Файл: Методические рекомендации по суммативному оцениванию по предмету Русская литература.pdf
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 49
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Методические рекомендации по суммативному оцениванию
по предмету «Русская литература»
(с русским языком обучения)
10 класс
(общественно-гуманитарное направление)
Нұр-Сұлтан – 20 20
БҰЛ ББЖБ ВК @10synypbjb группасынан алынган!!!
Тіркел!!! vk.com/10synypbjb
Тіркел!!! vk.com/10synypbjb
Тіркел!!! vk.com/10synypbjb
ББЖБ ТБЖБ ЖАУАПТАРЫ БАР!!!
↓↓↓
2
Методические рекомендации составлены в помощь учителю при планировании, организации и проведении суммативного оценивания по предмету «Русская литература» (для общественно-гуманитарного направления с русским языком обучения) обучающихся в 10 классах. Методические рекомендации подготовлены на основе учебной программы и учебного плана. Суммативное оценивание в 10 классе проводится в течение каждой учебной четверти.
Задания для суммативного оценивания за раздел/ сквозную тему позволят учителю определить уровень достижения учащимися целей обучения, запланированных на четверть.
Для проведения суммативного оценивания за раздел / сквозную тему в методических рекомендациях предлагаются задания, критерии оценивания с дескрипторами и баллами. Также в сборнике описаны возможные уровни учебных достижений учащихся (рубрики). Задания с дескрипторами и баллами носят рекомендательный характер.
Методические рекомендации предназначены для учителей общеобразовательных школ.
При подготовке методических рекомендаций использованы ресурсы (рисунки, фотографии, тексты, видео- и аудиоматериалы и др.), находящиеся в открытом доступе на официальных интернет-сайтах.
3
СОДЕРЖАНИЕ
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ ........................................ 4
Задания по суммативному оцениванию за раздел «Лишние люди» ............................................. 4
Задания по суммативному оцениванию за раздел «Лишние люди» ............................................. 7
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ ...................................... 11
Задания по суммативному оцениванию за раздел «Герой нашего времени»............................. 11
Задания по суммативному оцениванию за раздел «Герой нашего времени»............................. 14
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ ...................................... 18
Задания по суммативному оцениванию за раздел «Человек и право» ....................................... 18
Задания по суммативному оцениванию за раздел «Человек и право» ....................................... 21
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ ...................................... 24
Задания по суммативному оцениванию за раздел «Семейные ценности» ................................. 24
Задания по суммативному оцениванию за раздел «Семейные ценности» ................................. 27
4
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ
Задания по суммативному оцениванию за раздел «Лишние люди»
Подраздел
А.С.Пушкин «Евгений Онегин»
Цель обучения
10.1.3 Самостоятельно находить в тексте и выразительно читать наизусть цитаты, фрагменты, связанные с выражением авторской позиции
10.2.1 Определять жанр и его признаки (роман-эпопея, роман в стихах, психологический роман и др.), особенности философской лирики
Критерий оценивания
Обучающийся
Читает выразительно наизусть фрагменты
Определяет жанр и его признаки
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Время выполнения
20 минут
Задания
1. Прочитайте наизусть отрывок из романа А.С.Пушкина. Объясните, как и при помощи, каких художественных приемов и стилистических фигур автор передает свое отношение к Онегину и
Татьяне.
2. Дайте определение жанру роман в стихах, а также докажите, что «Евгений Онегин» - это
«роман в стихах».
5
Критерий
оценивания
Задания
№
Дескриптор
Балл
Обучающийся
Читает выразительно наизусть фрагменты
1 соблюдает правильную постановку логического ударения;
1 соблюдает интонацию;
1 читает безошибочно;
1 дает пояснение авторского отношения;
1 называет 2 художественного приема;
1
Определяет жанр и его признаки
2 дает определение жанру;
1 называет 5 признаков жанра.
1
Всего баллов
7
6
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Лишние люди»
ФИО учащегося __________________________________________
Критерий оценивания
Уровни учебных достижений учащихся
Низкий
Средний
Высокий
Читает выразительно наизусть фрагменты
Испытывает значительные затруднения при чтении наизусть отрывок романа в стихах, объясняя, как и при помощи каких художественных средств и стилистических фигур автор передает свое отношение к Онегину и
Татьяне
Испытывает некоторые затруднение при чтении наизусть отрывок романа в стихах, объясняя/ как и при помощи каких художественных средств и стилистических фигур автор передает свое отношение к
Онегину и Татьяне
Читает наизусть отрывок романа в стихах, объясняя, как и при помощи каких художественных средств и стилистических фигур автор передает свое отношение к
Онегину и Татьяне
Определяет жанр и его признаки
Предпринимает попытку определить жанр и жанровые особенности произведения
Определяет жанр /и некоторые жанровые особенности произведения
Определяет жанр и жанровые особенности произведения
7
Задания по суммативному оцениванию за раздел «Лишние люди»
Подраздел
И.А. Гончаров «Обломов»
Цель обучения
10.1.2 Понимать содержание художественного произведения, его проблематику, критически осмысливая, выражать своё отношение к услышанному или прочитанному
10.3.1 Давать оценку произведению с точки зрения эстетического воздействия на читателя, объясняя собственное отношение к идее, героям в форме устных и письменных высказываний
Критерий оценивания
Обучающийся
Понимает содержание художественного произведения, его проблематику, критически осмысливая, выражать свое отношение к услышанному или прочитанному
Формулирует высказывание, используя информацию текста
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Время выполнения
25 минут
Задания
1. Ответь на вопросы
1.1 Какое дело Илья Ильич Обломов считал роскошью?
A) Написание писем
B) Забота об имении
C) Общение с друзьями
D) Чтение книг
1.2 Укажите проблему, не волновавшую Обломова в начале романа.
A) Неоплаченные счета
B) Предстоящая женитьба
C) Проблемы в имении
D) Переезд на новую квартиру
1.3 Укажите происхождение И. И. Обломова.
A) Мещанин
B) Купец
C) Дворянин
D) Крестьянин
1.4 Что являлось нормальным состоянием Ильи Ильича Обломова, героя романа И. А.
Гончарова «Обломов» ?
A) Государственная служба
B) Лежание на диване
C) Игра в карты
D) Чтение книг
1.5 Укажите персонажа по описанию: « высокая и стройная женщина с тихим и гордым взглядом, со спокойно сложенными на груди руками, с тихим, но гордым взглядом и
8 задумчивым выражением лица».
A) Мария Михайловна
B) Ольга Сергеевна
C) Авдотья Матвеевна
D) Мария Ивановна
1.6 Узнайте героя по описанию. « … человек лет сорока, принадлежащий к крупной породе, высокий, объёмистый в плечах и во всём туловище, с крупными чертами лица, с большой головой, с крепкой, коротенькой шеей, с большими навыкате глазами, толстогубый»
1.7 Узнайте героя по описанию. «Ленивый от природы, он был ленив ещё и по своему лакёйскому воспитанию. Он важничал в дворне, не давал себе труда ни поставить самовар, ни подмести полов».
1.8 «Он (Штольц) не предвидел, что он вносит ….. в жизнь Обломова». Какое слово пропущено?
1.9 «Он задумался и машинально стал чертить пальцем по пыли, потом посмотрел, что написано …» Какое слово было написано?
2. М.Е.Салтыков-Щедрин писал: «Прочел Обломова и, по правде сказать, обломал об него все умственные способности. Сколько маку он туда напустил! Даже вспомнить страшно, что это только один день и что таким образом можно проспать 365 дней…».
-Каковы ваши впечатления от чтения первого дня жизни Обломова.
-Чем можно объяснить такое растянутое повествование о первом дне героя?
9
Критерий
оценивания
Задание
№
Дескриптор
Балл
Обучающийся
Понимает содержание художественного произведения, его проблематику, критически осмысливая, выражать свое отношение к услышанному или прочитанному
1-2 отвечает на вопросы;
9 дает аргументированный ответ на вопрос;
1
Формулирует высказывание, используя информацию текста выражает свое отношение;
1 использует цитаты для подтверждения своего мнения.
1
Всего баллов
12
10
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Лишние люди»
ФИО учащегося __________________________________________
Критерий оценивания
Уровни учебных достижений учащихся
Низкий
Средний
Высокий
Понимает содержание художественного произведения, его проблематику, критически осмысливая, выражать свое отношение к услышанному или прочитанному
Затрудняется в понимании содержания комедии, критически осмысливая прочитанное
Допускает ошибки в понимании содержании комедии/ критически осмысливая прочитанное
Понимает содержание комедии, критически осмысливая прочитанное
Формулирует высказывание, используя информацию текста
Затрудняется формулировать высказывание, используя информацию текста
Допускает ошибки в формулировке высказывания/используя информацию текста
Формулирует высказывание, используя информацию текста
11
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ
Задания по суммативному оцениванию за раздел «Герой нашего времени»
Подраздел
М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»
Цель обучения
10.1.4 Составлять план эссе, сочинения на литературные и свободные темы
10.2.5 Характеризовать героев произведения, определяя их роль и значение в системе персонажей
Критерий оценивания
Обучающийся
Составляет цитатный план характеристики героя
Характеризует героя произведения
Формулирует высказывание, используя информацию несплошного текста
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Время выполнения
20 минут
Задания
1.Составьте цитатный план, в котором отразите характер Печорина
2. Раскройте образ Максим Максимыча. Как ведет себя герой во время встречи с Печориным, с Бэллой? Почему Печорин избрал его свидетелем своих душевных переживаний?
3. Выразите свое мнение об отношение Печорина к другим персонажам романа «Герой нашего времени», используя информацию несплошного текста.
12
Критерий
оценивания
Задание
№
Дескриптор
Балл
Обучающийся
Составляет цитатный план характеристики героя
1 составляет цитатный план;
1 раскрывает характер героя;
1
Характеризует героя произведения
2 раскрывает образ героя;
1 поясняет причину выбора Печорина;
1 аргументирует, используя цитаты;
1
Формулирует высказывание, используя информацию несплошного текста
3 выражает свое отношение;
1 доказывает свою точку зрения, ссылаясь на несплошной текст.
1
Всего баллов
7
13
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Герой нашего времени»
ФИО учащегося __________________________________________
Критерий
оценивания
Уровни учебных достижений учащихся
Низкий
Средний
Высокий
Составляет цитатный план характеристики героя
Затрудняется составить цитатный план характеристики героя
Допускает ошибки в составлении цитатного плана/ соблюдая хронологическую последовательность событий
Составляет цитатный план характеристики героя
Характеризует героя произведения
Затрудняется выявить художественные детали/ важные для характеристики главных и второстепенных персонажей
Допускает ошибки в представлении характеристики героя/ объяснении отношения героя с другими персонажами произведения
Определяет художественные детали/ важные для характеристики главных и второстепенных персонажей
Формулирует высказывание, используя информацию несплошного текста
Затрудняется формулировать высказывание, используя информацию несплошного текста
Допускает ошибки в формулировке высказывания/ используя информацию несплошного текста
Формулирует высказывание, используя информацию несплошного текста
14
Задания по суммативному оцениванию за раздел «Герой нашего времени»
Подраздел
Ч.Т. Айтматов. "Плаха"
Цель обучения
10.1.6 Давать развернутый аргументированный ответ на проблемный вопрос, ссылаясь на текст произведения, выражая собственное мнение о теме, сюжете и образах
10.2.3 Определять роль композиции в раскрытии идеи произведения, образов героев, объяснять значение
10.3.3 Сопоставлять произведения (или фрагменты) русской, казахской и мировой литературы с точки зрения эстетического воздействия на читателя, объясняя общие и отличительные признаки
Критерий оценивания
Обучающийся
Дает развернутый аргументированный ответ на проблемный вопрос, ссылаясь на текст произведения, выражая собственное мнение о теме, сюжете и образах
Определяет роль композиции в раскрытии идеи произведения, образов героев, объяснять значение
Сопоставляет произведения (или фрагменты) русской, казахской и мировой литературы с точки зрения эстетического воздействия на читателя, объясняя общие и отличительные признаки
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Навыки высокого порядка
Время выполнения
20 минут
1. Какие проблемы поднимает Ч. Айтматов в своем произведении? Объясните, каким образом данные проблемы раскрывают композицию романа «Плаха»?
2. Произведите сопоставительный анализ двух отрывков, обращая внимание на то, каким образом автор передает чувства переживания волка и человека.
Акбара
Бостон
“Что-то резко ударило под ноги, волчица перекувырнулась, но тут же вскочила… и в следующее мгновение увидела, как высоко взлетел в воздух подстреленный на бегу её Большеголовый, самый крупный из её первенцев, как он, обливаясь кровью, медленно перекидываясь на бок, вытягивался, стуча лапами, возможно, исторгнул крик боли, возможно, предсмертный вопль, но она ничего не слышала… В следующее
“…Вскинув винтовку на плечо, Бостон будто во сне побежал к упавшей Акбаре. Ему казалось, что он бежит так медленно и долго, словно плывет в каком-то пустом пространстве… И вот наконец, похолодев, точно на дворе стояла стужа, он подбежал к волчице. И согнулся в три погибели, закачался, корчась в немом крике. Акбара была еще жива, а рядом с ней лежал бездыханный, с простреленной грудью малыш. А мир, утративший звуки, безмолвствовал. Он исчез, его не стало, на его месте остался только бушующий огненный