Файл: Теоретические основы социальной профилактики и причины преступности подростков. 1 Подростковая преступность в России.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 75

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Метод «взрыва» - этот педагогический прием представляет сильное педагогическое воздействие.

Самое сложно профилактика правонарушений происходит в подростковом возрасте. Подросток стремится к самостоятельности и очень болезненно реагирует на любые попытки взрослых руководить его жизнью, воспитывать его, сейчас он претендует на роль взрослого, а так же на уважительное отношение к себе.

Есть несколько способов для формирования у подростков самосознания и самоуважения. Один из них – это ориентация на образец, который достоин подражания (знакомый, родственник, реальный или же какой-то вымышленный герой).

Значительную помощь в социально-профилактической работе с подростками имеет индивидуальная психотерапия: разговоры, беседы, а так же обсуждение разных проблем. Кроме этого, ребята, в полном согласии со спецификой своего возрастного кризиса, отмечают стремление оспаривать авторитет взрослых, если же у подростков есть за плечами практика противоправной жизни, а также адаптации к нормам полукриминального или криминального уличного сообщества, социальный педагог испытывает особые трудности как в коммуникативном взаимодействии с подростками, так же и в коррекции их личности. Во многих случаях, когда сохранен социальный потенциал семьи, получается к этому процессу привлечь социальные ресурсы семьи.

Работа социальных работников в основном проводится по таким направлениям: реабилитационная, диагностическая, и профилактически-коррекционная.

При проведении диагностики довольно широко применяются разные методы: беседа, наблюдение, тестирование (проективные методики), опросники на обнаружение личностных особенностей, блок методик эмоциональной и исследовательно-познавательной области. С учетом полученных результатов намечаются методы социально-профилактической работы. К этим методам относятся такие как: убеждение (разъяснение, используя эмоционально-словесное воздействие, часто опираться на внушение); побуждение (возможность направить ребенка на деятельность соответственно с его потребностями и интересами, выражается в виде совета, рекомендации); поощрение (основан на возбуждении положительных эмоций, вселяющих уверенность, создают положительный настрой, который выражается в форме: одобрения, похвалы). На результатах сделанной работы строится профилактическая коррекционная деятельность, проводимая в групповой, и в индивидуальной форме. С целью коррекции эмоционально-волевой сферы, повышая самооценку у детей, уверенность их в себе применяется методика игровой психотерапии. В ходе коррекционной работы специалисты применяют разные методы и формы по активизации познавательной сферы детей. Используются упражнения, которые направлены на развитие памяти, восприятия, внимания и мышления, тонкой моторики, это положительно отражается на успеваемости. Главный смысл психотерапевтической работы состоит вв том, чтобы подросток поверил, что его принимают и любят, со всеми его проблемами и недостатками.


Методы и формы индивидуальной и групповой работы:

При проведении диагностики применяются:

а) наблюдение за подростков, дает материал для воспитательной работы;

б) беседа, она предполагает предоставление подростку важную для него информацию, помогает побольше узнать о нем самом;

в) тестирование, из него можно узнать, каково социально-психологическое самочувствие подростка, насколько его слова соответствуют реальному положению дел;

г) опросники на выявление личностных особенностей

д) блок методик исследования эмоциональной и познавательной сферы, к ним относятся:

- мероприятия, которые связаны с повышением эрудиции, познанием, потреблением духовных ценностей (просмотр фильмов и телепередач, чтение, посещение музеев, выставок, туристических походов и т.п.).

- мероприятия, которые направлены на развитие духовных сил и способностей, активацию творческой деятельности (виды деятельности: техническая, трудовая, спортивно-игровая, художественно-театральная, прикладная);

- мероприятия, которые реализуют потребность в общении (творческие объединения, клубно-кружковая работа, праздники, вечера встреч, диспуты, танцы, вечеринки и т.п.);

- мероприятия, которые связаны с целевой учёбой детей (выездные лагеря, смотры, каникулярные объединения, конкурсы, туристические походы, школы актива и т.п.).

При проведении коррекционной и профилактической работы с подростками применяются:

а) методика игровой психотерапии (проводят индивидуально и в микрогруппе)

б) разные формы познавательной сферы детей (индивидуально).

Для профилактики правонарушений у подростков проводится социально-психологический тренинг.

В разных видах тренингов применяется, в основном, один и тот же набор методических приемов: групповые упражнения и игры, ролевые игры, основной метод тренинга - мозговой штурм, групповая дискуссия. В дискуссии могут принимать участие два и более человек. Самый конструктивный вариант - 6-8 человек. Данное количество участников дает возможность каждому в полной мере выразить свое мнение и внимательно послушать партнеров по дискуссии которая, возникает тогда, когда каждый участник выскажет свое мнение по той или иной теме на основе своих знаний и опыта. Это обмен мнениями.



Мозговой штурм (генерация идей) это хороший способ быстрого включения всех членов группы в работу на основании свободного выражения своих мыслей по рассматриваемому вопросу.

В ролевых играх участникам дается возможность:

- показать существующие стереотипы реагирования в определенных ситуациях;

- разработать и применять новые стратегии поведения;

- отработать и пережить свои проблемы и внутренние опасения.

Обучение приемам релаксации в помещении сенсорной комнаты (индивидуально)

Методика стимулирования воспитанников (это групповая форма). В интернате разработан перечень поступков и «добрых дел» (таких как - помощь на кухне, уборка территорий и т.д.).

Широко развернута работа по компенсации семейных связей. Она представлена в двух формах:

- создание условий, которые приближены к домашним

- создание семейно-воспитательной группы.

Направляя процесс перестройки поведения и жизненной ориентации подростков, очень важно расширить круг представлений о подлинной красоте, о социальной жизни, о гуманных взаимоотношениях людей, иными словами показать, что жизненный опыт, который был накоплен ими в семье или в сомнительной уличной компании, не показывает всей полноты жизни. Общение воспитанника с людьми должно быть наглядным тому подтверждением. Подростку, у которого снижена планка жизненных ценностей, необходимо убедиться в значимости новых для него ориентиров, носителями которых служат сотрудники учреждения. Подросток может оценить и широту кругозора, и любовь к своей профессии, готовность понять проблемы других, а также прийти на помощь.

Итак, есть практика работы социальных учреждений по профилактике правонарушений среди подростков, до настоящего времени она представляла собой систему государственного содержания, изолирования от общества, приводящая к явлениям социальной отчужденности у данной группы воспитанников. В такой ситуации социальные службы призваны выполнять не только образовательно-воспитательные функции. Они должны помогать нормальной социализации личности, полноценному её развитию, исправляют и компенсируют недостатки развития, обеспечивают психологическую и правовую защищенность выпускников и воспитанников. Соответственно в этой деятельности определенную роль играет социальный педагог, который и должен глубоко разбираться в психологических особенностях детей и подростков. Его функции в специфических условиях приобретают наиболее целенаправленный характер.


Заключение
Анализ проведённой работы по изучению проблем социальной профилактики правонарушений среди подростков дает возможность сделать следующие выводы.

Проблемы развития и возникновения правонарушений среди подростков - это социальная незащищённость, обусловленная рядом медико-социальных, психологических и социально-экономических проблем. Эти проблемы в целом взаимосвязаны.

Социально-профилактическую работу с подростками необходимо производить учитывая данные субъективных и объективных факторов, которые негативно влияю на жизнедеятельность ребенка, а также ориентируя на развитие, укрепление и восстановление внутреннего потенциала для выполнения различных общественно значимых функций общества.

В основном деятельность разных специализированных учреждений направлена, на социально-правовую и психологическую поддержку подростов. Специалистами специализированных учреждений используются и создаются методы социально-профилактической работы которые можно применить к подросткам, которые совершили правонарушение первый раз, чтобы предотвратить рецидив. Практическое значение состоит в том, чтобы в условиях специализированных учреждений подросткам максимально эффективно оказывали помощь.

Специалисты дают медицинскую, психологическую, натуральную и правовую помощь и в компетенции своего учреждения, и направляют тех, кто нуждается в психологической, правовой и медицинской помощи в необходимые учреждения, где её могут оказать.

Главной проблемой, которая затрудняет деятельность социальных педагогов служит недостаточное финансирование мероприятий, которые будут направлены на поддержку неблагополучных слоев молодежи. Успех деятельности в основном зависит от координации деятельности специалистов всех предприятий организаций, а также учреждений города, которая направлена на защиту прав и интересов несовершеннолетних.

Специфика проведения работы по социальной профилактике правонарушений среди подростков, оказание им социальной поддержки учитывается в практической деятельности социальны педагогов. Специалистами было отмечено, что работа по профилактике правонарушений среди подростков в определенных жизненных ситуациях дает возможность повысить эффективность их социальной защиты. Можно сделать вывод исходя из анализа опыта деятельности специализированных учреждений, что подростки нуждаются в комплексном подходе к решению проблем развития преступности с акцентом на оказание медико-социальной, психологической и социально-правовой помощи.