Файл: Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 96
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Сборник методических разработок
«Формирование основ финансовой грамотности у детей
дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий
для детей и их родителей в ДОО»
Калининград
2017
Составители: О.А. Блохина, и. о. заведующего кафедрой педагогики и психологии,
О.В. Терешева, старший методист кафедры педагогики и психологии
Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.
Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО.
Сборник методических разработок / Сост. О.А. Блохина, О.В. Терешева – Калининград:
КОИРО, 2017.
Сборник методических разработок «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО» составлен по результатам выполнения проекта «Организация и проведение обучающих мероприятий по финансовой грамотности для педагогических работников дошкольных общеобразовательных учреждений», реализующегося в рамках подпрограммы «Повышение уровня финансовой грамотности жителей Калининградской области» государственной программы Калининградской области «Эффективные финансы» проекта Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации»
Сборник предназначен для педагогов, методистов и руководителей дошкольных образовательных организаций, а также родителей детей дошкольного возраста.
Содержание
Сборника методических разработок
«Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.
Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО»
1. Сценарии образовательных событий в ДОО
1.1. Мельник Д.Н., воспитатель МАДОУ д/с №56, г. Калининград. Проект «Дни финансовой грамотности»
1.2. Асташкевич О.Н., педагог-психолог МАДОУ детский сад №48, г. Калининград.
Деловая игра для родителей детей подготовительной группы «Азбука финансов»
1.3. Кузнецова Е.С., музыкальный руководитель МАОУ НШ-ДС №72, г. Калининград.
Квест-игра для детей подготовительной группы «Финансовая школа»
1.4. Баранова Р.Н., воспитатель МАОУ НШ-ДС №72, г. Калининград. Викторина по экономическому воспитанию для детей подготовительной группы «Путешествие в денежную страну»
2. Сценарии НОД с детьми младшей и средней группы ДОО
2.1. Аверьянова Е.Н., воспитатель МАДОУ ЦРР д/с № 3, г. Советск. Интерактивное занятие с детьми младшего и среднего дошкольного возраста «Азбука юного финансиста»
2.2. Кляйнфельд С.В., воспитатель МАДОУ д/с 132, г. Калининград. НОД с детьми среднего дошкольного возраста «Деньги всякие нужны»
2.3. Мальцева Е.В., воспитатель МАДОУ ЦРР детский сад №136, г. Калининград.
Игровое занятие для детей среднего дошкольного возраста «Поиск сокровищ пирата
Финансиста»
2.4. Тарасевич И.В., воспитатель МАДОУ д/с №1 «Остров Сокровищ», г. Советск. НОД с детьми среднего дошкольного возраста «Путешествие в страну Экономград»
3. Сценарии НОД с детьми старшей группы ДОО
3.1. Белобородова Н.А., воспитатель МАДОУ детский сад п. Муромское. НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Юные финансисты»
3.2. Благинина Н.Ю., воспитатель МБОУ «Средняя школа пос. Озерки» СП д/с
«Солнышко» пос. Озерки. НОД с детьми старшего дошкольного возраста
«Приключения Умника и Торопыжки»
3.3. Вишневская Л.П., воспитатель МАДОУ ЦРР д/с №18, г. Советск.
Игровое занятие с детьми старшего дошкольного возраста «Бартер»
3.4. Голева Е. Ю., воспитатель МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 1», г.
Черняховск. Развивающее занятие с детьми старшего дошкольного возраста
«Семейный бюджет и расходы семьи»
3.5. Гришанова Т.В., воспитатель МАДОУ ЦРР д/с №31, г. Калининград. НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Музей денег». Тематическое планирование совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ финансовой грамотности
3.6. Дудкина Ж.Г., воспитатель МАДОУ д\с №68, г. Калининград. НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в сказочную страну Экономию»
3.7. Коняева Е.М., воспитатель МАДОУ №6 г. Черняховска. НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Экономия тепла, света, воды»
3.8. Николаева О.Н., музыкальный руководитель МБДОУ детский сад «Солнышко» №1.
НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Деньги. Монета. Банкнота.
Пластиковая карта»
4. Конспекты НОД с детьми подготовительной группы ДОО
4.1. Васильева Т.А., воспитатель МАДОУ детский сад г. Зеленоградска. НОД с детьми подготовительной группы «Творим добро»
4.2. Навроцкая Н.Ю., воспитатель МАДОУ детский сад «Теремок», г. Мамоново. НОД с детьми подготовительной группы «Что такое деньги?»
4.3. Ноздрачева О.Д.., воспитатель МАДОУ «Детский сад № 5» г. Гусева. НОД с детьми подготовительной группы «Чудо-деньги»
СЦЕНАРИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СОБЫТИЙ В ДОО
Проект «Дни финансовой грамотности»
Мельник Д.Н., воспитатель МАДОУ д/с №56, г. Калининград
Идея проекта: формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста
Участники проекта: воспитанники подготовительных к школе групп, воспитатели, родители.
Срок реализации: 10 дней (2 недели)
Тип проекта: краткосрочный
Цель проекта: познакомить воспитанников подготовительных групп с основами финансовой грамотности на доступном уровне с помощью игры
Задачи:
1. привлечение внимания детей и родителей к вопросам финансовой грамотности с помощью игры «Я – активен и позитивен!»
2. вовлечение детей, родителей, воспитателей, подготовительных групп в работу проекта
3. информирование родителей о важности финансового образования детей
4. формирование у родителей интереса к обучению своих детей основам финансовой грамотности
Ожидаемые результаты: благодаря использованным материалам, дети планируют и совершают покупку в «Супермаркете» самостоятельно. Таким образом, дети осваивают базовые принципы использования финансов на личном опыте. Успешное вовлечение родителей и их активное участие в проекте.
План организации деятельности детей в рамках проекта:
1. Комикс о Рублике. Знакомство детей с историей о рублике.
2. Финансовая грамотность в мудрости народной. Книжка-раскраска для детей старшего дошкольного возраста. Знакомство с пословицами и поговорками, работа с картинками - раскрасками (курс состоит из десяти занятий).
3. Итогом является игра «Я – активен и позитивен!».
Продолжительность игры: 5 дней.
Материалы:
1. Каталог товаров – 1 экз. (печатный и электронный)
2. Каталог работ – 1 экз. (печатный и электронный)
3. Листовка «Дерево» – 1 экз. (печатный и электронный)
4. Копилка «Благотворительность» – изготавливается самостоятельно
5. Индивидуальные копилки – по количеству детей – изготавливаются самостоятельно из прозрачных файлов и двухстороннего скотча
6. Экран достижений – изготавливается самостоятельно
7. Наклейки для экрана достижений – по 10 шт. на 1 день – изготавливаются самостоятельно
8. Дошколики – по 10 шт. на 1 день
9. Буклет «История о дереве и человеке» – 1 экз.
10. Письмо для родителей №1 – 1 экз. (печатный и электронный)
11. Письмо для родителей №2 – 1 экз. (печатный и электронный)
План игры:
День 1, понедельник
1. Первая половина дня: знакомство с игрой, «дошколиками» – условной единицей игры, каталогами товаров, работ, экраном, наклейками. Изготовление индивидуальных копилок.
2. Зарабатывание «дошколиков» у педагога, у специалистов. Работа с экраном, копилками.
3. Письмо родителям №1 – положить каждому ребенку в шкафчик и / или разместить в родительском уголке.
День 2, вторник
1. Первая половина дня: рассказ о дереве, благотворительности, копилке.
2. Зарабатывание «дошколиков» у педагога, у специалистов. Работа с экраном, копилками.
День 3, среда
1. Зарабатывание «дошколиков» у педагога, у специалистов. Работа с экраном, копилками.
2. Письмо родителям №2 – положить каждому ребенку в шкафчик и / или разместить в родительском уголке.
День 4, четверг
1. Зарабатывание «дошколиков» у педагога, у специалистов. Работа с экраном, копилками.
День 5, пятница
1. Первая половина дня: зарабатывание «дошколиков» у педагога, у специалистов.
Работа с экраном, копилками.
2. Вторая половина дня: подсчет накоплений, обсуждение планируемых покупок, рассказ о банкомате и его работе.
3. По графику группа идет в «Супермаркет». У них есть 20 минут на покупки.
4. «Дошколики», собранные на дерево, сдаются координаторам.
В ходе игры детям предоставляется возможность «заработать» «дошколики»
(условные единицы игры, деньги), а затем, заработанные деньги можно потратить в супермаркете – выбрать товар, приобрести его индивидуально или коллективно и не забыть взять чек. Также дети могут инвестировать деньги в благотворительность.
Дети учатся планировать покупки по каталогам товаров, рассчитывать стоимость товара, отталкиваясь от заработанной суммы. Есть возможность и подработать.
Данная игра практикуется в течение двух лет, а также дорабатывается благодаря обратной связи родителей, воспитателей и непосредственных участников игры – дошкольников.
Деловая игра для родителей детей подготовительной группы «Азбука финансов»
Асташкевич О.Н., педагог-психолог МАДОУ детский сад №48, г. Калининград
Цель: формирование основ финансовой грамотности у дошкольников через взаимодействие с семьей посредством игры.
Задачи:
Сформировать элементарные экономические знания у родителей
Привить бережное и экономное отношение детей к деньгам, через взаимодействие с семьей
Привить бережное и экономное отношение детей к деньгам, через взаимодействие с семьей
Обучить своих детей правильно управлять своим поведением на основе первичных представлений о мире финансов
Родители делятся на две команды (путем жеребьёвки). На каждое задание дается 5 мин. На правильный ответ (выделен синим цветом) дается один балл. Выигрывает та команда, которая соберет больше балов.
Актуализация знаний. Финансовая разминка.
ЗАДАНИЕ 1. Игра «Кто больше знает финансовых терминов?».
Команда на выданном бланке должна за 2 минуты записать безошибочно как можно больше терминов.
По истечению времени команды обмениваются друг с другом бланками. Чужая команда подсчитывает доход команды – соперника, при этом обязательно учитывается соответствие написанных слов с заданной тематикой и грамотностью.
За каждый правильный термин дается 1 балл.
Как вы думаете, какую роль играют деньги в нашей жизни?
"Ничто не содействует в такой мере, как деньги, установлению среди людей дурных законов и дурных нравов, деньги поселяют раздоры в городах и изгоняют людей из жилищ, деньги обращают мысли людей самых благородных ко всему постыдному и гибельному для человека..."
Древнегреческий философ Софокл так говорил 2 тыс. лет назад о деньгах.
- А как вы думаете, виноваты ли деньги во всех тех преступлениях, в которых их обвиняет Софокл?
Обсуждение с двумя командами
Вывод: в современном мире деньги могут способствовать добру, а могут помогать или даже совершать зло. Все зависит от того, в чьих руках они находятся.
ЗАДАНИЕ 2. «Продолжите предложение»
Если родители вовремя не объяснят ребёнку что такое деньги и почему их нужно зарабатывать и экономить, то … a. у него сложится об этой теме собственное мнение. После четырёх лет ребёнка, обычно, очень трудно перестроить к иному отношению к семейным финансам. b. это может стать причиной обид, капризности, недоверия к родителям. c. это повлияет на формирующееся миропонимание и восприятие окружающей действительности. Часто у детей в такой ситуации снижается самооценка.
Так часто происходит в семьях, где родители в силу своей занятости не могут уделить ребенку достаточно времени и откупаются дорогими игрушками. А если не могут купить, дети добиваются своего слезами и истериками. Родители должны…… a. говорить ребенку твердое «нет!». Но желательно спокойно при этом объяснять причину отказа. b. удовлетворить просьбу и требование ребенка, хоть чрезмерные траты и наносят удар по бюджету семьи c. предложите ему что-либо взамен, поддержите ласковым словом, телесным контактом.
ЗАДАНИЕ 3. «Кто последний?»
Книги, фильмы, мультфильмы, способствующие развитию финансовой грамотности дошкольников. (команды по очереди называют, проигрывает та команда, от которой не поступило очередного названия)
Буратино, Дюймовочка, Бременские музыканты, Ослиные уши, Сказка о золотой рыбке, Сказка о попе и его работнике Балде, Золушка, Морозко, Цветик-Семицветик,
Конек-Горбунок, Огниво, Кот в сапогах, Фиксики-Копилка, Сказка о золотом петушке,
Фунтик и т.д.
ЗАДАНИЕ 4. «У кого больше»
Перечислить игры, способствующие развитию финансовых манипуляций.
(выигрывает та команда, которая перечислила большее количество)
«Денежный поток», «Капитал», «Инвестор 2000» и «Монополии», «Секреты богачей», «Крысиные бега», ОНЛАЙН-ИГРА «Финансовая грамота»
ЗАДАНИЕ 5. Игра «Верю - не верю»
Каждой команде по очереди задается вопрос, а они должны ответить верят или нет.
1. Верите ли вы, что существовали «съедобные «деньги»?
(Да. Съедобными деньгами считалось зерно, треска, растительное масло, какао, сахар, плиточный чай, рисовые зерна, грецкие орехи, сушеная кожура бананов).
2. Верите ли вы, что жители островов Санта-Крус применяли деньги в виде перьев?
(Да. Деньги в виде перьев применялись в обороте жителей островов Санта-Крус.
Представляли они собой тонкие красные перья длиной до 10 сантиметров).
3. Верите ли вы, что на Руси в качестве денег использовали бронзовые колокольчики?
(Нет. На Руси в качестве денег использовали шкурки белок, лис, куниц)
4. Верите ли вы, что в бескрайнем Тихом океане среди тысяч островов Океании есть
«Остров каменных денег»?
(Да. В бескрайнем Тихом океане среди тысяч островов Океании есть огромный регион
Микронезии, включающий архипелаг Каролинских островов. На западе этого архипелага лежит небольшой остров с кратким названием Яп, известный всему миру как «Остров каменных денег».)
ЗАДАНИЕ 6. «А у нас…»
Рассказать интересную смешную, поучительную историю о финансовом воспитании в семье.
Квест-игра для детей подготовительной группы «Финансовая школа»
Кузнецова Е.С., музыкальный руководитель МАОУ НШ-ДС №72, г. Калининград
Технологическая карта игры
Методический блок
Цель
Формирование предпосылок познавательных универсальных учебных действий при выполнении финансовых логических и математических головоломок.
Задачи
познакомить с понятиями «валюта», «бюджет», «банковский счет
(депозит)», «доход», «расход», «сальдо»;
содействовать развитию познавательного интереса к решению математических и логических задач с использованием вышеперечисленной терминологии;
сформировать навыки командной игры
Форма занятия
Квест – игра.
Время занятия 20 – 30 мин.
Оснащение, дидактически й материал
Мультимедиапроектор
Экран
Ноутбук
Раздаточный материал
Презентация.
Предваритель ная работа
Сценарий игры, атрибуты
Оформление игрового места
Подготовить раздаточный материал
Подготовить дипломы
Формы контроля
Знание определений.
Решение заданий по теме.
Методические рекомендации организаторам игры
Участники делятся на команды по 5 – 7 человек.
Игра предполагает общение детей дошкольного возраста со сверстниками
Этапы движения по сюжету
Цель для команд – за определённый промежуток времени набрать как можно больше игровых баллов и пройти все этапы игрового сюжета.
I.
«Финансовый бурелом» (Заработай!)
II.
«Профессии» (Выбери и обучись).
III.
«Банк» (Выгодно вложи!)
IV.
«бюджет» (Потрать с умом!)
Команды награждаются дипломами золотых и серебряных стипендиатов Финансовой школы.
Ожидаемые результаты
В результате игры участники приобретают новые знания мира финансов, знакомятся с валютой разных стран. Приобретают умения рационального распределения доходов семьи.
Содержательный блок
Игра состоит из 4 этапов движения по сюжету. Дети делятся на 5 команд. Каждая команда располагается за рабочим столом. За каждый правильный ответ команды зарабатывает одну фишку. Команда, набравшая большее количество фишек считается выигравшей.
Ведущий: Здравствуйте, здравствуйте! Разрешите представиться. Я директор финансовой школы. Я рад приветствовать вас! Предлагаю вам приступить к испытаниям.
Вы готовы?
Ответы детей
Ведущий: Вам необходимо разделиться на пять команд, придумать название и приветствие. (Представление команд до 3-х минут).
1. Этап движения по сюжету «Финансовый бурелом» (Заработай).
Ведущий:
Послушайте мою загадку:
«Бывают они медные, блестящие, бумажные,
Но для любого из людей, поверьте, очень важные!
Что это?»
(Ответы детей).
Ведущий:
Совершенно верно - «деньги». Как слово «деньги» можно сказать на английском языке? (
Money) (Ответы детей).
А как называются Российские деньги?
(Ответы детей).
А как называются Немецкие деньги? Английские?
(Ответы детей).
На экране демонстрируется валюта разных стран. Дети называют знакомые банкноты.
Ведущий: Как одним словом можно назвать деньги других стран? (Ответы детей).
Да, ребята, валюта – это денежная единица, лежащая в основе денежной системы того или иного государства.
А для чего людям нужны деньги?
(Ответы детей).
Ведущий:
Да, деньги нужны людям в современном мире, без них прожить невозможно. А где же люди берут эти деньги?
(Ответы детей).
Ведущий:
Совершенно верно. Люди работают. Их труд оплачивается. Оплата труда каждого работника зависит от его личного трудового вклада и качества труда. Может ли человек за свой труд получать больше денег или не может?
(Ответы детей).