Файл: Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 102
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Предварительная работа: Чтение художественной литературы: К. Чуковский
«Муха-цокотуха»; В. Даль «пословицы и поговорки», А. Кравченко «Больше знать, больше уметь».
Совместная работа: сюжетно-ролевая игра «Супермаркет»; дидактическая игра
«Какие бывают доходы».
Оборудование: атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Супермаркет», карточки с изображением членов семьи; карточки с изображением предметов, символизирующих основные и неосновные расходы, иллюстрации с изображением различных видов деятельности (бабушка вяжет, мама стирает и т. д.), игрушка Незнайка.
Ход занятия:
Воспитатель (В.). Ребята, у каждого из вас есть семья.
Что такое семья? Сколько человек в вашей семье?
Из кого она состоит? (Папа, мама, я, сестра, брат, бабушка, дедушка.)
Видите, семьи бывают разными, большими и маленькими по своему составу. У каждого члена семьи есть свои обязанности.
Что делает мама? (Работает, стирает, убирает, готовит обед и т. д.)
Чем занимается папа? (Работает, занимается ремонтом квартиры и т. д.)
Как помогаете маме и папе вы? (Дети моют посуду, помогают готовить обед, убирают за собой игрушки, вещи и т. д.)
Что делает бабушка? (Вяжет носки, печет пироги и т. д.)
Что делает дедушка? (Ответы детей.)
В. Получается, что все заняты полезным делом, чтобы в доме было уютно, красиво, чисто. Тогда и вам приятно находиться в таком доме (квартире), и гостей можно пригласить.
Но, согласитесь, для того, чтобы приготовить вкусный обед, нужно купить…
(продукты).
Появляется Незнайка. Он начинает мешать детям при ответах, то есть называть слова, которые не обозначают продукты и др. Этот персонаж участвует на протяжении всего занятия.
В. Для того, чтобы постирать белье, нужно иметь… (порошок, мыло), а для того, чтобы посуда после мытья не оставалась жирной, нужно приобрести… (чистящее средство).
То есть необходимо сделать много покупок, а товар, как известно, бесплатно не отдается. Он продается и имеет определенную стоимость.
Без чего же нельзя обойтись при покупке товара? (Без денег.)
Верно, тогда расскажите, пожалуйста, как в вашей семье появляются деньги. (Папа и мама работают.)
Да, за то, что люди работают, им платят зарплату, ибо каждый труд должен оплачиваться.
Кем же работают ваши родители? (Ответы детей.) Ребята, ваши бабушка и дедушка, когда были молодыми, тоже работали, а теперь они состарились, и государство за их труд выплачивает им деньги.
Каждый месяц почтальон приносит бабушкам и дедушкам… (пенсию).
Правильно, а если у кого-то в семье есть старший брат или сестра, и они учатся после окончания школы в училище, техникуме или институте, то им тоже выплачивают каждый месяц деньги. Эти деньги называются новым для вас словом — стипендия.
Теперь мы с вами знаем, как в вашей семье появляются деньги.
Если сложить все вместе — зарплату папы, зарплату мамы, пенсию бабушки и дедушки, стипендию брата и сестры, то получается доход, составляющий семейный бюджет. Запомните это, ребята.
Так что же такое семейный бюджет? (Ответы детей.)
А теперь поговорим о том, что же такое «расходы».
На что тратятся деньги у вас в семье? (Ответы детей.)
За деньги можно купить много полезных и нужных вещей, продуктов, потратить их на какие-то другие цели.
Воспитатель обращается к Незнайке. Тот называет много ненужных вещей. Взрослый обращается к детям с вопросом, прав ли Незнайка. Все вместе приходят к выводу, что
Незнайка тратит деньги попусту.
В. Поэтому важно правильно и экономно, разумно использовать деньги. Они нелегко зарабатываются.
Ребята, мы можем совершить денежные расходы на то, чтобы купить, например, стиральную машину, а можем купить порцию мороженого. Стиральной машиной мы будем пользоваться долго, а на сколько нам хватит мороженого?
Значит, стиральную машину мы назовем товаром длительного пользования, а порцию мороженого — товаром кратковременного пользования.
Незнайка спорит с детьми и говорит, что очень долго ест мороженое, поэтому мороженое тоже можно назвать товаром длительного пользования. Дети объясняют, почему это не так.
Итак, мы совершили денежные расходы на товары длительного пользования.
Назовите, какие это товары? (Машина, утюг, пылесос, телевизор и т. д.)
А сейчас произведем денежные расходы на товары кратковременного пользования.
Назовите эти товары. (Продукты питания и т. д.)
Еще, ребята, мы должны расходовать деньги на услуги, т. е. это: а) плата за жилье (за квартиру, воду, газ). (Дети называют, за что нужно платить: за телефон, за детский сад и т. д.); б) личные услуги (на отдых в санатории, за стрижку в парикмахерской, за билет в кинотеатр и т. д.).
В. Таким образом, мы познакомились с новыми для вас понятиями. Напомните, что же такое семейный бюджет? Что такое расходы? Какими бывают они?
Давайте представим, что нам нужно быстро и экономно приготовить пищу. Каждый из нас отправится в магазин, приобретет необходимые продукты и поделится секретом своего мастерства.
Проводится сюжетно-ролевая игра «Супермаркет».
НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Музей денег». Тематическое
планирование совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по
формированию основ финансовой грамотности
Гришанова Т.В., воспитатель МАДОУ ЦРР д/с №31, г. Калининград
Цель: Расширять представление детей о свойствах и функциях денег; систематизировать знания детей об истории возникновения денежной единицы в России.
Задачи.
Развивающие:
- развивать способность видеть, наблюдать и размышлять над увиденным;
- активизировать словарь детей- деньги, рубль, монета, купюра, чеканить.
Обучающие:
- дать представление детям о музеях, как хранителях памяти прошлого и настоящего, а именно музее денег. Познакомить с историей развития денег.
Воспитательные:
- воспитывать начало разумного поведения в жизненных ситуациях. Воспитывать основы финансовой грамотности.
Интеграция видов детской деятельности:
Познавательно-исследовательская, основная.
Игровая.
Коммуникативная
Продуктивная
Двигательная.
План занятия:
1.
Психологический настрой.
2.
Звонок по телефону.
3.
Проблема, вопросы.
4.
Проектирование дальнейших действий (выложить на доске мнемотаблицу)
5.
Музей денег (рассматривание)
6.
Река времени (дети сами выкладывают)
7.
Физминутка.
8.
Рассматривание денег за столом через лупу. (анализ, сравнение)
9.
Д/игра «Что можно (нельзя) купить за деньги.
10. Пальчиковая гимнастика
11. Продуктивная деятельность
12. Рефлексия. (подведение итогов)
Психологический настрой:
Улыбнитесь друг другу, встаньте рядышком друг с другом, словно месяц, полукругом.
В –ль: «У нас сегодня гости, как бы мы могли развлечь гостей?»
(ответы детей).
Неожиданный звонок по телефону воспитателя, разговор на громкой связи. (запись голоса любого сотрудника)
«Здравствуйте, вам звонят из музея! У нас ЧП, пропали экспонаты игрушечных монет, срочно нужна ваша помощь!»
В-ль: «Здравствуйте, хорошо, мы вам постараемся помочь».
В- ль: «Ребята, как мы сможем помочь работникам музея?
(предполагаемые ответы детей).
Мы можем найти их или сделать своими руками.
Дети: «Мы сможем сделать новые».
В-ль: «-Хорошо. Но для того, чтобы помочь сотрудникам музея, нам надо составить план, вспомнить все о монетах и узнать что-то новое».
Наш план будет называться мнемотаблицей.
(Дети сами наклеивают знаки действий по плану).
Торопимся, идем к музею под музыку.
Все в музей идем сегодня-
Город свой узнать хотим.
Вдоль по улицам пройдем
И в окошко поглядим.
Стоп! Смотрите прямо-
Что же перед нами?
(показывая картинки музея, дети называют)
Останавливаемся перед музеем.
В-ль: «Как называется музей? Кто догадался?»
Дети: «Музей денег».
В-ль: «Как бы вы узнали, что это музей денег, если бы не могли читать?»
(Ответы детей)
(На музее приклеены монеты и купюры).
Вспоминаем правила поведения в музее.
Заходим. (вход убираю, передвижная ширма)
Встречает нас Рублик.
Рассматриваем, по плану, экспонаты.
Беседуем о деньгах, как они менялись со временем.
Рассматриваем товарообмен.
Составляем реку времени (мех, перья, ракушки, слитки, монеты, купюры, банковские карточки), приклеиваем на реку времени.
Физминутка.
Взяли в руки топоры,
Положили золото,
Нарубили мы рубли,
Вот как было здорово.
Предлагаю детям пройти к компьютеру, рассмотреть старые монеты и их ребро.
Что дальше у нас по плану?
(Рассматриваем современные монеты через лупу).
Форма, размер, звук монет, цвет. (исследовательская деятельность)
Выяснить от чего произошло название рублей (рубить, рубили слитки серебра и золота. Копейки-всадник с копьем.)
Задание каждому ребенку: собрать все монеты по 10 коп, по 50, по 1руб, по 2 руб., по
5 руб., выстроить башню из них.
В-ль: «Молодцы! Скажите, ребята, а зачем людям нужны деньги?
(предполагаемые ответы детей).
Предлагаю вам поиграть в игру «Что можно (нельзя) купить за деньги»
(на столе лежат разные картинки), дети выбирают, показывают и объясняют почему выбрали эту картинку. Сначала, например, что можно купить, потом чего нельзя купить.
Дети берут по одной картинке, например: солнце, его купить за деньги нельзя, улыбку бабушки купить за деньги нельзя, а велосипед купить можно за деньги.
В: -вот ребята, теперь вы много знаете о деньгах и что дальше по плану мы должны сделать?
(смотрим на мнемотаблицу, там обозначение монетного двора).
Ответы детей.
В:- мы идем в монетный двор, делать монеты.
Рассаживаемся за столы, по симпатии, дети спрашивают друг друга, не против ли он, если я сяду с тобой.
Пальчиковая гимнастика. (отрывок из мухи-цокотухи)
Муха-муха-цокотуха (кисти в замок, пальцы поднимаются и опускаются), т д.
Дети делают монеты, чеканят печатями, выставляют на выставку в музей.
Рефлексия (итог).
Интересно ли мы сегодня провели время с гостями?
Правильно ли мы сделали, что помогли музею?
Вам было трудно?
У нас все получилось?
Вы молодцы, я вами горжусь! Как приятно помогать другим! Выходим из музея.
Прощаемся.
1 2 3 4 5 6
Тематическое планирование совместной деятельности с детьми старшего
дошкольного возраста по формированию основ финансовой грамотности
Первый блок. Наши семьи.
1. Введение. Что такое семья?
2. Обязанности членов семьи.
3. Моя семья отдыхает.
4. Слова «хочу» и «надо»
5. «Хочу» и «надо» - делаю выбор
6 -7. Откуда берутся товары и услуги?
8-9. Профессии людей.
10. Что мы знаем о наших семьях?
Второй блок. Доходы семьи.
1. Богатство.
2. Заработная плата.
3. Как помочь тем, кто не работает.
4. Дерево решений.
5. Что узнали о богатстве.
Третий блок. Деньги. История развития денег.
1.Что могут деньги? Для чего они нужны?
2. История возникновения денег.
3. История денежной единицы
4. Что узнали о деньгах?
Четвертый блок. Расходы. Бюджет семьи.
1. Бюджет семьи.
2. О месте, где деньги «растут».
3. Как банкир помог больному королю.
4. Как защищать себя и свое имущество от несчастного случая.
5. Общественные услуги.
6. Дерево решений.
7.Расходы. Бюджет семьи.
Пятый блок. Потребности и возможности.
1. Потребности людей.
2. Путешествие на необитаемый остров.
3. Выбор.
4. Что мы теперь знаем о потребности.
Шестой блок. Экономика.
1. Что значит экономить?
2. Покупатели и продавцы.
3. Почему цены разные?
4. Игра «Магазин».
5. Путешествие в страну волшебницы Экономики.
6. Игра «Аукцион».
Седьмой блок. Наш город.
1. Строительный бизнес. Профессии.
2. Зашита проектов.
3. Газетный бизнес. Профессии.
4. Защиты проектов.
5. Открываем свое кафе. Профессии.
6. Мы идем в банк.
7. Наш город. Проверь себя.
НОД с детьми старшего дошкольного возраста
«Путешествие в сказочную страну Экономию»
Дудкина Ж.Г., воспитатель МАДОУ д\с №68, г. Калининград
Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности;
Задачи:
учить детей творчески использовать в игре знания о финансовых понятиях;
закрепить сведения о том, что такое услуги и товары, показать, что они встречаются не только в реальной жизни, но и в сказках. Воспитывать уважение к любой работе;
развивать у детей умение подмечать в сказках простейшие экономические явления; выделять слова и действия, относящиеся к экономике, давать нравственную оценку поступкам героев;
развивать способность развернуть игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников;
развивать речь, внимание, мыслительные операции, воспитывать любознательность в процессе познавательно-игровой деятельности;
воспитание разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи
Ход занятия
Здравствуйте ребята, я очень люблю сказки!!! А вы? Я предлагаю вам отправиться в путешествие в сказочную страну Экономию! Вы согласны? Тогда в путь. Представьте себе, что мы находимся в аэропорту Тридевятого царства. Мы собрались здесь, чтобы лететь в сказочную страну. И вдруг мы слышим, как диспетчер Бармалей объявляет, что рейс №13 в сказочную страну не состоится. Но черепаха Тортилла добавляет свое объявление: «Для пассажиров, которые очень торопятся попасть в страну сказок, может быть предоставлена ступа «От Бабы Яги» класса Люкс. Лететь в ступе сможет тот, кто отгадает загадки:
1. Маленькая, кругленькая из кармана в карман скачет. (Монета).
2. Как не берегутся, а растрясутся. (Деньги).
3. На товаре быть должна обязательно ... (цена).
4. За сметану, хлеб и сыр В кассе чек пробьёт ... (кассир).
5. Мебель, хлеб и огурцы продают нам ... (продавцы).
«Садимся в ступу» ну вот мы и в сказочной стране. Присаживайтесь на стулья и вспомните, пожалуйста, героев сказок, мультфильмов, где они покупали, продавали, работали, менялись на что-то, собирали, копили деньги. (Ответы детей: «Муха-цокотуха»,
«Трое из Простоквашино», «Карлик - нос», «Али-баба и сорок разбойников», «Чебурашка и крокодил Гена», «Дудочка и кувшинчик», «Сказка о Попе и его работнике Балде»).
Если отгадаете загадку, вы узнаете, кто вас здесь ждет:
Покупала самовар,
А спасал её комар.
Дети: Муха-цокотуха.
Воспитатель: Дети, а что муха нашла?
Дети: «Денежку»…
- А что такое «деньги»?
Дети: Особые ценные бумаги, на которые можно что-то купить.
Воспитатель: Молодцы! Что сделала муха?
Дети: «Пошла муха на базар и купила самовар». …
Воспитатель: А затем муха пригласила всех на чаепитие… А как бы вы предложили поступить мухе? Экономно ли поступила муха?
Ответы детей, обсуждение.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете поговорки о бережливости, экономии? Цыплят по осени считают.
Лиса и во сне кур считает.
Запасливый лучше богатого.
Сегодня густо, а завтра - пусто.
Тот без нужды живет, кто деньги бережет.
Считай деньги в своем кармане!
Подрасту - свое наживу.
Деньги счет любят.
Из копеек рубли вырастают.
Кто не бережет копейки, сам рубля не стоит!
Скупой платит дважды.
Делу время - потехе час.
За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
Воспитатель: Мухе мы помогли, она теперь узнала, как быть бережливой.
Ребята, а теперь я предлагаю вам поиграть в игру и узнать побольше о жизни сказочных героев.
Игра «Услуги и товары»
Суть игры
Из-за театральной ширмы слышать голос героя: ребята, я решил печь пирожки и продавать их лесным жителям. Как вы считаете, я произвожу товар или предоставляю услугу?
Воспитатель и дети уточняют, что такое товары (это разные предметы, которые производят) и что такое услуги (это помощь, которую можно предоставить другому).
Дети говорят, люди каких профессий производят товары: пекарь, земледелец, сапожник, художник, шахтер, ткач. Потом вспоминают профессии, представители которых предоставляют услуги: няня, воспитатель, учитель, парикмахер, врач, продавец.
В сказках персонажи работают так же, как люди в реальной жизни. Расположите две таблицы Товары и Услуги. Дети прикрепляют к таблицам соответствующие рисунки, объясняя свои действия:
-Мама печет пирожки бабушке. Пирожки - это товар, который изготовила мама. А вот внучка несет эти пирожки бабушке. Итак, девочка предоставляет услугу.
-Винтик со Шпунтиком ремонтируют автомобили. Они предоставляют услуги.
Молодцы ребята. По-моему, еще один сказочный герой спешит к нам.
Звучит голос Кота Матроскина: «А я ничего выписывать не буду, я экономить буду...»
Воспитатель: Дети, а экономить - это хорошо? А как вы можете сэкономить и помочь родителям?
Дети: Не лить зря воду; уходя, выключать свет, без необходимости не включать электроприборы, беречь свое здоровье, чтобы не покупать лекарства, бережно относиться к своим вещам, ухаживать за ними, помогать выращивать овощи, чтобы их не покупать.
- Правильно, дети, ведь на сэкономленные деньги родители могут вам покупать игрушки, сладости, ездить в отпуск, устраивать семейные праздники.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что искали герои мультфильма про кота
Матроскина?
Дети: Клад.
Динамическая пауза:
Мы нашли богатый клад, /изображают, как копают клад/
Каждый кладу очень рад, /дети улыбаются друг другу/
Стали думать, как нам быть? /повороты головой/
Как же клад нам разделить? /руки в стороны/
Чтоб хватило всем друзьям, делим ровно пополам.
Ребята, а у меня для вас еще одна игра - «Наоборот». Помощниками нам в этом будут экономические слова. Я называю слово, а вы его «отражение»! Давайте попробуем!
Покупатель – продавец
Покупка - продажа
Дорого - дешево
Доход – расход
Тратить - копить
Наличные - безналичные
Высокие /цены/ - низкие /цены/
Вы такие молодцы, справились со всеми заданиями и в награду за это вы получаете медали «Лучшим Знатокам». А сегодня наше путешествие подходит к концу, нам пора возвращаться в детский сад.