Файл: Тобы Мамандыы (шифр, маманды атауымен крсетілуі керек) Біліктілігі.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 146
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ СИЛЫ ВОЛИ
1.1 Понятие силы воли и волевых качеств
1.2 Развитие волевых качеств личности и этапы формирования воли
2 ВОЛЕВАЯ СФЕРА СПОРТСМЕНОВ И ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЕ В СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Характеристика волевых качеств спортсмена
2.2 Воспитание воли у спортсменов
2.3 Особенности формирования волевых качество у спортсменов - легкоатлетов
3 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ
3.1 Методики и база исследования волевых качеств
3.2 Результаты исследования силы воли спортсменов - легкоатлетов
Существует точка зрения, согласно которой решительность – это принятие решения без колебаний и сомнений. Но проявление решительности чаще всего необходимо именно при неуверенности в правильности принимаемого решения, когда от него многое зависит как для самого человека, так и для других людей. В основе решительности лежит волевое усилие, направленное на преодоление имеющихся сомнений, прекращение колебаний.
Решительность – врожденное волевое качество человека. Она обусловлена задатками, особенностями нервной системы. Основным путем развития решительности является тренировка с многократным повторением проблемных ситуаций, то есть таких, когда необходимо принять решение в условиях выбора, при недостатке информации. Способствует развитию решительности создание соревновательной обстановки на тренировочных занятиях. Повышению решительности способствует уверенность спортсменов в своих силах. Особое внимание требуется девушкам и женщинам, которые проявляют в опасной ситуации значительно большую нерешительность, чем мужчины.
Волевое поведение человека часто определяется сочетанием многих личностных качеств, и не только волевых, но и нравственных (моральных). Поэтому при характеристике волевого поведения часто появляются вторичные качества личности, которые напрямую к волевым не отнесешь: самоотверженность, принципиальность, мужество и другие. Часто их называют морально волевыми качествами.
Самостоятельность и инициативность.
К.Н. Корнилов определял самостоятельность как отсутствие у человека боязни самому принимать решения, способность не поддаваться попыткам склонить его к невыполнению принятого решения, не поддаваться чужому влиянию, если оно расходится с его взглядами и убеждениями.
Самостоятельность, по Е.П. Ильину, - это желание и способность осуществлять какую-либо деятельность без посторонней помощи. Она проявляется в самостоятельном принятии решений, осуществлении намеченного, самоконтроле, во взятии на себя ответственности за дела и поступки.
Частный случай проявления самостоятельности – инициативность. Инициативность характеризуется социальной смелостью, отсутствием боязни взять на себя ответственность за предлагаемое действие. Инициативность делает человека активным, энергичным, ищущим и творчески подходящим к своей работе.
Дисциплинированное поведение предполагает соблюдение заведенного порядка, выдержанность. В проявлении дисциплинированности может быть выражен и интеллектуальный компонент, когда решение принимается рационально, на основе отработанных правил разрешения ситуации морального выбора.
Благодаря дисциплине поведение людей принимает упорядоченный характер, что обеспечивает совместную деятельность людей и функционирование социальных организаций.
Дисциплинированное поведение приводит к формированию дисциплинированности как черты личности, в основе которой лежит стремление и умение управлять своим поведением в соответствии с поставленными задачами.
Организованность связана с дисциплинированностью, с планированием своих действий и продумыванием того, какие средства нужны для достижения цели. В.И. Селиванов полагал, что организованность – это одно из наиболее существенных проявлений дисциплинированности.
Героизм – это преодоление особо сложных препятствий, требующее от человека предельного напряжения воли. Результатом совершенного подвига является достижение, превосходящее по своим масштабам результаты обычных действий.
Мужество – нравственно-волевое поведение, результатом которого является достижение, превосходящее по своим масштабам результаты обычных действий и достойное того, чтобы проявленный подвиг мог служить другим людям в поучение и назидание.
Принципиальность.
Принципиальным считается человек, твердо и осознанно придерживающийся каких-то принципов, т.е. взглядов, идей, убеждений, определяющих норму его поведения, и последовательно проводящий эти принципы в жизнь. Проявление принципиальности приобретает характер волевого поступка в том случае, когда отстаивание своих принципов грозит человеку какими-то осложнениям, неприятностями. От принципиальности следует отличать упрямство и принципиальничание (человек проявляет излишнюю принципиальность по незначительному поводу).
Таким образом, все перечисленные волевые качества служат обобщающими характеристиками волевого поведения, в котором трудно разграничить проявления различных волевых и нравственных качеств.
Экспериментально доказано, что проявление одних волевых качеств не предполагает наличие других и не влечет за собой их проявления.
Решение проблемы силы воли связано с многоплановыми исследованиями: должны учитываться и социальные, и психологические, и психофизиологические факторы. Только комплексный подход позволит прогнозировать проявление личностью волевых усилий в определенных ситуациях.
2.2 Воспитание воли у спортсменов
Воспитание воли пловца – одна из центральных, узловых проблем современной тренировки. Важнейшие задачи волевой подготовки пловца – научить его максимально мобилизовать волю для достижения поставленной цели, управлять своим эмоциональным состоянием, воспитывать у пловца волевые качества, необходимые для успеха в тренировках и соревнованиях.
Развитие воли пловца неотделимо от его общего интеллекта и воспитания.
Практически для решения задач волевой подготовки, тренер должен, во-первых, вырабатывать у занимающихся активные, положительные мотивы во время занятий и выступлений в соревнованиях, стремление к самовоспитанию воли, активному преодолению трудностей в тренировке и состязаниях, к максимальной мобилизации волевых усилий и, во-вторых, правильно подбирать задачи по преодолению трудностей и следить за самостоятельным задач подготовки.
Следует убеждать пловцов, что даже самый средний спортсмен, не обладающий богатыми физическими данными и еще недостаточно владеющий техникой и тактикой, сможет добиться больших успехов, если будет упорно тренироваться и систематически выступать на соревнованиях. Примеров тому в истории спорта очень много.
Выработав серьезное отношение и интерес к спорту, следует развивать у пловцов стремление к самовоспитанию воли.
Спортсмена необходимо убедить в том, что для достижения мастерства и успеха на плавательной дорожке нужно научиться управлять своим настроем и чувствами, самокритично относится к поражениям, в недостатках в технике и тактике не обвинять тренера, судей и окружающих.
Стремление к самовоспитанию воли должно быть существенным мотивом деятельности спортсмена, и стимулом для совершенствования качеств воли.
Методика воспитания у пловцов волевых качеств, предусматривает постепенное увеличение степени трудностей, которые должны преодолеваться спортсменами во время тренировки и выступлений.
Для того чтобы стимулировать волевые усилия пловца на преодоление все возрастающих трудностей, в тренировке применяется ряд методов психологического воздействия. При помощи этих методов тренер не только стимулирует волевые качества спортсменов, но и вырабатывает у спортсменов соответствующие установки, создает такие оптимальные состояния, которые способствуют достижению оптимальной работоспособности или отдыху.
Их можно разделить на 2 группы: методы словесного и методы смешанного воздействия.
К методам словесного воздействия относятся: разъяснения, убеждения, одобрения, похвала, требования, приказ, примеры из спортивной жизни тренера и других спортсменов, критика и др.
К методам смешанного воздействия относятся: поощрения, награждения, одобрения, наказание, срочная информация о результатах действия, специальные упражнения для самонастройки, упражнения для отвлечения от неприятных мыслей.
Эффективность методов словесного воздействия, зависит во многом от авторитета тренера, его умения подобрать нужные слова и примеры, оказывающие на них, эмоциональное влияние, логичности и образности речи, правильности замечаний.
Применяя методы смешанного воздействия, тренер, помимо слов использует наглядный показ, отзывы других людей, различные упражнения и прочее. Он может поощрить спортсменов, похвалить их от имени коллектива, прочитать отзывы о соревнованиях в печати.
Воспитывая волевые качества, необходимо стремиться к тому, чтобы все они формировались не только на соревнованиях, и тренировках, а проявлялись в жизни, в быту, труде и поведении, т. е. стали чертами характера спортсмена.
Умение тренера заставлять, побуждать спортсмена постоянно преодолевать трудности тренировки, быть дисциплинированным, твердо выполнять режим и распорядок дня, играет огромную роль в волевой подготовке.
Надо всегда иметь в виду, что формирование волевых качеств у спортсменов – это не эпизодическая работа тренера, которую он проводит перед соревнованием, а постоянный кропотливый труд, требующий от него большой затраты сил, времени, упорства и энтузиазма в течение всей многолетней подготовки пловцов.
2.3 Особенности формирования волевых качество у спортсменов - легкоатлетов
Исследования проблемы волевой подготовки спортсменов охватывают следующий круг вопросов:
1) психологическая структура произвольных действий;
2) характеристика волевых качеств личности и условий их формирования;
3) анализ процесса воспитания волевых качеств спортсмена.
Большое значение в психологии спорта приобретает вопрос о структуре произвольных действий. Это значение определяется тем, что все физические упражнения, составляющие содержание любого вида спорта
, являются по своему существу произвольными действиями. Всякое произвольное действие является сложным рефлекторным действием. С субъективно-психологической точки зрения всякое произвольное действие связано с наличием волевого усилия, направленного на преодоление тех или иных трудностей или препятствий. Все указанные структурные моменты произвольного действия имеют место при выполнении любого спортивного упражнения, связанного с теми или иными трудностями [26].
Всякое произвольное действие требует для своего совершения определенного усилия. Наиболее отчетливое волевое усилие выступает тогда, когда воспитанник должен принять решение, проявить инициативу.
Можно определить волевое усилие, как существенный момент волевого акта, находящий свое выражение в обеспечении принятия решения и в приведении этого решения в действие, причем интенсивность усилия прямо пропорциональна затруднениям, которые приходится при этом преодолевать.
Опыт психологического изучения различных видов спортивной деятельности показал, что для психологического анализа волевых качеств и процесса их формирования необходимо выделять следующие две основные группы трудностей, встречаемых спортсменами в их спортивной деятельности: трудности «объективные» и трудности «субъективные».
К «объективным» можно отнести те трудности, которые воспитываются спортсменом в связи со специфическими для спорта препятствиями, без преодоления которых спортсмен не может овладеть в совершенстве данным видом спорта. Эти трудности непосредственно обусловлены (детерминированы) особенностями данного вида спортивной деятельности и лишь опосредованно (вторично) - особенностями личности данного спортсмена.
В спортивной практике, чаще всего встречаются следующие виды «объективных» препятствий:
1) Необходимо выполнять упражнения с наиболее точной координацией движений.
2) Необходимо при выполнении упражнения использовать максимальную мышечную силу.
3) Необходимо выполнять упражнение с максимально быстротро.
Психологические механизмы трудностей, связанных с необходимостью проявлять максимальную силу и быстроту, заключаются в закрепившихся и ставших привычными динамическими особенностях выполнения упражнения данным спортсменом. У него в следствии длительной тренировки может возникнуть очень стойкий стереотип нервно-мышечных процессов, соответствующих привычному уровню силы и быстроты движений.
Необходимость выполнить упражнение с большей силой и скоростью связана с ломкой такого стереотипа, что и переносится спортсменом как определенная трудность, на