Файл: Тобы Мамандыы (шифр, маманды атауымен крсетілуі керек) Біліктілігі.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 148

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ЕРІК-ЖІГЕР КҮШІ ЖӘНЕ ОНЫН СПОРТТАҒЫ МАҢЫЗДЫЛЫҒЫ

Орындаған: студенттің аты-жөні, тегі (толық жазылады)

Тобы:__________

Мамандығы: ___________ (шифр, мамандық атауымен көрсетілуі керек)

Біліктілігі: ___________(шифр, біліктілік атауымен көрсетілуі керек)

Ғылыми жетекшісі: студенттің аты-жөні, тегі (толық жазылады), педагогика пәнінің оқытушысы

Семей, 20___


ВВЕДЕНИЕ



Актуальность. Тренировочный процесс предусматривает воспитание моральных и волевых качеств, а также психологическую подготовку. Спортсмен (ученик) должен обладать сильным характером и твердой волей, вести здоровый образ жизни.

Основными методами в воспитании моральных качеств являются: разъяснение, убеждение, одобрение, поощрение и наказание, а также наглядный пример. Используя разъяснение и убеждение, педагог-тренер добивается четкой ясности в том, что является нравственным, а что безнравственным. Выражая одобрение хороших поступков, он закрепляет в сознании воспитуемого важность положительных действий. Такие действия могут отмечаться поощрением (грамотой, подарком), в котором особенно нуждаются менее подготовленные ученики. Однако поощрение не должно превращаться в захваливание. За нежелательные поступки следует наказывать - объявить замечание, выговор, удалить с занятий, отстранить от соревнований.

Огромное значение в воспитательной работе имеет личный пример тренера и учителя, его отношение к людям, труду, а также дисциплинированность. Воспитатель должен быть воспитан сам. От педагога-тренера требуется умение организовать, занимающийся у него коллектив, сформировать в нем здоровые традиции. Это способствует укреплению дружбы, взаимопониманию, взаимопомощи, умению подчинять личные интересы интересам коллектива, помогает искоренять проявления эгоизма и другие отрицательные моменты.

В процессе воспитания волевых качеств основную роль играет преодоление постепенно возрастающих трудностей в тренировочных занятиях и соревнованиях. Это заставляет проявлять настойчивость, упорство, целеустремленность, волю к победе, создает уверенность в своих силах.

Волевые качества проявляются в строгом соблюдении режима, в регулярном выполнении утренней зарядки, аккуратном посещении занятий, самостоятельном выполнении заданий тренера, в преодолении трудностей, возникающих на тренировках и соревнованиях.


Хорошая психологическая подготовленность - это умение владеть собой, способность полностью сосредоточиться на выполняемом упражнении, несмотря на посторонние раздражители, в любых условиях осуществлять максимальные усилия без нарушения координации движений, не поддаваться отрицательным воздействиям, быть готовым к борьбе с более сильными соперниками.

Каждый человек обладает большими потенциальными возможностями, которые не проявляются в обычных условиях. Для их раскрытия нужен мощный эмоциональный подъем, значительно усиливающий работоспособность центральной нервной системы. Такой подъем и должна создавать правильно организованная психологическая подготовка, в которой особое место занимает морально-волевая.

Волевая подготовка является одним из важнейших моментов в занятиях спортом и физической культурой. Особое значение в процессе занятий спортом и ФК, нужно уделять развитию волевых качеств ученика и спортсмена, так как любые спортивные достижения это, в первую очередь, результат усилия воли.

Цель исследования - изучить силу воли и ее значение в спорте.

Задачи исследования:

- Изучить теоретические вопросы силы воли;

- Рассмотреть волевую сферу спортсменов и ее проявление в спортивной деятельности;

- Провести экспериментальное исследование волевых качеств.

Объект исследования - волевые качества спортсменов – легкоатлетов.

Предмет исследования - развитие силы воли у спортсменов – легкоатлетов.

Методологическая и теоретическая основа исследовательской работы:

Методы исследования курсовой работы: анализ литературы по теме курсовой работы, наблюдение, анализ, синтез.

База исследовательской работы: Средняя школа №000.

Структура курсовой работы: Курсовая работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованных источников.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ СИЛЫ ВОЛИ

1.1 Понятие силы воли и волевых качеств



Сила воли - одна из наиболее важных черт характера человека. Именно сила воли побуждает нас к действию, именно благодаря ей мы получаем все необходимое в нашей жизни, будь это естественные базовые потребности (в еде, крове, сне) или потребность в саморазвитии, самореализации, самоутверждении.

Прежде всего, от нее, от силы воли, зависит наша эффективность. Мы просто не сможем добиться хоть сколько-нибудь существенных успехов в своей жизни, если не будем обладать хотя бы небольшой силой воли.



По моему мнению, силой воли обладает человек с сильным характером, ведь пробудить её не так просто.

На чем же основана сила воли?

Во-первых, на вере в себя. Без веры в себя появляются сомнения, отговорки, оправдания своему бездействию. Во-вторых, это на желании, цели. Если не к чему стремиться, для чего и зачем прикладывать усилия и стараться выполнить работу? В-третьих, на таком качестве, как терпение. Благодаря этому человек не сдается, когда терпит неприятности.

Чем грандиознее цель в жизни, тем больше энергии просыпается, чтобы помочь этой цели добиться. Но, важным условием для пробуждения этой энергии, будет полное понимание того – зачем вам нужно добиваться какой-то цели, какой в этом смысл? Наши желания могут совпадать с нашими возможностями, потому что наши возможности обязательно подтянутся к нашим желаниям, если мы будем понимать – зачем мы чего-то желаем.

Рассмотрим силу воли и спортивные достижения.

С точки зрения спортивной психологии, воля - способность преодолевать значительные затруднения, выполнять спортивное упражнение в самых тяжелых условиях и при большом утомлении.

Воспитание воли достигается посредством образованием у спортсмена мотивации для занятий избранным видом спорта, для оформления устойчивого стремления к достижению поставленной цели.

Каждый человек обладает большими потенциальными возможностями, которые не проявляются в обычных условиях. Для их раскрытия нужен мощный эмоциональный подъем, значительно усиливающий работоспособность центральной нервной системы. Такой подъем и должна создавать правильно организованная психологическая подготовка, в которой особое место занимает морально-волевая.

Волевая подготовка является одним из важнейших моментов в занятиях спортом и физической культурой. Особое значение в процессе занятий спортом и ФК, нужно уделять развитию волевых качеств ученика и спортсмена, так как любые спортивные достижения это, в первую очередь, результат усилия воли.

Всякое произвольное действие требует для своего совершения определённого, хотя бы минимального, волевого усилия. Волевые усилия отличаются от мышечных. Правда, при всяком волевом усилии имеются какие-то мускульные движения, хотя бы в зачаточной форме. Но эти движения не составляют главного в волевом усилии, для которого характерно состояние внутреннего напряжения. Волевые усилия всегда носят сознательный характер, будучи связаны с более или менее ясным осознанием цели и ожидаемых результатов действия. Наиболее отчётливо волевые усилия выступают именно тогда, когда при совершении волевого акта мы встречаемся с препятствиями для его совершения. Интенсивность волевых усилий прямо пропорциональна затруднениям, которые при этом приходится преодолевать.


Субъективно волевое усилие переживается как особое внутреннее состояние, связанное с преодолением той или иной трудности. Наличие трудностей является обязательным, необходимым условием для проявления волевого усилия. Когда человек действует, не встречая даже самых незначительных препятствий, у него, естественно, отсутствует внутреннее состояние усилия. Величина, или степень волевых усилий и характеризуется теми трудностями, которые преодолеваются с их помощью. В спортивной деятельности волевые усилия могут быть самыми разнообразными по-своему характеру и степени.

Волевые усилия при мышечных напряжениях. Выполнение физических упражнений почти всегда связано с волевыми усилиями. К этим усилиям спортсмена побуждает необходимость совершать в процессе физических упражнений большие или меньшие, но всегда превышающие обычные мышечные напряжения, совершать в разнообразных условиях и именно тогда, когда это надо. Будучи многочисленными и часто повторяемыми, подобные мышечные напряжения, даже незначительные по своей интенсивности, оказывают большое влияние на формирование способностей спортсмена к затрате волевых усилий. Вот почему всякое учебное и тренировочное занятие, требующее сосредоточения внимания, есть в то же время и упражнение по воспитанию способности спортсмена к волевым усилиям. Большое значение при этом имеет борьба с отвлечением внимания, когда те или иные внешние раздражения, чувства или представления стремятся целиком заполнить собой наше сознание и тем самым отвлекают нас от выполняемой работы. Регулируя трудность заданий, требующих от занимающихся напряжения внимания, тренер тем самым воспитывает у них способность к волевым усилиям.

Волевые усилия, связанные с преодолением утомления и чувства усталости. В этом случае волевые усилия направляются на преодоление мышечной инертности, заторможенности, иногда несмотря на своеобразное ощущение боли в мышцах.

Волевые усилия, связанные с соблюдением режима, могут быть крайне разнообразными. Соблюдение режима, особенно в начальном периоде тренировки, когда ещё не выработалась привычка к нему, всегда требует значительных усилий, направленных на то, чтобы заставить себя приступить к данному виду занятий точно в установленное время и поддерживать требуемую интенсивность работы в течение всего времени, отведённого на это занятие. Особенностью усилий, связанных с соблюдением режима, является их относительно спокойный, в эмоциональном отношении, характер.


Воля к победе - способность, которая проявляется в сочетании всех волевых качеств спортсмена и опирается на его моральные качества. Вместе с тем необходимо специально укреплять волю к победе. Для этого тренер должен чаще говорите ученикам о воле к победе, помогать формировать у них направленности мыслей на реальность достижения желаемого успеха, приводить примеры из опыта сильнейших мастеров спорта. Для спортсменов очень важно слышать от тренера аргументы, объясняющие им их возможности повышать спортивное мастерство, бороться до победного конца.

Рассмотрим основные волевые качества спортсменов: целеустремленность, настойчивость и упорство, решительность и смелость, выдержка и самообладание, инициатива и самостоятельность.

Настойчивость (целеустремленность) Как правило, путь к достижению большой общественно значимой цели бывает долгим и связан с преодолением трудностей и неудач. В связи с этим возникает необходимость в формировании у занимающихся спортом целеустремленности, одним из проявлений которой является настойчивость. Если спортсмен не будет сам стремиться достичь отдаленной цели, никакие ухищрения тренера не помогут. Если же у спортсмена имеется ярко выраженное стремление преодолеть все трудности, он может компенсировать некоторые недостаточно выраженные у него способности.

Настойчивость — это сознательное стремление личности к достижению отдаленной по времени цели, несмотря на возникающие трудности и неудачи. Конечно, целеустремленность может быть связана и с увлеченностью своим делом, вследствие чего она может поддерживаться не только силой воли человека, но и его интересами, эмоциональной привлекательностью выполняемой деятельности. Однако практика показывает, что всегда на каком-то этапе достижения отдаленной цели возникают трудности, прежде всего субъективного порядка (утомление, пресыщение, разочарование при неудачах и т. п.), которые преодолеваются в основном волевым усилием.

Физиологическим механизмом настойчивости является возникновение в мотивационной сфере человека стойкой инерционной доминанты, которая может управлять всем жизненным укладом человека, тормозя другие влечения и интересы. Однако такой отказ от всех жизненных благ и соблазнов ради достижения высокого спортивного результата у большинства не проходит безболезненно. Часто возникает конфликт между долгосрочной доминантой, отражающей целеустремленность спортсмена, и ситуативными интересами, желаниями, потребностями, нарушающими тренировочный режим, снижающими активность спортсмена на тренировочных занятиях и проявление воли на соревнованиях. В связи с этим необходимо знать основные пути поддержания целеустремленности.