Файл: Курсовая работа по модулю Теоретикометодический модуль студента заочной формы обучения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 138

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Перед учителем стоит задача грамотно подобрать эффективные методы и приемы для понимания темы и идеи анализируемого произведения, дать характеристику нравственных качеств героям, данная задача является главной в формировании культурного поля школьника.

Важным представляется вопрос о формировании мотивации, кругозора, принятии решений у младших школьников, а так же проблема формирования культурного поля в процессе обучения на уроках литературного чтения. С этой целью был рассмотрен педагогический опыт в формировании культурного поля младших школьников на уроках литературного чтения.

Одним из основных аспектов формирования культурного поля является мотивы и потребности школьника. В результате активной деятельности школьника, происходит процесс приобретения новых знаний, умения и навыков, а так же формируется культурное поле.

Во время занятий по чтению обсуждаются концепции добра, зла, смирения, искушения и способствуют формированию моральных качеств, таких как дружба, помощь, ответственность и другие.

В течение всего курса изучения литературы младшие школьники могут наблюдать проявление моральных качеств в различных ситуациях, описанных в литературных произведениях или реальной жизни. Анализ таких моделей поведения предоставляет обширный материал для усвоения этических знаний и формирования культурного уклада.

После просмотров уроков литературного чтения, а также процесс работы с литературными произведениями, были выделены эффективные приемы и методы, которые способствовали развитию культурного поля на уроках младшего школьника. Данный процесс рассматривался во 2 классах.

Вначале учителем 2 класса Морозкиной И.В. была проведена диагностика, которая направлена на выявления уровня сформированности культурного поля. (Воюшина, Петрова, 2011)

Ученикам 2 класс было предложено ответит на 3 вопроса:

  1. Нравится ли вам читать книги? Почему?

  2. Какие книги вам нравится читать и какую прочитали последнюю? Почему?

  3. Интереснее читать книгу или смотреть мультфильмы? Почему?

По результатам анкеты учитель сделала анализ и пришла к выводу, что большинство учеников её класса не могут ответить на вопрос «Почему?». В основном все отвечали поверхностно «потому, что сказал учитель», «интересно», «потому что много сюжета и героев» и т.д.
Можно сделать вывод, что ученикам сложно проанализировать собственные впечатления, а так же выразить свои мысли. На это указывает и тот факт, что вопрос «Почему?» оказался наиболее сложным для учеников.

В дальнейшем на уроке литературного чтения Морозкина И.В. применяла приемы и методы, которые способствуют формированию культурного поля. Работа по формированию культурного поля у младших школьников включала в себя воздействия на когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты.

Метод проектов, предполагает, что младший школьник включается в процесс решения конкретной задачи. На уроках литературного чтения могут использоваться различные виды проектов. В процессе проектной деятельности дети учились жить в дружбе, быть добрыми и отзывчивыми, а так же познакомились с традициями и народным творчеством. (Петрова, 2015)

На уроке литературного чтения, при изучении произведения В. Драгунского «Тайное становиться явным», использовался такой прием, как «иллюстрация» и «этическая беседа».

Этическая беседа. Ученик отвечает на вопросы учителя, тем самым он анализирует поступок героя рассказа и делает вывод, плохо или хорошо он поступил, выкинув кашу из окна.

На уроках использовались такие виды работ как:

–Подбор пословиц к характеристике героев;

Объясните, как вы понимаете смысл этой пословицы? Почему лень обедняет человека? Как работа обогащает? Какие примеры из жизни вы можете привести, связанные с содержанием пословицы? Работа обогащает – лень обедняет!

Так же на уроках при изучении сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» использовались следующие задания:

В русской народной сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» осуждается обман, жестокость, а также хитрость, непослушание.

А одобряется трудолюбие, порядочность и доброта.

Интереснее говорить о главном герое, представляя, как он выглядит. Но в сказке нет описания Алёнушки.

Одним из задания является пофантазировать, включить воображение и представить образ Алёнушки, нарисовать её.

Пользуясь вопросом из учебника, детям предлагается выбрать варианты ответов, какая была Алёнушка в сказке? (предложенные автором учебника) и проанализировать, объяснить, в чём проявляется доброта у Алёнушки.

Так же на уроке задается вопрос: «Какие герои в сказке олицетворяют такие человеческие качества как добро и зло?» «Опишите этих героев№».


После получения ответа обучающие рисуют с соседом по парте двух действующих героев, смотря на них, сразу можно определить кто хороший герой и кто злой.

Для развития культурного поля с учениками была проведена игра «Скажи наоборот».

Условия игры: обучающиеся делятся на две команды. По очереди каждая команда называет какое–либо представление, относящиеся к главным героям (Алёнушка и ведьма).

Например: Алёнушка – добрая, ведьма – злая.

После игры «Скажи наоборот» ученикам педагог задаёт вопрос:

«Без качества человека не было бы счастливого конца сказки?» Предложить обучающимся сделать вывод, что такое доброта и какими качествами должен обладать человек.

При построении урока по произведению «Дедушка Мазай и зайцы» Н. Некрасова, были использованы приемы: этическая беседа, выполнение творческих заданий, а так же самоанализ работы.

Основная мысль поэмы заключается в том, чтобы сформировать у учащихся любовь ко всему живому, проявлять такие качества как доброта и бескорыстие, а так же в данной поэме осуждается бессмысленная жестокость по отношению к животным.

Дед Мазай любит все живое. Этого героя можно назвать гуманистом, хорошим хозяином и добрым охотником, у которого есть честь и доброе сердце. Он не может позволить пользоваться бедой, пришедшей к зверькам.

Задание № 1. Учитель делит весь класс на 3 группы. Каждой группе необходимо ответит на вопрос, который им выдал учитель.

Вопросы для групп:

  1. «С каких мыслей Мазай начинает свой рассказ?», «О чём он переживает?»

  2. «Какие человеческие пороки описываются в начале поэмы?»

  3. «Как ласково называл Дед Мазай зайцев?» (бедные зверьки, зайцы мои, зайчики и т.д.).

Каждой группе дается на рассуждение 5 минут, после чего выходят к доске и отвечают на свои вопросы.

Задание № 2. Проанализировав ответы школьников, учитель проводит игру «Алфавит» для развития нравственного феномена «доброта». По очереди младшие школьники вытягивают по одной карточке с буквой.

Обучающиеся должны назвать нравственное представление начинающееся на эту букву, которое присуще главному герою произведения. Тем самым, школьники для себя ответят на вопрос: «Какими нравственными представлениями обладал Мазай?»

Задание № 3. Ученики выделяют множество нравственных качеств главного героя. После учитель раздает группам карточки, на которой изображен ребус и предлагает разгадать его, чтобы узнать каким главным нравственным качеством обладал Дед Мазай.




Рис. 1 Дедушка Мазай и зайцы

Ребус к поэме «Дедушка Мазай и зайцы» Н. Некрасов

После того, как учитель дает ответ, он просит младших школьников описать, что такое доброта. Затем школьники разбиваются на три группы и пытаются найти как можно больше вариантов синонимов к слову "доброта".

Проверка проводится коллективно. В группах учеников также дают задание составить пословицу, объединяя две ее части, и ответить на вопрос: "Что объединяет все эти пословицы?"

Название таблицы

На последнем этапе дается творческое задание «Самостоятельно составить синквейн (нерифмованное стихотворение) про Мазая и записать его в тетрадь».

Тиманова О.И. считает, что «персонажи художественного текста предстают перед ребенком как личности со свойственными им психологическими особенностями и жизненным опытом, что приближает наблюдаемую ситуацию, ребенок сопоставляет ее с теми моделями поведения, которые есть в его личном опыте, в результате чего его представления о нравственных нормах и правилах поведения подвергаются проверке, корректировке и переработке».

При этом он сам выбирает образец поведения. В качестве основного средства обучения используются тексты художественных произведений, содержащие ситуации нравственного выбора или проявления нравственных чувств и нравственных отношений. (Аничков, 2017)

В качестве обязательного элемента на уроке – это обращение к личному опыту ребенка и его мыслям на обсуждаемую тему.

2.2. Диагностика и методика формирования культурного поля у детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения

В процессе развития культурного поля у детей младшего возраста на уроках литературного чтения, необходимо провести диагностику на выявление уровня сформированности культурного поля.

Диагностика и работа по развитию культурного поля у детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения рассмотрена во 2 классе.

Данная работа состояла из констатирующего этапа (диагностическое исследование) и формирующего (разработка методических рекомендаций) этапа.

На констатирующем этапе необходимо установить начальный уровень орфографического навыка каждого ученика. Были определены задачи данного этапа:

1. Определить критерии и уровни сформированности культурного поля;

2. Разработать задания для выявления уровня культурного поля на уроках чтения;

3. Провести саму диагностику и определить уровень каждого ученика.

При изучении курса литературного чтения возникает вопрос о контакте учащегося с героями произведения, их совместном сопереживании и представлении о нравственности произведения.

По словам К.Д.Ушинского, «чтение – это упражнение в нравственном чувстве, поэтому наиглавнейшая задача уроков чтения – нравственное развитие, становление личности ребенка, обогащение души через чтение, размышление, через чувства» (ссылка)

К показателям сформированности нравственных представлений были отнесены:

Первый показатель: когнитивный. Данный показатель характеризуется следующими критериями: – осознание детьми нравственных норм и представлений о нравственных качествах героев; – мотивированная оценка поведения героя; – обоснование выбора героя с позиции соответствия нравственным нормам.

Второй показатель: эмоциональный. Данный показатель характеризуется следующими критериями: 30 – положительное эмоциональное отношением к сказочному герою, поступающему в соответствии с нравственными нормами; – выражение эмоционального отклика в мимике, жестах; – проявление эмпатии по отношению к сказочному герою, который является эталоном нравственного поведения.

Третий показатель: поведенческий. Данный показатель характеризуется следующими критериями: – проявление нравственной направленности во взаимодействии со сверстниками и другими людьми в ситуации нравственного выбора. – оценка своих поступков с нравственной позиции (ссылка).