Файл: 1. Понятие бухгалтерского учета, его роль и значение в системе управления экономикой.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 332

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

44. Способы группировки затрат на производство
В соответствии с Планом счетов и другими основными нормативными документами по бухгалтерскому учету организации имеют право применять несколько методик группировки и списания затрат на производство в зависимости от технологических, организационных и других особенностей деятельности организации и целевой установки системы управления.

Ранее применяемая методика группировки и списания затрат на производство основана на разделении затрат на прямые и косвенные и исчислении полной производственной себестоимости продукции.

Прямые расходы учитываются на соответствующих калькуляционных счетах издержек производства и обращения (20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства»), а косвенные – на собирательно-распределительных счетах 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы». По окончании месяца косвенные расходы списываются со счетов 25 и 26 на калькуляционные счета издержек производства и определяется фактическая производственная себестоимость продукции. Затем фактическая производственная себестоимость продукции списывается со счетов 20, 23, 29 в дебет счетов 43 «Готовая продукция», 45 «Товары отгруженные», 90 «Продажи» и др.

Новая методика группировки и списания затрат на производство предусматривает разделение затрат на переменные, условно-переменные и постоянные и исчисление неполной (сокращенной, частичной) производственной себестоимости продукции.

Прямые переменные расходы учитываются на калькуляционных счетах 20,

23, 29. Условно-переменные расходы предварительно учитываются на счете 25, а затем списываются с этого счета на счета 20, 23 и 29. Условно-постоянные расходы учитываются на счете 26 и в конце отчетного периода списываются со счета 26 в дебет счета 90. Применение новой методики группировки и списания затрат имеет следующие последствия:

а) на счетах 20, 23, 29, 43, 45 и соответствующих балансовых статьях («Готовая продукция», «Товары отгруженные», «Незавершенное производство») отражается неполная производственная себестоимость продукции (без общехозяйственных расходов), что соответственно уменьшает величину оборотных активов и всего актива баланса и оказывает влияние на значение коэффициента текущей платежеспособности организации, исчисляемого отношением оборотного капитала к краткосрочным обязательствам организации (величина этого важнейшего показателя уменьшается);


б) при обычном порядке списания общехозяйственных расходов значительная их часть относится на счета учета капитальных вложений (08), непроизводственные нужды (29), расходы будущих периодов (97), целевого финансирования (86) и других счетов, т. е. эта сумма не включается в себестоимость проданной продукции. При другом же варианте вся сумма общехозяйственных расходов списывается на счет 90 и тем самым существенно завышается себестоимость проданной продукции, что приводит к уменьшению прибыли, налога на прибыль и показателей рентабельности;

в) в сезонных производствах при выполнении работ долгосрочного характера общехозяйственные расходы при обычном порядке их списания входят в состав незавершенного производства (отражаются на счетах 20, 23 и др.). При другом же варианте они ежемесячно списываются на счет 90. При отсутствии выпуска продукции за какой-либо месяц на счете 90 отражаются только общехозяйственные расходы. Счет 90 ежемесячно закрывается счетом 99. В этом случае организация становится убыточной, что опасно для оценки ее деятельности со стороны других организаций.

К положительным моментам списания общехозяйственных расходов на счет 90 следует отнести:

– упрощение порядка списания общехозяйственных расходов и калькулирования себестоимости отдельных видов продукции;

– улучшение показателей оборачиваемости оборотных активов и всего имущества организации в связи с уменьшением этих показателей в активе баланса;

– улучшение показателей рентабельности оборотных активов и всего имущества организации в связи с уменьшением этих показателей в активе баланса;

– обеспечивает сближение бухгалтерского и налогового учета, поскольку в налоговом учете общехозяйственные расходы сразу списываются на уменьшение налогооблагаемой прибыли текущего года.

При оценке возможных последствий списания общехозяйственных расходов с использованием указанных вариантов необходимо иметь в виду, что в ряде организаций (например, научных) доля общехозяйственных расходов в производственной себестоимости может существенно превышать их обычную величину (15–30 %). В этих случаях целесообразно общехозяйственные расходы включать в производственную себестоимость продукции (работ, услуг).

Следует отметить, что решение о порядке списания общехозяйственных расходов и применении счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» предопределяет методы оценки готовой и отгруженной продукции в бухгалтерском учете и балансе.



Готовая продукция и товары отгруженные могут отражаться в учете и балансе:

• по полной фактической производственной себестоимости (если в учете не используется счет 40 и общехозяйственные расходы списываются на счета 20, 23, 29);

• по неполной фактической производственной себестоимости (если в учете не используется счет 40 и со счета 26 расходы списываются на счет 90);

• по полной нормативной или плановой себестоимости (если в учете используется счет 40 и со счета 26 расходы списываются на счета 20, 23, 29);

• по неполной нормативной или плановой себестоимости продукции (если используется счет 40 и расходы со счета 26 списываются на счет 90).

Указанные особенности оценки статей баланса необходимо принимать во внимание при их сравнении по различным периодам или с аналогичными статьями других организаций, а также при оценке значений показателей, рассчитываемых с использованием показателей готовой и отгруженной продукции, оборотных активов, балансовой стоимости имущества (коэффициента текущей платежеспособности, оборачиваемости и рентабельности соответствующих активов и др.).

Организации, выступающие в качестве подрядчиков или субподрядчиков в договорах строительного подряда, в соответствии с ПБУ 2/2008 (п. 15) обязаны осуществлять расходы на строительство в разрезе следующих групп:

• расходы, понесенные до заключения договора;

• расходы по договору;

• расходы, вероятность возникновения которых отсутствует.

К расходам, понесенным до заключения договора, относят расходы на разработку технико-экономического обоснования, подготовку договора страхования рисков строительных работ и т. п. Указанные расходы предварительно учитывают на счете 97 «Расходы будущих периодов», а затем списывают на счет 20 «Основное производство».

Расходами по договору являются понесенные организацией расходы за период с начала исполнения договора до его завершения.

Расходы по договору подразделяются следующим образом:

• прямые расходы;

• косвенные расходы;

• прочие расходы.

Прямые расходы непосредственно связаны с исполнением договора. В них включаются расходы на оплату труда строителей, стоимость использованных при строительстве материалов, сумма амортизации основных средств, использованных при выполнении договоров, затраты на перемещение персонала, машин, оборудования и материалов на стройплощадки и с них, затраты на аренду машин и оборудования, затраты на конструкторскую и техническую поддержку, непосредственно связанную с производством.


В состав прямых расходов по договору, помимо фактически понесенных расходов, включаются ожидаемые неизбежные расходы (предвиденные расходы).

Предвиденные расходы могут учитываться двумя способами:

• по мере их возникновения в процессе выполнения работ по строительству;

• путем формирования резерва на покрытие предвиденных расходов.
Выбранный способ целесообразно отразить в учетной политике. Формируемый резерв отражается по кредиту счета 96 «Резервы предстоящих расходов» и дебету счета 20 «Основное производство». Указанный резерв формируется при возможности достоверной оценки предвиденных расходов и потерь.

Косвенные расходы – часть общих расходов организации на исполнение договоров, приходящихся на данный договор (расходы на страхование, на оплату проектных работ, на прокладку инженерных сетей и устройство объектов благоустройства, содержание технического надзора и др.).

Косвенные расходы по договору включаются в расходы по каждому договору путем распределения общих расходов организации на исполнение договоров. Способ распределения косвенных расходов между договорами организация определяет самостоятельно. Он должен указываться в учетной политике и применяться последовательно из года в год. В пункте 13 ПБУ 2/2008 в качестве возможного указан способ, основанный на использовании сметных норм и расценок, отражающих современный уровень производственных, технологических и организационных нормативов в строительстве.

Прочие расходы – расходы, не относящиеся к строительной деятельности организации, но возмещаемые заказчиком по условиям договора (расходы на общее управление организацией, на осуществление опытно-конструкторских работ и др.).

К расходам, вероятность возмещения которых отсутствует, относят расходы по договорам, которые могут быть признаны недействительными сделками или по которым стороны не могут выполнить свои договорные обязательства. Такие расходы признаются расходами по обычным видам деятельности отчетного периода.

45. Оценка и учет незавершенного производства
Под незавершенным производством понимается продукция частичной готовности, т.е. не прошедшая всех операций обработки, предусмотренных технологическим процессом, а также законченная продукция,
которая не прошла испытания, или не укомплектована, или не принята заказчиком.

Наличие и величина незавершенного производства зависят от характера и длительности технологического процесса, особенностей продукции и объема ее выпуска. В добывающей промышленности, энергетике незавершенное производство отсутствует. Наиболее высок удельный вес незавершенного производства в машиностроении.

Учет незавершенного производства подразделяют следующим образом:

оперативный учет, который ведется в цехах и отделах работниками планово-диспетчерской службы. Различают также подетально-операционный учет (в серийных производствах с применением маршрутных листов, в которых фиксируется выработка и движение полуфабрикатов по операциям);

подетальный учет (в массовых производствах, где передача деталей на обработку оформляется накладными, лимитно-заборными картами, комплектовочными ведомостями).

В конце месяца цеха составляют оборотные ведомости движения (балансы) деталей в незавершенном производстве. Бухгалтерский учет ведется в денежном выражении с привлечением данных оперативного учета и инвентаризации.

Инвентаризационная комиссия (представители отделов, цехов, бухгалтерии) составляет инвентаризационную опись, в которой указывает натуральные остатки и степень готовности полуфабрикатов. Это необходимо для более точной оценки незавершенного производства. По итогам инвентаризации составляют сличительную ведомость, в которой отражают результаты инвентаризации.

Остатки незавершенного производства допускается оценивать:

• по фактической себестоимости (применительно к готовой продукции);

• по нормативной (плановой) себестоимости;

• в размере прямых затрат;

• по себестоимости сырья, материалов и полуфабрикатов.

Способ оценкипо фактической себестоимости используют, как правило, в единичных (индивидуальных) производствах.

Способ оценкипо нормативной (плановой) себестоимости применяется в массовом и серийном производстве. В них также допускается оцениватьв размере прямых затрат с отнесением всех оставшихся косвенных расходов на себестоимость готовой продукции, работ, услуг. В этих случаях в прямые расходы можно включать только стоимость сырья, материалов и полуфабрикатов.

В производствах с кратким технологическим циклом оценку незавершенного производства ведутпо стоимости находящихся в переработкесырья, материалов и полуфабрикатов.