Файл: Тобы Мамандыы (шифр, маманды атауымен крсетілуі керек) Біліктілігі.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 152
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ СИЛЫ ВОЛИ
1.1 Понятие силы воли и волевых качеств
1.2 Развитие волевых качеств личности и этапы формирования воли
2 ВОЛЕВАЯ СФЕРА СПОРТСМЕНОВ И ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЕ В СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Характеристика волевых качеств спортсмена
2.2 Воспитание воли у спортсменов
2.3 Особенности формирования волевых качество у спортсменов - легкоатлетов
3 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ
3.1 Методики и база исследования волевых качеств
3.2 Результаты исследования силы воли спортсменов - легкоатлетов
Заключение об уровне развития каждого волевого качества делается по параметрам выраженности и генерализованности с учетом следующих нормативных показателей: 0–19 баллов – низкий уровень; 20–30 баллов – средний уровень; 31–40 баллов – высокий уровень.
3.2 Результаты исследования силы воли спортсменов - легкоатлетов
Рассмотрим результаты исследования
Таблица 1 - Общие показатели
Коэффициент | Низкий < 39 | Норма 39 - 44 | высокий > 45 |
Юноши | 21,05% | 5,26% | 73,69% |
Девушки | 15,38% | 11,53% | 73,09% |
Соотношение юношей и девушек на уровни социально – психологической адаптированности примерно одинакова. На низком уровне юношей несколько больше (юноши – 21,05%, девушки – 15,38%). Можно сказать, личность юношей менее развита, чем у девушки.
Таблица 2 - Отдельные факторы социально–психологической адаптированности юношей
| Юноши | ||
Низкий показатель < 50 | Норма 50 - 65 | Высокий показатель > 65 | |
Принятие других | 15,78% | 42,1% | 42,1% |
Принятие себя | 10,62% | 42,1% | 47,26% |
Эмоциональный комфорт | 21,05% | 47,26% | 31,57% |
Ожидание внутреннего контроля | 63,15% | 31,57% | 26,31% |
Доминирование | 42,1% | 15,78 | 21,05% |
«Уход от проблем» | 5,26% | 36,84% | 57,89% |
Таблица 3 - Отдельные факторы социально–психологической адаптированности девушек
| девушки | ||
Принятие других | Низкий показатель < 50 | Норма 50 - 65 | Высокий показатель > 65 |
Принятие себя | 11,53% | 34,61% | 53,84% |
Эмоциональный комфорт | 3,84% | 15,38% | 80,76% |
Ожидание внутреннего контроля | 15,38% | 34,61% | 50% |
Доминирование | 15,38% | 30,76% | 53,84% |
«Уход от проблем» | 34,61% | 23,07% | 42,30% |
Принятие других | 0% | 34,61% | 65,39% |
По результатам исследования спортсменам свойственно инстинктивное тяготение к сплочению, к группированию. Это подтверждается исследованием, в факторе «принятие других». Среди юношей 84,22% с нормальным и высоким показателем. Среди девушек 88,47% с такими – же показателями. Принимающих себя юношей 89,38%, а девушек 96,16%. Изучаемые подростки показали высокий уровень принятия себя и других. Это свидетельствует о сформированности способов адекватной оценки себя и окружающих. Эмоциональный комфорт чувствуют 78,95% юношей и 84,62% девушек.
Изучение доминирования продемонтрировали, что девушки наиболее самостоятельные. Большей части юношей необходим внешний контроль, в то время, как таких девушек 15,38%. По последнему показателю и у юношей и у девушек показатели не очень высокие. Большинство подростков (юноши – 57,89%, девушки – 65,39%) стараются уйти от проблем. Это объясняется страхом к принятию жизненно важных решений и недостаточной самостоятельностью.
Методы изучения волевых качеств показаны в таблице 5.
Таблица 4 - Психолого-педагогическое наблюдение силы воли
| Юноши | Девушки | |||||
Очень слабо развито | Слабо развито | Сильно развито | Очень слабо развито | Слабо развито | Сильно развито | ||
Общая оценка | 31,57% | 68,42% | 0% | 19,23% | 76,92% | 3,84% | |
Дисциплина | 26,31% | 73,68% | 0% | 11,53% | 80,76% | 7,69% | |
Самостоятельность | 42,1% | 57,89% | 0% | 23,07% | 57,69% | 19,23% | |
Настойчивость | 31,57% | 68,42% | 0% | 23,07% | 57,69% | 19,23% | |
Выдержка | 31,57% | 63,15% | 5,26% | 26,92% | 38,46% | 34,61% | |
Организованность | 63,15% | 26,31% | 10,51% | 34,61% | 46,14% | 19,23% | |
Решительность | 10,51% | 47,36% | 42,1% | 3,84% | 69,23% | 26,92% | |
Инициативность | 42,1% | 57,89% | 0% | 30,76% | 61,53% | 7,69% |
Наблюдение показало, что волевые качества у юношей и девушек сильно расходятся. В общей оценке, сильно развитых волевых качеств у юношей меньше, а у девушек небольшой процент (3,84%).
Среди тестируемых не выявлено юношей с сильно развитой дисциплинированностью, самостоятельностью, настойчивостью и инициативностью. У девушек наличие данных качеств составляет 7,69%, 19,23%, 19,23%, 7,69% соответственно.
При изучении выдержки замечено, что у юношей чаще она слабо развита (94,72%). У девушек эта характеристика отличается более яркой выраженностью. Сильно развитую выдержку имеют 34,61% девушек.
Единственный фактор, по которому у юношей выше показатели, это решительность. С сильно развитой решительностью юношей почти вдвое больше, чем девушек (юношей - 42,1%, девушек – 26,92%).
Таблица 5 - Самооценка силы воли
| Сила воли слабая | Сила воли средняя | Сила воли сильная |
Юноши | 5,26% | 89,48% | 5,26% |
Девушки | 7,69% | 73,07% | 19,24% |
Чтобы проанализировать самооценку волевых качеств студентов-спортсменов мы использовали методику «Самооценка волевых качеств студентов-спортсменов», которая базируется на оценке уровня развития волевых качеств: стремления у цели, настойчивости и напористости, смелости и решительности, инициативности и самостоятельности, самообладания и выдержки.
Таблица 6 - Самооценка волевых качеств студентов-спортсменов
Название показателя | Юноши | Девушки | Критические значения P≤0,05 |
Смелость и решительность (выраженность) | 21,3 | 20,025 | 0,016 |
Смелость и решительность (генерализованность) | 22,45 | 18,475 | 0,000 |
Настойчивость и упорство (выраженность) | 20,275 | 17,975 | 0,001 |
Настойчивость и упорство (генерализованность) | 21,425 | 19,525 | 0,001 |
Инициативность и самостоятельность (выраженность) | 22,925 | 19,75 | 0,000 |
Инициативность и самостоятельность (генерализованность) | 18,125 | 22,375 | 0,000 |
Самообладание и выдержка (выраженность) | 16,025 | 21,575 | 0,000 |
По шкале «Целеустремленность» в обеих группах средний уровень по показателю выраженности, что доказывает наличие у спортсменов ясных целей и задач, способность намечать еще более высокие и сложные цели, а так же умение подчинять свою деятельность их достижению, объективно оценивать результаты своих действий и корректировать решаемые задачи. По шкале «Смелость и решительность» спортсмены показали средний показатель выраженности, что демонстрирует способность спортсменов самостоятельно и во время находить и принимать взвешиваемые решения, вопросы и задачи, возникающие в процессе деятельности, не опасаясь брать на себя ответственность, активно действовать, рисковать. Что касается показателя генерализованности, мы имеем не высокий уровень у спортсменов, занимающихся неагрессивными видами спорта и средний уровень у спортсменов, занимающихся агрессивными видами спорта, это показывает, что у первых данные волевые качества менее широко проявляются в других различных жизненных ситуациях и видах деятельности, чем у вторых.
По шкале «Настойчивость и упорство» результаты спортсменов, занимающихся агрессивными видами спорта, на среднем уровне, как по выраженности, так и по генерализованности. Это показывает, что эти спортсмены проявляют волю во время достижения намеченной цели, преодолении препятствий, несмотря на временные промахи и неудачи, а также о настойчивом и постоянном стремлении не уходить от трудностей в любом деле, не только в спорте. Говоря о спортсменах, занимающихся неагрессивными видами спорта, отметим, что по показателю выраженности их результаты на низком уровне (17,9). Это демонстрирует, что им сложнее, чем первым выдержать все неудачи и поражения, а также перенести нарастающее утомление во время соревнований, в то время как в других сферах, они справляются с этим лучше, о чем свидетельствует средний показатель по генерализованности (19,5).
По шкале «Инициативность и самостоятельность» средний уровень выраженности (19,7) и средний генерализованности (22,3) у спортсменов, занимающихся неагрессивными видами спорта, что свидетельствует о проявлении качества в различных жизненных ситуациях, умении организовать свою деятельность, вносить в нее творчество, не поддаваться влиянию людей. Спортсмены же, занимающиеся агрессивными видами спорта, имеют низкий уровень по показателю генерализованности (18,1) и средний по показателю выраженности (22,9), это означает, что в других сферах деятельности они, по сравнению со спортсменами, занимающимися неагрессивными видами спорта, проявляют рассматриваемое волевое качество значимо хуже.