Файл: Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 99

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4. Решение проблемной ситуации№2.
5. Ритмическая гимнастика.
6. Решение проблемной ситуации№3 7. Музыкальная пауза.
8. Рефлексия.
Ведущийвоспитатель
Ход занятия:
Дети вспоминают с воспитателем сказку о трех поросятах.
Воспитатель: У веселых и озорных поросят всегда возникают какие-то проблемы.
Сейчас они хотят узнать свои доходы и расходы. А потом определят, у кого из них есть денежные сбережения. Сбережения – от слова «беречь». Каждый поросенок доказывает, что именно он умело тратит деньги. Давайте поможем им разобраться. У каждого поросенка своя валюта: Нафы, Нифы и Нуфы.
Ситуация №1
У Ниф-Нифа доход составил 6 Нифоф, расход – семь Нифоф. Дети выкладывают соответсвующие карточки на доске. Затем проверяют запись на весах: на одну чашу кладут карточки соответсвующие доходам, на другую - расходам.
Воспитатель: Вот так весело поживал Ниф-Ниф и напевал такую песенку.
Динамическая пауза.
Ситуация №2
У Нуф-Нуфа доход составил шесть нуфоф, расход тоже шесть.
( все выкладывается на мольберте и взвешивается на весах.)
Воспитатель: Вот так поживал Нуф-Нуф и напевал вот такую песенку
Ритмическая гимнастика.
Ситуация №3
У Наф-нафа доход 6 Нафф, а расход 4 Нафа.
(все выкладывается на мольберте и взвешивается на весах.)
Записи остаются на доске.
Дети вместе с воспитателем делают вывод о том, что сбережения есть только у Наф-
Нафа. Ниф-Ниф тратил больше чем имел, а Нуф-Нуф не имел никаких сбережений
Воспитатель: Вот так поживал Наф-Наф, он копил свои сбережения и за год накопил сумму, на которую смог отправится в путешествие. Он купил билет на самолет и полетел в
Африку.
Дети имитируют полет на самолете.
В Африке он встретил животных, которых раньше никогда не встречал
Логоритмика. (движения по тексту)
И довольный вернулся в свой родной лес.
Дети имитируют полет на самолете.
Вот так интересно отдохнул Наф-Наф.
Воспитатель: Ребята, а почему Ниф-Ниф и Нуф-Нуф не смогли поехать в отпуск?
Дети отвечают. Делается вывод о важности уметь правильно распределять свои денежные средства.
НОД с детьми среднего дошкольного возраста «Деньги всякие нужны»
Кляйнфельд С.В., воспитатель МАДОУ д/с 132, г. Калининград
Цель: раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота».
Задачи:

закрепить знания детей о внешнем виде современных денег, что деньги бывают бумажные и металлические



научить детей понимать назначение денег; их необходимость в жизни человека;

активизировать словарь детей
Педагогические средства: беседа, дидактическая игра, изобразительная деятельность.
Оборудование:
- мяч
- копилка с набором разных монет и банкнот;
- бумага и цветные карандаши.
Предварительная работа: следует предложить рассмотреть детям до занятия банкноты и монеты, чтобы в дальнейшем дети могли свободно называть отличительные и сходные черты между монетой и банкнота
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте, ребята!!!
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
(Стук в дверь, заходит почтальон)
Почтальон: Здравствуйте, ребята!! Вам пришла посылка от вашего друга Степашки.
(Воспитатель с детьми благодарит почтальона)
Воспитатель распечатывает посылку и демонстрирует копилку.
Воспитатель: Что это такое нам прислал Степашка?
Ответы детей
Воспитатель: Для чего же нужна эта копилка?
Ответы детей
Воспитатель: Правильно, чтобы копить деньги. Но мне очень интересно узнать, а зачем людям копить деньги?
Что на них можно купить?
Ответы детей
Игра «Для чего нам нужны деньги?»
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Для чего нам нужны деньги?». Я бросаю мяч вам и называю, для чего нам нужны деньги, а вы продолжаете.
Итак, деньги нам нужны: (Ответы детей) для покупки продуктов питания; для оплаты бытовых услуг; для оплаты развлечений (воспитатель уточняет у детей, для каких развлечений нам нужны деньги?); для оплаты услуг (уточнить, каких именно); для оплаты проезда на транспорте; для покупки подарков; для оказания помощи бедным (воспитатель уточняет, что такая деятельность называется благотворительностью) и т.д.
Воспитатель опрашивает всех детей по очереди. Если дети указывают не все значения денег, можно предложить решение данного вопроса в виде проблемных ситуаций.
- Если мы едим на автобусе, мы платим?
- Если мы захотели кушать и пошли в магазин, за что мы платим? И т.д.
Воспитатель: А вам интересно узнать, что лежит в копилке, какие деньги там есть?
Давайте посмотрим.
Рассматриваем сначала монеты.
Воспитатель: Это что такое?
(Ответы детей)
Правильно, монеты. Какая монета?


Если дети не называют все признаки монет, то воспитатель помогает им.
Воспитатель: Круглая, металлическая, звенит (можно взять в руки несколько монет и позвенеть ими, после этого дети смогут назвать данный признак).
Воспитатель: Смотрите, у нас в копилке ещё что-то осталось. Давайте достанем.
Воспитатель достаёт банкноты.
Воспитатель: Как можно назвать эти деньги? Эти деньги называют «БАНКНОТЫ»
Воспитатель: Бумажные, прямоугольные, шуршат.
Можно продемонстрировать шуршание банкнотой.
Воспитатель показывает детям какие бывают банкноты, дать детям посмотреть их, подержать в руках.
4. – Итак, ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Дополни». Я называю признак монеты, а вы называете противоположный признак банкноты и наоборот.
Монета круглая, а банкнота …
Банкнота бумажная, а монета …
Монета звенит, а банкнота …
Монета металлическая, а банкнота…
(Ответы детей)
- Где мы носим деньги, монеты и банкноты? (в кошельке)
Физ. минутка
Воспитатель: Ребята, а давайте придумаем и нарисуем деньги для игр в нашей группе.
Вы должны придумать форму, название и нарисовать монету или банкноту, которыми можно оплатить покупки в нашем сказочном магазине.
После выполнения задания детьми презентуют (представляют) результаты работы, рассказывая об этом по плану.
Что вы придумали: монету или банкноту?
Какой она формы?
Как она называется?
Что и почему на ней изображено?
Рефлексия
Воспитатель: О чем мы сегодня говорили?
- Какие бывают деньги?
- Чем отличается монета от банкноты?
В Заключении можно поиграть в игру «Магазин» с деньгами, которые придумали дети.
Игровое занятие для детей среднего дошкольного возраста
«Поиск сокровищ пирата Финансиста»
Мальцева Е.В., воспитатель МАДОУ ЦРР детский сад №136, г. Калининград
Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
Задачи:
1) расширить знания детей о возникновении денег, о том, что служило деньгами для древних людей;
2) развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей;
3) развивать умение подбирать предметы и атрибуты для игры;
4) воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость.
1   2   3   4   5   6

Оборудование, дидактический материал: бумага для рисования, карандаши, магнитная азбука, магнитная доска, денежные фишки игровые, история-комикс тема.1, тема 2, тема 3 «История о рублике и его друзьях », сундук 3 шт, письмо «пирата
финансиста», карта клада, сюжетно-ролевые костюмы, гримм театральный, альбом с монетами.
Методика и технология проведения мероприятия:
Данное занятие для детей среднего дошкольного возраста. Используются методические приемы: игровые, наглядные, словесные. Словарная работа: деньги, рубль, монеты, расход, доход, обмен.
Организация работы: групповая, мозговой штурм и индивидуальная продуктивная деятельность.
Ожидаемый результат: заинтересовать детей для дальнейшего изучения финансовой грамотности, освоить начальные понятия по финансовой грамотности.
Ход игры:
Воспитанники получили письмо от пирата, где он рассказал
«Историю о рублике и его друзьях»
. Решили детки отправиться в увлекательное путешествие по поиску сокровищ «пирата финансиста», который после рассказа о рублике поведал тайну о деньгах, которые пират сэкономил.
Распределив роли среди детей, воспитанники вместе с воспитателем принялись отгадывать загадки «пирата финансиста». Для продвижения по карте путешествия, рассматривая карту сокровищ, обдумывая свои действия, решать какую тактику выбрать и по какому пути будет проще пойти, чтобы быстрее добраться до сокровищ. Решив организационные моменты, воспитанники взошли на корабль и отправились в путешествие.
Много преград было на их пути: острова, на которых детям необходимо было пройти испытания «пирата финансиста» научиться самим экономить, объединять бюджет пиратов для того, чтобы дальше выкупить нужные секретные слова.
Чтобы добраться до сундука с золотыми монетами необходимо в итоге было отгадать трудные загадки на тему:
"деньги", «рубль», «монеты».
Но все преодолели отважные пираты! Добравшись до острова сокровищ и преодолев все преграды отыскали клад!
После воспитанники снова вернулись на корабль и отправились обратно.
Сюжетная игра так пришлась по нраву детям, что они, вдохновившись этой игрой, решили сами составить карту сокровищ, чтобы поиграть уже дома!
Весь оставшийся день дети постоянно рисовали монеты, задавали мне вопросы о деньгах, расходах. Основная цель была достигнута и данное занятия теперь перейдет в стадию долгосрочных проектов, нас ждут новые загадки и путешествия в страну сокровищ
«пирата финансиста».
НОД с детьми среднего дошкольного возраста
«Путешествие в страну «Экономград»
Тарасевич И.В., воспитатель МАДОУ д/с №1 «Остров Сокровищ», г. Советск
Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста.
Задачи:
- формировать умение правильно делать покупки (потребительская грамотность)
- развивать у детей умение подмечать в сказках простейшие экономические явления;


- выделять слова и действия, относящиеся к экономике;
- развивать речь, внимание, мыслительные операции, воспитывать любознательность.
Оборудование: деньги (бумажные и металлические), касса, кошельки, чеки, атрибуты для игр «Стройка», «Магазин», ширма-трансформер.
Мультимедийные средства обучения: ноутбук, мульти-медиапроектор, экран.
Ход занятия:
Ребята, сегодня мы отправимся с вами в увлекательное путешествие. Мы побываем в удивительной стране, поиграем и узнаем много интересного. А вот куда же лежит наш путь? Мы сейчас узнаем. А сейчас, мои ребятки, отгадайте- ка загадку:
Бывают они медные, блестящие, бумажные,
Но для любого из людей, поверьте, очень важные!
Д.: Деньги, монеты
В.: Правильно, ребята, а для чего людям нужны деньги?
Д.: Покупать товар, копить, ездить в отпуск.
В.: Совершенно верно. Деньги нужны людям в современном мире, без них прожить невозможно. Вспомните, пожалуйста, героев сказок или мультфильмов, где покупают, продают, меняют что-то, копят деньги.
Д.: «Лисичка со скалочкой», «Муха-цокотуха», «Трое из Простоквашино»,
«Приключения Буратино».
В.: Молодцы, правильно, вы очень много знаете сказок и мультфильмов. Оказывается, даже сказочные персонажи живут так же, как и люди.
Хотите получше узнать о них? Давайте отправимся в сказочную страну
«Экономград». Ребята, на чем путешествуют сказочные герои?
Д.: с помощью шапки-невидимки, в ступе, в сапогах-скороходах, на ковре-самолете.
В.: Вот на ковре - самолете я и предлагаю сегодня вам отправиться в путешествие.
(Звучит сказочная музыка, дети на ковре отправляются в путь.)
В.: Вот мы и прибыли, остановка «Денежка». Если отгадаете загадку, вы узнаете, кто вас здесь ждет:
Покупала самовар,
А спасал ее комар.
Д.: Муха-цокотуха
В.: Правильно, ребята, это героиня сказки К. Чуковского «Муха Цокотуха». Что муха нашла? … «денежку»... А что такое деньги?
Д.: Особые ценные бумаги, на которые можно обменять любой другой товар.
Это — богатство, которое можно копить, хранить в «Сбербанке».
В.: Что сделала муха?
Д.: «Пошла муха на базар и купила самовар».
А потом она пригласила всех на чаепитие.
В.: А как бы вы предложили поступить мухе? Экономно ли поступила муха?
Муха приготовила вам несколько заданий:
1.Мишка продавал на рынке мед. На вырученные деньги он хотел купить малины. Его друг Сладкоежка продавал малину, чтобы купить липовый мед.
Покупателей на рынке было мало, и торговля шла плохо. Медвежата загрустили.
Какое решение могут принять медвежата, чтобы оба были довольны?
Д.: медвежатам надо сделать обмен. Такой обмен называется бартером.
В.: правильно, ребята, слушайте следующее задание.
2. У одного продавца на прилавке яблочки красивые, наливные, крепкие, да еще и зимний сорт. А у другого продавца, яблоки — ароматные, но переспелые, ранний сорт. Что делать? Как продать не испортив товар?
Д.: Надо снизить цену на переспелые яблоки, чтобы их продать быстрее, пока они не испортились.