Файл: Контрольная Работа по дисциплине История декоративноприкладного искусства. тема Гжель Великий Новгород 20222023 уч год. Содержание Введение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В получении тонкого фаянса в Гжеле и усовершенствовании технологии его производства на протяжении двух-трех десятилетий выдающаяся роль принадлежала крестьянину села Речица Афанасию Леонтьевичу Киселеву. Он работал на фабрике Терехов, стал их компаньоном, позже отделился от них и основал собственное предприятие. Ему потребовалось десятилетие, чтобы овладеть техникой и живописью тонкого фаянса наравне с лучшими русскими фабриками, и он был единственным из гжельцев, кто мог представлять его искусство на всероссийских промышленных выставках.

Наибольший успех пришелся на 30-40 лет. Киселев и его работники освоили все виды художественной росписи: кисть, технику трансферной печати, цветные утюги, рельефы, сочетание цветных масс и цветных рельефов, люстры - покрытие солями металлов, что придает изделиям металлический блеск под "золото", "медь", "серебро", "жемчужная мать".

5.Фарфор Гжели

Первые попытки создания фарфора в Гжеле были начаты еще в XVIII веке. Она уже производилась за рубежом и в России на Императорских и некоторых других заводах, которые были известны Гжелю. А поскольку его цена была почти равна цене золота, гжельцы, имевшие многовековой опыт работы в гончарном деле и достигшие высот в художественном воплощении майоликовых изделий, стремились к мастерству и высочайшему достижению керамического искусства - производству фарфора.

В поисках первого из них в начале XIX века добился успеха молодой, умный и любознательный Павел Куличков. В 1802 году он начал производить фарфоровые изделия и привез их в Москву на продажу. Секретное производство сохранилось, но в первое десятилетие в Гжеле появилось еще несколько фарфоровых заводов в селе. Ново-Чаритоново.

В 1810 году на берегу Дорки неожиданно появилась фабрика деревенского кузнеца и лесоруба Якова Васильевича.

Яков Васильевич, принявший имя Кузнецова, вел крутой бизнес, что вскоре позволило получить значительный капитал и постоянно расширять и обновлять производство. Вместо деревянных, каменных стен мастерской он построил, а у его сына Терентия в 1832 году уже был новый завод в нескольких десятках километров от Гжеля - в городе Дулево, где было изобилие дешевого топлива, местной глины, воды, и ремесленников, которых он привлекал из сел Гжеля высокими доходами.

В 30-40 годах большая часть фарфора в России производилась в Гжеле. Гжельский фарфор, набирающий популярность, экспортируется не только в Россию, но и в другие страны.

Хотя стиль художественных изделий, изготовленных в России в разные годы, в значительной степени определялся западными традициями барокко, классицизма и ампира, гжельские народные мастера создавали свой собственный стиль, используя традиции народного творчества.


Гжельский фарфор был ориентирован на самые широкие слои населения. Яркие, пышные картины Гжеля радовали глаз, его образы были понятны людям. Примечательно, что после Отечественной войны 1812 года появилась новая тема: было написано много портретов героев войны.

Именно в Гжеле было сосредоточено большинство фарфоровых заводов России, которые более широко знакомили русское население с фарфором и приучали его к этому прекрасному материалу. С массовым выпуском фарфора цена на него стала доступной для широких слоев населения.

Во второй четверти XIX века началось производство характерного типа пластин, особенностью которого был рельеф "жемчуг" на ободке, со стилизованной цветной росписью и золотым орнаментом в центре пластины.

До середины XIX века Гжель был крупнейшим поставщиком керамических изделий в стране.

Во второй половине XIX века в российском керамическом производстве происходят, как и в других отраслях, большие перемены. Крупные механизированные заводы сейчас лидируют. Экономика производства, высокое качество продукции и умеренные цены позволили им выиграть конкуренцию на рынках.

В 1887 году в Москве при совете директоров было создано предприятие "Товарищество по производству фарфора и фаянсовых изделий М.С.Кузнецова". Кузнецовы завоевали российский рынок, и многие гжельцы не только мелкие ремесленники, но и средние и крупные предприниматели закрыли свои мастерские, фабрики и обанкротились.

Несмотря на снижение значимости гжеля, в конце XIX века он по-прежнему занимал третье место в России после заводов М.С. Кузнецова, выпускавших продукцию на пяти крупных заводах за 2,1 млн. рублей, и после завода И.Е. Кузнецова в Волхове, выпускавшего продукцию на 360 тыс. рублей.

Три войны в начале 20 века, опустошение страны после революции, нехватка топлива, сырья и хлеба привели к сокращению производства или закрытию ряда заводов. Потребность в хлебе и голодных предметах первой необходимости заставляла людей искать средства к существованию. Поэтому, в дополнение к ремесленным мастерским, существовавшим до революции, в годы НЭП появились новые, в которых мастера гончарного дела производили посуду и игрушки в первобытных условиях, а затем вывозили их на продажу в другие провинции в обмен на хлеб.



В 1921 году в Турыгино была основана школа керамики, и вскоре к ней присоединился энтузиаст-керамист, изобретатель более 100 разновидностей глазурей, в том числе с металлическим блеском, Георгий Васильевич Монахов, бывший заведующий мастерской Строгановской школы. В 1932 году он поступил на вновь открытую фабрику "Всеходожественный", где вместе со скульпторами и художниками из Москвы стал пионером и начал выпускать майоликовые работы небольшими сериями. Он работал до 1938 года, когда вышел на пенсию. Он умер в 1939 году.

В селе Турыгино в 1925 году была создана крупнейшая в районе артель. Она называлась "Художественная керамика".

В 1926 году численность работников фарфоровой и фаянсовой промышленности в Гжельской волости составляла 506 человек, то есть 3% всех работников Бронницкого района. Четыре завода были государственными - 449 человек рабочих, 1 - местная промышленность - 14 человек рабочих (два из них в селе Речицы объединились в один). Кроме того, в годы НЭПа во всех селах были отдельные надомные работники, которые производили в основном простую керамику и кирпич.

Недалеко от села Гжель находились карьеры Бронницкого промышленного предприятия.

Во время Великой Отечественной войны гжельские предприятия были на некоторое время закрыты. В 1944-1945 годах Артель "Художественная керамика" возобновила свою работу, начала выпускать кружки, потребовались героические усилия женщин и молодежи, так как всю работу по подготовке сырья, топлива, транспортировке готовой продукции приходилось выполнять вручную, а все мужчины находились на фронте.

Но уже в 1945 году была поставлена задача возродить художественные произведения. Это связано с именем Александра Борисовича Салтыкова (1900 - 1959), который еще будучи студентом и в годы работы в Государственном Историческом музее изучал традиции древней Гжели. Его основные работы "Майолика Гжеля в 18 веке",

"Русская керамика 18-20 веков" и другие собрали и систематизировали информацию о происхождении и развитии отечественной керамики и установили оригинальный характер гжельской керамики. Он не только изучал традиции и наследие старых мастеров, но и вместе с Бессарабовой Натальей Ивановной (1895-1981) разрабатывал методы овладения гжельской кистью. Их активно поддерживали другие члены НИИ художественной промышленности, а также местные способные студенты.

В работах Н.И.Бессарабовой сочетаются традиция и новизна, красота и полезность. Она помогла своим ученикам понять законы национального искусства, освоила кисть, влюбилась в народное искусство.


Среди учеников с особым талантом была уроженка села Турыгино, наследница керамики Татьяна Сергеевна Дунашова. Она пришла на фабрику в 16 лет и работает по сей день. Прошел путь от художника до мастера высшей категории. Непревзойденный художник, в последние годы много работает над созданием уникального и выставочного форм. В 1991 году была удостоена Государственной премии СССР.

Людмила Павловна Азарова, скульптор и мастер живописи, также полностью посвятила свою жизнь возрождению гжельских народных промыслов. Она приехала в Гжель после окончания института. Она обладает богатым воображением, трудолюбием и неиссякаемой творческой энергией.

На протяжении многих лет она изучала традиции древней Гжели, постоянно обращаясь к вкусам нынешних поколений: ее творчество характеризуется новаторством, сильным чувством современности. За эти годы она создала сотни новых дизайнов, а ее художественные скульптурные композиции широко известны. Среди своей продукции посуда и изысканные пластмассы, уникальные подарочные изделия. В 1991 году Азаровой Л.П. было присвоено звание "Народная артистка СССР".

Ее особенным стилем является стиль художницы Зинаиды Васильевны Окуловой. Она писала объекты на исторические, морские и олимпийские темы.

В 1976 году этим четырем художникам, первым гжельским мастерам, было присвоено звание государственного лауреата И.Е. Репина. И.Е. Репин. Их продукция находится во многих музеях страны, является участником международных и российских выставок, постоянно востребована заказчиками на протяжении десятилетий.

Значительный вклад в развитие гжельского стиля внесли высококлассные художники В. И. Авдонин, И. А. Хазова, В. И. Розанов, Г. В. Денисов, а также молодежь - Т. и В. Хазов, М. Подгорная, А. Царегородцев, Н. Туркин, Ю. Петлина и многие другие.

Автор многих наград международных конкурсов и кинофестивалей, участник отечественных и зарубежных выставок, заслуженный художник РСФСР А.Н. Федотов является главным художником предприятия, которое воспроизводит большое количество его работ.

Многолетнее возрождение традиций искусства майолики подарил руководитель творческого коллектива заслуженный художник РСФСР В.А. Петров. Он создал наборы для супов, ягод, на завтрак, подсвечники, чайники и многое другое. И все это в традициях лучших образцов старой гжельской майолики конца XVIII века.

Акционерное общество "Гжель" было создано в результате слияния в 1972 году 6 небольших магазинов разных сел.


В селе Жирово производят керамические камины, в селах Трошково и Фенино - керамическую и майоликовую посуду. В деревне Фенино в сотрудничестве с итальянской компанией строится производство плитки и кафеля. Фарфоровые игрушки производятся в. Коломино-Фрязино, а современные производства в селах Турыгино и Бахтеево являются основными центрами художественного фарфора.

Более 60 скульпторов, технологов, художников и других специалистов вовлечены в творческие коллективы по разработке и внедрению новых разработок, благодаря усилиям которых создаются десятки и сотни новых изделий, покоривших отечественный рынок и поставляемых во многие страны мира, участвуют в российских и мировых выставках.

Создаются совершенно новые фарфоровые изделия - мотивационные сосуды и подарочные вазы. В живописи живописного начала, прослеживаются черты фольклора, укрепляется более тесная связь с художественными задачами нашего времени.

Пятнадцать сотен человек работают в компании "Гжель". Создана единая система образования, начиная с детского сада, Ново-Харитоновской гимназии, художественного училища, индустриально-художественного колледжа и заканчивая учебой в институтах и аспирантуре Москвы.

Компания уделяет большое внимание популяризации гжельского народного искусства: в последние годы она издает книги и альбомы, фильмы и телефильмы, наборы открыток и проспекты выставок, в которых компания регулярно принимает участие. Особого признания заслуживает генеральный директор компании Виктор Михайлович Логинов.

15 августа 1989 года на пресс-конференции и обширной выставке в Центральном доме художника СССР в Крымской долине в Москве открылось празднование 650-летия со дня первого письменного упоминания о Гжеле. В экспозицию вошли более тысячи экспонатов из ведущих музеев страны и ряда гжельских предприятий, гжельского технического училища, а также работы студентов училища.

Состоялись две научно-производственные конференции, на которых ученые и специалисты из Москвы, Санкт-Петербурга, Риги, Новосибирска и Минска обсудили преемственность традиций и перспективы развития Гшельской области. В торжественном зале гостиницы "Россия" состоялся торжественный вечер, во время которого выступил ансамбль "Шоу-Гжель". В самом Гжеле проходили народные гуляния и выставка-аукцион.

Мировую славу современного русского фарфора и майолики создают высококлассные мастера компании "Гжель". За успехи в развитии декоративно-прикладного искусства коллектив предприятия в 1986 году был награжден орденом Дружбы народов, а его директор В.М. Логинов в 1991 году был удостоен звания Героя Социалистического Труда.