Файл: Программа воспитания Внедрение программы воспитания в общеобразовательных организациях Кузнецкого района. Формы и содержание деятельности. Модуль Классное руководство.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – общеобразовательная школа с.Большой Труев



Измаилова Талия Равильевна, ответственный за воспитательную работу

Августовская конференция
Программа воспитания


«Внедрение программы воспитания в общеобразовательных организациях Кузнецкого района. Формы и содержание деятельности».
3.2. Модуль «Классное руководство»
Осуществляя работу с классом, педагогический работник (классный руководитель, воспитатель, куратор, наставник, тьютор и т.п.) организует

работу с коллективом класса;

индивидуальную работу с обучающимися вверенного ему класса;

работу с учителями-предметниками в данном классе;

работу с родителями обучающихся или их законными представителями (примечание: приведенный ниже перечень видов и форм деятельности носит примерный характер. Если школа в организации процесса воспитания использует потенциал классного руководства, то в данном модуле Программы ее разработчикам необходимо описать те виды и формы деятельности, которые используются в работе именно их школы. В реализации этих видов и форм деятельности педагогическим работникам важно ориентироваться на целевые приоритеты, связанные с возрастными особенностями их воспитанников).

Работа с классным коллективом:

инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, оказание необходимой помощи обучающимся в их подготовке, проведении
и анализе;

организация интересных и полезных для личностного развития обучающегося, совместных дел с обучающимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профориентационной направленности), позволяющие с одной стороны, – вовлечь в них обучающихся с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, а с другой, – установить и упрочить доверительные отношения с обучающимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе.

проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения педагогического работника и обучающихся, основанных на принципах уважительного отношения к личности обучающегося, поддержки активной позиции каждого обучающегося в беседе, предоставления обучающимся возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения.

сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение
и командообразование; однодневные и многодневные походы и экскурсии, организуемые классными руководителями и родителями; празднования в классе дней рождения обучающихся,
включающие в себя подготовленные ученическими микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши; регулярные внутриклассные «огоньки» и вечера, дающие каждому обучающемуся возможность рефлексии собственного участия в жизни класса.

выработка совместно с обучающимися законов класса, помогающих обучающимся освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе.

Индивидуальная работа с обучающимися:

изучение особенностей личностного развития обучающихся класса через наблюдение за поведением обучающихся в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих обучающегося в мир человеческих отношений, в организуемых педагогическим работником беседах
по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются
с результатами бесед классного руководителя с родителями обучающихся,
учителями-предметниками, а также (при необходимости) – со школьным психологом;

поддержка обучающегося в решении важных для него жизненных проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или педагогическими работниками, выбор профессии, организации высшего образования и дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу для обучающегося, которую они совместно стараются решить;

индивидуальная работа с обучающимися класса, направленная на заполнение ими личных портфолио, в которых обучающиеся не просто фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года – вместе анализируют свои успехи и неудачи;

коррекция поведения обучающегося через частные беседы с ним,
его родителями или законными представителями, с другими обучающимися класса; через включение в проводимые школьным психологом тренинги общения; через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в классе.

Работа с учителями-предметниками в классе:

регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками, направленные на формирование единства мнений и требований педагогических работников по ключевым вопросам воспитания,
на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями-предметниками
и обучающимися;

проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на обучающихся;

привлечение учителей-предметников к участию во внутриклассных делах, дающих педагогическим работникам возможность лучше узнавать и понимать своих обучающихся, увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке;

привлечение учителей-предметников к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания обучающихся.

Работа с родителями обучающихся или их законными представителями:

регулярное информирование родителей о школьных успехах
и проблемах их обучающихся, о жизни класса в целом;

помощь родителям обучающихся или их законным представителям
в регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителями-предметниками;

организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания обучающихся;

создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения их обучающихся;

привлечение членов семей обучающихся к организации и проведению дел класса;

организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и школы.





Главное предназначение классного руководителя - создать условия для становления личности ребёнка, входящего в современный ему мир, воспитать человека, способного достойно занять своё место в жизни.

Направления деятельности классного руководителя.

  1. Изучение особенностей личностного развития обучающихся класса.

Формы и виды деятельности:

  • наблюдение;

  • изучение личных дел обучающихся, собеседование с учителями – предметниками, медицинским работником школы;

  • использование опросников, которыедают возможность изучить мотивацию действий учащихся, интересов конкретной группы учащихся или класса в целом, уровень тревожности учащихся класса.

  • проведение индивидуальных и групповых диагностических бесед

  1. Организация совместных интересных и полезных дел для личностного развития ребёнка.

Формы и виды деятельности:

  • игра «Аукцион» на этапе коллективного планирования;

  • совместное подведение итогов и планирования каждого месяца (четверти, полугодия, года) по разным направлениям деятельности;

  • формирование традиций в классном коллективе: «День именинника», ежегодный поход «Есть в осени первоначальной…», концерты для мам, бабушек, пап и т.п.;

  • установление позитивных отношений с другими классными коллективами (через подготовку и проведение ключевого общешкольного дела);

  • сбор информации об увлечениях и интересах обучающихся и их родителей, чтобы найти вдохновителей для организации интересных и полезных дел;

  • создание ситуации выбора и успеха

  1. Формирование и развитие коллектива класса

Формы и виды деятельности:

  • изучение учащихся класса (потребности, интересы, склонности и другие личностные характеристики членов классного коллектива), отношений, общения и деятельности в классном коллективе с помощью наблюдения, игр, методики для исследования мотивов участия школьников в деятельности и для определения уровня социальной активности обучающихся;

  • составление карты интересов и увлечений обучающихся;

  • проектирование целей, перспектив и образа жизнедеятельности классного коллектива с помощью организационно-деятельностной игры, классного часа «Класс, в котором я хотел бы учиться», конкурса «Устав класса», «Герб класса», «Мой класс сегодня и завтра», «Разговор при свечах», «Волшебный стул»;

  1. Индивидуальная работа с учащимися класса.

Формы и виды деятельности:

  • заполнение с учащимися «Портфолио», т.е. «портфолио» как «источник успеха» учащихся класса;

  • работа классного руководителя с учащимися, находящимся в состоянии стресса и дискомфорта;

  • предложение (делегирование) ответственности за то или иное поручение в классе;

  • вовлечение учащихся в социально значимую деятельность

5. Работа со слабоуспевающими детьми и учащимися, испытывающими трудности по отдельным предметам направлена на контроль за успеваемостью учащихся класса.

6. Работа с учителями, преподающими в классе

Формы и виды работы: посещение учебных занятий, регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками, мини-педсоветы по проблемам класса, ведение дневника наблюдений, индивидуальные беседы с учащимися и их родителями, работа с педагогом-психологом

7. Работа с обучающимися, состоящими на различных видах учёта, в группе риска, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Работа направлена на контроль за свободным времяпровождением.

Формы и виды работы: вовлечение детей в кружковую работу, наделение общественными поручениями в классе делегирование отдельных поручений, ежедневный контроль, беседы с родителями





Осуществляя классное руководство, педагог организует работу с классом; индивидуальную работу с учащимися класса; работу с учителями-предметниками; работу с родителями (законными представителями). Подробнее о некоторых направлениях.

Работа с классом:

  • инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе;

  • выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих детям освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в Школе;

  • организация интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел с учащимися вверенного ему класса, позволяющих, с одной стороны, вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться, а с другой, установить и упрочить доверительные отношения с учащимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе.

Формированию и сплочению коллектива класса способствуют следующие дела, акции, события, проекты, занятия:

  • Классные часы: тематические (согласно плану классного руководителя, посвященные юбилейным датами, Дням воинской славы, событию в классе, в городе, стране), способствующие расширению кругозора детей, формированию эстетического вкуса, позволяющие лучше узнать и полюбить свою Родину; игровые, способствующие сплочению коллектива, поднятию настроения, предупреждающие стрессовые ситуации; проблемные, направленные на устранение конфликтных ситуаций в классе, Школе, позволяющие решать спорные вопросы; организационные, связанные к подготовкой класса к общему делу; здоровьесберегающие, позволяющие получить опыт безопасного поведения в социуме, ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей.

  • Клуб старшеклассников «За или против». В начале заседания озвучивается проблема по одной из тем, проходит первичное голосование. Подсчитываются голоса «за» и «против». Затем проходит обсуждение темы и повторное голосование. Сравниваются два голосования, делается вывод, какая из сторон была убедительнее. На заседаниях клуба старшеклассники обсуждают социальные, общественно значимые проблемы (Служба в армии «За» или «Против»; Гендерное обучение «За» и «Против» и др.), ищут пути их решения, развивают коммуникативные компетенции.

  • «Девичник» («Мальчишник»). Это форма, которая позволяет классному руководителю за чашкой чая под звуки легкой музыки узнать много интересного о каждом ребенке, об интересах своих воспитанников, симпатиях.

  • «День сюрпризов». Дело, организованное одной из групп одноклассников (5-7 человек). Это может быть викторина, спортивная эстафета, мастер-класс, игровая программа «Джинсовая вечеринка». Ребята самостоятельно или совместно с классным руководителем готовят сюрприз для всего класса. Целью является творческая самореализация детей посредством игровой деятельности, воспитание умения работать в команде, согласовывать свои действия.

  • Проект «Каникулы в Школе». Включает цикл интеллектуально – развлекательных, театрально – игровых программ, организованных классным руководителем в каникулярное время. Проект «Каникулы в школе» несет минимальные затраты и полное участие всех детей в программах проекта, способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей, занятости детей в каникулярное время, привлечению родителей к совместной деятельности.

Классные руководители в работе над сплочением коллектива используют разнообразные формы. Это однодневные и многодневные походы и экскурсии, организуемые вместе с родителями; празднования дней рождения детей, класса, включающие в себя подготовленные ученическими микрогруппами поздравления; регулярные внутриклассные «огоньки» и вечера, дающие каждому школьнику возможность рефлексии собственного участия в жизни коллектива.
Индивидуальная работа с учащимися:

  • изучение особенностей личностного развития учащихся класса через наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед классного руководителя с родителями школьников, с преподающими в его классе учителями, а также (при необходимости) – со школьным психологом;

  • поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживания взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбора профессии, ВУЗа и дальнейшего трудоустройства, успеваемости и т.п.), когда каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу для школьника, которую они совместно стараются решить;

  • индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на заполнение ими личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года вместе анализируют свои успехи и неудачи;

  • коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или законными представителями, с другими учащимися класса; через включение в проводимые школьным психологом тренинги общения; через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в классе.

Работа с родителями учащихся или их законными представителями (формы):

  • «Узкий круг». Беседа родителей, педагогов, администрации (при необходимости) с целью оказания помощи родителям школьников или их законным представителям в регулировании отношений между ними, администрацией Школы и учителями-предметниками;

  • Родительское собрание. Организация родительских собраний (тематических, организационных, аналитических, итоговых, комбинированных, совместно с учителями-предметниками, совместно с детьми), проводимых в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников; родительский комитет. Создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в управлении Школой и решении вопросов воспитания и обучения детей; вебинар. Привлечение родителей (законных представителей) к просмотру вебинаров воспитательной направленности, Всероссийского родительского собрания;

  • проект «ВМЕСТЕ» реализуется в течение учебного года на всех параллелях начальной школы совместно с родителями (законными представителями). В конце каждой четверти проходит творческая защита проектов «Марафон семейных достижений». Целью проекта является повышение степени удовлетворенности родителей результатами работы Школы в вопросах воспитания и социализации учащихся через увеличение количества и повышение качества совместных дел. Тематика проектов по классам и четвертям:

1 класс «Маршрут выходного дня» - посещение «культурных объектов» и активного отдыха на природе:1 четверть - ВМЕСТЕ идем на природу, 2 четверть - ВМЕСТЕ идем в театр, 3 четверть - ВМЕСТЕ идем в музей,4 четверть - ВМЕСТЕ идем в кинотеатр.

2 класс «Калейдоскоп семейного творчества» – организация творческого отдыха: 1 четверть - ВМЕСТЕ читаем, 2 четверть - ВМЕСТЕ рисуем, 3 четверть - ВМЕСТЕ моделируем, 4 четверть - ВМЕСТЕ играем.

3 класс «Мир вокруг нас» – развитие познавательной активности при поддержке семьи: 1 четверть - ВМЕСТЕ поем, 2 четверть - ВМЕСТЕ танцуем,3 четверть - ВМЕСТЕ открываем Космос, 4 четверть - ВМЕСТЕ изучаем календарь,

4 класс «Мастера на все руки». Проект раскрывает значимость семейных традиций, позволяет познакомиться с историей возникновения традиций своей семьи и ее предков: 1 четверть - ВМЕСТЕ готовим, 2 четверть - ВМЕСТЕ мастерим, 3 четверть - ВМЕСТЕ снимаем кино, 4 четверть - ВМЕСТЕ создаем родословную.

  • «Сюрпризы для родителей». Ко дню рождения каждый из родителей на электронную почту получает видеопоздравление от всего класса. Идея, направленная на развитие ценностных отношений к семье как главной опоре в жизни человека, способствует сплочению детей и родителей, установлению партнерских доверительных отношений с семьями, сотрудничеству с родителями;

  • Совместные дела. Организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и Школы; анкетирование и тестирование родителей