юридического лица или регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица. Речь идет о нормах п. 2 ст. 20 Закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», где предусмотрено ограничение правоспособности юридических лиц, находящихся в процессе ликвидации. Регистрирующий орган в этой ситуации поставлен в ситуацию «между двух огней». С одной стороны, ему нельзя производить указанные регистрационные действия, а с другой – п. 2 ст. 23 четко указывает, что мотивы отказа в регистрации могут содержаться только в п. 1 этой же статьи и нигде более.