Файл: 5 Профессиональная деформация преподавателя Псевдовысокий уровень экспертности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 8

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

5.5. Профессиональная деформация преподавателя
Псевдовысокий уровень экспертности
Молодой специалист, закончивший аспирантуру, устраивается в вуз преподавателем, где в его обязанности входит чтение лекций по инженерным дисциплинам технического профиля. Лекционные занятия он проводит в строгом соответствии с рабочей программой учебных дисциплин (РПУД), вверенных ему в объеме лекционных занятий, практических и лабораторных работ.

Очень быстро, уже через год работы, новоиспеченный преподаватель достигает уровня экспертности, сопоставимого с уровнем экспертности составителя РПУДа – вышедшего на пенсию профессора с многолетним опытом работы. Выясняется, что современные способы репрезентации учебного материала позволяют сократить лекционно-аудиторное время. У молодого преподавателя постепенно вырабатывается свой собственный стиль работы. Интеграция с преподавательским процессом современных моделей бизнес-коучинга, позволяет осуществлять захват внимания аудитории. Харизма работает на своего обладателя. Студенты стремятся не пропускать занятия. Молодой преподаватель быстро набирает популярность в студенческой среде.

Успех кружит голову. Полученный опыт работы и сконструированный имидж позволяет молодому преподавателю укоренить мнение о себе, как об авторитетном специалисте. Он все чаще прибегает к неуместному использованию менторского тона, в поведение начинают все чаще прослеживаться элементы злоупотребления своеобразной «властью» над обучающимися. При этом молодость преподавателя, находящегося в возрасте не более чем на 5–8 лет старше обучающихся, создает диссонанс в восприятии его как авторитетного преподавателя. Незрелость молодого специалиста не позволяет ему контролировать объём своего влияния. Как результат профессиональной деформации, преподаватель чрезмерно увлекается формой подачи знания, которая, действительно, по качеству существенно лучше (эффектнее), чем его содержание. В итоге, процесс преподавания сугубо технической дисциплины больше становится похож на представление одного актера, упивающегося
собственным самолюбованием.
ВОПРОС: Как вы оцениваете необходимость использования методов бизнес-презентаций в практике преподавания инженерных дисциплин в техническом вузе? Насколько технология эффективных презентаций, направленных на задачи эффективных продаж, вообще применима для задач преподавания? Используете ли вы элементы таких презентаций в своей практике? Какие? Нужно ли вмешиваться в процесс коррекции преподавательского стиля заведующий кафедрой для того, чтобы сместить практику преподавания с перекоса по форме в сторону повышения эффективности учебного процесса?
Авторы: Буравлев Игорь Юрьевич, кандидат химических наук, доцент Департамента промушленной безопасности Политехнического института (Школы) Дальневосточного Федерального университета (ДВФУ). Ярусова Софья Борисовна, кандидат химических наук, доцент, заведующая базовой кафедрой экологии и экологических проблем химической технологии Владивостокского государственного университета (ВВГУ). Бабусова Наталья Борисовна, учитель МОБУ «СОШ №1», г. Дальнегорск

ВЫДЕЛЕННОЕ СИНИМ:

  1. осуществлять захват – поменяла бы на «полностью захватить»

  2. Харизма работает на своего обладателя., Успех кружит голову. – убрала бы вообще, избыточность речевая избыточность для учебника.

  3. собственным самолюбованием. – тавтология,просто «самолюбованием»