Файл: Вид работы Курсовая работа Название дисциплины Трудовое право Тема Проблемы охраны труда Фамилия студента Подшивалова Имя студента.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 88

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Цель СУОТ в организации - документальное оформление действий организации, выполнение которых направлено на создание безопасных условий труда работников, соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда. СУОТ устанавливает требования к локальным нормативным актам в области охраны труда в организации и по своей структуре является инструкцией, которую должны исполнять все работники организации. С помощью СУОТ добиваются: повышения эффективности управления охраной труда, так как каждый процесс будет урегулирован и детализирован; предупреждение и сокращение производственного травматизма. За счет исполнения требований СУОТ и информирования об охране труда, ответственности за несоблюдения требований, повышается ответственность сотрудников к охране труда, что сказывается на снижении травм; снижения финансовых расходов и потерь от несчастных случаев на производстве. За счет сокращения производственного травматизма снижаются затраты на ликвидацию таких случаев; формирования корпоративной культуры охраны труда. Эксперты отмечают, что цели СУОТ учитывают цели в охране труда и должны быть: измеримы (позволяют отслеживать динамику негативных или положительных изменений); обеспечены реальными и необходимыми ресурсами. Например, средства индивидуальной защиты работников должны быть доступны к приобретению; установлены применительно к каждой функции и уровню управления работодателя. Охрана труда должна быть на каждом участке работы, на каждом объекте работодателя; выражены количественно. Например, можно указать, на сколько процентов организация планирует сократить долю работников, занятых во вредных условиях труда. Должны присутст¬вовать конкретные цифры.

Функции системы СУОТ предусматривают: принятие и отмену локальных нормативных актов, связанных с охраной труда в организации; обучение сотрудников охране труда; описание процесса труда; информирование и создание мотивации у сотрудников по соблюдению требований охраны труда. Через указанные действия реализуется цель создания СУОТ.

После разработки СУОТ необходима реализация описанных в СУОТ мероприятий. Внедрение СУОТ производится через уровни в структуре организации: производственные бригады, участки, цеха; филиал; уровень службы, подразделения; уровень работодателя в целом. На каждом из уровней закрепляются права и обязанности работников, ответственных за реализацию охраны труда в организации.
2.2 основные проблемы и пути их решения в сфере охраны труда


Что представляют из себя проблемы охраны труда? Для каждого работодателя, специалиста по охране труда и работников они совершенно разные, потому как все смотрят на ситуацию под разным углом.

Но тем не менее понимая проблему, можно увидеть ее суть и постараться найти пути решения. И охрана труда не исключение.
Российская Федерация является социальным государством. Ее политика направлена на создание благоприятных условий, которые должны обеспечить выполнение целей производственной деятельности при сохранности здоровья человека. Однако в настоящее время существуют большие проблемы в области охраны труда: это недостаток важной производственной и административной подготовленности у руководителей, нехватка профессионалов по проблемам охраны труда, отсутствие системы коммуникации среди работников по конкретным практическим вопросам безопасности жизни и здоровья на производстве, слабость общественного давления со стороны работников на работодателей. При этом работодатели не выражают большого интереса к проблемам усовершенствования условий труда, обеспечения безопасности рабочих мест и сохранения здоровья работников. В большинстве случаев работодатель вспоминает об охране труда, когда работник получает травму в процессе трудовой деятельности.

Ситуация в сфере охраны условий труда в экономике России остается достаточно напряженной. Существующая система оценки состояния условий труда не повлияла на улучшение состояния производственного травматизма, условий труда, снижения заболеваемости на производстве. Как правило, безопасность труда на рабочем месте воспринимается как нечто должное и не заслуживающее внимания и поощрения. Реальная проблема безопасности не только физическая, но и психологическая. Психологическая безопасность означает то, что работник чувствует себя уверенно, когда говорит о том или ином недостатке в процессе работы, не опасаясь быть наказанным или униженным.

Основные проблемы в сфере управления охраной труда:

1. Отсутствие законодательно установленных механизмов экономического стимулирования работодателей к постоянному улучшению условий труда, внедрению новых безопасных технологий и промышленного оборудования, направленных на сокращение рабочих мест с вредными или опасными для репродуктивного здоровья условиями труда;



2. Отсутствие стройной системы нормативного правового регулирования в сфере охраны труда на основе единых понятных и прозрачных требований к обеспечению безопасности на производстве;

3. Недостаточная компетентность работодателей и работников, в том числе в части практических навыков безопасного производства работ;

4. Недостаточная эффективность системы медико-профилактического обслуживания работающих граждан, направленной на профилактику профессиональных заболеваний;

5. Низкая информированность работодателей и работников по вопросам охраны труда.

Основным направлением экономического стимулирования работодателей к постоянному улучшению условий труда, внедрению новых безопасных технологий и промышленного оборудования является внедрение системы управления профессиональными рисками. Суть концепции управления профессиональными рисками проста: кто создает риски, тот ими и управляет. Государство формирует побудительные мотивы к тому, чтобы создающий профессиональные риски работодатель предпринимал все необходимые меры к снижению профессиональных рисков. За последние 2 года в рамках реализации Программы действий по улучшению условий и охраны труда Министерством разработан ряд законодательных и иных актов, направленных на формирование системы управления профессиональными рисками. В первую очередь, это законопроект, предусматривающий внесение изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации с целью введения в него понятия «профессиональный риск» и установления обязанностей субъектов трудовых отношений в части оценки, контроля и управления профессиональными рисками, профилактики производственного травматизма и профессиональных заболеваний. В настоящее время завершается его согласование и в июне месяце он будет внесен в Правительство Российской Федерации. В текущем году планируется также принять такие основополагающие подзаконные нормативные правовые акты в области оценки и управления профессиональными рисками, как: Положение о системе управления профессиональными рисками в Российской Федерации; Стандарт по оценке профессиональных рисков; Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и оценки профессиональных рисков, включающий методики оценок и регламенты выполнения работ.

Проблемы охраны труда очевидны, решить их не так-то просто, ведь нужно менять отношение руководителей организаций к обеспечению безопасных условий труда работников.

Владелец бизнеса должен понимать, что последствия для него в том числе могут быть крайне тяжелыми, вплоть до полного закрытия, если заведут уголовное дело на руководителя, или суммы штрафов, могут оказаться просто “неподъемными”. А платить их как правило нечем, сейчас ведь практически все предприятия еле сводят концы с концами, кредиты, лизинги и дебет с кредитом не сходится.


Если у вас малый бизнес, и проверки вам не страшны, так как уверены, что охрана труда не про вас, никто не получает травм, коллектив небольшой, проверенный, слаженный, по собственному опыту скажу, что это не факт.

Безопаснее все же выстраивать охрану труда постепенно и на регулярной основе, предпринимать раз за разом хотя бы небольшие, но систематические шаги по наведению порядка: сначала обучение внедрить, потом разобраться со спецодеждой, выяснить, нужны ли работникам медосмотры. И так потихоньку улучшить условиях труда работников и обезопасить будущее предприятия и себя, свой бизнес.

И не стоит забывать, что работники сейчас грамотные, знают законы и всегда могут подать жалобу в инспекцию по труду. А получится договориться с работником или нет, не известно.
2.3 Материалы судебной практики по охране труда
1. Согласно ч. 12 ч. 1 ст. 357 ТК РФ государственные инспекторы труда имеют право составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Согласно ч.1 ст. 5.27 нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 50 МРОТ; согласно ч.2 ст. 5.27 КоАП РФ нарушение законодательства о труде и об охране труда лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

В соответствии со ст. 23.12 главы 23 КоАП РФ федеральная инспекция труда и подведомственные ей государственные инспекции труда рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 5.27, ст. 5.28-5.34, 5.44 настоящего Кодекса. В то же время согласно ч.1 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

В соответствии с п. 16 ч.2 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица федеральной инспекции труда и подведомственные ей государственные ей государственных инспекций труда – об административных правонарушениях, предусмотренных ч.2 ст. 5.27 КоАП РФ.


Можно сделать вывод, что федеральная инспекция труда и подведомственные ей государственные инспекции труда вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1, 2 ст. 5.27 КоАП РФ, но рассматривать и принимать решения вправе по делам об административным правонарушениям, предусмотренным ч.1 ст. 5.27.

Согласно Приказу Минтруда и соцразвития РФ от 13 сентября 2002 г. №184 должностным лицам при составлении в пределах своей компетенции протоколов об административных правонарушениях неукоснительно руководствоваться положениями КоАП РФ, включая требования его статей 28.1-28.2, 28.5, 28.8-28.9.

Государственный инспектор по охране труда в механической мастерской 20 апреля составил акт о нарушении техники безопасности. 30 мая он вынес постановление о наложении штрафа на начальника цеха, а также о приостановлении работы указанной мастерской до устранения недочетов, выявленных в ходе проверки.

Прежде чем выносить постановление о наложении штрафа за административное правонарушение, предусмотренное ст. 5.27 КоАП РФ, государственный инспектор по охране труда обязан был составить протокол об административном правонарушении немедленно после выявления совершения административного правонарушения (ч.1 ст. 28.5 КоАП РФ), либо в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения (ч.2 ст. 28.5 КоАП РФ).

При этом согласно ч.1 ст. 29.6 КоАП РФ рассмотреть данное дело об административном правонарушении государственный инспектор должен был в пятнадцатидневный срок и вынести постановление по делу об административном правонарушении о наложении штрафа на начальника цеха.

Таким образом, государственный инспектор труда, во – первых, не составил протокол об административном правонарушении в отношении начальника цеха, во – вторых, нарушил срок вынесения постановления о наложении штрафа.

Согласно ч.6 ст. 10 Положения о федеральной инспекции труда (далее – Положение) государственные инспекторы по охране труда вправе приостанавливать работу отдельных производственных подразделений и оборудования при выявлении нарушений требований охраны требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения этих нарушений.

Инспектор вынес постановление 30 мая в отношении начальника цеха о приостановлении работы всей механической мастерской до устранения недочетов, выявленных в ходе проверки.

Считаю, что данное постановление государственный инспектор не вправе был выносить в отношении всей механической мастерской. Такое право предоставлено главному инспектору труда РФ и руководителям государственных инспекций труда согласно ч.1 ст. 11 Положения