Файл: Курсовая работа по модулю Теоретикометодический модуль студента заочной формы обучения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 135

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


У младшего школьника учебная деятельность проявляется в начальных классах. Именно младший школьник в этом возрасте хочет узнавать много нового, открывать для себя новые возможности. Учащийся активно работает в процессе учебной деятельности, тем самым формирует познавательную активность на уроках, чем больше ученик успешен в учебной деятельности, тем больше у него развивается интерес к обучению.

На начальном этапе литературного образования, к ученику младшего школьного возраста соответствуют требования, которые направлены на развитие знаний, умений и навыков ученика, а не на его индивидуальное развитие. Таким образом, следует учитывать в процессе обучения формирование интереса к процессу чтения, а так же учитывать особенности читателей младшего школьного возраста.

Рассматривая особенности восприятия литературных произведений у школьника Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая и В.И. Логинова отметили, «что понимание художественного произведения детьми дошкольного возраста непосредственно связано с жизненным опытом ребенка. В случаях, когда литературные ситуации отличаются от личных впечатлений детей, они могут быть ими неверно поняты».

Н.Н. Светловская выделяет «ведущую закономерность, регулирующую включение младших школьников в чтение как речевую коммуникативную деятельность. Она представляет собой подчинение детского чтения трем аспектам подготовки школьников к самостоятельной деятельности в мире книг - это аспекты раскодирования текста, понимания прочитанного и постижения значимости книги для читателя, то есть сознательного выбора и самостоятельного чтения».

Для учеников младших классов важно найти в обучении чтению заинтересованность и эмоциональность в произведениях. Остросюжетное произведение и героические подвиги героев, поглощает внимание школьника в обучение литературному чтению. Следовательно, младшему школьнику необходимо предлагать произведения, которые способны его поразить при чтении.

У учеников младших классов рассматривают два типа отношения к художественному миру – это эмоциональное отношение и оценочное. Эмоциональное отношение к художественным произведениям включает в себя эмоциональное состояние, отношение младшего школьника на образы героев произведения, на их поступки и действия. Оценочный тип – это способность ученика анализировать литературное произведение, видеть, что хотел автор донести до читателя, находить главную мысль текста.


Следовательно, уровень понимания литературного произведения зависит от того как ученик сочувствует герою, от уровня осознание и понимания точки зрения автора, как ученик воспринимает художественный мир, а так же, осознает как произведение влияет на личностные установки школьника.

Готовясь к уроку, учителю следует соблюдать особенности младших школьников:

  • первоначальная эмоциональная реакция;

  • отождествление искусственного мира с реальным;

  • чуткость слова и художественных деталей;

  • действие присутствия, характерное для способности жить в изображении;

  • дефицит реакций на форму художественной формы.

В зависимости от этих особенностей восприятия младшего школьного возраста педагогу необходимо повысить интерес к чтению литературного произведения и урок литературного чтения, необходимый в процессе литературного развития.

Некоторые ученые полагают, что детское восприятие связано с мнимым реализмом, считая, что ученики не проводят границы между художественным и реальным миром, а, наоборот, расценивают происходящее и героев как настоящие, существующие в реальности.

Урок приобретает смысл, если он основывается на жизни школьника, на его опыт. Связывая жизнь ученика и изображенную в книге, младший школьник учится разбираться в происходящих с ним ситуациях, а также в людях и формировать в себе нравственные качества.

Стараюсь, чтобы на каждом уроке звучали проблемные вопросы, при этом они должны носить эвристический характер и опираться на жизненный опыт учащихся и знание произведения.

Учителю необходимо понимать и учитывать возрастные и психологические особенности младшего школьника в восприятия литературных произведений и на этой основе, строить уроки.

Согласно теории Л.С. Выготского, который утверждал, что «в центре структуры психических процессов, происходящих в младшем школьном возрасте, стоит развитие интеллекта, которое приводит к качественной переработке - «интеллектуализации» восприятия и памяти».

Для развития необходимы произведения, выделенные тонкими душевными переживаниями. При исследовании психологии младшего школьного возраста следует упомянуть переход от визуального мышления к словарно–логическому мышлению. Младшему школьнику намного легче проследить последовательность событий, чем определить причинной–следственные связи. Младшим школьникам легче определить и выделить наиболее яркие признаки героя, нежели существенные.



Особенностью восприятия текста у младшего школьника, является фотографичность. Ученик, читая текст, не может выделить конкретный момент, ему легче пересказать весь текст. Учителю, необходимо всегда направлять ученика на осмысления текса и на установление причинной–следственных связей.

В младшем школьном возрасте, по мнению И.Ю. Кулагиной, «появляется смысловая ориентировочная основа поступка - звено между желанием что–то делать и разворачивающимися действиями. Это интеллектуальный момент, позволяющий более или менее адекватно оценить будущий поступок с точки зрения его результатов и более отдаленных последствий».

Ученик испытывает трудность при определении мотивов поступков героев литературных произведений. Учащегося привлекает то, что в художественных произведениях подробно описываются поступки и поступки персонажей.

Для развития у младшего школьника оценочного отношения к поступкам героев произведений, необходимо формировать читательские умения, умения воспринимать образ героев, умение видеть позицию автора и так же умение выражать своё собственное мнение. Поэтому формирование культурного поля для младшего школьного возраста на уроке литературы может быть осуществлено путем изучения произведений искусства, анализа действий героев и их поступков. Для этого наиболее благодатный материал является литературными произведениями, поговорками, пословицами и так далее.

1.3 Приемы и методы формирования культурного поля младших школьников на уроках литературного чтения

Задача формирования культурного поля у младшего школьника очень сложна. И одним из предметов, который способствует развитию культурного поля, это урок литературного чтения.

В течение учебного года было использовано множество приемов и методов на уроках литературного чтения, которые способствовали формированию культурного поля у младших школьников.

На уроках использовались такие приемы как пересказ литературного произведения, объединять произведения одной темой, создавать свои рассказы после анализа произведения или героев произведений. В процессе урока литературного чтения были разработаны этапы формирования культурного поля, которые рассмотрены в таблице 1.1.

Таблица 1.1. Этапы процесса формирования культурного поля школьника.

Первый этап – это установление связи с культурным полем при изучении литературного произведения.

Первый этап включает в себя:

  1. повторение эстетической потребности, а также повторение познавательных мотивов;

  2. ставить перед собой цель;

  3. повторение уже имеющихся знаний и умений у младшего школьника.

Второй этап – это творческая деятельность младшего школьника на уроках литературного чтения.

Второй этап включает в себя:

  1. применение знаний и умений при творческой работе на уроках литературного чтения;

  2. приобретение новых знаний, опыта творческой деятельности.

Третий этап – это этап

присвоение культурного поля

  1. применение новых знаний, умений и навыков;

  2. формирование новых интересов, укрепление и развитие мотивов культуротворческой деятельности;

  3. осмысление (присвоение) полученного опыта;

  4. формирование ценностей;

  5. актуализация новых потребностей, мотивов культурособразного поведения.


Культурное поле формируется в определенной культурной среде. В свою очередь культурная среда включает в себя:

  1. Общественные институты: семьи, учреждения доп. Образования, общеобразовательные учреждения.

  2. Культурные учреждения: библиотека, музеи, памятники, цирк – каждый по–своему приобщает ученика к культуре, а также формирует культурное поле младшего школьника. Для этого необходимо учителю, а так же родителям с детьми посещать учреждения данного рода.

  3. СМИ, как среда формирования культурного поля.

  4. различные детские объединения: сообщества детей (дворовые компании, группы, объединяющиеся по принципу пристрастия к определенным молодежным течениям и т.д.) (Анохина, 2017)

Педагогический процесс начального общего образования можно назвать одним большим пространство для формирования культурного поля младшего школьника, которое и является основой всего обучения детей.

Важно учитывать, что культурное поле формируется не только на уроке, но и вне школы, в общении с другими людьми, в чтении, просмотре фильмов и т.д. Поэтому учитель должен стараться создать благоприятные условия для развития культурного поля ученика не только на уроке, но и вне школы.

Для этого учитель может проводить различные мероприятия, такие как экскурсии, походы в музеи и театры, организовывать чтение книг и обсуждение фильмов, приглашать культурных деятелей для проведения мастер-классов и дискуссий.

Важно также учитывать, что культурное поле ученика формируется в процессе его взаимодействия с окружающим миром и другими людьми. Поэтому учитель должен способствовать развитию у учеников таких качеств, как уважение к другим людям, терпимость к различиям, открытость к новому и неприверженность предубеждениям. С.И. Петрова считает, что «процесс формирования культурного поля школьника важно создавать ситуации, побуждающие ребёнка к поступку, к активной деятельности, в процессе которой формируется личность как целостное существо, вырабатываются потребности, устанавливается их иерархия».

На уроках литературного чтения можно использовать такие приемы, которые способствуют формированию культурного поля:

– создание проблемной ситуации вопросом «Что хорошо, а что плохо?»

–выполнение творческих заданий, анализирую поведения героя произведения;

– применять групповые виды работы
;

– проектную деятельность;

– создание этических ситуаций. (Выготский, 1991)

Формулировка заданий зависит от содержания работы на уроке. Эти задания необходимы школьнику для формирования культурного поля, то есть устанавливать связь, которая позволяет проникнуть и понять прочитанное.

Задания направлены на поиск дополнительных сведений об авторе, герое, исторических фактах, упоминаемых в произведении, поиск иллюстраций к литературному произведению.

При изучении литературных произведений выделяются такие этапы:

  1. Прочтение и анализ литературного произведения;

  2. Нахождение связей текста произведения с культурным пространством;

  3. Выбор задания. Ученику интереснее выполнять задание, которое он выберет самостоятельно, потому что ему это по силам;

  4. Проведение рефлексии и подведение итогов анализа. (Петрова, 2015).

Строя урок литературного чтения, необходимо учитывать все эти этапы, так как это будет способствовать:

1. Формированию у младшего школьника умений понимать мысль автора, то, что он хотел донести;

2. знакомство с новыми видами связей в культурном пространстве (страноведение, декоративно–прикладное искусство, мир и т. д.);

3. Приобретение новых умений, знаний и навыков, при анализе произведений;

4. Развивать познавательный интерес к процессу обучения.

В.А. Сухомлинский(страница) считал, «что хорошо поставленное чтение в начальных классах создает прочную основу для выполнения детьми творческих работ, развивает их мышление, воображение, речь, нравственные качества: «никто так не организует поведение учащихся и не воспитывает их волю, как эмоционально воспринятые и глубоко осмысленные художественные образы». Воспитание художественным словом приведет к большим изменениям в эмоциональной сфере ребенка, что способствует появлению у него живого отклика на различные события жизни».

Поэтому ребенок может вызвать первичное потребление культурного поведения и следить за тем, как он себя поведет.

Поэтому уделять больше внимания именно полю культуры младшего школьного возраста, чем предполагается в учебных пособиях.

Необходимо разрабатывать более эффективные методы формирования культурной среды, которые включат в себя различные виды изучения материалов, в том числе рассматривать информацию из разных предметов обучения, а также не забывайте о мотивации младшего школьного возраста и сформировать его культурные потребности. На основе представленного в учебниках материала необходимо проводить работу с учениками, чтобы оно способствовало именно развитию культурного поля.