Файл: Теоретические основы социальной профилактики и причины преступности подростков. 1 Подростковая преступность в России.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 77

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, которые совершаются в группе. Есть много неформальных групп молодежи, которая постоянно подвергается критике, при этом не предоставляется иных вариантов социализации.

Для подростков естественно стремление к объединению, где каждый формируется как личность и чувствует свою силу, значимость.

Огромную роль в семейном воспитании играет обстановка в семье, в частности эмоциональный характер и взаимоотношения между родителями и детьми. Взрослые для растущего ребенка являются «психологическим центром».

Когда «психологический центр» в лице мамы или же папы не выполняет возложенные на него функции, у ребенка возникает чувство незащищенности и беспокойства. В свою очередь, растет негативное влияние со стороны сверстников это формирует правосознание подростка. Неформальные группировки, тоже способствуют распространению наркомании, алкоголизма и др. в подростковой среде.

Необходимо не забывать, что характер, ценности и исходные жизненные установки закладываются в семье. В раннем возрасте, именно в семье прививаются основные моральные требования, правила приличия и поведения. Затем весь дальнейший процесс воспитания (в школах, на производстве, в общественных организациях и т.п.) уже имеет какие-то основы нравственных устоев, которые заложены в характере человека семьей. Поэтому результат семейного воспитания это одна из основных детерминант правонарушений подростков.

Неблагополучные семьи. В данный момент в достаточно сложном положении в обществе находятся подростки, которые не защищены от негативного влияния неблагополучной семьи, в итоге значительная часть детей и подростков видят пример аморального образа жизни, приобретая при этом негативные личностные качества.

Анализ уголовных дел свидетельствует, что среди подростков с деликвентным и девиантным поведением значительным остается число лиц, которые проживают в неблагополучных семьях. У 47% воспитанников из воспитательных колоний в семье имели разногласия между старшими членами семьи, а также между родителями и детьми; которые выливаются в открытые продолжительные конфликты.

Девиантные семьи. Большинство подростков совершали повторные преступления не по потому что неблагоприятно стекли обстоятельства, а потому что они постепенно приближались к правонарушению в результате деградации личности.

На становление личности правонарушающего подростка влияют семьи
, способствующие: а) вовлечению подростков в проституцию, наркоманию, азартные игры; б) отрицательный пример старших членов семьи (ссоры, пьянство, скандалы, а также драки); в) воспитание детей эгоистами, бездельниками; г) невыполнение родителями своих обязанностей по воспитанию, невнимание к интересам детей; д) наличие в семье антиобщественных нравов, обычаев, взглядов, пренебрежительное отношение к труду и иным важным гражданским обязанностям.

В данных семьях способом общения стали аморальность и культ насилия. Взаимное неуважение, цинизм в отношениях, становясь привычными для детей, и вызывают у детей ненависть к виновникам создания данной обстановки в семье, а с другой - формируют такие качества и отношения у них самих.

Итак, одно из негативных обстоятельств в таких семьях отсутствие способности и нежелания вести себя благопристойно, уважительно по отношению друг к другу в повседневном общении.

Деликвентные семьи. Обстановка в данных семьях характеризуется периодическими или же протекающими с возрастающей интенсивностью драками, а так же конфликтами, длительными или кратковременными неверностью супругов, разрывами семейных связей.

В деликвитных семьях напряженная конфликтная атмосфера; она обусловливает постоянно происходящую озлобленность, напряженность, в отношениях, очень часты драки и скандалы, жестокое обращение в семье; в таких семьях дети постоянно видят неуважение к нравственным ценностям, духовным ценностям, низкий уровень культурных интересов и потребностей, сострадания, солидарности.

Выборочное обследование дало следующие показатели, что 27% подростков проживают в семьях, где есть судимые. Так же на формирование личности подростков отрицательное влияние оказывает то, что с ними живут люди, ранее осужденные за какие-то преступления. Анализ уголовных дел подростков говорит, что 40% преступников выходцы из семей, в которых братья или сестры были судимы. Поэтому подростки часто вовлекались в преступную деятельность.

Семьи с преобладанием психического и физического насилия. Одной из побуждающих причин совершения подростками правонарушений является грубое, несправедливое обращение с ними других членов семьи. Каждый год от этого страдают около 2 млн. ребят в возрасте до 14 лет. Для 200% из этих детей семейное насилие, к ужасу, заканчивается смертельным исходом; а 2 тыс. заканчивают жизнь самоубийством.



Чаще всего в семье агрессор - мужчина, а его жертвы - те, кто слабее. Но если же женщины, в особенности бездетные, могут уйти от обидчика обменяв жилплощадь, развестись и т.д., то правовое положение детей, не дает такой возможности. Дети вынуждены терпеть побои и издевательства в большом количестве случаев от своих же родителей. Психическое состояние многих правонарушителей характеризуется постоянным желанием уехать куда-нибудь, поменять адрес и место учебы. В этом можно увидеть желание уйти из трудной или конфликтной ситуации.

По мере приобретения и взросления самостоятельности подростки получают возможность уйти от таких условий жизни, избежать придирок упреков, безразличия, а во многих случаях и издевательства, побоев. Такая возможность происходит через активное участие в неформальных группах сверстников, совершения преступлений и побеги из дома. У подростков, которые постоянно подвергаются такому обращению, создается убеждение, что грубость – это нормальные отношения между людьми. Они достаточно легко впадают в гнев, при этом их гнев в основном изливаются на более слабых: на животных, на младших по возрасту. Чаще всего несправедливое отношение к подросткам вызывает отчаянное желание отомстить обидчику любой ценой и приводит к совершению правонарушения. В 30% случаев преступления против жизни подростки совершают отвечая на провоцирующие действия со стороны возможной жертвы. Ребенок, который растет и развивается в нормальных психолого-педагогических и социальных условиях не будет правонарушителем.

Несовершеннолетние правонарушители - это обычные дети, которые в результате дурного примера или неправильного воспитания стали правонарушителями.


Глава 2. Работа социального педагога по профилактике правонарушений среди подростков
2.1 Особенности социально-педагогической профилактики правонарушений среди подростков

Профилактика (от греч. prophylaktikos — предохранительный) — предварительные меры для недопущения чего-либо.

Профилактика подростков это достаточно длительный и кропотливый процесс, который не терпит форсирования событий, и который позволяет не только решать сиюминутные проблемы родителей и детей, но также предотвращают, те которые, предсказуемы, и тем не менее не получили своего окончательного выражения. Всемирной организацией здравоохранения была принята классификация профилактики, которая предусматривает первичную, вторичную и третичную ее формы.

Первичная профилактика – система действий, которая направлена на формирование стрессоустойчивых и позитивных форм поведения с изменением дезадаптивных, уже полученных нарушенных форм поведения. Первичная профилактика это работа с подростками.

Вторичная профилактика – предназначена подросткам, с уже сформированным поведением риска. Это система действий, которая направлена на изменение сложившихся дезадаптированных форм поведения, а так же личностных стратегий и позитивное развитие личности ресурсов.

Третичная профилактика – профилактика правонарушений через систему действий, которая направлена на уменьшение риска совершения асоциальных поступков или же употребления наркотиков, алкоголя, и на активизацию личностных ресурсов, которые способствуют адаптации к условиям среды и формирование социально-эффективных стратегий поведения.

Специальные психолого-педагогические меры:

  • психодиагностические: изучение ребенка, который поступает на учебу и выявление лиц, у которым повышен криминальный риск, выявление их дружеских связей внутри учебного заведения и за его пределами.

  • психокоррекционные: систематическая правовоспитательная работа с этими учащимися с использованием индивидуальных и коллективных форм работы, наблюдения за их межличностными отношениями;

  • психопрофилактические: применение большого диапазона мер ранней профилактики групповых правонарушений со стороны подростка, который «вытеснен» из неблагополучной семьи, а также из учебных групп; систематический контроль за его поведением внутри учебного заведения и за его пределами.

В работе с подрастающим поколение необходимо всегда помнить, что значительное большинство из них, исходя из своих возрастных способностей не могут выполнять какую-то однообразную работу или же долго находиться в одном окружении. Исходя из возраста детям нужна постоянная смена впечатлений. Большое количество различного рода поведенческих девиаций можно наблюдать при привлечении подростка к рутинным, или же тяжелым неквалифицированным работам, которые не соответствуют их физическим возможностям. Увлекательная, интересная деятельность, которая требует творческого отношения, соответствует физическим и психическим возможностям подростков, правильно стимулируемая достижением личностно значимых и групповых перспектив – это важное средство профилактики. Отказ от труда – является основным показателем претензий подростка на высокий статус в неформальной социальной структуре.


В работе с несовершеннолетними нужно применять и их стремление к группированию, причем в такой ситуации можно работать как уже со сложившимися устойчивыми группами, так и образовать другие. Весьма трудно в работе с правонарушителями избегать оценивания совершенных поступков. При организации психологической помощи подросткам необходимо руководствоваться не только этическим кодексом психолога и государственными и международными и документами, которые касаются защиты интересов и прав детей и подростков, но и уголовно-исполнительным, уголовным, законодательством и ведомственной нормативно-правовой базой.


2.2 Деятельность социального педагога по профилактике правонарушений среди подростков
В общении с подростками специалистам по социальной работе нужно продемонстрировать, что он не старается абсолютизировать себя, свои возможности и всегда готов принять к сведению опыт своего младшего партнера по общению, т. е. самого подростка, считаясь с ним. В доверительных отношениях с подростками исключаются такие традиционные методы, как - тотальный контроль, поучение, морализирование, строгая регламентация. Главным механизмом взаимодействия с подростками является умение устанавливать контакт и умение принимать подростка таким, какой он есть.

Таким образом, создавая среду их обитания и организуя нормальные условия, чтобы удовлетворить основные возрастные потребности, он помогает подросткам разобраться в себе, делать правильный выбор в жизни, и самое главное, чувствовать себя защищенным и нужным, уверенным, что в трудный момент ест тот человек, на которого он может положиться. Специалист по социальной работе должен не только инициировать социальные начинания, а также пробудить инициативу у самого подростка, которая будет направлена на изменения в самом себе, на желание работать над этой ситуацией – совместно ли со специалистом по социальной работе или же, применяя имеющийся потенциал, на том месте, где живет подросток.

Работа по профилактике правонарушений среди подростков сложная и многогранная. Здесь совместно и в различных объемах происходит общение с разными людьми, связанными определенной системой взаимоотношений и взаимодействий. Главными критериями деятельности социального работника служат повышение психолого-педагогической культуры подростка, который совершил первичное правонарушение и социально-педагогическая защита его в социуме.