Файл: Особенности преступлений в сфере незаконного оборота оружия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 162

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



ГЛАВА II. Совершенствование правового регулирования расследований преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия
2.1 Пути совершенствования правового регулирования выявления и расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия
Для начала проанализируем современное состояние преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия.

Преступления, связанные с незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, на наш взгляд, являются одной из важных проблем современного российского общества, так как такие деяния значительно осложняют криминальную ситуацию и увеличивают число фактов преступных событий, связанных с применением оружия. Особую озабоченность вызывает тенденция, заключающаяся в том, что преступность в современных условиях приобретает черты во многом транснационального характера, а это в свою очередь влечет за собой угрозу как государственной, так и общественной безопасности.

По данным ГИАЦ МВД РФ за последние пять лет с 2015 по 2019 год имеет место следующая статистика в отношении преступлений, предусмотренных статьями 222, 223 УК РФ (таблица 2.1).
Таблица 2.1

Количественные показатели зарегистрированных преступлений и сообщений о преступлениях за 2015 – 2019 гг.

Год

Всего зарегистрировано преступлений

Всего зарегистрировано сообщений о преступлениях

1

2

3

2015

2628799

23903997


Продолжение таблицы 2.1

1

2

3

2016

2404807

24733853

2017

2302168

26392871

2018

2206249

28387122

2019

2190578

29288545


Так же для наглядности количественные показатели зарегистрированных преступлений и сообщений о преступлениях за 2015 – 2019 гг. приведены на рисунках 1 и 2.


Рис.1. Количество зарегистрированных преступлений за 2015 – 2019 гг.



Рис.2. Количество зарегистрированных сообщений о преступлениях за 2015 – 2019 гг.
Из таблицы 1 следуют выводы, что с 2015 года наблюдается ежегодное снижение числа зарегистрированных преступлений (на 16,7%). Вместе с тем, число сообщений о происшествиях в этот период неуклонно растёт с 23903997 в 2013 г. до 29288545 в 2017 г. (на 22,5%). Это подтверждает повышающуюся латентность преступлений. Уменьшилось в 2018 г. и число преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, как по сравнению с 2017 годом, где был отмечен рост, так и по сравнению с 2016 г. Аналогичную тенденцию демонстрирует и статистика преступлений, возбуждённых по статье 222 УК РФ: в 2018 году их было зарегистрировано 26465 – это наименьший показатель за последние пять лет, по сравнению с 2012 годом сокращение составило 13%. Иная ситуация сложилась с незаконным изготовлением оружия (ст. 223 УК РФ), где показатели 2018 года хотя и снизились по сравнению с 2017 г., однако все равно вернулись к уровню 2015 года (Таблица 2.2).
Таблица 2

Количественные показатели преступлений в сфере оборота оружия за 2015 – 2019 гг.

Год

Всего зарегистрировано преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия

Зарегистрировано преступлений, предусмотренных ст. 222 УК РФ

Зарегистрировано преступлений, предусмотренных ст. 223 УК РФ

1

2

3

4

2015

30428

23107

5600

2016

28134

21541

4889

2017

26477

20056

4735

2018

26965

20158

5085

2019

26465

19937

4883

По результатам таблицы 2 видно, что всего в России совершено преступлений

Таким образом, зафиксирован рост доли хищений либо вымогательств оружия в общем числе преступлений в сфере оборота оружия так же, как и в общем числе преступлений.

Наибольший прирост числа зарегистрированных преступлений, связанных с оборотом оружия, демонстрировали в 2015 г. – Кабардино-Балкарская Республика (125%), Рязанская область (57,7 %) и Республика Дагестан (31,5%); в 2016 г. – Карачаево-Черкесская Республика (53,5%), Республика Северная Осетия - Алания (48,1%) и Республика Дагестан (29,4%); в 2017 г. – Рязанская область (84,4%), Смоленская область (43,8%) и Ненецкий АО (38,9%); в 2018 г. – Рязанская область (116,9%), Еврейская АО (82,9%) и Тверская область (79,4%); в 2017 г. – Ненецкий АО (120%), Республика Хакасия (43,8%) и Республика Саха (Якутия) (29%). Наименьший прирост показали в 2015 г. – Томская область (-53,6%), Республика Северная Осетия - Алания (- 48,1%) и Астраханская область (-43,8); в 2016 г. – Рязанская область (-71,4%), Самарская область (-38,1%) и Оренбургская область (-37,7%); в 2017 г. – Томская область (-38,6%), Белгородская область (-35,3%) и Ханты-Мансийский АО – Югра (-31,4%); в 2018 г.– Ненецкий АО (-60%), Республика Алтай (-57,6%) и Псковская область (-39,1%); в 2017 г. – Пермский край (-29,9%), Чувашская Республика (-29,6%) и Белгородская область (-27,8%).



Кроме того, наибольший прирост преступлений, связанных с использованием оружия, отмечен в 2015 г. в: Кабардино-Балкарской Республике (173,5%), Новгородской области (144,4 %) и Владимирской области (115,4 %); в 2016 г. в: Ярославской области (233,3%), Республике Адыгея (225%) и Чувашской Республике (166,7%); в 2017 г. в: Орловской области (1000%), Смоленской области (325%) и Самарской области (176,9%); в 2018 г. в: Республике Тыва (366,7%), Удмуртской Республике (261,9%) и Республике Мордовия (155,6%); в 2017 г. в: Владимирской области (155,6%), Ненецком АО (133,3%) и Чувашской Республике (133,3%). Наименьший прирост зарегистрирован в 2015 г. в: Карачаево-Черкесской Республике (-84,8%), Ненецком АО (-72,2%) и Ярославской области (-57,1%); в 2016 г. в: Еврейской АО (-100%), Орловской области (-80%) и Московской области (-48,1%); в 2017 г. в: Ненецком АО (-60%), Республике Тыва (-57,1%) и Рязанской области (-50%); в 2018 г. в: Еврейской АО (-62,5%), Орловской области (-59,1%) и Камчатском крае (-55%); в 2015 г. в: Калининградской области (-64%), Чукотском АО (-63,6%) и Камчатском крае (-55,6%).

Таким образом, в целом мы видим прирост:

1. Доли преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия в общем числе преступлений;

2. Доли преступлений с применением оружия в качестве орудия преступления в общем числе преступлений;

3. Доли корыстных посягательств на оружие как в общем числе преступлений, так и в структуре преступлений в сфере оборота оружия.

Можно с уверенностью сказать, что отмечаемые в последнее время41 отличия динамики преступлений в сфере оборота оружия от общеуголовных нашли подтверждение и в ходе проведённого нами исследования.

Определенные успехи в расследовании преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, не смогли снизить влияние общей тенденции по увеличению их доли в общем числе преступлений, что актуализирует необходимость выработки дополнительных мер профилактики преступлений и других правонарушений в сфере оборота оружия.

Необходимо отметить, что статистика Главного информационно-аналитического центра МВД РФ ведёт учёт преступлений, совершаемых с применением оружия, в зависимости от конкретного вида оружия. К предмету исследуемой группы преступлений относятся:

1. Огнестрельное оружие.

2. Газовое оружие.

3. Боевое ручное стрелковое оружие.

4. Служебное.

5. Спортивное.

6. Бесствольное.

7. Охотничье гладкоствольное.

8. Охотничье с нарезным стволом.

Всего с применением оружия в России было совершено в 2015 г. – 3275; в 2016 г. – 2993; в 2017 г. – 3493; в 2018 г. – 3772; в 2017 г. – 4266 преступлений. Из них большее количество с применением огнестрельного оружия: в 2015 г. – 2074; в 2016 г. – 2025; в 2017 г. – 2439; в 2018 г. – 2689; в 2019 г. – 3192. Доля преступлений, совершенных с применением огнестрельного оружия, в общем числе преступлений, совершенных с применением оружия, составила (в %): в 2015 г. – 63,3; в 2016 г. – 67,7; в 2017 г. – 69,8; в 2018 г. – 71,3; в 2019 г. – 74,8. По этому показателю прослеживается тенденция устойчивого роста. В период с 2015 по 2019 гг. прирост составил 53,9%. Мы отмечаем высокий рост числа преступлений, совершённых с применением бесствольного оружия: в 2015 г. – 26; в 2016 г. – 33; в 2017 г. – 187; в 2018 г. – 330; в 2019 г. – 414. Доля преступлений, совершенных с применением бесствольного оружия, в общем числе преступлений, совершенных с применением оружия, составила (в %): в 2015 г. – 0,79; в 2016 г. – 1,1; в 2017 г. – 5,35; в 2018 г. – 8,75; в 2019 г. – 9,7. В период с 2015 по 2019 прирост составил 1492,31%.


Таким образом, наиболее используемым видом оружия при совершении вооружённого преступления остаётся огнестрельное оружие, что вызвано наибольшей поражающей способностью данного вида оружия. Вызывает тревогу рост применения бесствольного и газового оружия, что свидетельствует о недостаточных мерах по контролю за оборотом данных видов оружия и контролю за лицами, ими обладающими.

В целом, на сегодняшний день в незаконном обороте оружия в России, оцениваемом с точки зрения статистики, можно выделить следующие тенденции:

1. Рост доли преступлений в сфере оборота оружия в общем числе зарегистрированных преступлений.

2. Преобладание в структуре незаконного оборота оружия преступлений, предусмотренных ст. 222 УК РФ.

3. Увеличение доли преступлений, предусмотренных ст.ст. 223, 226 УК РФ, как в структуре преступлений в сфере оборота оружия, так и в общем числе преступлений.

4. Набольший показатель прироста доли преступлений в структуре незаконного оборота оружия принадлежит корыстным посягательствам на оружие.

5. Наиболее часто в качестве орудия преступления используется огнестрельное оружие.

6. Наблюдается увеличение фактов использования при совершении преступлений бесствольного оружия.

Такие обстоятельства предполагают всестороннее рассмотрение поставленного вопроса, особенно для установления источников, причин, способствующих развитию возможных негативных последствий незаконного оборота оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ для безопасности государства и общества.

Это также необходимо для определения мер оперативно-профилактического толка, а также для разработки методов и приемов повышения эффективности раскрытия и расследования указанного вида преступлений.

Как представляется, для установления объективных причин существования проблемы незаконного оборота боеприпасов, оружия и взрывчатых веществ на территории Российской Федерации следует учитывать:

1) Исторические причины (прохождение боевых действий или контртеррористических операций в данном регионе).

2) Географические причины (близость расположения к границам иностранных государств).

3) Социально-культурные причины (традиции вооруженности некоторых групп населения, отношение к оружию на данной территории и в данной культуре).

4) Социально-экономические причины (наличие организованных преступных групп, уровень жизни населения и т.п.).


5) Политические причины (наличие и виды политических течений в регионе, наличие штаб-квартир экстремистских организаций и т.п.).

6) Правовые причины (наличие современной и работоспособной законодательной базы).

7) Организационно-управленческие причины (организация системы профилактики незаконного оборота оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ и создание условий для выявления преступлений указанного вида).

8) Технические и профессиональные причины (возможности местных правоохранительных органов выявлять преступления, связанных с незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ).

С 2016 года вопросы противодействия незаконному обороту оружия входят так же в компетенцию Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации. Данный орган был образован в целях обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности 5 апреля 2016 года на основании указа Президента РФ «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации»42.

Статус данной службы определен как правопреемник Министерства внутренних дел Российской Федерации в отношении передаваемых ей органов управления, объединений, соединений, воинских частей, военных образовательных организаций высшего образования и иных организаций внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также в отношении органов управления, подразделений, специальных отрядов, отрядов мобильных особого назначения, Центра специального назначения и авиационных подразделений. Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации возглавил директор Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации — главнокомандующий войсками национальной гвардии Российской Федерации, осуществляющий управление войсками национальной гвардии Российской Федерации. Данный орган исполнительной власти призван осуществлять функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны.

Задачами вновь созданной службы являются:

1) участие совместно с органами внутренних дел Российской Федерации в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности и режима чрезвычайного положения;