Файл: Министерство высшего и среднего специального образования республики узбекистан ташкентский государственный.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 194

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

21
Задание № 1. Заполните таблицу. Мероприятия направленные на
изменение динамики изменения роста населения.
Проводимая политика
Дайте определение
Демографическая политика
Миграционная политика
Экономическая политика
Социальная политика
Институциональная политика
Задание № 2. Заполните схему. Основным показателем уровня
урбанизации.
Задание № 3. Раскройте сущность данной схемы.
Основным
поаказателем
уровня
урбанизации
являются
?
?
?
?
?
Причина
урбанизации
…………..
Урбанизация
…….……
Признаки
урбанизации
…….….
Экологические проблемы
…………………

22
Задание № 4. Выполните тестовые задания.
1. Плотность населения - это показатель:
А) Размещения населения.
Б) Уровня жизни.
С) Перенаселенности.
Д) Недонаселенности.
2. Урбанизация – это:
А) Процесс роста городов.
Б) Увеличение роли городского населения и распространения городского образа жизни.
С) Повышение роли городов в развитии общество.
Д) Все ответы пункта 1,2,3 правильные.
3. Миграция населения – это:
А) Перемещение население в отдельных странах и во всем мире.
Б) Перемещение население внутри страны.
С) Перемещение население между странами.
Д) Поиски нового место жительство и приложения труда.
4. Главная причина трудовых миграции – это:
А) Социальная.
Б) Экономическая.
С) Экологическая.
Д) Гуманитарная.
5. Агломерация городов – это?
А) Накопление городов вокруг большого города
Б) Увеличение количества сел вокруг крупных городов
С) Группа городов
Д) Присоединение сел к городу.
6. Главным фактором, вызвавшим «демографический взрыв» является:
А) Высокие показатели рождаемости и смертности.
Б) Превышение показателей смертности над рождаемостью.
С) Показатели отрицательного естественного прироста населения.
Д) Очень высокие показатели рождаемости и естественного прироста и относительно низкие показатели смертности.
7. Какой из показателей не характеризует демографическую ситуацию:
A. динамика численности населения;
B. половозрастная структура;
C. уровень урбанизации;
D. механическое движение населения;


23
E. естественное движение населения.
8. Какие из перечисленных факторов являются составляющими
процесса урбанизации
A. рост городов
B. повышение благосостояния населения
C. увеличение количества и доли городского населения
D. увеличение уровня образования
E. распространение городского образа жизни
9. С чем город развивается, «функционирует в тесном взаимодействии»?
A. с сельской местностью;
B. с зонами непосредственного влияния;
C. с окружающей средой;
D. с поселением;
E. с окружающей его территорией.
10. Как определяется зона тяготения города?
A. районированием;
B. как место приложения труда;
C. как предпочтительность в направлении связей;
D. как место учебы;
E. как место торговли.

24
ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ
Деловая игра №1
«Решение экологической и социально-экономической проблемы»
Цель:
закрепление слушателями знаний, полученных на элективных курсах
«Экология и охрана окружающей среды» с использованием активных форм обучения.
Условие:
общественная экологическая организация и жители района города, опираясь на информацию о неудовлетворительной природоохранной деятельности предприятия, требуют от районных и городских властей его закрытия.
Задача:
выбор варианта решения эколого-экономической и социальной проблем, либо выработка своего собственного решения.
Деловая игра № 2 ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
Цель игры - обеспечить благоприятные условия жизни населения своих стран и преодолеть политические разногласия с другими государствами, учитывая в своей экономической и политической деятельности не только интересы своей страны, но и других народов и современное состояние биосферы.
Содержание и правила игры
На первом этапе игры командам предлагается: основные черты техносферы как современного уровня развития биосферы; наиболее приемлемый и аргументировать свой выбор. Выбранные теоретические представления участники игры представляют в письменном виде вместе с результатами экологической и политической деятельности.


25
Участникам игры предлагается выработать модель экономического сотрудничества стран-соседей в ситуации, когда прогрессирует ухудшение экологической обстановки на планете. Экономическое развитие государств резко дифференцировано. Запасы природных ресурсов распространены крайне не равномерно.
Участники игры распределяются на команды, которые будут имитировать деятельность трех государств. Формируется экспертная группа из трех человек. Задача экспертной группы - оценить политические, идеологические и экономические мотивы поведения государств на переговорах и проанализировать карточки учета финансов после переговоров. Критерии оценки приведены в таблице экспертов.
Каждая команда должна организовать нормальное функционирование государства в течение 10 лет, т.е. обеспечить свою страну необходимым количеством ресурсов и финансов, ликвидировать бюджетный дефицит. Команды получают карточки с описанием государств и карточки учета финансов. В карточке учета финансов представлена экономическая ситуация, сложившаяся в каждой стране в результате деятельности предшествующего правительства. Государства представляют бюджет, рассматривают все статьи расходов и готовятся к трехсторонним переговорам по современной деятельности для решения общих и частных проблем.
Основные правила распределения государственного бюджета:
1. Государство имеет право полностью сократить военные расходы, высвободив средства для покрытия значительного бюджетного дефицита, который сложился по вине предыдущего руководства страны. Военные расходы целесообразно сократить до начала переговоров, но затем необходимо добиться трехсторонней договоренности по этому вопросу на переговорах. Однако одностороннее или двухстороннее сокращение военного бюджета может нанести ущерб безопасности разоружающейся стране.

26 2. Увеличение финансовых ресурсов, направляемых из бюджета наразвитие науки, позволяет сократить расходы на охрану природы в соотношении 1:2 (например, увеличение расходов по статье «Развитие науки» на 100 единиц соответственно уменьшает расходы по статье «Охрана природы» на 200 единиц).3. Команда может сокращать или увеличивать расходы на развитие экономики и социальную сферу, а также на развитие науки.
4. Государство может увеличить доходы за счет продажи избыточных ресурсов. В случае необходимости в статье «Расходы» может быть покупка необходимых ресурсов.
5. Расходы и доходы, суммы которых не указаны в игровых таблицах, определяются в результате переговоров с другими участниками игры и следовательно, представляются в таблицах во время или после переговоров и только в случае достижения договоренности.
Подготовка и проведение переговоров
1. Стране Б из-за засушливого климата необходимо искусственное орошение, чтобы сельское хозяйство функционировало нормально. На орошение в бюджете выделяется 300 единиц. Страна может ликвидировать эти потери, применив технологию уничтожения облаков над своей территорией, но при этом из-за недостатка влаги пострадает сельское хозяйство страны А, потери составят 300 единиц.
2. Страна В может сэкономить на охране окружающей природной среды
(«Расходы на очистные сооружения») 600 единиц, если команда, учитывая направление воздушных потоков, примет решение о размещении экологически вредных производств вдоль границы со страной Б. Потери составят 600 единиц.
3. Страна А может объявить об испытаниях мощного ядерного устройства у границ других стран. Ущерб составит: для страны Б – 300 единиц, для страны В – 600 единиц.


27 4. Любая страна, располагающая свободными финансами и материальными ресурсами, имеет право безвозмездно помогать государствам, ресурсы которых ограничены, а также направлять свои средства на реализацию целевых программ (экологическую, экономическую и др.). Возможны различные варианты договоренности.
5. Команды записывают свои предложения в карточку учета финансов и приступают к переговорам, выделяя по 2 представителя от команды.
Примечание. Если через определенное руководителем время для переговоров участвующие в них стороны не договорятся по основным вопросам, то все команды будут считаться проигравшими.
Краткое описание государств
А. Население - 50 млн. человек.
Запасы сырья: нефти на 10 лет; газа на 20 лет; цветных металлов на 20 лет; питьевой воды на 10 лет.
Климат умеренный.
Б. Население - 70 млн. человек.
Запасы сырья: нефти на 20 лет; газа нет; цветных металлов на 10 лет; питьевой воды на 15 лет.
Климат засушливый.
В. Население - 60 млн. человек.
Запасы сырья: нефти нет; газа на 10 лет; цветных металлов нет; питьевой воды на 5 лет.
Климат влажный.

28
1   2   3   4

Работа экспертной группы
Экспертная группа внимательно следит за ходом переговоров и делает соответствующие отметки в таблице эксперта (критерии оценки с 1 по 16
-политические и идеологические мотивы). Затем эксперты проводят анализ карточек учета финансов после переговоров и фиксируют результаты в таблице эксперта (критерии оценки с 6 по11 - экономические показали).
Таблица 2
Таблица экспертов
№ Перечень мероприятий
Цена решения в баллах
Отметка о наличии
1
Благотворительность
40 2
Стремление к интеграции
35 3
Решение о полном сокращении вооружений
30 4
Сокращение расходов на вооружение более 50 %
25 5
Сокращение расходов на вооружение менее 50 %
20 6
Увеличение расходов на развитие науки более 150 единиц
15 7
Увеличение расходов на развитие экономики более 100 единиц
10 8
Сокращение расходов на развитие социальной сферы (более 50%)
-5 9
Увеличение расходов на социальную сферу более 100 единиц
-5 10 Сокращение расходов на развитие экономики (более 50%)
-10 11 Умышленное затягивание переговоров
-20 12 Сокращение расходов на развитие науки (более 150 единиц)
-5 13 Сговор двух государств против третьего участника переговоров
-30 14 Применение репрессивных мер
-40 15 Проведение политики диктата
(шантаж)
-35
ИТОГО

29
Комментарии результатов для экспертов
1. Если сумма результатов по позициям 6-11 более 15, политику государства в области социально-экономического развития можно считать прогрессивной; от 15 до 0 – нейтральной, но с течением времени такая политика может привести к стагнации в экономике, значительному понижению уровня жизни граждан; отрицательные значения указывают на проведение неразумной политики, грозящей гибельными последствиями для страны и ее населения.
2. Если сумма результатов по позициям 3, 4, 5, 13, 14 более 25, то можно говорить об отсутствии агрессивных планов с применением военной силы; от 0 до 20 – позиция государства не свидетельствует о четком курсе разоружения и миролюбивой политике; от 55 до 0 – курс на наращивание военных арсеналов, скрытая или явная агрессивность.
3. Если сумма результатов по позициям 1, 2, 12, 15, 16 более 35, то это разумная политика, нацелена на мирное сосуществование и взаимопомощь; страны, проводящие такую политику, на деле стремятся к объединению и солидарности ради спасения всего человеческого от проблем, грозящих ему гибелью; от 20 до 0 – следует четче определиться в своей политике и жизни, завтра может быть уже поздно; от –90 до –20 – это политика агрессии и насилия, толкающая человечество к всеобщей катастрофе.
Главные критерии при оценке игры:
- четкая связь ноосферного видения мира с решением конкретных ситуаций;
- защита не только национальных, но и глобальных интересов;
- стремление преодолеть разобщенность и эгоизм;
- соблюдение регламента.
Чем выше общая сумма баллов, тем более уверенно можно говорить о разумной и нравственной политике государства (команды) как внутри страны, так и в международных отношениях.