Файл: Курсовая работа по модулю Теоретикометодический модуль студента заочной формы обучения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 134

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Рассмотрим фрагмент урока «Проведение диагностики» на уроках литературного чтения во 2 классе, представленный в таблице 2.2. Использовалась методика И.Б. Дермановой «Что мы ценим в людях?»

Таблица 2.2.

Этапы

Деятельность учителя




Проведение диагностики

Вам предлагается мысленно выбрать двух персонажей из любой сказки:

Первый герой должен быть положительным, тот на которого вы хотели быть похожими;

Второй герой – отрицательный.

Напишите на листочке выбранных вами героев и запишите их качества, которые вам нравятся в них и которые не нравятся, и привести по три примера поступков на эти качества из произведения.



Ученик дает нравственную оценку поступкам героя что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на нравственные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т.п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т.п.) – на безнравственный поступок.


Так же на уроке использовалась методика Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте». (ссылка)

Цель данной методики – выявить уровень сформированности поведенческого показателя нравственных представлений.

Методика проведения представлена в таблице 2.3.

Таблица 2.3.

Форма работы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Групповая форма работы

Учитель читает вопросы ученикам, для ответа на которые необходимо представить жизненную ситуацию и представить, как бы он повел себя в данной ситуации.

Вопросы представлены в приложении 1.

Предварительно подготавливаются листы бумаги для более удобного подсчета результатов. Важно проследить за тем, чтобы во время тестирования атмосфера содействовала сосредоточенности, искренности, откровенности. Вопросы теста должны быть прочитаны поочередно монотонным голосом, чтобы интонационная насыщенность не влияла на выбор ответа. Учащимся предлагается выбрать один из трех предложенных ответов и обозначить его знаком.

Дети читают вопросы и выбирают один из вариантов ответов.



Второй этап формирующий. Цель данного этапа это разработать методические рекомендации по развитию культурного поля у детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения.

Научить определять главную мысль литературного произведения, а так же делать выводы по прочитанному произведению – является основной целью урока литературного чтения.

Литературные произведения – это как мудрые наставники, которые помогают нам научиться жить и действовать в разных ситуациях.

Авторы, создавая свои произведения, вкладывают в них моральные, научные или эстетические ценности, делятся своим опытом и предупреждают нас о возможных опасностях в жизни, помогая нам справляться со сложностями и находить выход из сложных ситуаций.

Весь образовательный курс ставит задачу расширить возможности детей «наблюдать» за проявлением нравственных качеств в различных ситуациях и взаимодействиях, описываемых в художественных произведениях или происходящих в реальной жизни. Такой анализ поведения, представленного в моделях, дает значительное количество материала для накопления этических знаний и формирования культурного контекста.

Определение понятий раскрываются на уроках по– разному:

  1. формируется учителем в процессе обсуждения темы в начале занятия или в качестве итога;

  2. в ходе беседы или анализа ситуации учитель выводит учеников на указание существенных признаков понятия, не давая при этом его определения инее употребляя терминов;

  3. учитель уточняет значение уже известных учащимся слов.

Мы считаем, что обращение к личному опыту и мыслям учащихся является обязательным компонентом каждого урока. Мы придаем огромное значение тому, чтобы каждый ученик мог высказать свою точку зрения, так как это помогает им развивать уверенность в своих возможностях, положительное отношение к себе и проявлять внимание к мнению коллектива.

На уроках используются такие формы и виды деятельности, как:

  1. игры, игровые ситуации,

  2. изобразительная деятельность,

  3. коллективные творческие работы,

  4. написание детьми рассказов и стихов, заполнение рабочих листов,

  5. занимательный материал,

  6. создание газет по материалам творческих заданий.

На формирование культурного поля детей огромное влияние оказывает такая форма работы, как создание этических ситуаций. Моделирование этических ситуаций как совокупность условий и обстоятельств, создает определенные отношения, положения, содержание моральное противоречие, требует разрешения учащимися.



В педагогической практике используются такие этические ситуации:

  1. Проблематическая ситуация заключается в использовании новых знаний для решения проблемы.

  2. В рамках конструктивной ситуации проектируется поведение в определенных условиях.

  3. Прогностическая ситуация направлена на развитие умения предвидеть последствия определенных действий, будь то своих или чужих.

  4. Оценочная ситуация призвана сформировать и развить навыки оценки ситуации.

  5. Аналитическая ситуация предназначена для анализа правильных и неправильных действий участников.

  6. Репродуктивная – предполагает возможность словесно или практически продемонстрировать опыт поведения.

Включение этических ситуаций происходит успешнее, если:

  1. тщательно, изучена совокупность условий, в которых разворачивается жизнедеятельность учащихся;

  2. внимательно изучен их жизненный опыт;

  3. осуществляется подбор ситуаций, адъективных возрасту детей, их предшествующему опыту;

  4. логике развивающего учебного процесса.

В результате использования этих ситуаций у учащихся развивается нравственное мышление, закрепляются этические знания и умения, формируется культурное поле в целом.

Из опыта педагогов следует, что для более эффективных уроков чтения необходимо использовать музыкальные и художественные произведения искусства. Простое заучивание и перечитывание даже известных литературных произведений не доставляет удовольствие и радость детям от общения с книгой.

После проведения уроков была проведена повторная  диагностика.

Использование приемов и методов эффективно и положительно повлияло на формирование культурного поля учащихся младших классов. Количественные данные приведены в таблице 2.5.

Таблица 2.4.

   

      Наблюдается положительная динамика в поведении учащихся, направленная на освоение культурного поля. Следовательно, использованные методы и приемы на уроках литературного чтения, эффективно воздействуют на формирование культурного поля у младшего школьника.

Таким образом, можно составить методические рекомендации по формированию культурного поля у младшего школьника:

  1. Анализируйте текст с учеником по образцу, чтобы ученик в дальнейшем смог сам анализировать художественное произведение;

  2. Перечитывайте текст с младшими школьниками на уроках, чтобы более точно проникнуть в смысл художественного произведения;

  3. Помните и учитывайте возрастные и психологические особенности младшего школьника, ученики имеют своё виденье произведения;

  4. Используйте разные виды заданий на уроках литературного чтении (творческие задания, проектная деятельность, а также самостоятельная работа), которые побуждать учеников к анализу произведения, к анализу поступков героев сказок и рассказов.

  5. Применяйте на уроках литературного чтения загадки, пословицы и поговорки;

  6. Для формирования культурного поля важно организовать учение как коллективную деятельность, пронизанную высоконравственными отношениями. Влияние коллектива на личность оптимально тогда, когда каждый ребенок занимает в коллективе адекватное своим возможностям место, становится незаменимой личностью.

  7. В основе формирования культурного поля должно лежать диалоговое общение учителя с учеником;

  8. Для формирования культурного поля важно, чтобы процесс проходил осознанно. Поэтому педагог должен дать знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им.



ВЫВОД ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

Основной целью изучения литературы является привлечение учащихся к богатству художественных произведений, а так же развитие у них эстетического воспитания и восприятия литературных явлений и явлений жизни, отраженных в литературных произведениях, и формирование на этой основе культурного поля у учащихся младших классов.

Материал и содержание уроков, дают возможность видеть искусственно созданные модели поведения практически в любой жизненной ситуации.

Итак, формирование культурного поля у младшего школьника происходит на уроке литературного чтения, а содержание уроков – верное средство для этого. Для выявления уровня сформированности культурного поля у младших школьников необходимо использовать произведения разных видов, а в качестве основной формы работы проводить беседы с учащимися на нравственные темы.

Научить определять главную мысль литературного произведения, а так же делать выводы по прочитанному– является основной целью урока литературного чтения. Главная задача учителя на уроках литературного чтения грамотно подобрать эффективные методы и приемы для более успешного и глубокого понимания темы и идеи произведения, которые способствуют формированию культурного поля у школьника.

На уроках необходимо анализировать текст с учеником по образцу, учитывать возрастные и психологические особенности младшего школьника, использовать разные виды заданий (творческие задания, проектная деятельность, а так же самостоятельная работа), а так же применять на уроках литературного чтения загадки, пословицы и поговорки.

Для формирования культурного поля важно, чтобы процесс проходил осознанно. Поэтому педагог должен дать знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема воспитания личности у младшего школьника – это одна из самых важных проблем в современном мире, так как современное образование, требует нравственного воспитания учащихся, а также вхождение ребенка в культурное поле, освоение им культурной среды, формирование культурного пространства.

Люди, у которых культурное поле сформировано на высоком уровне, всегда являлись двигателями процесса цивилизации, который никогда не стоит на месте и все время развивается.


Процесс формирования должен быть включен в процесс обучения младшего школьника. Создавать задачи на уроках литературного чтения, которые пробуждают ученика к самостоятельному поиску и развитию культурного поля.

Федеральный государственный стандарт начального общего образования предполагает воспитание культурной личности.

Культурное поле – это личное пространство личности человека, где потребности, ценности, мотивы, интерес и активная деятельность, позволяют создавать культурное поле у младшего школьника. У учителя, главная задача побудить младшего школьника к выходу в культурное поле. Для этого в нашей работе мы используем различные методы и приемы на уроках литературного чтения.

У учеников младших классов рассматривают два типа отношения к художественному миру – это эмоциональное отношение и оценочное. Эмоциональное отношение к художественным произведениям включает в себя эмоциональное состояние, отношение младшего школьника на образы героев произведения, на их поступки и действия. Оценочный тип – это способность ученика анализировать литературное произведение, видеть, что хотел автор донести до читателя, находить главную мысль текста.

От младшего школьника требуется эмоциональная ответственность, способность конкретизировать литературные образы в воображении читателя, понять позицию автора, идейно–эстетически оценить произведение – явление художественное.

В современных образовательных программах усилена практическая направленность на уроках литературного чтения. Практическая направленность проявляется в формировании у младшего школьника способность разбираться в прочитанном и высказывать своё мнение.

На уроках литературного чтения можно использовать такие приемы, которые способствуют формированию культурного поля:

– создание проблемной ситуации вопросом «Что хорошо, а что плохо?»

–выполнение творческих заданий, анализирую поведения героя произведения;

– применять групповые виды работы;

– проектную деятельность;

– создание этических ситуаций.

Формулировка заданий зависит от содержания работы на уроке. Эти зада–ния необходимы школьнику для формирования культурного поля, то есть уста–навливать связь, которая позволяет проникнуть и понять прочитанное.

Задания направлены на поиск дополнительных сведений об авторе, герое, исторических фактах, упоминаемых в произведении, поиск иллюстраций к лите–ратурному произведению.