Файл: Лекция 15. Реинжиниринг информационных систем Основные определения. Причины реинжиниринга ис. Основные пути реинжиниринга ис. Методологии реинжиниринга ис. Этапы реинжиниринга ис. Перспективы реинжиниринга ис.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Лекция 15. Реинжиниринг информационных систем

Основные определения. Причины реинжиниринга ИС. Основные пути реинжиниринга ИС. Методологии реинжиниринга ИС. Этапы реинжиниринга ИС. Перспективы реинжиниринга ИС.
15.1. Основные определения
В настоящее время существует много различных определений реинжиниринга (англ. reengineering) информационных систем (ИС). В том числе – много сходных и смежных понятий. Общепринятого определения пока не существует. Встречаются два написания самого термина: реинжиниринг и реинжениринг (первое встречается чаще). В рамках данного курса под реинжинирингом информационной системы (РИС) понимается анализ и перепроектирование информационной системы с целью реализации ее в новом качестве [1] (слайд 2). Таким образом, целью РИС устанавливается существенное улучшение качества информационной системы «в разы» (значительно более 100%).

Под информационной системой понимается система, предназначенная для сбора, хранения, обработки и передачи информации. Большинство современных информационных систем реализуется с применением вычислительной техники. Поэтому, говоря о реинжиниринге информационных систем, подразумевается реинжиниринг автоматизированных информационных систем (АИС). Традиционно, в АИС выделяются две составляющие: функциональная (программное обеспечение) и информационная (хранилище данных). В современной практике принято также говорить об архитектуре (развертывании) информационной системы. Поэтому объектами перепроектирования в первую очередь являются функциональная, информационная и архитектурная модели информационной системы.

Можно выделить следующие термины, сходные или смежные с термином реинжиниринга информационных систем (слайд 3):

  • модернизация ИС – относительно небольшое улучшение информационной системы (обычно не более 100%), исправление критичных ошибок, при отсутствии кардинальных изменений1 системе;

  • рефакторинг ИС (англ. refactoring) – полное или частичное преобразование внутренней структуры программного обеспечения информационной системы (только программного) при сохранении внешнего поведения; перевод на более современный язык программирования;

  • редизайн ИС (англ. redesign) – переработка только пользовательских интерфейсов информационной системы без существенного вмешательства в ее устройство, обычно применим к веб-сайтам;

  • реверс-инжиниринг ИС (англ. reverse-engineering) – исследование, восстановление (построение) структурных моделей информационной системы (например, построение информационной модели ИС на основе ее существующей базы данных);

  • реинжиниринг бизнес-процессов (РБП) – фундаментальное переосмыс­ление и радикальное перепроектирование бизнес-процессов для достижения существенных улучшений в ключевых для современного бизнеса показателях результативности2.


В рамках данного курса рассматривается задача реинжиниринга некоей уникальной информационной системы, разработанной для некоторого предприятия. Это обстоятельство определяет состав основных причин, приводящих к реинжинирингу. Частным случаем такой задачи может быть ситуация, когда конечным пользователем информационной системы является всего один человек (персональная ИС). Принципиальных отличий от реинжиниринга в интересах предприятия при этом может не наблюдаться.

Несколько иной является ситуация реинжиниринга с точки зрения разработчика информационной системы, реализуемой и внедряемой в массовом порядке. При этом причины и характер действий по преобразованию информационной системы могут иметь существенные отличия.
15.2. Причины реинжиниринга информационных систем
Главной причиной реинжиниринга информационной системы является расхождение между требованиями к информационной системе со стороны предприятия и ее действительными характеристиками. Такое расхождение имеет тенденцию к нарастанию со временем. Относительно небольшое расхождение позволяет говорить о необходимости модернизации ИС, сильное – о необходимости реинжиниринга информационной системы.

Основными причинами, также приводящими к реинжинирингу информационных систем, являются (слайд 4):

  • моральное устаревание информационной системы (информационных технологий, пользовательских и программных интерфейсов, используемых в составе ИС);

  • физическое устаревание информационной системы (износ ее аппаратных компонентов);

  • причины организационного характера (связанные с окружением информационной системы, бизнес-процессами предприятия, пользователями системы).

Моральное устаревание ИС в основном вызвано появлением:

  • более эффективных информационных технологий (ИТ);

  • новых способов организации пользовательского интерфейса;

  • новых решений в области архитектуры информационной системы;

  • вычислительных устройств с более высокой производительностью;

  • новых носителей информации (более дешевых, с большим быстродействием, позволяющих хранить больше информации).

Физическое устаревание ИС в основном вызвано:

  • физическим износом используемого аппаратного обеспечения (снижением надежности, увеличением количества сбоев);

  • ухудшением характеристик производительности аппаратного обеспечения (снижение быстродействия из-за больших объемов накопленной информации).


Основной причиной организационного характера для реинжиниринга информационной системы является развитие предприятия (как штатным образом, так и в результате реинжиниринга бизнес-процессов), совершенствование его бизнес-процессов. Все это требует обновления и развития информационной поддержки бизнес-процессов предприятия. Кроме того, постоянно растет квалификация персонала, что позволяет внедрять более сложные информационные технологии и проводить информатизацию все новых сфер деятельности.

Со временем ситуация с расхождением между требованиями к ИС и ее характеристиками становится критической (в настоящем или будущем3) и требуется серьезное вмешательство в информационную систему. Часто причиной реинжиниринга ИС является реинжиниринг бизнес-процессов. И наоборот, реинжиниринг ИС часто приводит к РБП. В любом случае, реинжиниринг ИС требует коррекции бизнес-процессов предприятия.

Первой волной реинжиниринга информационных систем в нашей стране можно считать массовый перевод систем с морально устаревшей платформы операционной системы MS DOS (частично также с MS Windows 3.x) на более современные MS Windows 9x, NT во второй половине 90-х годов прошлого века. Эта волна также вызвана началом поставки в Российскую федерацию более новых персональных компьютеров. Помимо перевода на новую платформу решалась важная задача создания единого информационного пространства предприятия, поскольку к началу волны реинжиниринга накопилось большое количество информационных систем, разрозненно автоматизирующих отдельные подразделения предприятий4. Также решалась задача вывода информационных систем в Интернет.

Вторая волна, в основном, вызвана бурным развитием веб-технологий, широком распространении и удешевлении Интернет. Разработчики информационных систем перешли от использования самостоятельных инструментов (пакетов программ) к использованию сред разработки, включающих в себя, помимо традиционных компилятора и отладчика, средства организации совместной разработки, резервного копирования и т.п. В ходе реинжиниринга решалась задача интеграции уже не ИС отделов предприятия, а информационных систем целых предприятий. При этом протокол http использовался для передачи данных между информационными системами. Сменилась также парадигма информационных систем. Получили распространение концепции сервисов (веб-сервисов) и клиент-серверного взаимодействия (как отдельных подсистем, так и целых систем).
15.3. Основные пути реинжиниринга информационных систем

Ситуацию, в которой требуется провести реинжиниринг информационной системы, иногда для удобства называют ситуацией РИС. Одной из основных проблем реинжиниринга информационных систем является то, что риск неудачного завершения проекта очень велик (считается, что он выше, чем у процесса разработки информационной системы). На сегодняшний день известны следующие основные пути реинжиниринга ИС (слайд 5):

  • создание новой ИС («с чистого листа») взамен существующей;

  • модификация существующей ИС;

  • адаптация готовой ИС стороннего разработчика.

Следует отметить, что ни один из перечисленных путей не встречается «в чистом виде». При создании новой информационной системы, так или иначе, используются какие-то готовые компоненты ИС, а при модификации часть компонентов создается заново. Обычно проект реинжиниринга информационной системы тяготеет к одному из перечисленных путей.

Первый подход, который напрашивается в такой ситуации, это – разработать информационную систему заново («с чистого листа»). В пользу такого подхода говорят следующие основные доводы:

  • процесс создания ИС достаточно хорошо изучен, существует ряд моделей, описывающие порядок действий;

  • процесс перепроектирования ИС пока изучен хуже;

  • процесс создания новой информационной системы лучше прогнозируется (по времени, стоимости и другим ресурсам), чем процесс перепроектирования;

  • создание новой информационной системы позволяет отойти от устаревших концепций и применить новые ИТ.

Однако этот подход обладает следующими существенными недостатками:

  • создание новой системы требует значительных ресурсов;

  • он очень продолжительный по времени (а к реинжинирингу часто прибегают в самый последний момент, когда резерва по времени почти не осталось);

  • высока вероятность того, что часть задач придется решать заново;

  • также высока вероятность, что часть задач в старой ИС была решена на хорошем или приемлемом уровне.

Обычно такой подход применяется в ситуации, когда по оценкам придется перепроектировать более половины компонентов информационной системы. Поэтому, большее распространение получил путь модификации существующей информационной системы.

К его основным достоинствам можно отнести:

  • потенциально меньшие затраты;

  • потенциально меньший срок окончания проекта;

  • возможность широкого использования компонентов существующей информационной системы, функционирующих хорошо или удовлетворительно (тем самым сэкономить на разработке новых компонентов);

  • минимальные затраты на переобучение пользователей;

  • более плавный переход со старой информационной системы на новую (актуально для задачи переноса данных из старой системы в новую);

  • возможность не останавливать информационную систему полностью (в каждый момент реинжиниринга могут быть неработоспособны отдельные подсистемы при общей работоспособности информационной системы в целом).


К существенным недостаткам этого подхода можно отнести:

  • отсутствие гарантии (и даже убежденности), что путем модификации удастся привести информационную систему в соответствие новым требованиям;

  • сложность прогнозирования процесса, оценки необходимых ресурсов;

  • сложность структурной модели, описывающей реинжиниринг информационной системы;

  • довольно высокую вероятность возникновения «волны изменений» (модификация одного компонента требует модификации других компонентов, взаимодействующих с ним, те в свою очередь также требуют модификации связанных компонентов и таки образом количество компонентов лавинообразно растет).

К ограничениям такого подхода следует также отнести правовой аспект. Исполнителю необходимо иметь доступ к исходным текстам информационной системы, а также иметь право исследовать и изменять информационную систему.

В последнее время, с появлением открытых (свободно распространяемых) программ и информационных систем, распространение получил аналогичный подход – путем «адаптации» (доработки) готовой ИС стороннего разработчика. Обычно такие информационные системы строятся по технологии так называемых «открытых систем», что существенно упрощает модификацию системы.

Этот подход можно рекомендовать в следующих случаях:

  • наличие аналогичной информационной системы, требующей минимальной доработки;

  • ожидание существенных выгод от использования существующей системы (например, получение совместимости с другими важными информационными системами);

  • наличие в существующей информационной системе хорошего набора базовых функций (так называемого «ядра»), на основе которого упрощается реализация новой информационной системы.

Нельзя исключать также такого варианта развития событий, при котором нет возможности провести реинжиниринг информационной системы (например, при острой нехватке ресурсов: финансовых, кадровых и т.п.). В таком случае придется компенсировать недостатки информационной системы какими-то иными организационно-техническими мерами. Можно привести несколько типовых видов такой ситуации:

  • в настоящий момент используется готовая информационная система стороннего разработчика, который регулярно выпускает новые версии ИС (можно дождаться выпуска новой версии);

  • стратегические планы предприятия не ясны (возможен переход на другую платформу);

  • предприятие близко к банкротству (руководство полагает, что реинжиниринг информационной системы позволит избежать кризиса);

  • бюджет предприятия сильно ограничен (нет возможности нанять высококвалифицированных специалистов для проведения реинжиниринга).