Файл: 1. Понятие бухгалтерского учета, его роль и значение в системе управления экономикой.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 326
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
18. Формы бухгалтерского учета и их развитие в РФ
Форма бухгалтерского учета – это совокупность учетных регистров для отражения хозяйственных операций в определенной последовательности и группировке соответствующими приемами записей. Формы бухгалтерского учета непрерывно развиваются от простейших бухгалтерских книг при мемориально-ордерной до современных рационально построенных регистров автоматизированных систем.
В настоящее время существуют такие формы учета:
-
Мемориально-ордерная форма учета применяется на предприятиях в нескольких вариантах в зависимости от особенностей отрасли промышленности и типа предприятия. В ней сочетаются книжные и карточные разработочные и группировочные учетные регистры.
Синтетический учет ведется в книгах или многографных ведомостях. Для аналитического учета используются книги, ведомости, карточки.
На каждую хозяйственную операцию (или группу операций, объединенных в сводном документе) составляется мемориальный ордер. Главное содержание мемориального ордера – это бухгалтерская проводка (корреспонденция счетов), дата ее составления и сумма.
Составленные мемориальные ордера записываются в хронологическом порядке в регистрационный журнал, им присваиваются порядковые номера.
После отражения в регистрационном журнале сведений о хозяйственных операциях данные мемориальных ордеров записываются в Главную книгу или заменяющую ее многографную ведомость. Итоги по дебету и кредиту счетов Главной книги записываются в оборотную ведомость, построенную с использованием синтетических счетов.
При мемориально-ордерной форме бухгалтерского учета бухгалтерский баланс предприятия составляется на основании оборотной ведомости по синтетическим счетам.
-
В основе журнально-ордерной формы бухгалтерского учета лежат принципы накапливания и систематизации данных первичных документов в учетных регистрах, позволяющие обеспечить синтетический и аналитический учет средств, источников и хозяйственных операций по всем разделам бух. учета. Это исключает необходимость составления мемориальных ордеров.
Записи в накопительные регистры производятся в разрезе показателей, необходимых для управления финансово - хозяйственной и коммерческой деятельностью предприятия, а также для составления месячной, квартальной и годовой отчетности.
Аналитический и синтетический учет осуществляется, как правило, в единой системе записей, используя для этого два вида бухгалтерских регистров: журналы-ордера и вспомогательные ведомости.
Основными регистрами этой формы учета являются журналы-ордера. Вспомогательные ведомости применяются обычно в тех случаях, когда необходимые аналитические показатели сложно получить непосредственно в журналах-ордерах. Поэтому данные первичных документов предварительно группируются в ведомостях, а их итоги затем переносятся в журналы - ордера.
Итоговые данные журналов-ордеров в конце месяца переносятся в Главную книгу.
По данным Главной книги составляется сальдовый бухгалтерский баланс.
-
Автоматизированная форма бухгалтерского учета. Единство информационной базы и полный автоматизированный технологический процесс обеспечиваются за счет однократного ввода информации. Учет осуществляется путем заполнения журнала хоз. операций. Однако бух. проводки могут также отражаться в этом журнале и после ввода или формирования первичных документов. В любом случае, информация по отдельно хоз операции вводится только один раз и затем обрабатывается компьютером. На основании введенных данных легко и быстро можно сформировать выходные формы (бух баланс, оборотную ведомость и тд).
19. Учетная политика: сущность и порядок формирования
Под учетной политикой организации (ПБУ 1/98 «Учетная политика организации») понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.
К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы.
Формирование учетной политики. Учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации на основе Положения и утверждается руководителем организации.
При этом утверждаются:
• рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
• порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
• методы оценки активов и обязательств;
• правила документооборота и технология обработки учетной информации;
• порядок контроля за хозяйственными операциями;
• другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
При формировании учетной политики предполагается, что:
• активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций (допущение имущественной обособленности);
• организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности (непрерывность деятельности);
• принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому;
• факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами;
• учетная политика организации должна обеспечивать полноту отражения в бухгалтерском учете всех факторов хозяйственной деятельности (требование полноты);
• факты хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности отражаются своевременно (требование своевременности).
20. Организация бухгалтерского учета в экономическом субъекте
Одной из составляющих системы управления хозяйствующим субъектом является подсистема бухгалтерского учета, выделяющая в своей структуре финансовый, управленческий и налоговый учет. Деятельность бухгалтерской службы организации осуществляется на основании самых разнообразных документов: организационных, распорядительных, платежных, учетных.
Так, в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» все факты хозяйственной деятельности, проводимые организацией, должны оформляться первичными учетными документами, поэтому постановка бухгалтерского дела, в узком смысле, сводится к разработке правил оформления, приема, выдачи и хранения учетной документации на основании организационных и распорядительных документов, и составлению ряда дополнительных, корректировке специализированных документов-регистров бухгалтерского и налогового учета и документов внутренней отчетности.
Таким образом, организация бухгалтерского учета предполагает:
-
- разработку организационно-распорядительных и внутренних правовых документов (положения о бухгалтерии, должностных инструкций работников бухгалтерии, штатного расписания); -
- составление графика документооборота организации; -
- создание номенклатуры дел и организацию хранения документов; -
- кадровой политики бухгалтерии (порядка аттестации бухгалтеров, системы подбора персонала и повышения его квалификации); -
- создание технологии обработки получаемой информации (применяемая форма ведения учетного процесса) формирование учетной политики организации.
Учетная политика представляет собой совокупность выбранных предприятием способов ведения бухгалтерского учета.
На выбор учетной политики могут влиять следующие факторы:
-
- форма собственности и организационно-правовая форма предприятия; -
- отраслевая принадлежность или вид деятельности; -
- объемы деятельности; -
- технические возможности материальной базы бухгалтерского учета; -
- уровень квалификации бухгалтерских кадров.
Должностные инструкции составляются главным бухгалтером и утверждаются руководителем организации. После ознакомления с инструкцией работник ставит отметку «ознакомлен», дату и подпись. В штатном расписании должны быть указаны общее количество работников бухгалтерии, наименование должностей, основные обязанности работников, система оплаты труда и размер заработной платы. Главный бухгалтер должен обоснованно определить количество работников бухгалтерии и степень их квалификации. В дальнейшем проводится аттестация работников бухгалтерии, по результатам которой работник может быть уволен, переведен на другую должность и т. п. Кроме этого, необходимо решить вопросы взаимозаменяемости сотрудников в случае болезни, отпусков и т. п. Требуемое количество бухгалтеров определяется в зависимости от объемов обрабатываемой информации по каждому из объектов учета. Расчеты количества бухгалтеров могут быть сделаны на основе типовых норм времени и норм обслуживания на работы по бухгалтерскому учету. В соответствии с расчетным количеством работников бухгалтерии и формируется ее организационная структура. Структура бухгалтерского аппарата зависит в основном от условий организации и технологии производства, объема учетной работы и наличия технических средств учета. В настоящее время сложились три типа организации структуры бухгалтерии: линейная, вертикальная и комбинированная.
Статус бухгалтерской службы
Деятельность бухгалтерской службы регулируется нормативными доку-
ментами, организационно-правовой формой и общей структурой управления
организацией. Задачами бухгалтерской (финансово-бухгалтерской) службы являются:
-
- взаимодействие организации с другими субъектами хозяйствования; -
- поиск внутренних и внешних краткосрочных и долгосрочных источников финансирования, выбор наиболее оптимального их сочетания; -
- своевременное обеспечение финансовыми ресурсами текущей деятель-
ности организации;
-
- эффективное использование финансовых ресурсов для достижения стратегических и тактических целей организации; -
- сохранение и рациональное использование основного и оборотного капитала, собственного и заемного капитала; -
- обеспечение своевременности платежей по обязательствам организации.
Конкретными формами реализации задач финансово-бухгалтерской службы является разработка учетной политики, элементами которой являются:
-
- финансовая политика; -
- кредитная политика; -
- политика управления денежными потоками; -
- амортизационная политика; -
- дивидендная политика; -
- политика формирования доходов и расходов; -
- налоговая политика.
Основополагающие признаки, характеризующие статус главного бухгалтера организации, определены ст. 7 Федерального закона «О бухгалтерском учете». Однако в соответствии с данным Законом и Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина РФ от 27 августа 1998. № 34н установлено, что ответственность за организацию бухгалтерского учета в организации, соблюдение законодательства при совершении фактов хозяйственной деятельности несет руководитель организации.
Руководители организации в зависимости от объема работы могут:
-
- учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером; -
- ввести в штат должность бухгалтера; -
- передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной организации или бухгалтеру-специалисту; -
- вести бухгалтерский учет лично.
На практике руководитель редко ведет бухгалтерский учет лично. В этом
случае он должен создать необходимые условия для его правильного ведения.