Файл: Теоретические основы социальной профилактики и причины преступности подростков. 1 Подростковая преступность в России.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 76

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Подход к подростку, который совершил первичное правонарушение, как субъекту саморегуляции и саморазвития предполагает психотерапевтическую и социально-педагогическую деятельность. Суть социальной терапии заключена в деятельности конкретных социальных служб, которые облегчают взаимоотношения индивида со средой и помогают подростку справиться с конфликтами и проблемами. Социальный работник способствует установлению контактов с такими службами.

Этим определяют главные направления профессиональной деятельности социального работника. Важное из них это работа с подростком, который совершил правонарушение. Работа включает в себя, психолого-педагогическую диагностику трудностей и проблем определенного подростка, который совершил правонарушение.

Эта работа предполагает помощь подростку, который совершил правонарушение, по созданию атмосферы сотрудничества и взаимопонимания.

Деятельность социального работника основополагается на приоритете личности подростка в отношении любых общественных институтов. Специалист дает целесообразное и допустимое вмешательство в процесс воспитания.

Социальная помощь подростку, который совершил правонарушение применяется там, где иные формы не дают эффективного результата. При этом социальные работники пытаются найти возможность пронаблюдать поведение подростка, и по мере необходимости поучаствовать в повседневной жизни подростка. Свои наблюдения педагог обсуждает с подростком, с его семьей и вместе ищут решения проблем. Необходимо подчеркнуть, что такая работа может быть лишь с согласия членов семьи и требует довольно длительного времени. Только в длительном общении могут возникнуть настоящие доверительные отношения, это служит предпосылкой для дальнейшей помощи.

К такому направлению работы социального педагога подключаются организации творческой деятельности подростков на базе досуговых центров, технического и художественного творчества, природоохранной деятельности, профессиональной ориентации, спортивно-оздоровительных комплексов. Социальный педагог находит контакт с различными специалистами и с ними сотрудничает.

Работа социального педагога способствует социальной адаптации подростков, их активному самоутверждению в окружающем мире.

Подростки, которые совершили правонарушение, нуждаются в формировании у них механизмов взаимодействия с окружающими людьми, сознательной регуляции поведения, коррекции эмоциональных состояний. Может проводиться их комплексное медико-психолого-социально-педагогическое обследование с применением игровой терапии и игровой диагностики и с одновременной коррекцией. Положительно можно оценивать внедрение в учебно-воспитательный процесс любого образовательного учреждения доступного для освоения педагогическим персоналом коррекционных и диагностических приемов для предупреждения хронической патологии. Соответствие выбранной для определенного подростка программы для развития его реальных достижений регулярно контролируется. Кроме этого, обеспечивается временная и пространственная организация реабилитационной среды.


В начало профилактической работы с подростками из групп риска входит изучение причин деформации личности, а так же их истоков; потом социальный педагог сосредоточивает свои усилия воспрепятствовав перерастанию многочисленных последствий дезадаптации в социально-психологические патологии.

С начала необходимо учитывать особенности подросткового возраста. Подросток, который совершает правонарушения, даже на словах высказав готовность «исправиться», далеко не всегда имеет внутреннюю потребность сделать это. Но сам факт согласия подростка контактировать со социальным педагогом, его приход, к примеру, в центр психолого-педагогической помощи или же спортивную секцию может говорить о том, что у него есть сомнения в целесообразности его привычной жизни, у него есть желание «что-то предпринять».

С точки зрения психологии, это не достаточно определенное состояние, не всегда адекватно оцениваемое и осознаваемое. У этого состояния нет определенного мотива, плана дальнейших действий, а так же понимания того, как нужно с этим «бороться». Именно психологи и социальные педагоги должны перевести эти диффузные состояния в другой ранг – в полноценную потребность в обычной жизни как основу и опору для создания настоящей внутренней смысловой установки вместо высказанной на словах, часто навязанной или же продиктованной и извне.

Такие задачи реализуются в четыре этапа:

Первый этап - мотивационный (создание высокой заинтересованности личности в предлагаемых ей психокоррекционных занятиях);

второй этап - ориентировочный (вводятся различные альтернативы мотивы, выборы, «опредмечивающие» такое потребностное состояние);

третий этап - установочный (здесь формируются приемлемые для данного подростка мотивы «изменений», к примеру, индивидуальные установки на неконфликтные отношения с мамой, «на трезвость»,);

четвертый этап - деятельностный (разработка планов и программ для подростков, у которых асоциальное поведение, вместе с социальным педагогом по организации будущего поведения в рамках определенной деятельности - творческой, спортивной, трудовой, учебной и т.д.).

Мероприятия по выявлению и стимулированию желания подростка «работать» над собой, принимать участие в определенном деле, работе, групповом общении относятся к сфере потребностного состояния и ориентировки.

Какие-то подростки, совершив правонарушение, не имеют желания зарабатывать деньги, учиться и т.д. они думают, что это совсем неинтересно, и

нарушает их привычный ритм жизни, утомляет их, отвлекает от времени проведенного с друзьями, от развлечений. У иных желание что-то изменить в жизни выражено достаточно явно, носит неопределенный характер: подросток не знает, чего именно хочет.

После квалификации и диагностики потребностного состояния социальный педагог предлагает подростку, который совершил правонарушение попробовать свои силы в различных видах деятельности - от простых контактов с друзьями в клубе или же кружке, на площадке, до сложных или же творческих занятий. Подросток должен иметь достаточно широкий спектр выбора, чтобы его первоначальное диффузное состояние изменялось в мотивообразование, т.е. могло подвергнуться психокоррекционному воздействию.

После обнаружения какой-либо другой склонности подростка социальный педагог вместе с инструктором, мастером, тренером, руководителем музыкального клуба или коллектива и др. помогает ему поглубже понять существо того дела, которым подросток хочет заняться, помочь ему раскрыть возможности и привлекательные стороны, перспективы.

Таким образом получается определенный, предметно обозначенный мотив, который позволяет перейти к психокоррекционному воздействию – постепенно преобразуя потребности в деятельность. На данном этапе социальный педагог совместно тренером, психологом и т.д. помогает подростку, который совершил правонарушение, получить конкретные навыки этой деятельности, а также расширить ее возможности.

В практике социальных педагогов нужно учитывать объект воздействия, иными словами производить дифференцированный подход по выбору метода деятельности с подростками, чтобы предотвратить преступность. К примеру, в психологической службе центра помощи семье и детям работа социального педагога имеет ряд направлений:

Консультирование в сфере профилактической работы, чтобы предотвратить для предотвращения преступности у подростков несет следующие задачи:

информирование родителей (педагогов и др.) о индивидуальных и возрастных особенностях изучаемого субъекта;

выявление вовремя у субъектов первичных психосоматических отклонений, а затем направление их в психолого-медико-педагогические консультации;

предупреждение вторичных отклонений в сфере развития и рекомендации по психопрофилактике и психогигиене (вместе врачом и психопатологом);


составление рекомендаций по психолого-педагогической коррекции трудностей обучения субъекта для объекта воздействия (родители, педагоги, социальные педагоги и др.);

составление рекомендаций по воспитанию подростка в семье (вместе со специалистами по семейной терапии, социальным педагогом);

работа с неблагополучными семьями;

проведение коррекционной работы в специальных группах, проводя консультации с подростками и их родителями;

лишение родительских прав;

попечительство, усыновление, и т.д.

Одной из главных и более сложных задач по профилактики для социального педагога в области семейных отношений, правонарушений, а также воспитания детей является работа с самой семьей.

Поэтому социальному педагогу нужно уметь выстраивать доверительные отношения, а также технологию для взаимодействия с семьей с целью профилактических мероприятий, чтобы возникали социальные отклонения у подростков. Л.Б. Филонов выделяет 6 стадий установления доверительных отношений между людьми по ходу общения. Важнейшие из них следующие:

На первой стадии нужно завоевать доверие как подростка, так и его родителей: «снять» с себя отрицательный настрой относительно подростка, найти в нем положительные качества, приятные для родителей, в целом это должно снять напряжение, а так же подозрительность, которые может быть у родственников подростка к социальному педагогу.

Создание своеобразной эмоционально-насыщенной среды Расширение тем доверительных бесед, т.е. ситуации, когда подростку нужен социальный педагог как слушатель, который понимает, сочувствует, и заинтересован в полном знании особенностей личности подростка, а также условий его воспитания.

Утвердившиеся доверительные отношения перерастают в активное взаимодействие семьи и представителей превентивных служб.

Естественно, различные направления профилактической работы должны применяться всегда, когда речь заходит о индивидуальном и дифференцированном подходе к подросткам при профилактике правонарушений. Специфика социальной работы с подростками, которые совершили правонарушение, состоит в том, что подростки бывают вполне собой довольны и не совсем не считают свое положение критическим. Неадекватное поведение с большей вероятностью обеспечивает подросткам «успех», которого они пытаются добиться. Подростки, которые пробуют наркотики или же вступают в ранние сексуальные связи, до поры и до времени не понявшие пагубность своего положения, вполне искренно отвергают любые советы «остановиться» и, самое главное, объяснений, почему так не нужно делать, но также не желают слышать о том, насколько на самом деле значима и реальна угроза такого поведения.


Необходимо что-то, ради чего подростков захочет сознательно отказаться от того или другого поведения. Другими словами, взрослые люди, будь это социальный педагог или же родители, они должны наглядно, убедительно, внятно и конкретно доказать подростку пагубность его поведения.

Итак, была рассмотрена деятельность социального педагога по профилактике правонарушений среди подростков, который по роду своей деятельности имеет сотрудничество с институтами формирования личности, разными ведомствами по оказанию им поддержки и помощи.
2.3 Методы и формы работы по профилактике правонарушений среди подростков

Специализированные учреждения для несовершеннолетних, которые нуждаются в социальной реабилитации, которые признанны, чтобы оказывать помощь тем категориям детей и подростков, которая раньше не пользовалась вниманием власти. Оставленные семьей и школой, подростки в лучшем случае обнаруживаются правоохранительными органами в связи с совершением противозаконных действий. Система специализированных учреждений для профилактики правонарушений среди подростков в нашей стране стала создаваться с 1992 года. Через усилия региональных и федеральных органов социальной защиты количество данных учреждений с 4 (в 2014 году) до 550 (в 2019 году); реабилитацию там прошло более 75 тысяч подростков.

Главная цель деятельности данных учреждений это социальная защита, а также поддержка детей, которые в этом нуждаются, их реабилитация и помощь в жизненном определении. Создание специализированного учреждения для подростков дает реальную возможность, чтобы оказывать им экстренную помощь.

Важный путь социальной профилактики правонарушений у подростков идет через организацию в условиях приютов систематического учебного и воспитательного учебного процесса, устранение существующей педагогической запущенности, а так же коррекция нарушений поведения. Самым лучшим образом проблема перевоспитания решается при помощи психолого-педагогических методов, которые были разработаны А.С. Макаренко апробированных в его педагогической деятельности. Это:

Метод переубеждения – ребенку даются весьма убедительные аргументы, включают его в критический анализ своих поступков.

Метод переучивания – для того, чтобы включить подростка в новый нравственный опыт, необходима предварительная организаторская работа.

Метод переключения - занятие ребенка учебой, трудом, спортом и какой-либо новой общественной деятельностью.