Файл: Тобы Мамандыы (шифр, маманды атауымен крсетілуі керек) Біліктілігі.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 152

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Заключение об уровне развития каждого волевого качества делается по параметрам выраженности и генерализованности с учетом следующих нормативных показателей: 0–19 баллов – низкий уровень; 20–30 баллов – средний уровень; 31–40 баллов – высокий уровень.



3.2 Результаты исследования силы воли спортсменов - легкоатлетов


Рассмотрим результаты исследования
Таблица 1 - Общие показатели

Коэффициент

Низкий

< 39

Норма

39 - 44

высокий

> 45

Юноши

21,05%

5,26%

73,69%

Девушки

15,38%

11,53%

73,09%


Соотношение юношей и девушек на уровни социально – психологической адаптированности примерно одинакова. На низком уровне юношей несколько больше (юноши – 21,05%, девушки – 15,38%). Можно сказать, личность юношей менее развита, чем у девушки.
Таблица 2 - Отдельные факторы социально–психологической адаптированности юношей




Юноши

Низкий показатель < 50

Норма 50 - 65

Высокий показатель > 65

Принятие других

15,78%

42,1%

42,1%

Принятие себя

10,62%

42,1%

47,26%

Эмоциональный комфорт

21,05%

47,26%

31,57%

Ожидание внутреннего контроля

63,15%

31,57%

26,31%

Доминирование

42,1%

15,78

21,05%

«Уход от проблем»

5,26%

36,84%

57,89%


Таблица 3 - Отдельные факторы социально–психологической адаптированности девушек





девушки

Принятие других

Низкий показатель < 50

Норма 50 - 65

Высокий показатель > 65

Принятие себя

11,53%

34,61%

53,84%

Эмоциональный комфорт

3,84%

15,38%

80,76%

Ожидание внутреннего контроля

15,38%

34,61%

50%

Доминирование

15,38%

30,76%

53,84%

«Уход от проблем»

34,61%

23,07%

42,30%

Принятие других

0%

34,61%

65,39%



По результатам исследования спортсменам свойственно инстинктивное тяготение к сплочению, к группированию. Это подтверждается исследованием, в факторе «принятие других». Среди юношей 84,22% с нормальным и высоким показателем. Среди девушек 88,47% с такими – же показателями. Принимающих себя юношей 89,38%, а девушек 96,16%. Изучаемые подростки показали высокий уровень принятия себя и других. Это свидетельствует о сформированности способов адекватной оценки себя и окружающих. Эмоциональный комфорт чувствуют 78,95% юношей и 84,62% девушек.

Изучение доминирования продемонтрировали, что девушки наиболее самостоятельные. Большей части юношей необходим внешний контроль, в то время, как таких девушек 15,38%. По последнему показателю и у юношей и у девушек показатели не очень высокие. Большинство подростков (юноши – 57,89%, девушки – 65,39%) стараются уйти от проблем. Это объясняется страхом к принятию жизненно важных решений и недостаточной самостоятельностью.

Методы изучения волевых качеств показаны в таблице 5.
Таблица 4 - Психолого-педагогическое наблюдение силы воли




Юноши

Девушки

Очень слабо развито

Слабо развито

Сильно развито

Очень слабо развито

Слабо развито

Сильно развито

Общая оценка

31,57%

68,42%

0%

19,23%

76,92%

3,84%

Дисциплина

26,31%

73,68%

0%

11,53%

80,76%

7,69%

Самостоятельность

42,1%

57,89%

0%

23,07%

57,69%

19,23%

Настойчивость

31,57%

68,42%

0%

23,07%

57,69%

19,23%

Выдержка

31,57%

63,15%

5,26%

26,92%

38,46%

34,61%

Организованность

63,15%

26,31%

10,51%

34,61%

46,14%

19,23%

Решительность

10,51%

47,36%

42,1%

3,84%

69,23%

26,92%

Инициативность

42,1%

57,89%

0%

30,76%

61,53%

7,69%



Наблюдение показало, что волевые качества у юношей и девушек сильно расходятся. В общей оценке, сильно развитых волевых качеств у юношей меньше, а у девушек небольшой процент (3,84%).

Среди тестируемых не выявлено юношей с сильно развитой дисциплинированностью, самостоятельностью, настойчивостью и инициативностью. У девушек наличие данных качеств составляет 7,69%, 19,23%, 19,23%, 7,69% соответственно.

При изучении выдержки замечено, что у юношей чаще она слабо развита (94,72%). У девушек эта характеристика отличается более яркой выраженностью. Сильно развитую выдержку имеют 34,61% девушек.

Единственный фактор, по которому у юношей выше показатели, это решительность. С сильно развитой решительностью юношей почти вдвое больше, чем девушек (юношей - 42,1%, девушек – 26,92%).
Таблица 5 - Самооценка силы воли




Сила воли слабая

Сила воли средняя

Сила воли сильная

Юноши

5,26%

89,48%

5,26%

Девушки

7,69%

73,07%

19,24%


Чтобы проанализировать самооценку волевых качеств студентов-спортсменов мы использовали методику «Самооценка волевых качеств студентов-спортсменов», которая базируется на оценке уровня развития волевых качеств: стремления у цели, настойчивости и напористости, смелости и решительности, инициативности и самостоятельности, самообладания и выдержки.
Таблица 6 - Самооценка волевых качеств студентов-спортсменов

Название показателя

Юноши

Девушки

Критические значения P≤0,05

Смелость и решительность (выраженность)

21,3

20,025

0,016

Смелость и решительность (генерализованность)

22,45

18,475

0,000

Настойчивость и упорство (выраженность)

20,275

17,975

0,001

Настойчивость и упорство (генерализованность)

21,425

19,525

0,001

Инициативность и самостоятельность (выраженность)

22,925

19,75

0,000

Инициативность и самостоятельность (генерализованность)

18,125

22,375

0,000

Самообладание и выдержка (выраженность)

16,025

21,575

0,000



По шкале «Целеустремленность» в обеих группах средний уровень по показателю выраженности, что доказывает наличие у спортсменов ясных целей и задач, способность намечать еще более высокие и сложные цели, а так же умение подчинять свою деятельность их достижению, объективно оценивать результаты своих действий и корректировать решаемые задачи. По шкале «Смелость и решительность» спортсмены показали средний показатель выраженности, что демонстрирует способность спортсменов самостоятельно и во время находить и принимать взвешиваемые решения, вопросы и задачи, возникающие в процессе деятельности, не опасаясь брать на себя ответственность, активно действовать, рисковать. Что касается показателя генерализованности, мы имеем не высокий уровень у спортсменов, занимающихся неагрессивными видами спорта и средний уровень у спортсменов, занимающихся агрессивными видами спорта, это показывает, что у первых данные волевые качества менее широко проявляются в других различных жизненных ситуациях и видах деятельности, чем у вторых.

По шкале «Настойчивость и упорство» результаты спортсменов, занимающихся агрессивными видами спорта, на среднем уровне, как по выраженности, так и по генерализованности. Это показывает, что эти спортсмены проявляют волю во время достижения намеченной цели, преодолении препятствий, несмотря на временные промахи и неудачи, а также о настойчивом и постоянном стремлении не уходить от трудностей в любом деле, не только в спорте. Говоря о спортсменах, занимающихся неагрессивными видами спорта, отметим, что по показателю выраженности их результаты на низком уровне (17,9). Это демонстрирует, что им сложнее, чем первым выдержать все неудачи и поражения, а также перенести нарастающее утомление во время соревнований, в то время как в других сферах, они справляются с этим лучше, о чем свидетельствует средний показатель по генерализованности (19,5).

По шкале «Инициативность и самостоятельность» средний уровень выраженности (19,7) и средний генерализованности (22,3) у спортсменов, занимающихся неагрессивными видами спорта, что свидетельствует о проявлении качества в различных жизненных ситуациях, умении организовать свою деятельность, вносить в нее творчество, не поддаваться влиянию людей. Спортсмены же, занимающиеся агрессивными видами спорта, имеют низкий уровень по показателю генерализованности (18,1) и средний по показателю выраженности (22,9), это означает, что в других сферах деятельности они, по сравнению со спортсменами, занимающимися неагрессивными видами спорта, проявляют рассматриваемое волевое качество значимо хуже.