Файл: Особенности преступлений в сфере незаконного оборота оружия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 161

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2 Предмет преступного посягательства, обстановка и способ совершения преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия
Предмет уголовного посягательства в данной категории преступлений определяется действующим уголовным законодательством. В настоящее время в Уголовный кодекс Российской Федерации включена Глава 24 «преступления против общественной безопасности», которая содержит группу норм (статьи 222, 223, 224-226. 1), устанавливающих в качестве преступных деяний, связанных с незаконным оборотом оружия и боеприпасов. Это незаконное приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение (ст. 222 УК РФ), Незаконное изготовление, переделка, ремонт (ст. 223 УК РФ), неосторожное хранение (ст. 224 УК РФ), Ненадлежащее исполнение обязанностей по охране (ст. 225 УК РФ), Хищение или вымогательство указанных предметов (ст. 226 УК РФ) и контрабанда (ст. 226.1 УК РФ). Здесь следует отметить, что для правильной квалификации этих деяний необходимо знать содержание других нормативных правовых актов, помимо Уголовного кодекса Российской Федерации. Среди основных следует назвать федеральные законы «Об оружии»12, «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», а также ряд иных подзаконных нормативных актов. Не вдаваясь в уголовно-правовой анализ преступлений, указанных в статьях 222, 223, 224-226.1 УК РФ, необходимо отметить, что всем им свойствен единый предмет преступного посягательства, в качестве которого могут выступать оружие, его основные части и боеприпасы.

Прежде всего, следует отметить, что уголовное законодательство Российской Федерации об ответственности за преступления в сфере оборота оружия формировалось в условиях отсутствия детального правового регулирования этого оборота. Парадигма определения оружия в истории уголовного права претерпела существенные изменения. До 1993 года действующее законодательство СССР и Российской Федерации, в том числе уголовное, не содержало определения оружия, используя соответствующие понятия, разработанные техническими и военными науками. Такой подход привел к довольно узкому пониманию оружия применительно к конкретным элементам преступлений, в которых оно упоминалось, а разработанные с его помощью понятия оружия отличались определенной аберрацией. Принятие
Федерального закона от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии»13 спустя непродолжительное время утратившего силу в связи с принятием одноименного Федерального закона 1996 года и других законодательных актов, регулирующих оборот оружия в Российской Федерации, устранило вышеупомянутый законодательный пробел, изменило правовую ситуацию и потребовало уточнения уголовно-правовых подходов к определению оружия как признака ряда преступлений, поскольку в уголовно-правовой теории и практике определенность понятий принципиально важна14.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ «Об оружии» оружием являются устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели или для передачи сигналов. Это определение основано на характеристиках, присущих всем видам оружия, несмотря на их большое разнообразие.

Во-первых, это специальное назначение оружия, а во-вторых, конструктивные особенности устройства или объекта, которые функционально отвечают этому назначению. По целевому назначению оружием могут быть признаны только такие устройства и предметы, которые специально предназначены для поражения живой или иной цели или передачи сигналов. Перечень таких устройств и изделий достаточно широк и разнообразен по типам и моделям, начиная от простейших искрогасителей и резиновых палочек и заканчивая ядерным, биологическим и другим оружием массового поражения. По мнению А.И. Бастрыкина, кроме того, этот список дополняется нетрадиционными, можно сказать экзотическими видами оружия, такими как инфракрасное и ультразвуковое, электромагнитное, лазерное, акустическое15.

Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ «Об оружии» упоминает лишь некоторые из них. В частности, в нем содержатся определения огнестрельного оружия, холодного оружия, включая метательное, пневматическое, газовое оружие и боеприпасы. Поэтому отмеченная выше рекомендация о том, что при определении преступлений, совершенных с применением оружия, следует руководствоваться положениями Закона «Об оружии», не означает, что уголовно-правовая характеристика ограничивается только тем оружием, которое указано в настоящем Законе или оборот которого запрещен или требует специального разрешения.

Как указал Верховный Суд РФ, обязательным признаком банды является ее вооружение, которое подразумевает наличие огнестрельного или холодного оружия, в том числе метательного, как заводского, так и самодельного, различных взрывных устройств, а также газового и пневматического оружия. Наличие у банды огнестрельного оружия ограниченного поражения (гражданское оружие самообороны) свидетельствует о том, что она вооружена

16.

Объект этого преступления, как и любые другие объекты объективной реальности, обладает множеством различных свойств, характеризующих определенные стороны объектов и проявляющихся во взаимоотношениях с другими объектами и явлениями. Отношения и отношения многообразны, проявляя различные свойства по-разному. С точки зрения рассматриваемого преступления важны только те свойства, которые характеризуют эти объекты как субъект преступлений против общественной безопасности.

Представляется, что эти предметы характеризуются тремя общими признаками: повышенной общественной опасностью, особым назначением и особым правовым режимом.

Эти предметы обладают особыми специфическими количественными и качественными состояниями, в силу которых обладание (приобретение, передача, хранение, транспортировка, ношение) ими в определенных условиях времени и пространства сопряжено с повышенной опасностью, т. е. Повышенная потенциальная опасность исследуемых объектов обусловлена определенной степенью вероятности и тяжести возможного вреда при обращении с ними. Эти предметы могут создавать повышенную вероятность причинения серьезного вреда при обращении с ними, их использования для причинения вреда и причинения серьезного вреда при использовании в антиобщественных целях.

Актуальным является вопрос о том, какой закон регулирует оборот стрелкового оружия, установленного на специальных транспортных средствах, артиллерийских и ракетных комплексах, взрывных устройствах и взрывчатых веществах, о которых действующий Федеральный закон от 13 декабря 1996 года вообще не упоминает? Этот пробел в законодательстве приводит к тому, что, например, угон танка, произведенный для ведения бандитских разборок, судебными органами квалифицируется как незаконное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения, то есть как раз по статье 166 УК РФ17.

Предметом уголовно-правового регулирования наряду с оружием являются и боеприпасы. Согласно Федеральному закону от 13 декабря 1996 года под такими предметами следует понимать оружие и метательные средства, предназначенные для поражения цели и содержащие взрывчатые, метательные, пиротехнические или нокаутирующие заряды или их комбинацию. Патрон - это устройство, предназначенное для стрельбы из оружия, объединяющее в одно целое с помощью гильзы средства инициирования, метательный заряд и метаемое оборудование. Другими словами, рассматриваемая концепция характеризует продукт только с точки зрения дизайна. Понятие «боеприпасы» объединяет изделия не по конструкции, а только по назначению.


В пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12 марта 2002 года эти понятия объединены, то есть патроны упоминаются как боеприпасы. Но нет никакого уточнения – «к стрелковому оружию». Это означает, что объекты преступления, ответственность за которое предусмотрена ст. 223 УК РФ, рассматриваются как все виды огнестрельного оружия, так и боеприпасы к этому оружию: отечественного и иностранного производства, предназначенные для поражения цели и содержащие взрывчатое вещество, метательный или выбрасывающий заряд или их комбинацию, независимо от калибра, изготовленного или самодельного способа, сигнальные, осветительные, холостые, строительные, газовые, учебные и другие патроны, не имеющие поражающего элемента (снаряд, пуля, картечь и др.) и не предназначенные для поражения цели, не относятся к боеприпасам, взрывчатым веществам и взрывным устройствам.

К предмету преступления следует отнести и самодельное оружие, хотя некоторые авторы в своих суждениях ограничивают юридический признак способом изготовления18. В данном случае аргументами являются ссылки на повреждающие свойства кустарного оружия, характеристики объекта посягательства, возможность совершения преступления с использованием данного вида оружия, что является достаточно убедительным обоснованием отнесения кустарного оружия к предмету уголовно-правового регулирования.

Холодное оружие предназначено для поражения цели с помощью мускульной силы человека при непосредственном контакте с объектом поражения, изготовлено промышленным или самодельным способом и включает холодное клинковое оружие (кинжалы; боевые, национальные, охотничьи ножи, являющиеся оружием; штыки-ножи; сабли; шашки; мечи и др.), другое оружие режущего, колющего, рубящего или смешанного действия (штыки, копья, боевые топоры и др.), а так же оружие ударно-дробящего действия (кастеты, нунчаки, цепы и др.), предназначенное для поражения целей на расстоянии от снаряда, получающего направленное движение силой мышц человека (метательные ножи и топоры, дротики и др.) или механических приспособлений (луки, арбалеты и др.).

Районным судом Сокольники города Москвы был осужден по части 3 статьи 223 УК РФ «Незаконные изготовление, переделка или ремонт огнестрельного оружия ограниченного поражения либо незаконное изготовление газового оружия, холодного оружия, метательного оружия, а равно незаконные изготовление, переделка или снаряжение патронов к огнестрельному оружию ограниченного поражения либо газовому оружию» был осужден гражданин П.И.В
. По делу П.И.В. были проведены две экспертизы, по первой из них изъятый предмет был признан оружием, относящимся к холодному. Вторая экспертиза показала, что пули из переделанного пистолета могут быть использованы для нанесения телесных повреждений, и признала их холодным оружием19.

Попытка ограничить понятие оружия в уголовном праве только теми видами вооружения, оборот которых регулирует Закон «Об оружии», встречается и в юридической литературе20. А, по мнению А. Васецова, понятие оружия в уголовном праве ограничивается только такими специально созданными и пригодными для поражения живой или иной цели предметами, на изготовление, ношение и использование которых требуется особое разрешение государственных органов. В связи с этим он не считает оружием в уголовно-правовом смысле баллончики со слезоточивыми раздражающими веществами, на приобретение которых не требуется разрешения органов внутренних дел. Напротив, газовое оружие, подлежащее регистрации (пистолеты, револьверы), или газовое оружие, которое вообще запрещено к обороту на территории РФ, по мнению А. Васецова, образует признак вооруженности преступлений21.

Закон об оружии регулирует только правоотношения, которое возникло при обороте гражданского, служебного, боевого ручного стрелкового и холодного оружия, а так же боеприпасов и патронов к данным видам оружия и не касается отношений, связанных с оборотом иных видов вооружения, не указанных в Законе. Исследователь Д. Корецкий со справедливой стороны подчеркивает, что данный закон регламентирует административно-правовой режим оружия, обслуживая главным образом потребности лицензионно-разрешительной системы ОВД, и вовсе не определяет, какие виды оружия могут выступать в качестве предметов и средств совершения преступлений по УК РФ22. По смыслу же уголовного закона под оружием, применение которого является квалифицирующим или отягчающим обстоятельством ряда насильственных преступлений, имеется в виду любой вид оружия, в том числе боеприпасы и взрывные устройства, зажигательное оружие (бутылки с зажигательной смесью, огнемет и т.п.)23, независимо от принципа действия, параметров, технических характеристик, поражающих свойств, специальных целей и условий использования, а так же правового режима оборота. Заметим, что сам Пленум Верховного Суда РФ дал аналогичное разъяснение, правда, применительно к огнестрельному оружию24.

В отличие от Закона РФ от 20 мая 1993 г. № 4992-I «Об оружии», новый Закон об оружии 1996 г. распространил понятие оружия так же на устройства и предметы, конструктивно предназначенные только для подачи световых, дымовых или звуковых сигналов (сигнальное оружие). Некоторые криминалисты, по словам исследователя А.И. Бойцова, отнеслись к этому нововведению негативно, считая, что оно искажает смысловое содержание понятия «оружие», историческое предназначение которого состоит исключительно в поражении живой цели или разрушении иных объектов как при защите, так и при нападении