Файл: Контрольная Работа по дисциплине История декоративноприкладного искусства. тема Гжель Великий Новгород 20222023 уч год. Содержание Введение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 50

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Художники объединения "Гжель" украсили керамическими украшениями здания аптеки и кафе в своем регионе, а в Раменском - интерьером кинотеатра "Юбилейный", в Бронницах - кинотеатра "Родина".

Сегодня Гжель восстанавливает былое величие и пишет новые страницы и историю керамической промышленности страны. Она также производит электротехнический и лабораторный фарфор, высококачественный кирпич, красочную мозаичную напольную плитку, мелкий пластик, детские игрушки и многое другое.

Колхоз "Гжельский" занимается откормом скота, выращиванием картофеля и злаков, производством кормов, молока. На территории четырех районов Гжельской области расположены многочисленные садоводческие коллективы Москвы и местных фермерских хозяйств.

Жители Гжеля умело использовали не только глину, но и дерево. Их дома похожи на башни из сказки. Один взгляд - как будто завернутый в кружево, настолько воздушный и деликатный, что рисунок его полосок плит и причудливо вырезанной задней стенки на крыше. Хозяин другой украсил окна, балкон, углы дома витражами и яркими узорами. Он выбрал цвета настолько умно, что это даже не дом, а пожарная птица, которая вышла на улицу. И посмотрите на третий - и перед вами предстают такие вдумчивые очертания, такой мягкий и нежный цвет на нем - не тогда, когда на улице появились русские чудодейственные хлебные крошки.

Сейчас в строительстве кирпичных домов термины, и вот как они выглядят: умные, высокие и большие - гжельцы создают оригинальные конструкции из белого и красного кирпича, строя каждый дом по индивидуальному плану.

Уже в деревнях начинаются поля, леса, густые темные леса. В обрамлении плачущих ив или сосен протекают ленточками небольшие реки с красивыми названиями: Дорка, Гжелка, Сеченка, Речица. Во время весеннего половодья они образуют небольшие поймы, которые летом превращаются в яркие цветочные луга.

6. Производство и создание изделий из Гжели

6.1.Создание гжельского фарфора

Гжельские мастера шлифуют вручную, на специальных гончарных станках (круг с двумя стойками и деревянной рейкой для поддержки рук) гипсовые заготовки будущей гжельской посуды. С помощью специальных резцов обрабатывается рабочая поверхность заготовки из гипса. Затем в эту гипсовую форму наливается гипсовый клей, и пористая штукатурка впитывает влагу из гипсового клея, создавая заготовку будущего изделия. При утильном обжиге заготовка, приобретя форму, отправляется в печь, затем окрашивается, покрывается глазурью и при втором обжиге снова отправляется в печь. И в результате мы видим то, что называется гжельский фарфор!


6.2.Сырье для гжельских изделий

Глина является основным сырьем для производства керамических изделий, благодаря своей огнеупорности и пластичности. В этом случае пластичность - это способность глины принимать любую желаемую мастером форму и сохранять ее после обжига.

Есть три вида глины:

  • Пластичные

  • Среднепластичные

  • Непластичные

Огнеупорность - это способность глины сохранять любую форму после обжига и не деформироваться под воздействием высоких температур.

По огнеупорным свойствам глины делятся на два типа:

  • Огнеупорные - температура деформации выше 1580 градусов;

  • Легкоплавкие - температура деформации не превышает 1300 градусов.

В дополнение к глине идут другие компоненты, например:

  • Кварцевый песок

  • Нефелинсиенит

  • Перлит

  • полевой шпат.

Благодаря этим добавкам можно регулировать пластичность керамической массы, плотность и тугоплавкость.

6.3.Основные виды производства гжельской керамики:

  • Формовка - изготавливается из керамической массы вручную мастером на токарном станке, или автоматизированным способом - с помощью сборных шаблонов на станках различных конструкций.

  • Заливка в гипсовые формы - заливается жидкая керамическая смесь (шликер).

Затем продукт высушивается в естественных условиях, и когда необходимая прочность достигается, он переходит к следующему этапу - оправке.

Во время оправки мягкая влажная губка затирает швы и неровности, недостающие детали приклеиваются к изделию: ручки, носики. Затем продукт завершается сушкой в специальной сушильной печи.

6.4.Обжиг гжели

Следующим процессом изготовления керамических изделий является обжиг, который придает прочность изделию. Есть два процесса обжига:

- Утильный обжиг - при температуре 850-950 градусов для фарфора и майолики, 1200 градусов - для фаянса. После обжига изделие покрывается глазурью (тонкая стеклообразная пленка, придающая изделию водонепроницаемость и декоративные свойства).

- Политой обжиг - 980-1050 градусов для майолики, 1400 градусов для фарфора, 1200 для фаянса. На этом этапе на изделие наносится сплошная глазурь.

Также используйте специальные подглазурные цвета под глазурью. Во время обжига подглазурные цвета и глазурь сливались, образуя тонкую пленку, которая предотвращала стирание фигуры. Единственным недостатком подглазурных цветов является то, что их цветовая гамма достаточно мала, так как большинство цветов выгорает из-за высокой температуры. Наиболее

распространенным подглазурным цветом является кобальт, который после обжига придает изделию синий цвет в различных оттенках.

7.Заключение

В современных условиях невозможно вести такое сложное производство, как производство электро-изоляторов, художественной майолики и фарфоровых изделий, на должном уровне без тесных связей с научно-исследовательскими институтами, без использования опыта других предприятий, что делают коллективы всех предприятий региона.

Такие связи имеют особое значение для сотрудников товарищества "Гжель", которое образовалось в результате слияния различных сел. В результате их объединения увеличились объемы производства, и на первый план вышла задача кардинального изменения условий труда, совершенствования технологий и создания мощного единого экономического комплекса.

Сформировался сильный творческий коллектив из художников, скульпторов, живописцев, технологов. Все это позволило производить до 750 образцов фарфора и майолики, а также разрабатывать до 150 новых образцов в год, большинство из которых - серийное производство.

Гжельские мастера глубоко и свято сохраняют традиции своих предков, творчески развивают и дополняют их. В полумире, созданном мастерами-керамистами сегодняшней Гжели, трудно провести четкую грань между искусством прошлого и настоящим. Источник, сотворенный веками назад в душе русского народа, не иссякает, пройдя сквозь могущество веков, остается мощной эстетической силой и не теряет своей чистоты. В преемственности традиций народных мастеров верность им и является ядром успеха и популярности гжельской керамики нашего времени.

История Гжеля насчитывает века, а его народному искусству суждено жить долго. Сегодня знаменитое народное ремесло набирает новые силы. Гжельские голубые птицы летают в разные уголки мира, чтобы облагородить образ жизни людей и пробудить в них чувство прекрасного.

.

Список литературы

  1. Гжель - Российская жемчужина. Авт. текста Аверьянова М.Г. 1995,

  2. Логинов В.М. Новь древней Гжели. М.: "Моск. рабочий", 1988г,.

  3. Гамелкин С.В. и Калитин М.Г. Гжель и гжельцы. На родине русского фарфора. "Моск. рабочий", 1968г,

  4. Салтыков А.Б. Майолика Гжели. "Искусство", 1958 г.

  5. Логинов, Виктор Михайлович, Скальский, Юрий Петрович. Эта звонкая сказка-Гжель. М.:Сварог,1995 г.