Файл: Тобы Мамандыы (шифр, маманды атауымен крсетілуі керек) Біліктілігі.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 150
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ СИЛЫ ВОЛИ
1.1 Понятие силы воли и волевых качеств
1.2 Развитие волевых качеств личности и этапы формирования воли
2 ВОЛЕВАЯ СФЕРА СПОРТСМЕНОВ И ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЕ В СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Характеристика волевых качеств спортсмена
2.2 Воспитание воли у спортсменов
2.3 Особенности формирования волевых качество у спортсменов - легкоатлетов
3 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ
3.1 Методики и база исследования волевых качеств
3.2 Результаты исследования силы воли спортсменов - легкоатлетов
преодоление которой он идет без желания, с большим трудом. Не смотря на то, что фактически у него имеется резерв быстроты и силы, спортсмен его не использует, выполняя упражнение по привычке, на пониженном уровне.
Необходимость мобилизовать силовые и скоростные усилия точно в требуемый момент выполнения упражнений, не опережая и не опаздывая с их применением, точно распределять применение этих усилий во времени, уметь вести борьбу на разных уровнях мышечного напряжения, диктуемых условиями выполнения упражнения.
Необходимость выполнять упражнение максимально длительно, на фоне постоянно нарастающего физического утомления. Психологические механизмы этого рода трудностей связаны с появлением охранительного торможения, субъективно воспринимаемого спортсменом как чувство усталости.
Необходимость выполнять упражнение, несмотря на появление в момент его выполнения иногда сильной и ярко выраженной боли.
Необходимость выполнять упражнение при неблагоприятных сторонних условиях.
Необходимость не теряться при возникновении внезапных и неожиданных препятствий и трудностей. Волевые усилия в такие случаи характеризуются быстрой ориентировкой в вновь возникших непредвиденных обстоятельствах и в мгновенной перегруппировке своих действий в соответствии с требованиями новой ситуации. Другой характер носят «субъективные» трудности. Основу их составляет личный взгляд спортсмена к специфическим особенностям данного вида спорта, к условиям тренировок, спортивных соревнований и т.д. Они определяются, прежде всего, особенностями личности данного спортсмена и не зависят напрямую от особенностей самого вида спорта. Их отличительной особенностью является наличие явно выраженных отрицательных эмоциональных состояний, оказывающих негативное влияние на моторные функции спортсмена, снижающих их эффективность.
В спортивной практике, по мнению П.А. Рудика, наиболее часто встречаются следующие виды «субъективных» препятствий [26]:
1) Всевозможные виды страха, связанные, не с объективными особенностями упражнения, а с субъективными переживаниями, детерминируемые личным неудачным имевшимся у спортсмена опытом.
2) Смущение, вызываемое непривычной обстановкой соревнований
, присутствием большого количества людей, их негативными реакциями на выступление спортсмена и т. п. Смущение чаще всего наблюдается при отсутствии у спортсмена систематического опыта участия в различных соревнованиях.
3) Неуверенность в своих силах, негативные мысли о том, что выступление будет неудачным, не смотря на старания.
4) Присущие данному спортсмену болезненные реакции на неудачные выступления. У некоторых спортсменов даже не большие неудачи вызывают не желание преодолевать данную трудность, изучать ее особенности и причины и понимать свои ошибки. [26].
В основе психологических механизмов «субъективных» трудностей лежат так называемые психологические барьеры, т.е. сильные астенические эмоции, условно рефлекторно связанные с возникновением определенных раздражителей (вид снаряда, боязнь противника, трепетное отношение к реакции зрителей и т.д.). Действие этих барьеров на поведение спортсмена очень многообразно:
1) соответствующие отрицательные эмоциональные реакции выступают в роли своеобразных охранительных реакций на возникающую ситуацию, вызывая тем самым выраженные тормозные процессы по отношению к необходимым спортивным действиям;
2) они отличаются явно выраженным диффузным характером: начавшись в одном очаге возбуждения, они широко распространяются, охватывая все большее и большее число нервных центров и систем, в том числе имеют воздействие и на вегетативную нервную систему. Это приводит к общему нарушению двигательных функций, разрушению установившихся в процессе тренировки правильных координации, снижению динамики нервно-мышечных процессов и т.д.
Волевая подготовка - часть психологической подготовки, которая является целостной реакцией, составной частью тренировочного процесса. Но она не охватывает всей многогранности психических функций. Неполнота этой реакции по своему охвату, ее отнесенность педагогами к тренировочному процессу, осознание необходимости учета различных компонентов психики привели к выделению психологической подготовки как особого образования в рамках непосредственно подготовки, а не тренировочного процесса [26].
Другими словами, именно и только в рамках собственно подготовки психология формирования черт, необходимых спортсмену, может получить свою определенность, а значит, и самостоятельность, выступая как тренировочный процесс, направленный на формирование тех или иных качеств, функций, процессов. Психологическая подготовка осуществляется лишь путем «оттачивания» навыков, направленных на обеспечение необходимого состояния спортивной формы (или тренированности). Тренировка всегда связана с воспитанием и привитием необходимых спортсмену морально-волевых качеств - силы воли, воли к победе, целеустремленности, самообладания, упорства, твердости в борьбе с трудностями, решительности, смелости, уверенности в себе, способности к проявлению волевых усилий, направленных на преодоление препятствий, дисциплинированности и т. п. Эти волевые качества формируются в процессе тренировки не как какие-то абстрактные способности, а как связанные с конкретными условиями спортивной деятельности [26].
1. В каждом виде спорта наличие и устойчивость проявления основных волевых признаков и широта их проявления в различных жизненных ситуациях и спортивной деятельности детерминирована по-разному.
2. Структура волевой активности спортсменов неодинакова и имеет свои специфические особенности в зависимости от вида спорта. В игровых видах спорта доминируют такие волевые качества как целеустремленность, решительность и смелость; в скоростно-силовых - целеустремленность, инициативность и самостоятельность, решительность и смелость; в единоборствах - целеустремленность, выдержка и самообладание, настойчивость и упорство, а в сложнокоординационных - настойчивость и упорство, решительность и смелость.
3. Многочисленные данные о личностных особенностях спортсменов- легкоатлетов свидетельствуют о существенных различиях в уровнях выраженности целого ряда личностных качеств. Спортивная деятельность непременно связана с преодолением спортсменами - легкоатлетов различных трудностей. Преодоление этих трудностей зависит от развития волевой сферы спортсмена, или, как говорят, от силы воли. Она проявляется в различных волевых качествах: настойчивости, упорстве, терпеливости, смелости, решительности, выдержке и других. Обладать всеми этими качествами в одинаковой степени спортсмены не могут. У одного лучше выражено одно волевое качество, у другого - другое.
4. Одним из общих компонентов воли спортсмена - легкоатлетов является моральный, который формируется в процессе воспитания человека. Чувство долга, ответственности за порученное дело, самопожертвование - вот те качества, которые характеризуют нравственно сформированную личность. Формирование морального компонента воли помогает проявлять волевое усилие в любой ситуации независимо от ее специфики. Только нравственно сформированный человек способен к подвигу, к проявлению мужества и героизма в экстремальных ситуациях. Моральный компонент воли не только стимулирует проявление в различных ситуациях волевого усилия, направленного на преодоление той или иной трудности, но и определяет, ради чего проявляется воля.
Для подтверждения теоретических высказываний, выдвинутых в теоретической части курсовой работы нами было проведено экспериментальное исследование развития волевых качеств у спортсменов - легкоатлетов.
Базой исследования послужили 15 учащихся – легкоатлетов в возрасте 16-19 лет.
Для проведения исследования были использованы следующие методики:
1. Шкала социально – психологической адаптированности
Цель: Изучить отношение человека с социальным окружением и с самим собой.
Описание: Шкала состоит из 92 суждения, из них 36 соответствуют критериям социально – психологической адаптированности личности (в каком - то смысле они совпадают с критериями личностной зрелости, в их числе – чувство собственного достоинства и умение уважать других, открытость реальной практике деятельности и отношений, понимание своих проблем и стремление овладеть, справиться с ними и пр.). Следующие 37 – критериям дезадаптированности (неприятие себя и других, наличие защитных «барьеров» в осмыслении своего актуального опыта, кажущееся «решение» проблем, т.е. решение их на субъективном психологическом уровне, в собственном представлении, а не в действительности, негибкость психических процессов). 19 высказываний нейтральны.
Шкала предъявляется обследуемым в виде списка высказываний. Под каждым высказыванием нужно поставить цифру 1, 2, 3, 4, 5, 6 или 7 – в зависимости от того, в какой степени оно характерно для обследуемого.
2. Тест «Самооценка силы воли»
Тест предназначен для обобщенной характеристики проявления силы воли.
Инструкция: На приведенные 15 вопросов можно ответить «Да» - 2 балла, «не знаю» или «бывает», «случается» - 1 балл, «Нет» - 0 баллов.
Оценка волевых качеств проводится по пятибалльной системе: 5 – волевое качество очень сильно развито, 4 – сильно развито, 3 – слабо развито, 2 – очень слабо развито, 1 – волевое качество не свойственно данному субъекту.
Показатели волевых качеств спортстменов:
Признаки дисциплинированности:
Признаки самостоятельности:
Признаки настойчивости:
Признаки выдержки:
3. Опросник «Самооценка волевых качеств студентов-спортсменов» (Н.Е. Стамбулова) Оценивается уровень развития волевых качеств: целеустремленности, настойчивости и упорства, смелости и предприимчивости, инициативности и самостоятельности, самообладания и выдержки.
Опросник позволяет диагностировать два параметра волевого качества: выраженность и генерализованность. Под выраженностью качества понимается наличие и устойчивость проявления основных его признаков, под генерализованностью – универсальность качества, т.е. широта его проявления в различных жизненных ситуациях и видах деятельности.
Необходимость мобилизовать силовые и скоростные усилия точно в требуемый момент выполнения упражнений, не опережая и не опаздывая с их применением, точно распределять применение этих усилий во времени, уметь вести борьбу на разных уровнях мышечного напряжения, диктуемых условиями выполнения упражнения.
Необходимость выполнять упражнение максимально длительно, на фоне постоянно нарастающего физического утомления. Психологические механизмы этого рода трудностей связаны с появлением охранительного торможения, субъективно воспринимаемого спортсменом как чувство усталости.
Необходимость выполнять упражнение, несмотря на появление в момент его выполнения иногда сильной и ярко выраженной боли.
Необходимость выполнять упражнение при неблагоприятных сторонних условиях.
Необходимость не теряться при возникновении внезапных и неожиданных препятствий и трудностей. Волевые усилия в такие случаи характеризуются быстрой ориентировкой в вновь возникших непредвиденных обстоятельствах и в мгновенной перегруппировке своих действий в соответствии с требованиями новой ситуации. Другой характер носят «субъективные» трудности. Основу их составляет личный взгляд спортсмена к специфическим особенностям данного вида спорта, к условиям тренировок, спортивных соревнований и т.д. Они определяются, прежде всего, особенностями личности данного спортсмена и не зависят напрямую от особенностей самого вида спорта. Их отличительной особенностью является наличие явно выраженных отрицательных эмоциональных состояний, оказывающих негативное влияние на моторные функции спортсмена, снижающих их эффективность.
В спортивной практике, по мнению П.А. Рудика, наиболее часто встречаются следующие виды «субъективных» препятствий [26]:
1) Всевозможные виды страха, связанные, не с объективными особенностями упражнения, а с субъективными переживаниями, детерминируемые личным неудачным имевшимся у спортсмена опытом.
2) Смущение, вызываемое непривычной обстановкой соревнований
, присутствием большого количества людей, их негативными реакциями на выступление спортсмена и т. п. Смущение чаще всего наблюдается при отсутствии у спортсмена систематического опыта участия в различных соревнованиях.
3) Неуверенность в своих силах, негативные мысли о том, что выступление будет неудачным, не смотря на старания.
4) Присущие данному спортсмену болезненные реакции на неудачные выступления. У некоторых спортсменов даже не большие неудачи вызывают не желание преодолевать данную трудность, изучать ее особенности и причины и понимать свои ошибки. [26].
В основе психологических механизмов «субъективных» трудностей лежат так называемые психологические барьеры, т.е. сильные астенические эмоции, условно рефлекторно связанные с возникновением определенных раздражителей (вид снаряда, боязнь противника, трепетное отношение к реакции зрителей и т.д.). Действие этих барьеров на поведение спортсмена очень многообразно:
1) соответствующие отрицательные эмоциональные реакции выступают в роли своеобразных охранительных реакций на возникающую ситуацию, вызывая тем самым выраженные тормозные процессы по отношению к необходимым спортивным действиям;
2) они отличаются явно выраженным диффузным характером: начавшись в одном очаге возбуждения, они широко распространяются, охватывая все большее и большее число нервных центров и систем, в том числе имеют воздействие и на вегетативную нервную систему. Это приводит к общему нарушению двигательных функций, разрушению установившихся в процессе тренировки правильных координации, снижению динамики нервно-мышечных процессов и т.д.
Волевая подготовка - часть психологической подготовки, которая является целостной реакцией, составной частью тренировочного процесса. Но она не охватывает всей многогранности психических функций. Неполнота этой реакции по своему охвату, ее отнесенность педагогами к тренировочному процессу, осознание необходимости учета различных компонентов психики привели к выделению психологической подготовки как особого образования в рамках непосредственно подготовки, а не тренировочного процесса [26].
Другими словами, именно и только в рамках собственно подготовки психология формирования черт, необходимых спортсмену, может получить свою определенность, а значит, и самостоятельность, выступая как тренировочный процесс, направленный на формирование тех или иных качеств, функций, процессов. Психологическая подготовка осуществляется лишь путем «оттачивания» навыков, направленных на обеспечение необходимого состояния спортивной формы (или тренированности). Тренировка всегда связана с воспитанием и привитием необходимых спортсмену морально-волевых качеств - силы воли, воли к победе, целеустремленности, самообладания, упорства, твердости в борьбе с трудностями, решительности, смелости, уверенности в себе, способности к проявлению волевых усилий, направленных на преодоление препятствий, дисциплинированности и т. п. Эти волевые качества формируются в процессе тренировки не как какие-то абстрактные способности, а как связанные с конкретными условиями спортивной деятельности [26].
1. В каждом виде спорта наличие и устойчивость проявления основных волевых признаков и широта их проявления в различных жизненных ситуациях и спортивной деятельности детерминирована по-разному.
2. Структура волевой активности спортсменов неодинакова и имеет свои специфические особенности в зависимости от вида спорта. В игровых видах спорта доминируют такие волевые качества как целеустремленность, решительность и смелость; в скоростно-силовых - целеустремленность, инициативность и самостоятельность, решительность и смелость; в единоборствах - целеустремленность, выдержка и самообладание, настойчивость и упорство, а в сложнокоординационных - настойчивость и упорство, решительность и смелость.
3. Многочисленные данные о личностных особенностях спортсменов- легкоатлетов свидетельствуют о существенных различиях в уровнях выраженности целого ряда личностных качеств. Спортивная деятельность непременно связана с преодолением спортсменами - легкоатлетов различных трудностей. Преодоление этих трудностей зависит от развития волевой сферы спортсмена, или, как говорят, от силы воли. Она проявляется в различных волевых качествах: настойчивости, упорстве, терпеливости, смелости, решительности, выдержке и других. Обладать всеми этими качествами в одинаковой степени спортсмены не могут. У одного лучше выражено одно волевое качество, у другого - другое.
4. Одним из общих компонентов воли спортсмена - легкоатлетов является моральный, который формируется в процессе воспитания человека. Чувство долга, ответственности за порученное дело, самопожертвование - вот те качества, которые характеризуют нравственно сформированную личность. Формирование морального компонента воли помогает проявлять волевое усилие в любой ситуации независимо от ее специфики. Только нравственно сформированный человек способен к подвигу, к проявлению мужества и героизма в экстремальных ситуациях. Моральный компонент воли не только стимулирует проявление в различных ситуациях волевого усилия, направленного на преодоление той или иной трудности, но и определяет, ради чего проявляется воля.
3 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ
3.1 Методики и база исследования волевых качеств
Для подтверждения теоретических высказываний, выдвинутых в теоретической части курсовой работы нами было проведено экспериментальное исследование развития волевых качеств у спортсменов - легкоатлетов.
Базой исследования послужили 15 учащихся – легкоатлетов в возрасте 16-19 лет.
Для проведения исследования были использованы следующие методики:
1. Шкала социально – психологической адаптированности
Цель: Изучить отношение человека с социальным окружением и с самим собой.
Описание: Шкала состоит из 92 суждения, из них 36 соответствуют критериям социально – психологической адаптированности личности (в каком - то смысле они совпадают с критериями личностной зрелости, в их числе – чувство собственного достоинства и умение уважать других, открытость реальной практике деятельности и отношений, понимание своих проблем и стремление овладеть, справиться с ними и пр.). Следующие 37 – критериям дезадаптированности (неприятие себя и других, наличие защитных «барьеров» в осмыслении своего актуального опыта, кажущееся «решение» проблем, т.е. решение их на субъективном психологическом уровне, в собственном представлении, а не в действительности, негибкость психических процессов). 19 высказываний нейтральны.
Шкала предъявляется обследуемым в виде списка высказываний. Под каждым высказыванием нужно поставить цифру 1, 2, 3, 4, 5, 6 или 7 – в зависимости от того, в какой степени оно характерно для обследуемого.
2. Тест «Самооценка силы воли»
Тест предназначен для обобщенной характеристики проявления силы воли.
Инструкция: На приведенные 15 вопросов можно ответить «Да» - 2 балла, «не знаю» или «бывает», «случается» - 1 балл, «Нет» - 0 баллов.
Оценка волевых качеств проводится по пятибалльной системе: 5 – волевое качество очень сильно развито, 4 – сильно развито, 3 – слабо развито, 2 – очень слабо развито, 1 – волевое качество не свойственно данному субъекту.
Показатели волевых качеств спортстменов:
Признаки дисциплинированности:
-
сознательное выполнение заведенного в данной деятельности порядка (соблюдение требований, выполнение трудовых поручений в отведенное время, выполнение всех правил в спорте и т.д.); -
добровольное выполнение правил, принятых в коллективе; -
недопущение проступков (уход без разрешения с занятий, неявка на субботник, собрание и т.п.) -
соблюдение хорошего поведения при смене обстановки.
Признаки самостоятельности:
-
выполнение субъектом посильной деятельности без помощи и постоянного надзора со стороны (самостоятельное выполнение учебного, трудовое задание и т.п.); -
умение самому найти себе занятие и организовать свою деятельность (приступить к подготовке уроков, обслужить себя, найти способ отдохнуть и т.д.); -
умение отстоять свою точку зрения, не проявляя при этом упрямства, если не прав; -
умение соблюдать выработанные привычки самостоятельного поведения в новых условиях деятельности.
Признаки настойчивости:
-
стремление постоянно доводить начатое дело до конца; умение идти к цели, не снижая энергии в борьбе с трудностями; -
умение продолжать деятельность при нежелании ею заниматься или при возникновении другой, более интересной на данный момент деятельности; -
умение проявлять упорство при изменившейся обстановке (смена коллектива, условий труда и т.д.).
Признаки выдержки:
-
проявление терпения в деятельности, выполняемой в затрудненных условиях (большие помехи, неудачи и т.п.); -
умение держать себя в руках во время конфликтных ситуаций (при спорах, незаслуженном обвинении и т.д.); -
умение тормозить проявление чувств при сильном эмоциональном возбуждении (большой радости, негодовании и т.д.); умение контролировать свое поведение в несвойственной обстановке.
3. Опросник «Самооценка волевых качеств студентов-спортсменов» (Н.Е. Стамбулова) Оценивается уровень развития волевых качеств: целеустремленности, настойчивости и упорства, смелости и предприимчивости, инициативности и самостоятельности, самообладания и выдержки.
Опросник позволяет диагностировать два параметра волевого качества: выраженность и генерализованность. Под выраженностью качества понимается наличие и устойчивость проявления основных его признаков, под генерализованностью – универсальность качества, т.е. широта его проявления в различных жизненных ситуациях и видах деятельности.