Файл: Методические рекомендации по порядку проведения этапов Конкурса 21 Инструкция по оформлению конкурсной документации 29.docx
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 259
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
5. Лист оценивания конкурсной работы на региональном этапе Конкурса (Приложение 5).
6. Протокол оценивания конкурсных работ участников Конкурса на региональном этапе (Приложение 6).
Заявка на участие во Всероссийском конкурсе сочинений «Без срока давности» 2022/23 г.
Бланк конкурсной работы Всероссийского конкурса сочинений «Без срока давности» 2022/23 г.
Участник Конкурса при выборе тематического направления своей работы может обратиться за помощью к членам семьи и учителю, осуществляющему его педагогическое сопровождение. При выборе тематического направления и проектировании замысла сочинения рекомендуется тщательно проанализировать формулировку каждого тематического направления, так как при достаточной степени обобщения
в каждой из формулировок содержится указание на определенный ракурс раскрытия темы.
Анализ работ участников Конкурса прошлых лет показывает, что зачастую содержание сочинения лишь формально соответствует выбранному тематическому направлению, например, ему соответствует формулировка темы сочинения, или искусственное включение в текст тех или иных фактов.
Далее необходимо определить и сформулировать тему конкурсной работы в рамках выбранного тематического направления. В критериях оценивания конкурсной работы указано, что она (формулировка) должна быть уместной, самостоятельной и оригинальной.
Формулировка темы должна отражать главную мысль конкурсного сочинения, соответствовать выбранному жанру его написания. Оригинальность формулировке темы может придать использование ярких коротких цитат из книг, кинофильмов, писем, связанных с содержанием сочинения, вынесение в его заголовок проблемного вопроса, освещенного
в его тексте и т.п.
Формулировать тему конкурсной работы целесообразно после сбора необходимого материала, определения жанра сочинения и написания его черновика. В этом случае будет виден весь творческий замысел работы, будут доступны исторические материалы, которые могут послужить источником конкретных формулировок.
На третьем этапе необходимо выбрать жанр написания конкурсного сочинения. На этот выбор должны повлиять два основных обстоятельства: личные предпочтения обучающегося и целесообразное сочетание тематического направления, темы и жанра. Для облегчения работы предлагаем таблицу их сочетания. Однако она носит рекомендательный характер, и окончательный выбор жанра остается, безусловно, за участником Конкурса.
№ | Тематическое направление | Рекомендуемые жанры |
1. | Места памяти геноцида советского народа со стороны нацистов и их пособников во время Великой Отечественной войны 1941–1945 годов | Рассказ, письмо, сказка, дневник, репортаж, интервью, письмо, эссе, заочная экскурсия, притча. |
2. | Уничтожение мирного населения на оккупированной территории в результате карательных операций, на принудительных работах в изгнании, в местах массового силового заключения и содержания граждан СССР | Рассказ, письмо, дневник, репортаж, интервью, письмо, эссе, заочная экскурсия, путевые заметки. |
3. | Преступления против детства в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов | Дневник, письмо, рассказ, сказка, притча, путевые заметки. |
4. | Произведения литературы, музыкального, изобразительного, драматического и (или) кинематографического искусства, отражающие геноцид мирного населения в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов | Рассказ, дневник, очерк, интервью, эссе, заочная экскурсия, рецензия, притча. |
5. | Деятельность поисковых отрядов, общественных организаций и движений молодежи по сохранению и увековечению памяти о геноциде советского народа в период Великой Отечественной войны 1941–1945 годов | Рассказ, письмо, дневник, очерк, репортаж, интервью, эссе, заочная экскурсия, путевые заметки. |
6. | Чему нас учит история: трибуналы и судебные процессы по делу о геноциде советских граждан нацистами и их пособниками в период Великой Отечественной войны 1941–1945 годов | Очерк, репортаж, интервью. |
Следующим шагом в работе станет сбор информации в соответствии
с выбранным тематическим направлением и жанром. При этом стоит обращаться только к проверенным сайтам или книгам. Если сочинение пишется по книге, кинофильму, рекомендуется ознакомиться с ним полностью, а не в пересказе, внимательно прослушать выбранное музыкальное произведение, а не ограничиваться отзывами о них.
Написание текста самого сочинения станет завершающим этапом работы. Текст должен быть написан в соответствии с рекомендациями по его объему и критериями оценивания. Необходимо, чтобы содержание сочинения соответствовало предпочтенному тематическому направлению,
а внутри него – выбранной теме. Оно также должно соответствовать выбранному жанру. Тема должна быть раскрыта полно, в сочинении должен быть виден оригинальный авторский замысел. Рекомендуется раскрыть личное отношение к изученному и описанному.
При написании сочинения нельзя забывать о корректном использовании литературного, исторического (в том числе биографического), научного
и другого материала, правильно оформлять цитаты. Однако не стоит увлекаться цитированием, поскольку сочинение все же предполагает изложение в первую очередь собственных мыслей. Не стоит забывать
и о степени оригинальности работы, которая будет проверена на наличие некорректных заимствований (если вы используете чьи-то мысли, фразы,
их необходимо отметить кавычками и указать источник).
При написании с обучающимися сочинения также необходимо учесть номинации, объявленные на федеральном этапе Конкурса, формулировки которых ориентируют на предпочтительные содержательные компоненты работы с точки зрения Положения о конкурсе:
-
за представленный опыт работы с архивными материалами проекта
«Без срока давности»; -
за использование писем времен Великой Отечественной войны
1941–1945 годов, свидетельствующих о военных преступлениях нацистов и их пособников против мирных советских граждан; -
за гражданскую активность и поддержку мероприятий проекта «Без срока давности»; -
за участие в деятельности поисковых отрядов; -
за осуществление деятельности по сохранению «мест памяти» геноцида советского народа в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов; -
за умение сравнивать исторические события, явления, процессы
на различных исторических этапах нашей страны; -
за оригинальность сюжета конкурсного сочинения, за богатство
и выразительность русского языка; -
за проявленные знания истории России; -
за уважение и внимание к миссии педагога.
Перечень этих номинаций может помочь участникам Конкурса сориентироваться в ракурсе написания сочинения.
Для эффективной работы по написанию сочинения следует ознакомить участников Конкурса с критериями оценивания конкурсных сочинений, чтобы сразу учесть их в работе. Стоит помнить, что по каждому показателю жюри выставляет оценку по шкале от 0 до 3 баллов (см. отдельные рекомендации по критериям оценивания). На федеральном этапе Конкурса жюри дополнительно ко всем критериям оценивает также конкурсные сочинения по критерию «Общее читательское восприятие текста сочинения».
Методические рекомендации по жанровому своеобразию
для учителей истории, обществознания, русского языка и литературы по подготовке обучающихся к написанию сочинений для участия в Конкурсе: жанры сочинений
Конкурсное сочинение, согласно Положению о Конкурсе, представляется участником в прозе в жанре рассказа, притчи, письма, сказки, дневника, очерка, репортажа, интервью, эссе, заочной экскурсии, рецензии, путевых заметок.
Поэтические тексты конкурсных сочинений не рассматриваются.
Выбирая конкретный жанр для написания сочинения, участнику Конкурса следует помнить особенности жанрового соответствия.
Рассказ
Рассказ – это повествовательное произведение небольшого объема с небольшим количеством героев, охватывающее небольшой отрезок времени.
Рассказ как жанр отличается единством времени, действия, места и персонажа. Единство времени характеризуется тем, что изображаемые в рассказе события ограничены, как правило, небольшим количеством времени. Даже если рассказ охватывает более значительный временной отрезок, он все равно посвящен развитию какого-то одного действия, конфликта. В рассказе есть одна сюжетная линия, несколько последовательно сменяющих друг друга ситуаций, событий, одно из которых является центральным, кульминационным. Поэтому и место, в котором происходит действие рассказа, как правило, одно. Если мест события
в рассказе несколько – их количество должно быть очень ограничено. Характеризуется рассказ и единством персонажа. В каждом рассказе есть центральный образ, на котором держится вся его структура, который определяет основные смыслы произведения. Второстепенные
и эпизодические герои рассказа помогают раскрыть проблему, связанную
с главным персонажем рассказа. Небольшой объем рассказа определяет строгие взаимосвязи и взаимообусловленность всех его элементов.
Продумав тему и идею произведения, отобрав события, которые будут происходить в рассказе, определившись с главным и второстепенными персонажами, выстраивают последовательность эпизодов в сюжете произведения. Композиция рассказа обычно строится следующим образом: экспозиция (здесь возможно описание небольшой предыстории событий, места действия, персонажей, главного персонажа), завязка действия (описывается происшествие, ставшее причиной, толчком описанных
в рассказе событий), развитие сюжета (описываются события, ведущие
к кульминации), кульминация (важнейший, поворотный факт в сюжете), развязка (разрешение основного конфликта, окончание истории). Последовательность эпизодов должна вызывать эмоциональный
и ассоциативный отклик читателя.
Несмотря на определенную заданность композиции рассказа, его структура может быть разной. Композиция рассказа может быть прямоточной (строгая последовательность изложения фактов с сохранением единой цепочки причинно-следственных связей), кольцевой (рассказ имеет определенное обрамление в начале и в конце), точечной (несколько изначально отдельных подробностей, деталей, объединяются одним конкретным событием), остросюжетной (события складываются
в увлекательный сюжет) и др. Важную роль играет первая фраза рассказа, его зачин. Концовка рассказа может быть нетрадиционной, парадоксальной.
Названия рассказов обычно очень яркие, запоминающиеся. Они могут содержать часть ответа на обсуждаемый в рассказе вопрос.
Существует множество разновидностей рассказов: социальный, бытовой, исторический, авантюрный, психологический, фантастический, юмористический, иронический и др.
Повествование в рассказе может идти от лица либо рассказчика, либо героя, либо самого автора. При написании рассказа, как и произведения другого жанра, следует избегать сюжетных и речевых штампов.
Письмо
Письмо в том значении, о котором мы говорим, определяется в словаре С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой как «написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь». Письма имеют определенную структуру: зачин (место и дата написания, приветствие, обращение), информационную часть (основное содержание письма), концовку (итоговые фразы, подпись, PS).
Особенностями письма являются указание даты и, возможно, места написания. Дата и место написания может ставиться в начале письма (как правило, в правом верхнем углу) или в конце письма, после подписи. Письмо обычно начинается приветствием и обращением. Восклицательный знак в конце приветствия и обращения обычно указывает на особое уважительное обращение. Также уважительное отношение к адресату демонстрируется использованием местоимения Вы (в форме единственного числа) – с большой буквы. Далее следует изложение содержания письма.