Файл: Лекция 15. Реинжиниринг информационных систем Основные определения. Причины реинжиниринга ис. Основные пути реинжиниринга ис. Методологии реинжиниринга ис. Этапы реинжиниринга ис. Перспективы реинжиниринга ис.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В любом случае (в не зависимости от выбранного пути) процесс реинжиниринга информационной системы проходит через ряд характерных этапов.
15.4. Методологии реинжиниринга информационной системы
В общем виде процесс реинжиниринга информационной системы можно изобразить в виде схемы, получившей название модель «подковы» [1] (слайд 6). Он наглядно показывает общую схему РИС:

  • построение/актуализация структурных моделей ИС (исследование ИС);

  • изменение этих моделей (перепроектирование);

  • воплощение измененных моделей (реализация).

Необходимо отметить, что в настоящее время не существует единой общепринятой методики реинжиниринга информационных систем. Имеются лишь отдельные методики реинжиниринга отдельных классов информационных систем, например [2], или реинжиниринга информационных систем в определенных ситуациях, например [3]. Однако известен ряд методологий реинжиниринга информационных систем, например [4]. Предпринимается ряд попыток создать методику реинжиниринга информационных систем на основе аналогичных методик реинжиниринга, заимствованных из других областей (например, программного обеспечения, интегральных схем, технических систем и т.п.).

Интересно отметить особенности реинжиниринга в разных странах. Можно выделить (несколько условно) следующие три «идеологии», каждая из которых имеет сои отличительные черты (слайд 7):

  • «западная»;

  • «восточная»;

  • «отечественная».

Основными характерными чертами, отличающими «западную» идеологию реинжиниринга ИС, являются: проведение реинжиниринга по мере необходимости (т.е. когда назревает ситуация), использование экономических соображений для обоснования необходимости реинжиниринга, широкое использование готовых схем и шаблонов.

«Восточную» идеологию отличает постоянное совершенствование информационной системы, ее регулярное обновление. Система рассматривается как развивающийся объект.

«Отечественная» идеология реинжиниринга ИС отличается наличием специальных мер, направленных на преодоление организационных проблем, особым отношением к процедуре убеждения руководства5 (в необходимости реинжиниринга), более системным взглядом как на процесс реинжиниринга, так и на саму ИС, а также творческим подходом к генерации альтернатив реинжиниринга информационной системы.
15.5. Этапы реинжиниринга информационной системы

В рамках процесса реинжиниринга ИС (в не зависимости от методологии) принято выделять следующие наиболее существенные этапы (слайд 8):

  1. формирование команды реинжиниринга;

  2. сбор претензий к системе;

  3. создание спецификации требований к системе;

  4. актуализация структурных моделей системы;

  5. генерация альтернатив реинжиниринга системы;

  6. выбор оптимальной альтернативы;

  7. реализации выбранной альтернативы.

Одним из наиболее важных этапов является формирование команды реинжиниринга ИС (слайд 9). Команда обязательно должна иметь лидера, который будет принимать стратегические решения, и координатора, который будет организовывать их реализацию. Также в команду должны входить: специалисты по информационным технологиям вообще, специалисты по ИТ в этой ИС, разработчики, представители групп пользователей предприятия заказчика. Последние будут отражать интересы большинства пользователей информационной системы, а также будут способствовать внедрению обновленной системы на предприятии. Пользователи сопротивляются нововведениям и поэтому необходима их моральная подготовка, которую удобнее провести при посредничестве таких представителей групп пользователей.

Рекомендуется также включать в команду реинжиниринга независимых экспертов. Численный состав команды рекомендуется ограничивать 10 членами. При необходимости сбора более многочисленной команды, необходимо выделить «ядро» (не более 10 человек) и «окружение». Члены команды РИС со стороны предприятия заказчика должны быть временно освобождены от должностных обязанностей.

Перед началом проекта реинжиниринга информационной системы необходимо получить поддержку руководства предприятия. Без выделения ресурсов (своевременного и в необходимом объеме) реинжиниринг обречен на провал. При этом часто возникает задача обоснования для руководства предприятия необходимости именно реинжиниринга информационной системы, а также невозможности ограничиться только отдельными исправлениями в информационной системе. Решения команды РИС должны иметь статус приказа руководителя предприятия. Всем членам команды реинжиниринга необходимо разъяснить цели и задачи проекта, его особенности и ограничения.

На следующем этапе проводится сбор и обработка претензий пользователей информационной системы. От конечных пользователей можно получить конкретные замечания по функционированию ИС, а от руководства – пожелания в плане стратегического развития информационной системы. Следует помнить, что эти замечания еще не являются требованиями к системе, а служат лишь симптомами ее несовершенства. Пользователи и руководство могут сообщить лишь о видимых проявлениях. В основном, они сводятся к замечаниям по удобству пользовательского интерфейса информационной системы, быстродействию и полноте реализации отдельных функций системы. Кроме того, обычно ни пользователи, ни руководство не видят в целом, в комплексе проблему с информационной системой.



Процедур сбора претензий на сегодняшний день существует достаточно много (анкетирование, интервьюирование, наблюдение за работой и т.п.). Следует отметить, что обычно пользователи занимают пассивную позицию и необходимо их дополнительно стимулировать. Собранные претензии могут противоречить друг другу. Нужно установить их приоритеты и обоснованность. Поэтому перед составлением спецификации требований необходима обработка собранных претензий. Разработчики должны выяснить, что лежит в основе этих претензий, какие глубинные недостатки информационной системы их порождают.

Составление спецификации требований можно проводить по известным методикам, например [5]. Спецификация для реинжиниринга информационной системы должна позволить с одной стороны сохранить общее назначение системы, а с другой позволить существенно развить систему, не потеряв этого назначения. При составлении спецификации рекомендуется использовать требования, сформулированные в техническом задании, по которому была разработана существующая информационная система.

Требования можно разделить на два типа: функциональные и нефункциональные. К функциональным требованиям относятся:

  • требования к бизнес-функциям (высокоуровневые цели предприятия или заказчика информационной системы);

  • требования к целям и задачам информатизации (цели и задачи, которые помогает решать информационная система);

  • требования к функциям информационной системы (что необходимо реализовать);

  • системные требования (могут включать также требования к квалификации персонала).

К нефункциональным относятся:

  • бизнес-правила (корпоративная политика, постановления правительства, стандарты и т.п.);

  • атрибуты качества информационной системы (характеристики, важные для пользователей и разработчиков);

  • внешний интерфейс (не только пользовательский, но и программный);

  • ограничения (дополнительные требования).

Очевидно, для перепроектирования информационной системы требуются ее структурные модели (функциональная, информационная, архитектурная, объектно-ориентированная и т.п.). Причем, в актуальном состоянии, т.е. модели, описывающие информационную систему в том виде и в том состоянии, в котором она существует и эксплуатируется. Однако часто приходится сталкиваться с отсутствием таких структурных моделей или их несоответствием системе. Поэтому, перед перепроектированием требуется
актуализация структурных моделей информационной системы.

Такое расхождение между информационной системой и описывающими ее структурными моделями обычно вызвано некачественной работой исполнителей. Любые изменения в информационной системе, прежде всего, должны быть отражены в ее структурных моделях6. Можно выделить следующие причины, являющиеся типовыми для такой ситуации:

  • Разработчики, ссылаясь на острую нехватку времени, корректируют только саму информационную систему, оставляя корректировку структурных моделей «на потом». В действительности, это – некачественная работа, ведущая к проблемам при реинжиниринге системы.

  • Изменения информационной системы намеренно не отражаются в ее структурных моделях (по разным мотивам, например «модели нужны были для создания системы, а теперь она живет своей жизнью»). Это в корне неверно.

  • Структурные модели теряются («пропадают») или уничтожаются (не обязательно по злому умыслу, возможно в результате нештатной ситуации). Такие ситуации необходимо исключить (например, путем регулярного резервного копирования моделей).

  • Разработчики «уносят с собой» структурные модели информационной системы (обычно при увольнении). Здесь – ошибка руководителя проекта и кадровой службы предприятия.

До сих пор встречаются и такие проекты, в ходе которых структурные модели информационной системы не строятся вовсе (хранятся «в головах разработчиков», рисуются на бумаге, которая позже теряется). В этом случае приходится проводить сложный анализ информационной системы с целью восстановления ее структурной модели.

Очень важную роль играют комментарии разработчиков к структурным моделям (как на диаграммах, так и в виде вспомогательного текста), а также комментарии в текстах программ. Поскольку зачастую разработчикам сложно разобраться даже в собственных текстах, написанных какое-то время назад.

Современные CASE-средства (такие как Rational Rose, Altova UModel, AllFusion ERWin Data Modeler, AllFusion Business Process Modeler) предоставляют не только широкие возможности построения структурных моделей информационной системы, но и некоторые функции для восстановления структурных моделей из исходных текстов (Rational Rose) или базы данных (AllFusion ERWin Data Modeler) распространенной СУБД. Кроме того, в некоторые современные средства разработки уже включены инструменты для поддержки реинжиниринга (например, в составе Borland Delphi 2009, имеется инструмент для рефакторинга программного обеспечения информационной системы).


Генерация альтернатив (вариантов) реинжиниринга является наименее формализуемой (на сегодняшний день) операцией, требующей творческого подхода. Распространение получили следующие способы (слайд 10):

  • генерация альтернатив реинжиниринга ИС в целом;

  • генерация и комбинирование частных вариантов;

  • использование шаблонов.

Первый способ требует, чтобы альтернатива описывала реинжиниринг информационной системы в целом, учитывая все требования к системе. Как правило, удается разработать небольшое количество таких альтернатив (5-7). Это способ требует привлечения разработчиков высшей квалификации, способных охватить информационную систему в целом («одним взглядом»). Разработать такую альтернативу крайне сложно, поскольку требуется не только учитывать все требования к информационной системе, но и представлять себе систему целиком.

Второй способ генерации базируется на комбинировании частных вариантов разрешения требований к информационной системе. Он основан на методе морфологического ящика (Цвикки7). Для каждого требования разрабатывается максимальное количество разных частных вариантов его разрешения. При этом альтернатива реинжиниринга ИС в целом представляет собой такое подмножество частных вариантов, которое разрешает все требования к информационной системе. Генерация вариантов для отдельных требований – более простая задача, чем генерация вариантов для всей ИС сразу. Комбинирование вариантов может быть автоматизировано.

Третий способ является промежуточным между первым и вторым. Он предполагает выбор в качестве основы (шаблона) некоторой готовой альтернативы и последующей коррекции ее для условий конкретного проекта реинжиниринга конкретной информационной системы. Шаблон может описывать общую концепцию реинжиниринга информационной системы на общем уровне и требовать конкретизации. Как вариант, шаблон может также вполне конкретно описывать реинжиниринг основной части информационной системы (например, ее базовых функций) и требовать дополнения для разрешения второстепенных требований к ИС. Такой способ требует наличия «базы» шаблонных решений.

Выбор оптимальной альтернативы представляет собой решение многокритериальной задачи принятия решения в условиях риска8. Для этого необходимо сначала определить критерии оптимальности, а затем оценить альтернативы (сначала частные варианты, если альтернативы генерируются по второму способу). Сложность выбора заключается в том, что альтернативы могу быть несравнимы. Чаще всего оценка проводится по таким показателям, как: