Файл: Методические рекомендации по порядку проведения этапов Конкурса 21 Инструкция по оформлению конкурсной документации 29.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 205

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

5. Лист оценивания конкурсной работы на региональном этапе Конкурса (Приложение 5).

6. Протокол оценивания конкурсных работ участников Конкурса на региональном этапе (Приложение 6).

8. Сопроводительный лист передачи работ-победителей регионального этапа на федеральный этап Конкурса (Приложение 8).

Заявка на участие во Всероссийском конкурсе сочинений «Без срока давности» 2022/23 г.

Подпись руководителя/заместителя руководителя образовательной организации ____________________________________________ (Ф.И.О.)

Бланк конкурсной работы Всероссийского конкурса сочинений «Без срока давности» 2022/23 г.

Тема сочинения

Лист оценивания работы участника Всероссийского конкурса сочинений «Без срока давности» 2022/23 гг. на региональном этапе

Протокол оценивания работ участников регионального этапа Всероссийского конкурса сочинений «Без срока давности» 2022/23 г.

Сопроводительный лист передачи работ-победителей регионального этапа на федеральный этап Всероссийского конкурса сочинений «Без срока давности» 2022/23 г.



«Нашли мать с тремя детьми»: останки 150 мирных жителей, убитых фашистами, обнаружили донские поисковики: https://www.rostov.kp.ru/daily/217194/4307875/;

В Тульской области нашли захоронение местных жителей, убитых нацистами: https://ria.ru/20210715/zakhoronenie-1741399287.html;

Поисковики случайно нашли следы военного преступления: https://pobedarf.ru/2020/01/21/83967458ya/ и др.

Сайты поисковых и волонтерских движений

Общероссийское общественное движение по увековечению памяти погибших при защите Отечества «Поисковое движение России» (https://рф-поиск.рф). Организация «является самой крупной, занимающейся полевой и архивной поисковой работой. Движение объединяет более 45 тыс. поисковиков всех возрастов в составе 1 500 поисковых отрядов. Региональные отделения Движения открыты в 83 субъектах Федерации. Участники Движения ведут поисковые работы во всех уголках нашей страны, которые затронула Великая Отечественная война:
в Аджимушкайских каменоломнях Керчи, на курильском острове Шумшу, на Смоленской земле, на островах Гогланд и Соммерс в Финском заливе,
‒ всего в 37 субъектах Российской Федерации» (http://rf-poisk.ru/page/230/).

Всероссийское общественное движение «Волонтеры Победы» (https://волонтёрыпобеды.рф/) «Волонтёры Победы это не флаги,
не фирменный стиль, не громкие лозунги, а личная история каждого,
чья память о вкладе его родных и близких в дело Великой Победы больше, чем просто память. Мы проводим всероссийские и международные акции, заботимся о ветеранах, помогаем в благоустройстве памятных мест, восстанавливаем историю семьи, популяризируем современные достижения России с помощью интересных форматов и не даем жителям всего мира забыть правдивую историю. Волонтёры Победы гордятся прошлым, ценят настоящее и смотрят в будущее!». На сайте зарегистрировано более 200 000 волонтеров, движение имеет 85 региональных отделений,
838 муниципальных штабов, 240 общественных центров на базе вузов, техникумов, колледжей.


Российское военно-историческое общество (https://rvio.histrf.ru/).
«В поисковой работе не надо искать смысл патриотизма – он лежит вместе
с останками солдат, которых ищут и которых находят. Российское военно-историческое общество является одним из организаторов этой работы
в стране, партнером Общероссийского поискового движения. Мы ищем.
Мы находим. Мы рассказываем, за что погибли эти бойцы и почему все ныне живущие обязаны им и Родине вернуть их имена, увековечить их подвиг. Российским военно-историческим обществом проводятся разведывательные экспедиции в Брянской, Калужской, Ленинградской, Псковской, Тверской и Новгородской областях. Состоялись поисковые экспедиции в Крыму и Республике Беларусь. Обнаружены останки более
8 тыс. советских воинов».

6. Чему нас учит история: трибуналы и судебные процессы по делу о геноциде советских граждан нацистами и их пособниками в период Великой Отечественной войны 1941–1945 годов.

Данное тематическое направление призвано обратить внимание участников конкурса на необходимость моральной и, главное, правовой оценки фактов геноцида советских граждан нацистами и их пособниками
в период Великой Отечественной войны 1941–1945 годов. Важно понимать, что даже сейчас, спустя много десятилетий, судебные процессы – это юридическое подтверждение геноцида советского народа. Преступления против мирного населения не имеют срока давности.

Сочинение в рамках данного тематического направления должно отразить информацию о проведении судов по фактам военных преступлений и геноцида мирного населения нацистами и их пособниками. В нем важно отразить суть совершенных преступлений и юридические основания для наказания за эти преступления. Написание такого сочинения может быть интересно старшеклассникам, готовящимся стать в будущем юристами по профессии.

Уже в ходе войны на освобожденных от нацистов территориях работали следственные органы (Чрезвычайная Государственная Комиссия), выявляли, документировали факты зверств оккупантов. Отдельные материалы Чрезвычайной Государственной Комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков, созданной в СССР в 1942 г., размещены на сайте Государственного архива Российской Федерации https://statearchive.ru/1185.



Многие из этих документов также опубликованы в сборниках
и цифровой базе архивных данных проекта «Без срока давности» (https://бд.безсрокадавности.рф/).

В 1943‒1949 годах в СССР прошла серия публичных судебных процессов в отношении военнослужащих нацистской Германии, Румынии, Японии и Венгрии по обвинению в совершении военных преступлений (подробнее об этом см., например, страницу ««Справедливое возмездие». Судебное преследование нацистских преступников» сайта Федерального архивного проекта «Преступления нацистов и их пособников против мирного населения СССР в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.» https://victims.rusarchives.ru/spravedlivoe-vozmezdie-sudebnoe-presledovanie-nacistskikh-prestupnikov).

Также сочинение может опираться на материалы международных трибуналов над нацистскими преступниками и их пособниками, в первую очередь, Нюрнбергского, а также Хабаровского процессов:

Нюрнбергский процесс: Сборник материалов. В 8 т. — М.: Юридическая литература, 1987–1999. — Т. 1. — M.: Юридическая литература, 1987.— 688 с.; Т.2. — M.: Юридическая литература, 1988.— 672 с.; Т. 3. — M.: Юридическая литература, 1989.— 656 с.; Т. 4. — M.: Юридическая литература, 1990.— 672 с.; Т.5. — M.: Юридическая литература, 1991.— 672 с.; Т. 6. — M.: Юридическая литература, 1996.— 528 с.; Т. 7. — M.: Юридическая литература, 1997.— 736 с.; Т. 8. — M.: Юридическая литература, 1999.— 792 с.

Документальный фильм «Суд народов»: https://www.youtube.com/watch?v=vShbwjnqG94.

Документальный фильм Нюрнберг: процесс, которого могло не быть https://yandex.ru/video/preview/?text=нюрнберг%20процесс%20которого%20могло%20не%20быть%20документальный%20фильм&path=wizard&parent-reqid=1609832655300375-1468359416464811884800274-prestable-app-host-sas-web-yp-74&wiz_type=vital&filmId=5285569310913882884.

Христофоров В. С. Хабаровский процесс 1949 г. по материалам Центрального архива ФСБ России: https://histrf.ru/uploads/media/default/0001/26/4b62fc5fabae8c4e3c142a87be2c219dd28d1f16.pdf

Отряд 731: https://rg.ru/2015/12/16/rodina–bakorugie.html

«Совершённые преступления являются громадным злодеянием против человечества». Хабаровский судебный процесс над японскими военными преступниками (к 70–летию события): http://history.milportal.ru/sovershyonnye–prestupleniya–yavlyayutsya–gromadnym–zlodeyaniem–protiv–chelovechestva–xabarovskij–sudebnyj–process–nad–yaponskimi–voennymi–prestupnikami–k–70–letiyu–sobytiya/

Хабаровский процесс: историческое значение и современные вызовы: https://historyrussia.org/sobytiya/khabarovskij–protsess–istoricheskoe–znachenie–i–sovremennye–vyzovy.html.

При написании сочинения важно понимать, что и сейчас поисковики
и активисты движения «Без срока давности» находят ранее неизвестные места массовых казней, выявляют архивные документы с подтверждением зверств оккупантов. Эти находки становятся отправной точкой для расследования нацистских преступлений и судебных процессов, серия которых началась с 2020 года расследованием и судом по факту массового захоронения расстрелянных советских граждан в районе деревни Жестяная горка Батецкого района Новгородской области.


Конкурсанты могут оттолкнуться от одной из публикаций в СМИ,
в которой рассказывается о таком расследовании (см. новостную ленту
по запросу о конкретном деле) или от материалов, размещенных
на страницах сайтов Следственного комитета, «Без срока давности», например:

Современная летопись расследования фактов геноцида в годы ВОВ /РАПСИ: Российское агентство правовой и судебной информации https://rapsinews.ru/historical_memory_publication/20210618/307146627.html;

Страница «Судебные процессы» проекта «Без срока давности»: https://безсрокадавности.рф/deyatelnost/sudebnye-proczessy/;

Сайт Следственного комитета Российской Федерации: https://sledcom.ru/news/item/1624523/.


Алгоритм написания конкурсного сочинения

Для того чтобы помочь обучающимся написать сочинение, можно предложить им следующий алгоритм работы.

В Положении о Конкурсе указано, что выбор тематического направления, жанра и названия работы участниками Конкурса осуществляется самостоятельно.

Поэтому первый шаг – это выбор тематического направления,
в рамках которого обучающийся будет писать сочинение.

Факторами выбора участником Конкурса тематического направления, в рамках которого он будет писать сочинение, могут служить следующие обстоятельства:

  • наличие фактов участия субъекта Российской Федерации, города, населенного пункта проживания участника Конкурса в событиях Великой Отечественной войны;

  • размещение в субъекте Российской Федерации, городе, населенном пункте проживания участника Конкурса объектов, связанных с историей Великой Отечественной войны: памятников и памятных мест, мемориалов, музеев;

  • сохранение в семье участника Конкурса памяти о родственниках – участниках Великой Отечественной войны, наличие семейного архива, отражающего это участие;

  • деятельность в субъекте Российской Федерации, городе, населенном пункте проживания участника Конкурса поисковых отрядов
    и волонтерских организаций, проведение молодежных мероприятий
    по сохранению и увековечению памяти о Великой Отечественной войне, личное участие в них участника Конкурса;

  • внеурочные занятия и интересы участника Конкурса, его увлечение отдельными видами искусства (кино, музыка, рисование и т. д.).

Во всех случаях необходимо учитывать опыт участия обучающегося
в творческих конкурсах. Еще раз подчеркнем целесообразность выбора темы, связанной с субъектом Российской Федерации, городом, населенным пунктом проживания участника Конкурса, что создает ситуацию его сопричастности истории малой родины. Необходимо поощрять выбор темы, отражающей личную заинтересованность, эмоциональное сопереживание участника Конкурса рассматриваемым фактам. Тема должна содействовать формированию механизмов рефлексии и процессам социализации обучающихся. В этом случае можно надеяться на реальное, а не формальное достижение целей Конкурса.