Файл: Лекция 2 Парадигмы педагогики.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Лекция 2

Парадигмы педагогики

План лекции

2.1. Образование в свете социокультурной концепции цивилизации

2.2. Понятие научных парадигм

2.3. Теоцентрическая парадигма педагогики

2.4. Рациоцентрическая парадигма педагогики

2.5. Антропоцентрическая парадигма педагогики

Образование в свете социокультурной концепции цивилизации

«Цивилизация» (от латинского civilis)– «гражданский, общественный, государственный» В наше время фиксирует типы общества, их своеобразие и уникальность на больших отрезках времени.

В настоящее время наблюдается отход от «евроцентризма», как наиболее успешной цивилизационной модели и растет интерес к восточной и евразийский цивилизациям.

Способы существования цивилизации

Для существования и развития цивилизации особое значение имеют способы транслирования культуры:

Процесс передачи знаний

«Состояние и уровень развития цивилизации…определяется уровнем и объемом доступных данному социуму знаний»

Д.С.Робертсон

Устная форма Письменность

Книгопечатание Компьютерные технологии

Модель идеального человека в различных цивилизациях

Понятие научных парадигм

«Под парадигмой я понимаю признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают… модель постановки проблем и их решений»

Томас Кун

Парадигма – господствующая в определенное время система научных идей и теорий, которая дает достаточно ясное видение мира.

Парадигмы: общенаучные и специализированные.

Три парадигмы педагогической науки

Ценности первого порядка, вокруг которых выстраивалась педагогическая наука: ВЕРА – ЗНАНИЕ – «Я».

Три главные парадигмы: теоцентрическая, рациоцентрическая, антропоцентрическая.

Научная парадигма в педагогике призвана объяснить педагогическому сообществу и родителям основные принципы построения образования в конкретный период времени.

Содержание научной парадигмы в педагогике

Теоцентрическая парадигма педагогики

Первая модель образования: Древняя Греция

Научное знание формируется вокруг высшего духовного начала (олимпийские боги, Судьба, Космос, промысел божий).

Истоки: Сократ, Платон, Аристотель.

Образование – воспитательное окружение, специальные занятия (приучение), правильно организованное обучение. Результат – присвоение жизненных ценностей и формирование добродетелей.

Отношение к детству: неполноценное существование, миниатюрная копия взрослого.

Образование средневековья

Основные черты теоцентрической парадигмы

Рациоцентрическая парадигма педагогики

Новое время и эпоха просвещения (XVII – XIX века).

На первое место выходит человек – его разум. Вера в прогресс – источник развития наук, светского образования движения за просвещение народа. Рационализм – великое завоевание Европейской цивилизации.

Образование направлено на обучение логике последовательных операций как в научном мышлении, так и любой другой отрасли.

Образец человека Нового времени: разумный, осознанно контролирующий все систему своих отношений с миром, деловитый, практичный, принимающий образование как культурную норму.

Главные ценности рациоцентрической парадигмы

3. Отраслевой характер образования ( делится по отраслям знаний и разделению труда в промышленности и сельском хозяйстве).

4. Точки зрения на проблему содержания образования:

Теория «материального образования» – школа дает знания по основам всех наук. Я.А.Коменский.

Теория «формального образования» – школа должна развивать познавательные силы и способности ученика. И.Г.Песталоцци.

5. Классическая и реальные школы.

«Школа учебы»: преподается только «книжное» знание, многопредметность, единый учебный план, одинаковые задания, подавление индивидуальности.

6. Утилитарность образования. Образование должно приносить пользу, система аттестаций.

7. Педагог – доминирующий субъект образовательного процесса, в обучении царит монолог учителя.

8. Классно-урочная система (Я.А.Коменский) очень продуктивная технологически и поэтому пока не имеет достойно замены.

9. Авторитарность.

Ребенок учитель администрация.

Антропоцентрическая парадигма педагогики

Возникает на уровне идеи в эпоху Возрождения и дальше в эпоху просвещения, Руссо (1740 – 1778) и в наше время.

Новые педагогические ценности:

ОснÐ

Лекция 2

Парадигмы педагогики

План лекции

2.1. Образование в свете социокультурной концепции цивилизации

2.2. Понятие научных парадигм

2.3. Теоцентрическая парадигма педагогики

2.4. Рациоцентрическая парадигма педагогики

2.5. Антропоцентрическая парадигма педагогики

Образование в свете социокультурной концепции цивилизации

«Цивилизация» (от латинского civilis)– «гражданский, общественный, государственный» В наше время фиксирует типы общества, их своеобразие и уникальность на больших отрезках времени.

В настоящее время наблюдается отход от «евроцентризма», как наиболее успешной цивилизационной модели и растет интерес к восточной и евразийский цивилизациям.

Способы существования цивилизации

Для существования и развития цивилизации особое значение имеют способы транслирования культуры:

  • традиции, обычаи, верования, нормы поведения;
  • формы и способы общения, ритуалы;
  • взаимодействие поколений в семье, трудовых сообществах, в досуговой деятельности;
  • информационные технологии.

Процесс передачи знаний

«Состояние и уровень развития цивилизации…определяется уровнем и объемом доступных данному социуму знаний»

Д.С.Робертсон

Устная форма Письменность

Книгопечатание Компьютерные технологии

Модель идеального человека в различных цивилизациях


Модель цивилизации

Отношение к себе

Отношение к социуму

Главные добродетели

Духовный поиск людей

Восточная

Каким его видят другие

Подчинение родовому клану

Сердце и воля

Поиск абсолютного смысла

Западная

Каким он видит себя

Уважение к своей личности

Ум

Поиск абсолютной истины

Евразийская

Соборность

(я среди людей)

Нравственная общность

Свободное действие и жажда творчества

Поиск добра

Понятие научных парадигм

«Под парадигмой я понимаю признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают… модель постановки проблем и их решений»

Томас Кун

Парадигма – господствующая в определенное время система научных идей и теорий, которая дает достаточно ясное видение мира.

Парадигмы: общенаучные и специализированные.

Три парадигмы педагогической науки

Ценности первого порядка, вокруг которых выстраивалась педагогическая наука: ВЕРА – ЗНАНИЕ – «Я».

Три главные парадигмы: теоцентрическая, рациоцентрическая, антропоцентрическая.

Научная парадигма в педагогике призвана объяснить педагогическому сообществу и родителям основные принципы построения образования в конкретный период времени.

Содержание научной парадигмы в педагогике

  • 1. Типологическая характеристика ребенка;
  • 2. Представление о природе взросления, становления личности и индивидуальности, о сущности педагогического процесса воспитания и обучения;
  • 3. Характеристика целей, содержания и организационно-технологических моделей образования;
  • 4. Взаимодействие субъекта и объекта образовательного процесса;
  • 5. Доминирующая модель школы.

Теоцентрическая парадигма педагогики

Первая модель образования: Древняя Греция

Научное знание формируется вокруг высшего духовного начала (олимпийские боги, Судьба, Космос, промысел божий).

Истоки: Сократ, Платон, Аристотель.

Образование – воспитательное окружение, специальные занятия (приучение), правильно организованное обучение. Результат – присвоение жизненных ценностей и формирование добродетелей.

Отношение к детству: неполноценное существование, миниатюрная копия взрослого.

Образование средневековья

  • 1. Образование носило религиозный характер и главными образованными людьми были священника;
  • 2. Использование индивидуально-групповая форма обучения (20 30 человек)
  • 3. Содержание: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, теория музыки.
  • 4. Фома Аквинский (1226 – 1274)
  • 5. Отношение к детству как в Новом завете: ребенок – образец высочайшего совершенства.
  • 6. Образование для земной жизни с прицелом на вечную.

Основные черты теоцентрической парадигмы

  • 1. Образование понимается как помощь ребенку в раскрытии образа Божия в себе.
  • 2. Каждый человек должен выполнять то, к чему он предназначен Богом, т.е. не стремиться выходить за пределы своего сословия.
  • 3. Не существовало понимания значения своего обучения. Средневековый человек учился, когда хотел и сколько мог, без всякой утилитарной цели. Образованный человек умел читать и писать по латыни, толковать текст Священного писания, а в нем были ответы на все вопросы.
  • 4. Не утратила значения и в настоящее время: обучение в религиозных центрах.

Рациоцентрическая парадигма педагогики

Новое время и эпоха просвещения (XVII – XIX века).

На первое место выходит человек – его разум. Вера в прогресс – источник развития наук, светского образования движения за просвещение народа. Рационализм – великое завоевание Европейской цивилизации.

Образование направлено на обучение логике последовательных операций как в научном мышлении, так и любой другой отрасли.

Образец человека Нового времени: разумный, осознанно контролирующий все систему своих отношений с миром, деловитый, практичный, принимающий образование как культурную норму.

Главные ценности рациоцентрической парадигмы

  • Рационализм. Научное познание ориентировано на истину, которая не зависит от человека.
  • Основные представители научного сообщества:
  • Я.А. Коменский (ступень ощущений – ступень пояснений – ступень упражнений);

    И.Ф.Гербарт («ясность», «ассоциация», «система», «метод»);

    К.Д.Ушинский («живое восприятие учебного материала», « сравнение и сопоставление полученных представлений и выработка предварительных понятий», «обобщение и приведение знаний в систему», «закрепление полученных знаний»).

3. Отраслевой характер образования ( делится по отраслям знаний и разделению труда в промышленности и сельском хозяйстве).

4. Точки зрения на проблему содержания образования:

Теория «материального образования» – школа дает знания по основам всех наук. Я.А.Коменский.

Теория «формального образования» – школа должна развивать познавательные силы и способности ученика. И.Г.Песталоцци.


5. Классическая и реальные школы.

«Школа учебы»: преподается только «книжное» знание, многопредметность, единый учебный план, одинаковые задания, подавление индивидуальности.

«Школа труда»: отказ от многопредметности, практическая деятельность в лабораториях, познание идет от практики к понятию, учитель показывает образец практической деятельности, существует возможность отойти от учебного плана.

6. Утилитарность образования. Образование должно приносить пользу, система аттестаций.

7. Педагог – доминирующий субъект образовательного процесса, в обучении царит монолог учителя.

8. Классно-урочная система (Я.А.Коменский) очень продуктивная технологически и поэтому пока не имеет достойно замены.

8. Образ ребенка. Ребенок является объектом воспитания и обучения. Отношение к ребенку: «чистая доска», «пустой сосуд». Образование – подготовка к будущей жизни, ради него можно терпеть лишения. Рождение дидактики – науки о методах обучения.

9. Авторитарность.

Ребенок учитель администрация.

Антропоцентрическая парадигма педагогики

Возникает на уровне идеи в эпоху Возрождения и дальше в эпоху просвещения, Руссо (1740 – 1778) и в наше время.

Новые педагогические ценности:

  • Изначальное совершенство ребенка;
  • Природособразность, естественность воспитания;
  • Свобода в воспитании;
  • Общечеловеческие целевые ориентиры воспитания;
  • Гуманизм

ОснÐ