Файл: Самостоятельная работа к теме 1 Организация различных форматов профориентационной работы в Школе Минпросвещения России.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 172

Скачиваний: 40

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Самостоятельная работа к теме 3.4.1 «Организация различных форматов профориентационной работы в «Школе Минпросвещения России».

Задание 2.

Формирование готовности человека к профессиональному самоопределению – процесс длительный и непрерывный, поэтому нужны продолжительные программы работы.

Конечная цель школьной профориентации – не разовая помощь в профессиональнообразовательном выборе, а подготовка обучающегося к самостоятельному и осознанному социально-профессиональному самоопределению. И это самоопределение ему придётся совершать не раз и не два, а постоянно на протяжении всей жизни, причём в условиях высокой степени неопределённости. Вряд ли тут помогут рефераты и классные часы «о профессиях», диагностические тестирования, дни открытых дверей, и тому подобные разовые мероприятия. Скорее всего, требуется нечто иное: собственный практический опыт профессионального самоопределения, осмысленный сначала при помощи педагогов, а потом и самостоятельно.

Профориентационная работа должна иметь СИСТЕМНЫЙ ХАРАКТЕР.

Комплексная программа профориентации должна быть введена систему единого образовательного пространства и направлена на формирование у всех обучающихся особых умений и компетенций, необходимых для социально-профессионального самоопределения.

Мы считаем, что одной из первостепенных задач, которую нужно решить при организации профориентационной работы, является поиск механизмов межинстуционального взаимодействия всех организаций и предприятий, вовлеченных в профориентационную работу с детьми и молодежью и заинтересованных в конечном результате.

Можно выделить три траектории направления деятельности: во-первых, это сетевое сотрудничество образовательных организаций различных уровней и типов по реализации совместных профориентационных программ, связанных с прохождением школьниками цикла профессиональных проб (или более продвинутых программ полипрофессионального обучения) на базе партнёрских колледжей.

Во-вторых, межведомственное взаимодействие организаций, решающих одни и те же профориентационные задачи, с одним и тем же контингентом — это Комитет по образованию, Комитет по молодёжной политике администрации муниципального образования «Цимляянск».


Мы понимаем, что необходимо предусмотреть поэтапное введение в образовательный процесс трёх содержательных модулей.

Первый модуль – система организации проектной деятельности для обучающихся 1-9 классов общеобразовательных школ «Мир будущего». Ведь систематическое вовлечение школьников в проектную деятельность позволяет решить как минимум три профориентационно значимые задачи: во-первых – включение школьников в практико-ориентированную, поисковую и преобразовательную деятельность, по своему формату близкую к профессиональной. Не будем забывать, что в современном мире труда и профессий всё большее значение имеет именно проектный формат; согласно многим прогнозам, в обозримой перспективе он может стать доминирующим. Предполагается введение проектной деятельности во внеурочную деятельность- «Моя будующая профессия»

во-вторых – в проектной деятельности осуществляется формирование комплекса компетенций, значимых для профессионального самоопределения (самостоятельное целеполагание и планирование деятельности, оценка и выбор вариантов, прогнозирование развития событий и т.д.);

в-третьих – особое значение имеет содержательная направленность проектной деятельности, обозначенная в Концепции как «Мир будущего». Это предполагает преодоление привычной «реагирующей» стратегии нынешней школьной профориентации, которая знакомит учащихся – будущих работников – с профессиями сегодняшнего, а то и вчерашнего дня, не учитывая высокой динамики изменений. Содержательное пространство предлагаемой системы проектов – моё персональное будущее (в том числе профессиональное); будущее моего района, города, страны; будущее мира профессий; будущее всего человечества. В зависимости от возрастной группы школьники включаются в разные виды деятельности: фантазирование, проектирование, прогнозирование.
Модели сопровождения профессионального самоопределения. В современной ситуации центральную роль приобретает процесс психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения школьников.

В связи с этим важной задачей выступает разработка и апробация различных (вариативных) моделей психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся, в том числе модели:

• продолжительной и комплексной тьюторской поддержки самоопределения школьников;



• психолого-педагогического сопровождения школьников (группового и персонального) в ходе их участия в локальных профориентационных практиках (профессиональных пробах, стажировках на предприятиях, профессиональных конкурсах и др.);

• наставничества для школьников, определившихся с выбором профессиональной сферы (в том числе в рамках реализации блока «Наставничество» федерального профориентационного проекта «Билет в будущее»);

• профессионального консультирования как единовременной либо распределённой услуги;

• цифровой навигации по существующим профориентационно значимым информационным ресурсам и практикам и др.

В перечень документов для реализации программы по профориентации должны входить следующие:

"Нормативные документы, обеспечивающие функционирование системы профориентационной работы в общеобразовательной организации" (выдержки из каждого документа, касающиеся вопросов профориентации) Федеральные нормативно-правовые акты 1. Конституция Российской Федерации;

  1. Закон РФ "Об образовании" от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;

  2. Федеральный закон от 03.06.2009 №101-ФЗ "О ратификации Европейской социальной хартии (пересмотренной) от 3 мая 1996 год;

  3. "Основные направления развития государственной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения в Российской Федерации". Постановление Минтруда России от 29.08.1995 г. № 47;

  4. "Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации". Постановление Минтрудсоцразвития России от 27.09.1996 г. № 1;

  5. Федеральный закон от 24 июля 1998 года №124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации". Конституция Российской федерации Глава 2. Права и свободы человека и гражданина

Статья 37 Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Статья 43 1. Каждый имеет право на образование. 3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. 4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. 5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.



Локальные нормативно-правовые акты.

Программа учреждения по организации профориентационной работы с

обучающимися;

Договоры о совместной деятельности с социальными партнерами;

Положение о кабинете профориентации;

Должностные обязанности специалиста, ответственного за

профориентационную работу в школе.

ПАПКА "Учетно-отчетная документация"

  • План профориентационной работы на учебный год.

  • План мероприятий для родителей (законных представителей) по вопросам профессиональной ориентации обучающихся.

- Отчет о профориентационной работе за предыдущий учебный год.

- Журнал учета профориентационной деятельности (приложение).

- Циклограмма (график работы).

ПАПКА "Информационно-справочный материал"

Информационный материал:

1) Сведения о профессиональных образовательных организациях и

образовательных организациях высшего образования Омской области.

2) Профессиографические описания профессий, справочная, научно-

популярная, и другая литература о профессиях (специальностях).3) Рекомендации и методические материалы в помощь учителям,

руководителям кружков, методических объединений учителей, классным

руководителям, школьным психологам и др.

4) Примерная тематика и содержание профориентационных бесед, лекций

для учащихся и их родителей (значение правильного выбора профессии,

требования, предъявляемые различными профессиями к качествам

работника, пути получения профессии и др.).

5) Методические разработки уроков по различным предметам с

рекомендациями по обеспечению их профориентационной направленности.

6) Сценарии и разработки профориентационных мероприятий.

7) Материал, используемый в целях изучения интересов, склонностей

учащихся, их психофизиологических качеств, ценностных ориентаций

(анкеты, опросники).

8) Материал для стендов
Управление проектом

Управление проектом будет осуществляться группой проект-менеджмент.
Непосредственное управление осуществляют  заместители директора по УВР. Методическое сопровождение осуществляется руководителями МО классных руководителей. Диагностирование  и сбор информации с целью получения обратной связи по реализации проекта проводится психологами. Определение и вовлечение структур гражданского общества  в совместную деятельность с педагогами по повышению воспитательного потенциала семьи определяет директор и заместители директора по УВР.


В обязанности группы проект-менеджмента входит:

1. Отслеживание процесса реализации проекта.

2. Мониторинг результатов.

3. Корректировка плана реализации проекта.

4. Анализ и подведение итогов.

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе, в функции которого входят:

·        выработка стратегии взаимодействия субъектов, ответственных за педагогическую поддержку самоопределения школьников с целью согласования и координации их деятельности;

·        поддержание связей общеобразовательного учреждения с социальными партнерами, влияющими на самоопределение учащихся основной и старшей школы;

·        планирование работы педагогического коллектива по формированию готовности обучающихся к профильному и профессиональному самоопределению в соответствии с основной  образовательной программой общеобразовательного учреждения;

·        осуществление анализа и коррекции деятельности педагогического коллектива по данному направлению

проведение педагогических советов, производственных совещаний по проблеме профильного и профессионального самоопределения старшеклассников;

·        создание ученических производственных бригад, организация летней трудовой практики;

·        осуществление контролирующих функций работы классных руководителей, учителей-предметников, школьного психолога по проблеме профильного и профессионального самоопределения учащихся;

·        организация занятий обучающихся в сети предпрофильной подготовки и профильного обучения;

·        курирование преподавания курсов по выбору.

Методическая работа:

·        планирование работы педагогического коллектива по формированию готовности обучающихся к профильному и профессиональному самоопределению в соответствии с основной  образовательной программой общеобразовательного учреждения;

·        осуществление анализа и коррекции деятельности педагогического коллектива по данному направлению  (консультации учителей-предметников, классных руководителей по организации системы учебно-воспитательной работы, направленной на самоопределение обучающихся: профпросвещение, профконсультирование, профдиагностика определение индивидуальной образовательной траектории;

·        организация участия одаренных детей в предметных олимпиадах разного уровня;